Главная - Обустройство гаража
Обычаи и традиции при приготовлении праздничного хлеба. Хлеб

Хлеб. Обряды и обычаи. Древнеславянские зарисовки

Удивительно, что мы, живущие в начале третьего тысячелетия, по уровню культуры отношения к Хлебу, стоим на более низкой ступени, чем наши предки - древние славяне, которые верили в его святость… В народном сознании древних славян ценность Хлеба всегда приравнивалась к ценности Жизни… Зерно … В представлении народа, зерно, содержащее в себе зародыш будущей жизни, уподобляется круговороту: Жизнь - Смерть - Жизнь… Без земледелия человечество не могло бы существовать. Зерно было непременным атрибутом всех семейных праздников древних славян. Накануне Рождества в дом торжественно вносили большой овсяный или ячменный сноп - залог будущего урожая - и ставили в угол избы. Особенно широко и разнообразно использовали зерно в свадебных обрядах. Жениха и невесту, а часто и всех участников торжества осыпали зерном каждый раз, перед тем, как они покидали дом, отправляясь в церковь или возвращались оттуда. Зерно нашло применение и в родильной обрядности. Пуповину новорожденного обязательно заворачивали вместе с зерном или куском хлеба, чтобы ребенок был богатым. В древнерусских похоронных обрядах широко известен обычай посыпать зерном лавку, где лежал покойник, или дорогу, по которой его понесли. Зерно использовалось и в различных гаданиях, предвещающих будущую богатую жизнь или предстоящую свадьбу.

Домашняя утварь. Большую символику и значимость имела домашняя утварь, которая использовалась при изготовлении Хлеба и его последующем хранении. Одной их распространенных являлась - «КВАШНЯ», «ДЕЖА». Еще с вечера тесто замешивали в квашне, которую мыли раз в год, в четверг на Страстной неделе. Вымытую дежу накрывали крышкой или переворачивали и «наряжали» - обвязывали женским поясом, полотенцем, затем накрывали скатертью и сверху клали хлеб с солью. Затем дежу выносили во двор и ставили на стороне, где восходит солнце, а после восхода вносили обратно в дом. Делалось это все для того, чтобы набралась дежа сил от небесных светил, чтобы не переставал удаваться в ней хороший хлеб. Еще одним их важных предметов утвари хлебопечения у древних славян, являлась ХЛЕБНАЯ ЛОПАТА. На неё клали приготовленный для выпечки хлеб, чтобы поместить в ПЕЧЬ. Хлебная лопата, которая постоянно соприкасалась с огнем, обладающей очистительной и омолаживающей силой, стала магическим орудием у древних славян… так. Ей использовали в борьбе с небесной водой - дождем, градом. При приближении градовой тучи хлебную лопату выносили из дома, а иногда просто выбрасывали во двор. Большое значение придавалось ХЛЕБНИЦЕ. ХЛЕБНИ служили для хранения одной или двух ковриг хлеба, предназначенных хозяевами для еды на сутки. Остальной хлеб хранился в большом ларе, стоявшем в сенях или клети. Место хлебни было в избе - в переднем углу, на лавке под иконами…

Обряды и обычаи.

Неотъемлемой частью культуры древних славян являются обычаи, приметы, жертвоприношения, праздничные обряды, связанные с Хлебом. Обрядовое употребление Хлеба встречается практически в каждом празднике. Например, в святочных жертвоприношения богам, использовали животных и кашу, отчасти - Хлеб. По разнообразным древнеславянским обычаям и обрядам можно определить обрядовую связь каши с печеным хлебом и постепенный переход обрядовой каши в обрядовый хлеб. Прежде всего, хлеб является дополнением к каше, причем, каша предназначена была для людей, а хлеб - для домашних животных. На Рождество готовили КУТЬЮ, древние славяне готовили её исключительно из пшеницы, пекли ПИРОЖКИ. Кутья и пирожки составляли ВЕЧЕРЮ, которую носили родственникам - дедушке, бабушке, крестным родителям, детям. Отведавшие вечери взамен съеденной добавляли свою кутью. Такой обмен был направлен на упрочение родственных связей. На Крещение, возвратившись домой с освященной водой, брали пирожок или кусок хлеба, «чтобы не голыми были», кропили хозяйство, двор. Хлеб в святочных гаданиях о замужестве, жизни - смерти, урожае - неурожае использовался очень активно в разных формах: зерно, лепешки, пирожки, калачи, кутья, ломти хлеба… По обрядовому употреблению хлеба Святки и Масленница представляют большое сходство. Это части одного и того же древнего праздника, сложного, торжественного, продолжительного. Почти повсеместным масляничным кушаньем являлись блины, калачи, пряженцы и оладьи. На Пасху готовили обрядовый хлеб -«паску» - основной символ этого праздника. Обычный хлеб у древних славян нельзя было печь по пятницам. Паску обычно готовили в пятницу. После Пасхи следовали проводы, родительская - день, посвященный умершим предкам. Обязательной составляющей этого праздника являлось посещение могил. На кладбище брали с собой и паску. Хлеб использовали в народной медицине при лечении «сухотки», «гузок» - бородавок, «ячменя», «волоса», лихорадки. Для лечения «сухотки» у ребенка, пекли большой бублик размером с окно и ставили на окно - простынуть (помните сказку «Колобок»?). Окно раскрывали и через бублик и окно проносили ребенка. Бублик затем отдавали собаке. Для лечения бесплодия брали три, семь или десять зерен гороха, мочили в холодной воде, в которой стирали рубашку после регул, высаживали и поливали зерно той же водой. Проросшие зерна очищали и съедали. Считалось, сколько зерен прорастет, столько и родится детей. Хлеб обязательно использовался в обряде новоселья, «входын». В новый дом сначала на ночь запускали животное, чаще кошку, петуха, а затем вносили освященную икону и хлеб. Акт высокой важности - первый крик ребенка в «области печали и юдоли». Рождение ребенка окружено было у древних славян значительным количеством любопытных обрядов, раскрывающих их воззрение на беременную женщину и новорожденного ребенка. Во время ритуала «размывания рук» на стол в первую очередь ставили хлеб - соль. Бабушка - повитуха становилась в святом углу, держа в руках хлеб и чашку с водой. Потом она лила воду на руку роженице и пила эту воду. После этого хлеб и вода передавались роженице. Этот обряд у древних славян совершался на третий день после рождения ребенка. С этого момента мать кормила грудью, а до этого - «жвачкой» - разжеванной, смоченной макушкой хлеба, завернутой в марлечку. Хлеб имел у древних славян своеобразное юридическое значение. Хлеб помогал установлению семейных и дружеских отношений, являясь сакральным символом, выполнял роль печати на народных договорах, в быту и ритуалах. Хлеб - «корневая, родовая память» древних славян. Неуничтожима категория бытия человека - любовь и вера, которые в определенном качестве содержатся в обрядах, связанных с Хлебом. В Институте растениеводства г. Санкт - Петербурга собрана огромная коллекция зерен, насчитывающая более ста тысяч различных образцов пшеницы, ржи, кукурузы, и других культур. В водовороте воны, когда рушились дома, гибли ценности, коллектив института продолжал хранить коллекцию. Народ не в праве забывать бесстрашных водителей, доставляющих хлеб под фашистскими бомбами в осажденный голодающий Ленинград по льду Ладоги - ДОРОГЕ ЖИЗНИ. И в суете нашей быстротечной жизни необходимо помнить и знать, что безмерное уважение к ХЛЕБУ было во все времена. ХЛЕБ - САМАЯ СВЯЩЕННАЯ И СОКРОВЕННАЯ ЧАСТЬ ТРАПЕЗЫЛЮБОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭПОХИ ВСЕХ НАРОДОВ. ЭТО НАС ОБЪЕДИНЯЕТ.

1:502 1:512

Хлебная магия

1:555

Хлеб - это, наверное, один из самых древних продуктов питания. Согласно историческим данным, появился он около 15 тысяч лет тому назад. Сначала, конечно люди употребляли сырое зерно, но потом научились растирать его, используя камни, смешивать полученную муку с водой и делать хлеб.

1:1075 1:1085

2:1590

Кто жил во времена СССР, наверняка помнят такой лозунг: «Хлеб всему голова!». Разумеется, такой важный продукт просто не мог не использоваться в магии. Наши предки заметили, что магические операции с хлебом приносят ожидаемые положительные результаты.

2:475

Так появилось целое направление - магия хлеба.

2:577

3:1082 3:1092

«Хлебные» ритуалы

Друиды на своих кострах выпекали особый, ритуальный хлеб. Каждый, кто пробовал хотя бы кусочек такого хлеба, получал его магическую силу. Поэтому было принято, что все члены рода собираются вместе на трапезу, на которой обязательно кушали ритуальный магический хлеб. Также было принято кормить этим хлебом домашних животных . По полям разбрасывались крошки магического хлеба: считалось, что так можно увеличить плодородие почвы.

3:1948

Интересно отметить, что для приготовления обрядовых лепешек и замешивания теста древние люди использовали специальную овечью шкуру, которая считалась оберегом и талисманом, дарящим плодородие.

3:366

У древних галлов была традиция: печь из овсяной муки хлеб с дырочкой посредине и разбрасывать этот хлеб по полям, на котором обычно пасется скот. Люди верили, что так можно уберечь животных от поедания хищниками.

3:761

Стоит отметить, что древние египтяне хлеб, солнце и золото обозначали одинаковым символом - кругом с точкой по центру.

3:991 3:1001

Древние греки считали, что если хозяин не подает гостям на стол хлеб, то он беден . Люди верили, что не употреблять хлеб является очень большим грехом, за который боги обязательно накажут.

3:1352

В Тибете есть обычай развеивать по ветру муку грубого помола - цампу . Причем данный ритуал могут проделывать с самой разной целью: чтобы попросить о чем-то духов природы, на Новый год, при рождении ребенка, а также на похоронах - для того, чтобы душа умершего быстрее отошла в мир иной.

3:1893

3:9

4:514 4:524

Хлеб для исцеления

Самый главный продукт на столе наши предки использовали также и в качестве лекарственного средства.

4:756

К примеру, на Руси нарывы лечили, прикладывая к ним пожеванный хлеб вперемешку с сахаром или солью.

4:942

Ржаное тесто очень хорошо помогало от ломоты в костях.

4:1047

А для того, чтобы остановить кровотечение был один проверенный способ - выпить ржаную муку, которая разведена в воде.

4:1280

5:1785 5:9

Гадание на хлебе

Когда люди пекут хлеб, Демоны убегают в горы…
Старая арабская пословица

5:201

Хлеб - священный продукт. Но хлеб не только символ жизни, он еще и показатель грядущих событий. Дрожжевое тесто получает свой вкус и качества не только от воды и муки, дрожжей и сахара. Его свойства во многом зависят от биоэнергии, в него вложенной.

5:658

Это хорошо знали на Руси, и поэтому, чтобы определить характер будущей невесты, внимательно следили за тем, какой у нее получается каравай . Много веков прошло с тех пор, но старые приметы, позволяющие по характеру испеченного хлеба судить о человеке и его судьбе, верны и поныне.

5:1172

Все мы знаем, что у каждой хозяйки свои секреты. У одной хозяйки пирожки такие, что сами просятся в рот, а другая испечет красивые пироги, но их в рот не возьмешь. Известно также, что у одной и той же хозяйки - раз на раз не приходится. Изделия из дрожжевого теста получаются то пышными и буквально тают во рту, а то никак не могут подняться.

5:1791

Современные биоэнергетические исследования показывают, что это зависит от грядущих событий, которые ждут хозяйку и ее семью . Пока тесто поднимается и доходит до кондиции, оно впитывает в себя ауру дома и энергию готовящего его человека. Искажения биополя человека и места записываются в ауре теста.

5:555

Затем хлеб проходит сквозь огненное рождение. Его вкус и форма являются живым свидетельством того, что ждет хозяев в недалеком будущем.

5:811 5:821

По русской традиции для гадания использовали именно хлеб, то есть круглую булку из дрожжевого теста без начинки . Ее пекли отдельно от пирогов, хотя зачастую из того же теста, что и остальное угощение, но посвящали домовому и отдавали ему на пропитание.

5:1286 5:1296

Современные знания позволяют засвидетельствовать истинность народной мудрости: хлеб без начинки более точно показывает сильные и слабые места ауры человека и по нему несложно предсказать его характер и судьбу.

5:1691

Начнем с того, что внешний вид и вкус хлеба у каждой хозяйки имеют свои неповторимые особенности. Чем вкуснее хлеб, тем больше у человека жизненных сил, тем светлее и чище его аура, тем добрее он сам.

5:375

6:880 6:890

Хлеб пышный и легкий говорит о счастливой и легкой руке человека и особой отмеченности его судьбы: многое в жизни у него будет получаться легко и играючи, как бы само собой.

6:1216

Хлеб вкусный, но тяжелый, быстро насыщающий тех, кто его ест, свидетельствует о том, что готовивший его - человек добрый и мудрый, но судьба его будет тяжелой, он будет много страдать из-за окружающих его людей. Согласно исследованиям, такое изделие получается у тех людей, которые обладают светлой биоэнергией, но не умеют ее удержать.

6:1838

Хлеб пышный, но пресный и безвкусный говорит о том, что готовивший его - ленив и жаден. Это тип "рыбки-прилипалы", которая любит в жизни прокатиться за чужой счет.

6:304

Если у человека пироги и хлеб получаются то перепеченными, то недопеченными, это говорит о его неумении логически мыслить. На Руси не любили таких хозяек. Говорили, что они притягивают беду к дому и своим детям.

6:701

Если изделия из теста постоянно получаются не пышными, это говорит о том, что в доме завелась нечисть, и у кого-то из домочадцев "дьявол сидит за душой", то есть кто-то впитал в себя большое количество отрицательной энергии.

6:1119

Излишне аккуратные и красивые пироги, как ни странно, свидетельствуют о тяжелой судьбе хозяйки. Несмотря на красивый вид, поверхность пирога обычно бывает неровная, в ней много пустых полостей. Говорят такие "подкожные дыры" о "дырах" в ауре хозяйки. Через эти дыры и уходит прочь вся удача и благополучие этого человека. Очень часто такие изделия бывают у людей, рожденных в проклятом году. Таким людям тяжело жить вдали от родственников и места, где они родились.

6:1977

Разные по размеру и не слишком похожие по форме друг на друга, но вкусные и пышные пироги говорят об интересной творческой натуре и часто свидетельствуют о сильном интеллекте.

6:334

Излишне вычурная форма изделия при хороших вкусовых качествах говорит о натуре, не умеющей делать выводы и предвидеть ход развития событий. Такой человек настолько озабочен мелочами, что за деревьями не замечает леса.

6:748

Если хлеб при выпекании постоянно трескается - это очень плохой знак, предвестник насильственной смерти кого-то из близких пекущего. Для самого "автора" изделия обычно этот знак говорит о тяжелых испытаниях и резких переменах в его судьбе.

6:1199

Постоянно подгорающий хлеб, по народным приметам, - свидетельство злопамятного и сварливого характера. Такой человек будет страдать в жизни исключительно из-за самого себя. Если он сможет переменить свое отношение к жизни, переменится и его судьба.

6:1668

6:9

Очень рассыпчатый хлеб говорит о том, что у человека в жизни будет много перемен. Он расстанется со многими друзьями и знакомыми, круг его общения будет непостоянен.

6:322

Это приметы, позволяющие узнать что-то о жизни и судьбе того, кто печет хлеб.

6:469 6:479

Приметы, позволяющие по хлебу предсказать жизнь целой семьи на определенном отрезке времени

6:658 6:668


7:1177 7:1187

Если испечь хлеб в самый первый вечер, когда вы переселились на новое место, то внешний вид булочки без начинки подскажет вам лучше всякого оракула, чего вам ждать от жизни в новом доме. Предсказать вашу жизнь на новый год могут форма и вкус такой же булочки, испеченной в ночь перед Рождеством.

7:1730

Если в день именин домового, 10 февраля, испечь булку без начинки - ее внешний вид предскажет, что вас и вашу семью ждет в доме в течение года.

7:260

Самым хорошим предзнаменованием считается вкусный, пышный, рассыпчатый хлеб, получившийся красивой круглой формы, без резких выпуклостей и впадин. Эта форма свидетельствует о том, что вас ждет крепкое здоровье, достаток, понимание и поддержка близких. Такая форма говорит также о том, что вы многого сможете добиться в жизни, полагаясь на помощь и поддержку расположенных к вам людей. Единственное, от чего предостерегает такой хлеб - не стоит менять свою жизнь.

7:1114

Такой же хлеб, но не очень ровной формы, состоящий как бы из отдельных вершин , говорит об отсутствии согласия в семье, потере контактов с родными и близкими. Каждый в вашем доме, как говорится, "тянет одеяло на себя". Это свидетельствует также о том, что прогнозируемый период будет неспокойным. И в делах, и в деньгах будет "то пусто, то густо", и к этому следует морально подготовиться. Рядом с вами будет много сильных, но внутренне одиноких натур, чей жизненный путь подскажет вам, как лучше поступить в той или иной ситуации.

7:2075

7:9

Иногда рисунок на хлебе позволяет уточнить общее предсказание

7:133 7:143



8:653 8:663

Например, если форма напоминает птицу или птичью голову - ждите важных новостей и не теряйтесь в ситуации, когда можете подняться наверх.

8:919

Форма, напоминающая птичье перо, - хлопоты с документами (иногда предвестник получения наследства).

8:1106

Змея - лживый друг, мешающий вашему счастью.

8:1191

Заяц - вмешательство в вашу жизнь потусторонних сил.

8:1292

Кот - ищите счастье в доме.

8:1345

Корова - потрудитесь и получите достаток и здоровье.

8:1446

Собака - помощь друга.

8:1491

Медведь - не бойтесь препятствий, идите напролом к цели.

8:1598

Растрескавшийся хлеб говорит о неприятных грядущих событиях. У вас расколется семья, вы потеряете многих друзей и близких. Обычно эта форма не говорит о смерти кого-либо. Чтобы сделать вывод об этом горестном событии, хлеб должен не просто растрескаться, а как бы разломиться в процессе выпечки на несколько частей. При этом одна из частей должна быть заметно меньше остальных, высохнуть и даже чуть пригореть.

8:756 8:766

Если же сам хлеб, несмотря на трещины, пышный и вкусный, здоровья и сил у вас будет достаточно, чтобы преодолеть кризис. К тому же вас ждет неплохое финансовое состояние.

8:1079

Если хлеб растрескался, а часть его испеклась таким образом, что образовала маленькую отдельную булочку , - ждите в семье пополнения. Оно заложит новые ритмы жизни, чаще - лучше, чем существующие.

8:1440 8:1450

Очень плохой приметой считается хлеб пересохший. О свидетельствует о плохом здоровье и финансовых потерях. Учитесь быть экономными, "сушите сухари за долго до события". Умейте иногда примириться с судьбой, не растрачивая свои силы в погоне за несбыточным.

8:1923

Пригоревший хлеб предсказывает горькие минуты и раздумья, слезы и тоску, которые будут посещать гадающего в данный период. Однако если при этом хлеб все же вкусный и пышный, это не помешает добиться материального успеха и забыть тоску в минуты радости и веселья. Старайтесь чаще бывать в компании с друзьями - это даст вам дополнительные силы.

8:633

Если хлеб пышный, но невкусный - пришло время заняться собственным видом и здоровьем. Пришла пора решать свои проблемы, не вмешиваясь в чужую жизнь. Бывайте там, где вам хочется. Встречайтесь с теми, к кому лежит сердце, и вы скоро заметите как окружающие будут уделять вам значительно больше внимания.

8:1189

Но каким бы ни было предсказание, русский народ всегда оставлял себе лазейку, чтобы подправить будущее .

8:1386

Одним из таких примеров было задабривание домового, чтобы он умилостивил судьбу-злодейку и с помощью своих домашних чар сгладил тяжелый период. Поэтому-то и дарили хлеб, по которому гадали домовому.

8:1755

8:9

ПРИМЕТЫ О ХЛЕБЕ

8:60 8:13488

Если хлеб нарезан неровно, у человека и жизнь будет такая же неровная и трудная.

8:150

Когда сажают хлеб в печь, следует подымать подол и говорить: «Подымайся выше», чтобы хлеб получился хорошим.

8:363

После заката нельзя начинать новую буханку - к нищете.

8:473

Чтобы не накликать беду, никогда не переворачивайте буханку хлеба вверх дном.

8:621

Чтобы избежать голода и неурожая и, как следствие, нищеты - ешьте хлеб с большой аккуратностью, так, чтобы ни одна крошка, ни одна соринка не упала на пол.

8:910

Если во время трапезы, не доев свой кусок хлеба, принялись за новый, значит, кто‑то из ваших близких терпит нужду и голод.

8:1136

Во время обеда ломоть хлеба упал - гость спешит.

8:1234

Если вы оставили после ужина на столе недоеденные кусочки от своего ломтя, то оставляете свое счастье.

8:1427

Чтобы хлеб не заплесневел, нельзя класть недоеденный кусок на стол.

8:1556

Вообще хлеб на Руси выбрасывать не принято - это считается большим грехом, а наказанием за грех могут быть голод, нужда, болезни. Однако иногда случается так, что хлеб плесневеет, так что же делать в подобном случае, чтобы избежать греха? Оказывается, человек, съевший плесневелый хлеб, никогда не утонет, так что не бойтесь, ешьте любой хлеб- и удача всегда будет на вашей стороне.

8:718 8:728

Разного предназначения и формы хлеб (каравай, калач в виде кольца, булочки, фигурное печенье), выпекаемый в календарные и семейные праздники, а также окказионально в магических целях. Различное символическое значение имеют рисунки и украшения на X. о., его форма, состав, ритуальные и магические действия с выпекаемым или уже готовым изделием, а также его названия. Большой X. круглой формы - каравай является символом плодородия и, как правило, занимает центральное место в системе славянских обрядовых реалий народного календаря; при рождении ребенка и особенно на свадьбе. Свадебные караваи (обильно украшенные орнаментом, изображением растений, фигурками животных, часто вместе со свадебным деревцем) символизируют рождение новой семьи, переход молодых в новый социальный статус и пр.; см. Брак. Символика караваев, выпекаемых в определенные календарные праздники, чаще бывает связана с хозяйственно-бытовыми сферами жизни, что отражают рисунки и фигуры на их поверхности, ритуальные действия с ними, названия. Например, в день св. Георгия - овцеводческий праздник у балканских славян - в Болгарии выпекают большие обрядовые караваи («овечий хлеб», «чабан», «лепешка чабана» и т.п.), украшенные пластическими изображениями овец, пастуха, пастушьего посоха, сторожевой собаки и т.п.; утром в день св. Георгия этот хлеб несут в загон и отдают чабану, а верхний слой (украшения) крошат и скармливают овцам. На Пасху у сербов, македонцев, болгар известен обычай выпекать караваи с нечетным количеством пасхальных яиц (серб. ]и]ченик, болг. яйченик). X. в виде кольца или с небольшим отверстием насаживают на палку колядующих, столб посреди гумна («стожер»), рог вола надевают на руку невесте, по-лазнику и т.п. Через отверстие такого X. смотрят, чтобы добиться чьего-либо расположения или навести порчу, а также с целью узнать ведьму или обезопасить себя от вредоносной магии. Защитные свойства калача обусловлены символикой замкнутого круга, что функционально сближает его с другими предметами, имеющими отверстие: кольцом, венком, ситом, камнем с дыркой и т.п. В день св. Георгия, когда у южных славян совершается ритуал первого доения овец, хлебец с отверстием кладут сверху на ведро и пропускают через него (иногда еще и через серебряное кольцо) первые струи молока, что должно способствовать большим надоям, защите молока от порчи, вредоносных действий ведьм и т.п. В Ловешко (Болгария) пекут X. с дыркой в первый день сева и просеивают через него зерно, после чего его вешают в амбаре, чтобы сохранить урожай. Словаки выпекали такой калач в день св. Люции и хранили его до Сочельника, когда на праздничной мессе в костеле можно было увидеть через дырку в калаче ведьм. На свадьбе X. в форме кольца, как и другие круглые, кольцевидные предметы (обручальное кольцо, венок), является символом бракосочетания, соединения жениха с невестой. У болгар молодожены должны посмотреть друг на друга через свадебный калач, чтобы соединиться навеки. На Украине невеста смотрит на жениха через дивень (большой свадебный хлеб с дыркой) после венчания; крестясь, смотрит через отверстие X. на восток, на запад, на юг и на север перед отъездом из родительского дома к жениху. Целью выпекания небольших круглых булочек (которые смазывают маслом, медом; украшают сверху узором) чаще всего является их раздача, одаривание, угощение участников семейных и календарных обрядов: каравайниц, родителей невесты, подруг, гостей на свадьбе, колядников, роженицы, повитухи, участников похорон и поминок, прохожих, нищих и т.д. В поминальных и похоронных обрядах часто предписывается печь нечетное число булочек или 40. Во время свадьбы парные булочки предназначались жениху и невесте. Специальные булочки выпекаются для задабривания: Господу, Богородице, персонифицированным духам болезней (Чуме, Оспе) и демонам (например, ориснице).

Хлеб - это, наверное, один из самых древних продуктов питания. Согласно историческим данным, появился он около 15 тысяч лет тому назад. Сначала, конечно люди употребляли сырое зерно, но потом научились растирать его, используя камни, смешивать полученную муку с водой и делать хлеб.

Кто жил во времена СССР, наверняка помнят такой лозунг: «Хлеб всему голова!». Разумеется, такой важный продукт просто не мог не использоваться в магии. Наши предки заметили, что магические операции с хлебом приносят ожидаемые положительные результаты.

Так появилось целое направление - магия хлеба.

«Хлебные» ритуалы

Друиды на своих кострах выпекали особый, ритуальный хлеб. Каждый, кто пробовал хотя бы кусочек такого хлеба, получал его магическую силу. Поэтому было принято, что все члены рода собираются вместе на трапезу, на которой обязательно кушали ритуальный магический хлеб. Также было принято кормить этим хлебом домашних животных. По полям разбрасывались крошки магического хлеба: считалось, что так можно увеличить плодородие почвы.

Интересно отметить, что для приготовления обрядовых лепешек и замешивания теста древние люди использовали специальную овечью шкуру, которая считалась оберегом и талисманом, дарящим плодородие.

У древних галлов была традиция: печь из овсяной муки хлеб с дырочкой посредине и разбрасывать этот хлеб по полям, на котором обычно пасется скот. Люди верили, что так можно уберечь животных от поедания хищниками.

Стоит отметить, что древние египтяне хлеб, солнце и золото обозначали одинаковым символом - кругом с точкой по центру.

Древние греки считали, что если хозяин не подает гостям на стол хлеб, то он беден. Люди верили, что не употреблять хлеб является очень большим грехом, за который боги обязательно накажут.

В Тибете есть обычай развеивать по ветру муку грубого помола - цампу. Причем данный ритуал могут проделывать с самой разной целью: чтобы попросить о чем-то духов природы, на Новый год, при рождении ребенка, а также на похоронах - для того, чтобы душа умершего быстрее отошла в мир иной.

Хлеб для исцеления

Самый главный продукт на столе наши предки использовали также и в качестве лекарственного средства.

К примеру, на Руси нарывы лечили, прикладывая к ним пожеванный хлеб вперемешку с сахаром или солью.

Ржаное тесто очень хорошо помогало от ломоты в костях.

А для того, чтобы остановить кровотечение был один проверенный способ - выпить ржаную муку, которая разведена в воде.

Гадание на хлебе

Когда люди пекут хлеб, Демоны убегают в горы…
Старая арабская пословица

Хлеб - священный продукт. Но хлеб не только символ жизни, он еще и показатель грядущих событий. Дрожжевое тесто получает свой вкус и качества не только от воды и муки, дрожжей и сахара. Его свойства во многом зависят от биоэнергии, в него вложенной.

Это хорошо знали на Руси, и поэтому, чтобы определить характер будущей невесты, внимательно следили за тем, какой у нее получается каравай. Много веков прошло с тех пор, но старые приметы, позволяющие по характеру испеченного хлеба судить о человеке и его судьбе, верны и поныне.

Все мы знаем, что у каждой хозяйки свои секреты. У одной хозяйки пирожки такие, что сами просятся в рот, а другая испечет красивые пироги, но их в рот не возьмешь. Известно также, что у одной и той же хозяйки - раз на раз не приходится. Изделия из дрожжевого теста получаются то пышными и буквально тают во рту, а то никак не могут подняться.

Современные биоэнергетические исследования показывают, что это зависит от грядущих событий, которые ждут хозяйку и ее семью. Пока тесто поднимается и доходит до кондиции, оно впитывает в себя ауру дома и энергию готовящего его человека. Искажения биополя человека и места записываются в ауре теста.

Затем хлеб проходит сквозь огненное рождение. Его вкус и форма являются живым свидетельством того, что ждет хозяев в недалеком будущем.

По русской традиции для гадания использовали именно хлеб, то есть круглую булку из дрожжевого теста без начинки. Ее пекли отдельно от пирогов, хотя зачастую из того же теста, что и остальное угощение, но посвящали домовому и отдавали ему на пропитание.

Современные знания позволяют засвидетельствовать истинность народной мудрости: хлеб без начинки более точно показывает сильные и слабые места ауры человека и по нему несложно предсказать его характер и судьбу.

Начнем с того, что внешний вид и вкус хлеба у каждой хозяйки имеют свои неповторимые особенности. Чем вкуснее хлеб, тем больше у человека жизненных сил, тем светлее и чище его аура, тем добрее он сам.

Хлеб пышный и легкий говорит о счастливой и легкой руке человека и особой отмеченности его судьбы: многое в жизни у него будет получаться легко и играючи, как бы само собой.

Хлеб вкусный, но тяжелый, быстро насыщающий тех, кто его ест, свидетельствует о том, что готовивший его - человек добрый и мудрый, но судьба его будет тяжелой, он будет много страдать из-за окружающих его людей. Согласно исследованиям, такое изделие получается у тех людей, которые обладают светлой биоэнергией, но не умеют ее удержать.

Хлеб пышный, но пресный и безвкусный говорит о том, что готовивший его - ленив и жаден. Это тип "рыбки-прилипалы", которая любит в жизни прокатиться за чужой счет.

Если у человека пироги и хлеб получаются то перепеченными, то недопеченными, это говорит о его неумении логически мыслить. На Руси не любили таких хозяек. Говорили, что они притягивают беду к дому и своим детям.

Если изделия из теста постоянно получаются не пышными, это говорит о том, что в доме завелась нечисть, и у кого-то из домочадцев "дьявол сидит за душой", то есть кто-то впитал в себя большое количество отрицательной энергии.

Излишне аккуратные и красивые пироги, как ни странно, свидетельствуют о тяжелой судьбе хозяйки. Несмотря на красивый вид, поверхность пирога обычно бывает неровная, в ней много пустых полостей. Говорят такие "подкожные дыры" о "дырах" в ауре хозяйки. Через эти дыры и уходит прочь вся удача и благополучие этого человека. Очень часто такие изделия бывают у людей, рожденных в проклятом году. Таким людям тяжело жить вдали от родственников и места, где они родились.

Разные по размеру и не слишком похожие по форме друг на друга, но вкусные и пышные пироги говорят об интересной творческой натуре и часто свидетельствуют о сильном интеллекте.

Излишне вычурная форма изделия при хороших вкусовых качествах говорит о натуре, не умеющей делать выводы и предвидеть ход развития событий. Такой человек настолько озабочен мелочами, что за деревьями не замечает леса.

Если хлеб при выпекании постоянно трескается - это очень плохой знак, предвестник насильственной смерти кого-то из близких пекущего. Для самого "автора" изделия обычно этот знак говорит о тяжелых испытаниях и резких переменах в его судьбе.

Постоянно подгорающий хлеб, по народным приметам, - свидетельство злопамятного и сварливого характера. Такой человек будет страдать в жизни исключительно из-за самого себя. Если он сможет переменить свое отношение к жизни, переменится и его судьба.

Очень рассыпчатый хлеб говорит о том, что у человека в жизни будет много перемен. Он расстанется со многими друзьями и знакомыми, круг его общения будет непостоянен.

Это приметы, позволяющие узнать что-то о жизни и судьбе того, кто печет хлеб.

Приметы, позволяющие по хлебу предсказать жизнь целой семьи на определенном отрезке времени

Если испечь хлеб в самый первый вечер, когда вы переселились на новое место,то внешний вид булочки без начинки подскажет вам лучше всякого оракула, чего вам ждать от жизни в новом доме. Предсказать вашу жизнь на новый год могут форма и вкус такой же булочки, испеченной в ночь перед Рождеством.

Если в день именин домового, 10 февраля, испечь булку без начинки - ее внешний вид предскажет, что вас и вашу семью ждет в доме в течение года.

Самым хорошим предзнаменованием считается вкусный, пышный, рассыпчатый хлеб, получившийся красивой круглой формы, без резких выпуклостей и впадин.Эта форма свидетельствует о том, что вас ждет крепкое здоровье, достаток, понимание и поддержка близких. Такая форма говорит также о том, что вы многого сможете добиться в жизни, полагаясь на помощь и поддержку расположенных к вам людей. Единственное, от чего предостерегает такой хлеб - не стоит менять свою жизнь.

Такой же хлеб, но не очень ровной формы, состоящий как бы из отдельных вершин, говорит об отсутствии согласия в семье, потере контактов с родными и близкими. Каждый в вашем доме, как говорится, "тянет одеяло на себя". Это свидетельствует также о том, что прогнозируемый период будет неспокойным. И в делах, и в деньгах будет "то пусто, то густо", и к этому следует морально подготовиться. Рядом с вами будет много сильных, но внутренне одиноких натур, чей жизненный путь подскажет вам, как лучше поступить в той или иной ситуации.

Иногда рисунок на хлебе позволяет уточнить общее предсказание

Например, если форма напоминает птицу или птичью голову - ждите важных новостей и не теряйтесь в ситуации, когда можете подняться наверх.

Форма, напоминающая птичье перо, - хлопоты с документами (иногда предвестник получения наследства).

Змея - лживый друг, мешающий вашему счастью.

Заяц - вмешательство в вашу жизнь потусторонних сил.

Кот - ищите счастье в доме.

Корова - потрудитесь и получите достаток и здоровье.

Собака - помощь друга.

Медведь - не бойтесь препятствий, идите напролом к цели.

Растрескавшийся хлеб говорит о неприятных грядущих событиях. У вас расколется семья, вы потеряете многих друзей и близких. Обычно эта форма не говорит о смерти кого-либо. Чтобы сделать вывод об этом горестном событии, хлеб должен не просто растрескаться, а как бы разломиться в процессе выпечки на несколько частей. При этом одна из частей должна быть заметно меньше остальных, высохнуть и даже чуть пригореть.

Если же сам хлеб, несмотря на трещины, пышный и вкусный, здоровья и сил у вас будет достаточно, чтобы преодолеть кризис. К тому же вас ждет неплохое финансовое состояние.

Если хлеб растрескался, а часть его испеклась таким образом, что образовала маленькую отдельную булочку, - ждите в семье пополнения. Оно заложит новые ритмы жизни, чаще - лучше, чем существующие.

Очень плохой приметой считается хлеб пересохший. О свидетельствует о плохом здоровье и финансовых потерях. Учитесь быть экономными, "сушите сухари за долго до события". Умейте иногда примириться с судьбой, не растрачивая свои силы в погоне за несбыточным.

Пригоревший хлеб предсказывает горькие минуты и раздумья, слезы и тоску, которые будут посещать гадающего в данный период. Однако если при этом хлеб все же вкусный и пышный, это не помешает добиться материального успеха и забыть тоску в минуты радости и веселья. Старайтесь чаще бывать в компании с друзьями - это даст вам дополнительные силы.

Если хлеб пышный, но невкусный - пришло время заняться собственным видом и здоровьем. Пришла пора решать свои проблемы, не вмешиваясь в чужую жизнь. Бывайте там, где вам хочется. Встречайтесь с теми, к кому лежит сердце, и вы скоро заметите как окружающие будут уделять вам значительно больше внимания.

Но каким бы ни было предсказание, русский народ всегда оставлял себе лазейку, чтобы подправить будущее.

Одним из таких примеров было задабривание домового, чтобы он умилостивил судьбу-злодейку и с помощью своих домашних чар сгладил тяжелый период. Поэтому-то и дарили хлеб, по которому гадали домовому.

ПРИМЕТЫ О ХЛЕБЕ

— Если немытыми руками брать хлеб, то будет изжога

— если кто—то умер, то в том доме нельзя печь хлеб: это приведет еще к одной смерти

— нельзя печь хлеб и в воскресные или праздничные дни, пироги же печь не считается грехом; но если необходимость заставит кого - нибудь печь хлеб в такой день, то нужно посолить тесто, и тогда не будет греха

— хлеб вылезет из печи— к беде

— если кого встретят только что вынутым из печи хлебом — к богатству

— но кто не ел еще с утра, тот не должен давать хлеб постороннему, иначе сам будет без куска хлеба

— Илья—пророк выбивает градом хлеб у тех, кто обмеряет (обвешивает, обманывает покупателя при продаже) хлебом

— хлеб на закате давать в долг не следует, иначе " дача будет без отдачи "

— когда солнце закатилось, нового каравая хлеба не " починай " — нищета одолеет

— если вечером принесен целый хлеб и недоеденный оставлен на ночь, то к такому хлебу всю ночь будут собираться души умерших предков принявшие образ мышей; если кошка поймает такую мышь, то всему дому предстоят неисчислимые бедствия за гибель предка

— плохая примета, если хлеб лежит нижней коркой вверх: в доме никогда не будет достатка или кто - нибудь из семейных отвернется, отделится от дома

— горбушку съесть у каравая — женка горбом (спиной) будет к тебе спать

— первый кусок после горбушки съесть — большим быть

— второй кусок после горбушки съесть — богатым быть

— нельзя сдирать с хлеба верхней корки, иначе ветер будет драть крыши

— каравай хлеба следует резать с головы, то есть с края, который несколько повыдался

— нельзя во время обеда резать хлеб разными ножами — непременно в доме произойдет ссора

— нельзя, чтобы у хлеба во время еды лежало два ножа, — это предвещает ссору

— при хлебе на столе должны неотлучно находиться соль и хлебный нож, причем последний ни на ка кие другие надобности не употребляется, если же в хлебном ноже появляется особая необходимость, то вместе с ним со стола нужно снять и хлеб с солью

— если во время праздничной еды кусок хлеба выпадет из рук, то это значит, что вскоре прибудет почетный гость

— если кусок хлеба выпадет из рук во время будничного обеда, то это предвещает приход глупца или ненужного человека

— если кто, обедая или ужиная, возьмет кусок хлеба и, не доев его, забывшись, тот кусок оставит и возьмет другой, то это означает, что кто—то из его родных терпит голод или нужду

— кто имеет привычку делать " каталки " из хлебного мякиша, того в адском пекле будут кормить железными " каталками "

— кто за столом не доедает хлеб и оставляет объедки, тот будет видеть тревожные, мучительные сны; не лучше и тому, кто любит подбирать чужие объедки; помимо беспокойных снов, он наживет еще и зубную боль, это, правда, не относится к маленьким детям, у которых еще не переменились молочные зубы, они могут есть чужие объедки без последствий

— остаток дорожного хлеба не следует доедать дома и даже вносить его в дом, так как от этого слепнут куры и их болезнь переходит на хозяев в виде куриной слепоты; лучше всего не употреблять таких остатков даже и на квас, а разделить их по возможности равномерно между домашними животными

— нельзя есть кусок хлеба, которым приманивали какое - нибудь животное, в особенности собаку, а следует отдать его этому животному, иначе кусок застрянет в горле

— если в хлебе найдена иголка, булавка, гвоздь или какой другой острый предмет, то это значит, что у нашедшего есть недоброжелатель, ищущий его погибели

— нельзя есть хлеба перед окном и оставлять хлебных крошек на подоконнике, иначе в доме будут разводиться мухи

— если во время разрезания хлеба хлебный мякиш пристает к ножу, то в наступающее лето следует ожидать хорошего урожая и, наоборот, если хлеб слабо или совсем не пристает к ножу, то лето будет неурожайное

— нельзя ронять ни одной крошки хлеба, сорить хлебом: будет неурожай и голод

— кто ест хлеб с плесенью, будет хорошо плавать.

Хлеб выбрасывать - большой грех. Кто недоеденные куски бросает, а не птицам скармливает, тот бедным станет. - Поверье очень древнее, и смысл его ясен: хлеб надо беречь, он вырос с помощью Дажьбога (Солнца), на его выращивание, обработку затрачено много труда. Кто не бережлив к хлебу, того небесные силы накажут. Это верно и в бытовом смысле: кто не бережлив, тот обречен быть бедным. Что касается птиц, то к ним у народа издревле было бережное отношение, так как птицы символизировали души умерших. Лучше отдать хлеб им и тем самым совершить благой поступок, чем выбросить кусок без всякого смысла.

Большой урожай хлеба - к близкому голоду. В основе поверья лежит наблюдение над цикличностью урожаев и неурожаев. Обычно из-за малого надела земли крестьяне сеяли злаковые на одном и том же месте, не имея возможности чередовать культуры. В результате земля не могла постоянно плодоносить, требовала «отдыха», и за урожайным годом нередко следовал неурожайный. Поверье настраивало на экономию и предусмотрительность.

Кто черствый хлеб ест, тот хорошо плавает и грозы не боится. Современные медики тоже говорят о пользе подсушенного, "вчерашнего" (но не залежалого, не плесневелого) хлеба. Может быть, потому веками так популярны сухари. Но, думается, лучше согласиться с В.И. Далем, что в основе лежит обычный педагогический «развод»: мол, ешьте, дети, что дают, не привередничайте. А поскольку все хотят хорошо плавать, сулится и это умение. Интересна тут связь плавания с грозой. Дело в том, что в старину считалось очень полезным купаться в грозу: люди, жившие в единении с природой, не могли не заметить энергетической насыщенности воды в грозу. Шли и общаться с богом грома и молнии - Перуном.

В начале и в конце обеда съесть кусочек хлеба с солью - к счастью. Хлеб-соль - не только символ гостеприимства, но и магический оберег. Считалось, что соль защищает от нечистой силы и ее полезно съесть вместе с другим святым продуктом - хлебом. Само происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца - Солонь (так, кстати, назывался македонский город - ныне греческий порт Салоники); «идти посолонь» (старинное выражение, еще бытующее кое-где) - означает: «идти по Солнцу». «Хлеб да соль!» - традиционное пожелание добра, достатка, хорошего аппетита. А хлебосольство близко по значению к гостеприимству. Наконец, еще одно пояснение к этой примете: если можешь перед обедом хлеб с солью съесть - значит, голоден; а если и после обеда можешь - значит, не переел. Хорошая примета.

Отрезав ломоть, не втыкай нож в каравай, - это к голоду. Примета отражает особое отношение к хлебу, о чем мы уже не раз говорили. Исследователь народного творчества А.Л. Топорков отмечает и еще ряд примет: «Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим: заберешь его счастье, силу. Нельзя есть за спиной другого человека - тоже съешь его силу. Давшего во время еды хлеб со стола собакам ожидает бедность» и т.д. А воткнутый в хлеб без дела нож - это кощунство. Хлеб может обидеться и лишить дом своего покровительства. ХЛЕБ - на Руси всегда считался святыней, поэтому с детства воспитывалось бережное к нему отношение.

Если хлеб нарезан неровно, у человека и жизнь будет такая же неровная и трудная.

Когда сажают хлеб в печь, следует подымать подол и говорить: «Подымайся выше», чтобы хлеб получился хорошим.

После заката нельзя начинать новую буханку - к нищете.

Чтобы не накликать беду, никогда не переворачивайте буханку хлеба вверх дном.

Чтобы избежать голода и неурожая и, как следствие, нищеты - ешьте хлеб с большой аккуратностью, так, чтобы ни одна крошка, ни одна соринка не упала на пол.

Если во время трапезы, не доев свой кусок хлеба, принялись за новый, значит, кто‑то из ваших близких терпит нужду и голод.

Во время обеда ломоть хлеба упал - гость спешит.

Если вы оставили после ужина на столе недоеденные кусочки от своего ломтя, то оставляете свое счастье.

Чтобы хлеб не заплесневел, нельзя класть недоеденный кусок на стол.

Вообще хлеб на Руси выбрасывать не принято - это считается большим грехом, а наказанием за грех могут быть голод, нужда, болезни. Однако иногда случается так, что хлеб плесневеет, так что же делать в подобном случае, чтобы избежать греха? Оказывается, человек, съевший плесневелый хлеб, никогда не утонет, так что не бойтесь, ешьте любой хлеб- и удача всегда будет на вашей стороне.

Процитировано

Хлеб является символом всякой пищи и тех трудов, которые необходимы для существования.

«В поте лица твоего ведешь есть хлеб» (Быт. 3,19), некогда сказал Бог Адаму. Есть в хлебе и религиозная символика. Господь Иисус Христос называл Себя «хлебом жизни» (Ив. 6, 35), говорил, что «Ядущий Хлеб сей будет жить вовек» (Ин. 6, 51).

Хлеб, состоящий из многих зерен, олицетворяет собою Церковь - Единую при множественности ее членов. Хлеб участвует в религиозных обрядах и таинствах. «Хлебы предложения» - священные хлебы, предназначенные Господу.

Во время Тайной вечери, накануне Своего ареста,

«Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф 26:20–28).

Претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову и ныне остается частью таинства Причащения .

Помимо Евхаристического Хлеба , Православная Церковь содержит несколько видов хлеба освященного.

Просфора («приношение» - греч.) - это белый пшеничный хлеб, выпекаемый на дрожжах, с добавлением святой воды. Просфора своим происхождением уходит в древние времена. Прообразом ее служили хлебы предложения в скинии Моисея.

В первые века христианства верующие сами приносили с собой хлеб, вино, елей (то есть оливковое масло), воск для свечей - все, что нужно для совершения богослужения. Это приношение или пожертвование принимали диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения даров.

Родные и близкие умерших делали приношения от их имени, и имена умерших также поминались в молитве. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина для преложение в Тело и Кровь Христову, из воска изготовлялись свечи, а прочие дары, над которыми также произносились молитвы, раздавались верующим. Впоследствии просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения литургии. Со временем стали вместо обыкновенного хлеба специально выпекать просфоры в церкви, принимая в качестве пожертвования кроме обычных приношений и деньги.

Просфора состоит из двух частей, которые изготовляются из теста отдельно одна от другой и затем соединяются вместе. На верхней части ставится печать, изображающая четырехконечный равносторонний крест с надписями над перекладиной креста IС ХС (Иисус Христос), под перекладиной НIКА («победа» - греч.). Просфора, приготовленная из муки от зерен бесчисленного множества колосьев, означает и человеческое естество, состоящее из множества элементов природы, и человечество в целом, состоящее из множества людей. При этом нижняя часть просфоры соответствует земному (плотскому) составу человека и человечества; верхняя часть с печатью соответствует духовному началу в человеке и человечестве, в котором запечатлен образ Божий и таинственно присутствует Дух Божий.

Божие присутствие и духовное начало пронизывают собою все естество человека и человечества, что при изготовлении просфор отображается добавлением святой воды и дрожжей в воду. Святая вода знаменует при этом благодать Божию , а дрожжи - животворящую силу Духа Святого , дающую жизнь всякому созданию. Это соответствует словам Спасителя о духовной жизни, стремящейся к Царству Небесному, которую Он уподобляет закваске, положенной в муку, благодаря чему постепенно поднимается все тесто.

Разделение просфоры на две части видимым образом обозначает это невидимое разделение естества человека на плоть (мука и вода) и душу (дрожжи и святая вода), находящиеся в неразрывном, но и неслитном единстве, почему и изготовляются верхняя и нижняя части просфоры отдельно одна от другой, но затем соединяются так, что становятся одним целым.

Печать на верхней части просфоры обозначает видимым образом невидимую печать образа Божия, проникающего все естество человека и являющегося высшим началом в нем. Такое устройство просфоры соответствует устройству человека до грехопадения и природе Господа Иисуса Христа, восстановившего в Себе это нарушенное грехопадением устройство.

Просфору можно получить за свечным ящиком после литургии, подав до начала богослужения записку «О здравии» или «О упокоении» . Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица, почему просфора такая называется еще «вынутая».

Обрезанные части агничной просфоры называются антидором («вместо дара» - греч.). В конце литургии молящимся раздается антидор - маленькие части просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец.

«Антидор, - говорит святой Симеон Солунский, - есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший Божественные слова преподается вместо Страшных Даров, то есть Таин, тем, которые не причащались их».

Антидор должно принимать благоговейно, сложив ладони крестообразно, правую на левую, и целуя подающую этот дар руку священника. По правилам Церкви, антидор должен быть вкушаем в храме, натощак и с благоговением, потому что это хлеб святой, хлеб с жертвенника Божия, часть от приношений к алтарю Христову, от которого он получает небесное освящение.

Артос («квасной хлеб» - греч.) - хлеб, освящаемый в Пасхальную ночь. Слово артос означает общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе - просфора всецелая.

Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место вместе с образом Воскресения Господня и в заключении пасхальных торжеств раздается верующим.

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе - они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Собираясь на общую молитву, они вспоминали Тайную Вечерю и причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

На артосе изображается Воскресение Христово либо крест, на котором виден только терновый венец, но нет распятого Христа, - как знамение победы Христовой над смертью.

Освящается артос особой молитвой , окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на литургии после заамвонной молитвы.

На солее против царских врат на уготованном столе полагают артос. После каждения вокруг стола с артосом священник читает особую молитву, после чего трижды окропляет артос святой водой со словами

«Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Освященный артос ставят на солее пред образом Спасителя, где он лежит в течение всей Святой седмицы. Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы в конце литургии священник произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а при целовании креста раздается народу как святыня.

Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное лекрство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!». По традиции артос делят на мелкие части и потребляют в течение года, от Пасхи к Пасхе.

И просфоры, и артос, и антидор полагается есть натощак, с молитвой.

Хранить освященный хлеб надо в чистой посуде отдельно от прочих продуктов.

Если просфора или артос, в силу обстоятельств, пришли в негодность, то следует их сжечь самому (или отнести для этого в церковь) или же пустить по реке с чистой водой.

Еще один вид освященного хлеба - тот, который раздается молящимся за всенощным бдением накануне больших праздников. Ранее вечерние богослужения длились довольно долго, и для подкрепления сил христиане вкушали хлеб. Сейчас, хотя продолжительность служб сократилась, этот обычай остался.

Александр А. Соколовский

 


Читайте:



» «Наша Масленица, ты широкая, в детский сад к нам пришла и весну принесла!

» «Наша Масленица, ты широкая, в детский сад к нам пришла и весну принесла!

Оксана Перерва Сценарий развлечения «Масленица» в старшей группе Цель : продолжать знакомить детей с народными праздниками, создать бодрое...

Значение слова стрешневы в краткой биографической энциклопедии

Значение слова стрешневы в краткой биографической энциклопедии

СТРЕШНЕВ МАКСИМ ФЕДОРОВИЧ. Ум. в 1657. Был несколько лет воеводой в Верхотурье. В 1629 приобрел у Поместного приказа находившиеся к югу от Москвы...

Мужчина-крыса - женщина-тигр

Мужчина-крыса - женщина-тигр

В этой теме: Характер рожденных в Год Тигра Это сильные личности, бунтари или руководители. Их трудно заставить подчиняться, зато руководят они...

Договор банковского вклада для физических лиц

Договор банковского вклада для физических лиц

Договор депозитного вклада (для физических лиц) гор.__________________ " "_________________20___г. Коммерческий банк "_______" (условно),...

feed-image RSS