Разделы сайта
Выбор редакции:
- К чему снятся грибы во сне женщине
- Икра кабачковая обжаренная Как сделать кабачковую икру на сковороде
- Расстрел толкование сонника Весть о расстреле мужа сонник
- Как потушить рыбу в сковороде
- Домашние алкогольные напитки из ягод и фруктов
- Религия христианство, её основы и суть Стадия актуальной эсхатологии
- Именины у федора по церковному
- Рецепт ткемали из сливы и алычи: классический способ и адаптированные варианты
- Морковный пп торт-чизкейк без муки, масла и сахара Низкокалорийный морковный пирог рецепт
- Секреты классификации бренди XO и VSOP
Реклама
Преобразовательная деятельность. Основные виды деятельности человека — классификация с определениями Преобразование деятельности |
Прочитаем информацию
.
I. В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру (или по объектам и результатам): 1.Практическая (материальная) деятельность - деятельность, которая связана с созданием необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей.
А) познавательная - деятельность, связанная отражением действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях. К познавательной деятельности относятся все виды человеческих знаний:
В) прогностическая - деятельность, связанная с планированием или предвидением возможных изменений действительности. II . В зависимости от полученных результатов деятельность может быть охарактеризована как
Рассмотрим примеры материально-производственной деятельности .
Используемая литература:
Речь – сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей, форма общения, опосредованная языком.* Речь выполняет ряд функций:
Функции речи по-разному проявляются в различных ее видах. Для психологии представляет интерес место речи в системе высших психических функций человека – в ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями и т.д.; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности. Психологи рассматривают речь как речевую деятельность, выступающую или в виде целостного акта деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Структура речевой деятельности или речевого действия совпадает со структурой любого действия, т.е. включает фазы ориентировки, планирования (в форме «внутреннего программирования»), реализации и контроля. Речь может быть активной, конструируемой каждый раз заново, и реактивной, представляющей собой цепочку динамических речевых стереотипов. В условиях спонтанной устной речи сознательный выбор и оценка используемых в ней речевых средств сведены до минимума, в то время как в письменной речи и в подготовленной устной речи занимают значительное место. Различные виды и формы речи строятся по специфическим закономерностям (например, разговорная речь допускает значительные отклонения от грамматической системы языка, особое место занимает логическая и тем более художественная речь).** Выделяют следующие виды речевой деятельности : внутреннюю и внешнюю. Внешняя речь включает речь устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Внутренняя речь-это различные виды использования языка вне процесса реальной коммуникации. Внутреннюю речь подразделяют на три основных типа: внутреннее проговаривание (лишена фонации-произнесения звуков, типична для решения мыслительных задач), собственно речь внутренняя (выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи), внутреннее программирование (формирование и закрепление в речевого высказывания). Устная речь – вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Устная речь характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. Процессы порождения устной речи включают звенья ориентировки, одновременного планирования (программирования), речевой реализации и контроля; при этом планирование в свою очередь совершается по двум параллельным каналам и касается содержательной и моторно-артикуляционной сторон устной речи.*** Устная речь бывает диалогической и монологической . Диалогическая речь-это речь поддерживаемая, имеющая собеседника, она более простая, свернутая, в ней могут присутствовать интонации, жесты, паузы, ударения. Диалогическая речь может быть ситуативной, т.е. связанной с ситуацией, в которой возникло общение, но может быть и контекстуальной, когда все предшествующие высказывания обуславливают последующие. И ситуативные и контекстуальные диалоги - непосредственные формы общения людей, где участники диалога строят свои суждения и ждут на них реакции других людей. Монологическая речь - длительное, последовательное, связное изложение мыслей, знаний одним лицом. Письменная речь - вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Письменная речь отличается от устной речи не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях - типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями.* Письменной речи свойственна сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладевать, поэтому ее развитию требуется уделять особое внимание в процессе обучения в школе. Поскольку текст письменной речи может быть воспринят одновременно или большими отрывками, восприятие письменной речи во многом отличается от восприятия устной речи. Виды речи можно представить в виде схемы: Общая характеристика речевого развития младших школьников Содержание и форма речи человека зависят от его возраста, ситуации, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояния. С помощью речи дети изучают учебный материал, общаются, влияют друг на друга. Чем активнее учащиеся совершенствуют устную, письменную и другие виды речи, пополняют свой словарный запас, тем лучше уровень их познавательных возможностей и культуры. Как отмечает Р.С. Немов, «с поступлением ребенка в школу в число ведущих наряду с общением и игрой, выдвигается учебная деятельность. Именно она определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой и общения».* Расширяются сферы и содержание общения младших школьников с окружающими людьми , особенно взрослыми, которые выступают в роли учителей, служат образцами для подражания и основным источником получения знаний. «Высказывания дошкольника и младшего школьника, как правило, непосредственны. Часто это речь-повторение, речь-называние; преобладает сжатая, непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь»,- пишет в своих трудах Л. Зеньковский.** Процесс обучения способствует формированию произвольной развернутой речи, учит ее планировать. На уроках учитель ставит перед учащимися задачу научиться давать полные и развернутые ответы на вопросы, составлять рассказ по определенному плану, не повторяться, говорить грамотно, связно пересказывать большой по объему материал. Рассказы, выводы, формулировка правил строится как монолог. «В процессе учебной деятельности учащиеся должны овладеть произвольной, активной, программированной, коммуникативной и монологической речью».*** Ребенок школьного возраста употребляет слово точнее по его значению, чем ребенок младшего возраста, все лучше систематизируются семантические знания. Взрослея, ребенок все лучше может объяснить значение слова. Вначале ребенок характеризует слово, обозначающее предмет, по его функциям или внешнему виду, позже – характеризует более абстрактно, употребляя синонимы, разделяет предметы по категориям. Дети младшего школьного возраста в среднем употребляют около 5000 новых слов. Слова, усваиваемые детьми, делятся на две группы. Первая - это активный запас, в нее входят слова, которые ребенок не только понимает, но и активно, сознательно использует в своей речи. Вторая - пассивный запас - включает слова, которые ребенок понимает,но не включает в свою речь. «Заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что…новое предлагаемое слово пополнит активный словесный запас детей только в том случае , если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать слухом и сознанием возможно чаще»**** «Каждое новое слово, выученное ребенком, кажется ему важным. Часто новое слово имеет общий корень с уже знакомым словом, поэтому ребенку легче его запомнить. Если ребенку школьного возраста помочь понять, чем одни слова связаны с другими, его словарь быстро увеличивается».***** Письменная речь младшего школьника беднее, чем устная. К 8 годам в устной речи ребенок имеет примерно 2500слов, а в письменной-1600 слов. Но по данным исследования М.Д. Цвиянович уже к 3-му классу в письменной речи учащихся становится выше процент существительных и прилагательных, в ней меньше местоимений и союзов, засоряющих устную речь. В речи присутствуют простые распространенные предложения (71%). * - Письменные работы короче, в них меньше слов-повторений, не так часты однообразные соединительные союзы. Следовательно, уже к 3-4-му классу письменная речь учащихся в некотором смысле превосходит устную, приобретая форму книжной, литературной речи. К 12 годам количество слов устной речи составляет 2400, а письменной – уже 2700слов. Огромную роль в развитии речи учащихся играет овладение письмом, грамматикой и орфографией. Опираясь на исследования разных психологов, А.Ф. Обухова сделала вывод о том, что у младшего школьника постепенно «повышаются требования к звуковому анализу слова: слуховой образ превращается в зрительно-двигательный, т.е. поэлементно воссоздается. Ребенку необходимо научиться различать произношение и написание… К концу начального обучения дети могут свободно менять время излагаемого, лицо, от имени которого ведется изложение, составить рассказ на заданную тему по написанному плану или данному названию, могут успешно использовать основные грамматические конструкции».* Автор пишет, что при обучении анализу состава слова , подбирая однокоренные слова, изменяя смысл слова путем подстановки различных приставок или включения суффиксов, дети осваивают лексику родного языка, подбирают нужные слова для выражения своих мыслей и точного определения качества предметов. В построении предложений, в пересказах и сочинениях школьники осваивают правила орфографии и овладевают синтаксисом. Психолог А.А. Люблинская считает, что «развитие речи у младшего школьника выражается в том, что у него вырабатывается навык чтения, т.е. достаточно быстрое и правильное узнавание букв и их сочетаний и превращение увиденных знаков в произносимые звуки, звукосочетания, т.е. слова. Осмысленность чтения проявляется в том, что появляются правильные интонации, дети обращают внимание на знаки, стоящие в конце предложения: точку, вопросительный и восклицательный знаки. Позже осмысленность чтения начинает проявляться во все более тонкой интонационной его выразительности».** Однако осмысленное чтение дается не сразу. Здесь особенно помогает выразительное чтение вслух учителем, а затем и самими учениками. П.П.Блонский указывает на важность процесса перехода от громкого чтения к чтению про себя, т.е. интериоризация чтения, в результате которого выделяют несколько форм речевого поведения детей:
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что речь детей в младшем школьном возрасте претерпевает различные изменения и всесторонне развивается под воздействием учебного процесса. Раскрываются все функции речи, а это значит, что ребенок учится планировать, высказывать свои замыслы языковыми средствами, предвидеть возможные реакции собеседника, меняющиеся условия общения, контролировать свою речевую деятельность. * - А.Ф.Обухова Детская психология. Москва, 1995г., с.257 Особенности связной речи учащихся Связная речь -раздел, который всегда выделяется как особая область работы по развитию речи. Это объясняется тем значением, которое имеет связная речь в жизни человека и общества. В методике наименование «связная речь» употребляется в трех значениях:
*- М. Кольцова Ребенок учится говорить. Москва, 1973г., с.5 Рассмотрим связную речь учащихся с точки зрения присущих ей характеристик. Функции речи. Вначале речь ребенка выступает в двух социальных функциях – как средство установления контакт а с людьми и как средство познавания мира. Затем в 3-7 лет возникает и развивается речь, которая используется для организации совместной деятельности. В школе в процессе учебной деятельности развиваются все функции речи, но особое значение в этот период приобретает речь как средство приобретения и передачи информации, речь как средство самосознания и самовыражения, речь как средство воздействия на товарищей и взрослых. Формы речи . Ребенок овладевает вначале устной речью. До трех лет его устная речь ситуативная. Но наряду с этой речью постепенно появляется контекстная речь. Однако контекстная устная речь детей даже 6-7 лет развита меньше. Письменной речью ученики овладевают в школе, при этом не только устная речь является опорой для становления письменной, но и, наоборот, под влиянием письменной речи формируются книжные стили устной формы литературного языка. Функционально-стилевые типы речи . К 6-7 годам ребенок в основном овладевает разговорным стилем. В школе ученики осваивают книжный стиль письменной речи, его публицистическую, официально-деловую разновидность, больше всего научный стиль изложения, что связано с характером ведущей деятельности учащихся - усвоением ими основных наук. Виды речи (диалог и монолог). Сначала ребенок пользуется диалогической речью. Затем (уже в 2-3 года) появляются элементы монологической речи. Одновременно развивается и диалог: в нем появляются элементы оценки , мотивации, указание на то, что и как делать, чтобы согласовать действие (например, во время игры). В школе диалог и монолог получают дальнейшее развитие. Ученики овладевают умением вести беседы по широкому кругу вопросов, связанных с жизнью класса, школы, страны, с изучением основных наук. Типы текстов, композиционные формы. Уже в 3-4 года ребенок пытается рассказать о том, что с ним произошло, что он делал, чем занимался. В его повествованиях встречаются элементы описания (например, игрушки) и рассуждения (например мотивировка того, почему нужно поступить так, а не иначе). Ребенок пытается пересказывать тексты повествовательного характера (сказки, рассказы, фильмы). Многие дети сочиняют и рассказывают различные истории. Это говорит о наличии определенного замысла высказывания, о стремлении его реализовать. В начальной школе ученики овладевают таким типом текста, как повествование (устное и письменное) с элементами описания. Изменение в общем развитии школьников, в их способности наблюдать , сравнивать, обобщать отражаются на содержательной стороне высказываний, на том, что и как пишут и говорят дети. Вместе с тем, очевидно, что без целенаправленной специальной работы многие ученики не только не овладевают отдельными композиционными формами высказываний (например, заметка в стенгазету, доклад и т.д.), но и такими умениями, как умение раскрыть тему и основную мысль высказывания, умение его планировать. Вышесказанное позволяет сделать следующие выводы о развитии связной речи детей: 1. В дошкольном возрасте связная речь в своем развитии идет от диалога к монологу, от ситуативной к конкретной речи, к использованию ее не только в функции общения и познания, но и в функции планирования, координации деятельности; 2. В процессе обучения в школе связная речь детей получает дальнейшее развитие: она используется ими в процессе обучения как средство приобретения, сохранения и передачи знаний. Как средство самовыражения и воздействия; 3. Ученики овладевают письменной формой литературного языка. Развитие связной речи проявляется в овладении школьниками различными типами и формами высказываний, а также формирует у детей коммуникативно-речевые умения : -
Теперь остановимся на некоторых формах работы по развитию речи учащихся. Одна из таких форм – работа над словом . Наш язык – это язык слов. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как именно слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нем. Нет такого явления, которое нельзя было бы обозначить словами или сочетаниями слов. Люди «выражают свои мысли и чувства с помощью слов, прислушиваются к словам окружающих, усваивают новые или незнакомые слова, изучают слова других языков, вспоминают забытые слова родного языка».* Вот почему словарная работа занимает важное место в общей системе работы по развитию речи . Выделяется следующий минимум признаков, характерных для слова : 1. наличие одного словесного ударения; 2. фонетическая выраженность; 3. отнесенность к определенной части речи и грамматическая оформленность; 4. непроницаемость, то есть невозможность произвольных вставок и изменений внутри слова; 5. наличие значения. *- Р.А. Будагор Человек и его язык. Москва, 1974г., с.6 В начальной школе «слово» изучается со всех сторон, но хочется особо остановиться на работе над его лексическим значением . «Общеизвестно, что слово является не только названием предмета или предметов, но и выражением значения, а иногда и целой системы значений».* Лексическое значение является частью содержательной стороны слова. Известно, что слово - самостоятельный компонент лексической системы языка, но оно и также является членом системных словарных объединений: синонимических рядов, рядов антонимов, тематических и лексико-семантических групп. Виды деятельности человека весьма многообразны. В зависимости от различных критериев она подразделяется на практическую, трудовую, учебную, игровую, материальную, духовную, моральную, аморальную, прогрессивную, реакционную, а также включает в себя творчество и общение. Из школьного курса обществознания известно, что одним из основных отличительных признаков человека, по сравнению с высокоорганизованными животными, признается целесообразная деятельность как постоянное выполнение определенных задач с целью изменения окружающего мира, результатом чего становится создание так называемой «второй природы». Любая деятельность строится на четырех главных элементах:
Основные виды деятельности человекаК таковым относят материальную и духовнуюь. Предназначение первой заключается в изменении окружающей действительности, включая природу и общество. В свою очередь, она подразделяется на производственную (цель — изменение природных объектов) и социально-преобразовательную (цель – изменение и совершенствование системы общественных отношений). В качестве примера первой разновидности можно привести создание товаров для общественного потребления. Социально-преобразовательная проявляется в различных общественно-политических явлениях, как то: государственные реформы, революции, создание партий, участие в выборах. Духовная деятельность стремится изменить человеческое сознание как в лице одного человека, так и всего общества. Трудно переоценить ее влияние на нашу жизнь. Этот вид помогает объединить людей, ориентирует каждую отдельную личность на поиск собственного пути и счастья.
Отнесение материальной и духовной деятельности к разным категориям носит условный характер. На практике эти явления есть не что иное, как две стороны одной медали. Любая из них предполагает материальное воплощение, при этом основывается на планировании, определении целей, способов и путей их достижения. Практическая деятельностьСостоит в преобразовании всего окружающего мира, включая природу и общество. Социально-преобразовательная деятельностьОсновная цель – изменение структуры общества, общественных явлений. Субъектом является общество, класс, группа или отдельная личность. Они выполняют действия и задачи, имеющие важное значение для общества, преследуют общественные интересы и цели, используя для этого экономические, политические, идеологические инструменты. Духовная деятельность
Духовная жизнь человека основывается на:
Вторая включает в себя художественное, музыкальное, актерское искусство, архитектуру, режиссуру. Общественная деятельностьОдним из ее проявлений является деятельность политическая, в основе которой лежит государственное управление. Жизнь людей, включенных в общественные процессы, в обязательном порядке подпадает под влияние политических партий и государственных решений. На них, в свою очередь, оказывают воздействие различные формы участия народа в политической жизни страны, с помощью которых граждане выражают свою волю и гражданскую позицию, предъявляют представителям власти свои политически требования. Прогностическая деятельностьПредставляет собой выстраивание модели будущих действий и событий, предположение о возможных изменениях действительности. Источником данного вида деятельности является человеческая фантазия, которая предшествует реальной действительности, выстраивает модель будущего. Результатами проектирования становятся:
Ведущие виды деятельности — игра, общение и трудИгра характеризуется выполнением реальных действий с помощью выдуманных средств. Общение представляет собой процесс передачи информации в результате взаимодействия. Люди вынуждены контактировать друг с другом, чтобы удовлетворять потребность в совместной деятельности. Оно заключается не только в обмене информацией, но также и в передаче друг другу эмоций, переживаний, проявлении того или иного отношения к людям и вещам, выражении оценки поведения окружающих, их поступков. Труд направлен на получение результатов, имеющих практическую пользу. Виды профессиональной деятельности человекаПрофессиональная деятельность характеризуется организованностью, в большинстве случаев является монотонной, регулируется стандартными правилами. Человек, который ее осуществляет, обладает подробными, глубокими сведениями и практическими навыками в определенной области познания. Результаты такой деятельности имеют большую общественную значимость, так как влияют на жизнь многих людей. В понятие «профессия» входят различные роды деятельности. Всего различают пять типов профессиональной деятельности:
Пример прогрессивной деятельностиВ зависимости от того, какие последствия оказала деятельность на ход истории, развитие государства и общества, выделяют прогрессивную (предполагает развитие, совершенствование, созидание) и реакционную (разрушительную) деятельность. В качестве примера прогрессивной деятельности можно привести промышленные преобразования Петра I, отмену крепостного права Александром II, а также реформы П. А. Столыпина. Реакционная деятельностьВ отличие от прогрессивной, ведущей к развитию, регрессивная (реакционная), напротив, ведет к упадку, разрухе, например:
Материальная деятельностьЭто есть результат изменений и переработки окружающего мира, в том числе объектов природы и явлений общественного характера. Простейшими примерами данного вида служат: культивирование растений, возделывание земли, рыболовство, строительство и т. д. Коллективная деятельность и ее примерыДеятельность разделяют на отдельные группы в зависимости от количества субъектов, ее выполняющих. Противоположностью коллективной деятельности является индивидуальная. Первая основывается на объединении и координации деятельности каждого члена коллектива. Задача интеграции лежит на руководителе. Эффективность оценивается по результатам производства. В данном случае важную роль играет психологический фактор, а именно — личные качества управляющего, от которых зависят трудовая эффективность коллектива. Кроме того, результативность деятельности бригады зависит от качества межличностных отношений, слаженной работы, психологической совместимости участников трудовой деятельности. Ярким примером коллективной деятельности является строительство Великой Китайской стены. ЗаключениеПредставленные виды деятельности человека и критерии их разделения по различным категориям являются общепринятыми, но не универсальными. Для психологов основными являются одни виды деятельности, для историков — другие, для социологов — третьи. Таким образом, существует большое многообразие классификаций видов деятельности человека, которые характеризуют ее с позиции: полезная/вредная, прогрессивная/регрессивная, моральная/аморальная и т. д.
Этот вид деятельности может преобразовывать различные объекты: природу, общество, человека. Преобразование природы может носить не только разрушительный характер, как акцентируют своё внимание некоторые философы, не только "переделку" природы под себя, но и "Жизнепоток природы - это движение для человека гармоник всего сущего, которые он может нарушить, а может и оптимизировать". При преобразовании общества, которое может выступать как в революционно-разрушительных формах, так и в созидательных, изменяются социальные объекты: отношения, институты, учреждения, изменяется и сам человек. Преобразовательная деятельность обеспечивает условия общей жизни людей, соответствующую качеству их жизни инфраструктуру. В плане преобразовательной деятельности человека хотелось бы остановиться на том случае, когда преобразовательная деятельность направляется индивидом на самого себя, на его "Я", с целью физического или духовного совершенствования. "Саморазвитие человека связано с раскрытием всё более глубоких возможностей для понимания себя и воздействия (взаимодействия) со всё большими объёмами реальности". Один и тот же человек выступает здесь и как объект, и как субъект. Основными типами преобразовательной деятельности, обусловленные различием её субъектов, являются, во первых, деятельность, имеющая индивидуальный характер (труд отдельного человека, занятия спортом и др.), во-вторых, деятельность, непосредственно осуществляемая той или иной группой (военная, коллективная деятельность), в-третьих, деятельность общества, взятого в целом. Преобразовательная деятельность может осуществляться на двух уровнях, в зависимости от реального или идеального изменения субъекта. В первом случае происходит действительное изменение наличного материального бытия (практика), во втором случае происходит изменение объекта лишь в воображении (словами К. Маркса, "практически-духовная"). Преобразовательная деятельность может выступать как в форме производства, так и в форме потребления. В обоих случаях субъект овладевает объектом, только соотношение разрушительной и созидательной стороны человеческой активности оказывается разным. Ещё одна плоскость дифференциации раскрывает различие между деятельностью творческой и механической (продуктивной и репродуктивной). Творческая деятельность может существовать как в вещной сфере, так и в сознании человека, когда он активирует физические возможности своего тела, развивает духовные силы, свои возможности. Потребление тоже может быть творческим, оригинальным, открывающим новые способы использования продуктов производства, и механическими, пассивно воспроизводящим сложившиеся формы потребления. Совершенствуя, преобразуя окружающий мир, люди строят новую реальность, прорывают горизонты налично-данного бытия. Однако, подчеркивая активно преобразующее начало практической деятельности человека, необходимо помнить, что она определенным образом вписывает человека в материальную действительность, объемлющую его и всегда выходящую за пределы актуальных возможностей ее практического освоения. Человек при всех перспективах и возможностях своей активной преобразовательной деятельности остается в пределах бытия и не может не сообразовывать свою деятельность с его объективными законами. Творческие конструктивные возможности преобразовательной деятельности в реальном мире всегда опираются на использование объективных закономерностей. Другими словами, подлинная эффективность человеческой деятельности не только связана с удовлетворением субъективных интересов или потребностей, но и предполагает решение задач, обусловленных внутренними закономерностями той реальной действительности, на которую эта деятельность направлена. Понимание диалектики человеческой активности по отношению к окружающему миру и зависимости человека от этого мира, его вписанности в этот мир, его обусловленности миром является необходимым условием для осознания вытекающей из этой диалектики ответственности человека в его практической деятельности перед окружающим миром и перед самим собой. Человек не может усидеть на одном месте. Нами постоянно осуществляется Это может показаться чем-то невозможным, но такова реальность. Общая информацияПервоначально необходимо дать обозначение слову «деятельность». Так называют вид активности человека, что направлен на познание, а также дальнейшее творческое преобразование окружающего мира (в том числе и самого себя). Когда упоминается социально-преобразовательная деятельность, это значит, что люди создают условия, удобные для общества, подстраивают их под самого себя. Но для начала всё же давайте остановимся на общей информации. Итак, человеческая деятельность может принимать следующий характер:
Иная классификацияТакже существуют и другие виды представления человеческой деятельности. Так, её можно разделить на практическую и духовную. Для полноты сравнения нами будет рассмотрена не только социально-преобразовательная, но и Это позволит лучше разобраться в данной теме. Первая относится к практическому направлению, а вторая - к духовному. Какой бывает социально-преобразовательная деятельность?Это вопрос, на который нет универсального ответа. Так, она может быть созидательной или разрушительной - зависимо от конечного результата. Как показывает социальная практика, судить о влиянии определённой деятельности можно только спустя значительное количество времени. Ведь, как это ни парадоксально, даже определённые катаклизмы могут оказать благотворное влияние в будущем. В качестве примера приведем французскую революцию и взятие Бастилии. После этих событий по всей стране развернулся Якобинский террор, когда очень значительное количество людей сложили свою голову на плахе. Но одновременно были запущены и позитивные тенденции, благодаря которым сейчас Франция является развитой, продвинутой державой. На деятельности влияет и то, творческая она или репродуктивная. В первом случае создаётся что-то качественно новое. Как правило, это происходит медленно. Но конечный эффект будет потрясающим. При репродуктивной деятельности происходит повторное создание чего-то по имеющимся уже схемам и представлениям. Этот процесс протекает, как правило, довольно быстро. Но пальма первенства и эффект первооткрывателя в том случае утеряны. Также отдельно выделяются выявления деятельности. Они в данном случае могут быть внешними или внутренними. Под первыми подразумевается деятельность, направленная на взаимодействие с кем-то или чем-то. Тогда как внутренние выявления - это мыслительные процессы. О познавательной деятельности замолвим слово...К ней относят всё, что связано с пониманием принципов функционирования окружающей среды и распознавания чего-то нового. Здесь можно выделить несколько направлений. Среди них: чувственная, рациональная, художественная, житейская, личностная, религиозная деятельность. Отдельно следует рассмотреть Благодаря этому человек может руководиться принципом объективности, получать обоснованные и системные знания, которые к тому же можно перепроверить. В данном случае познавательная деятельность - это ещё и способ развития общества. Она направлена на усовершенствование его уклада. ПрактикаСоциально-преобразовательная деятельность - это такой элемент взаимодействия в обществе, который не обходится без общения. Ведь оно является способом взаимосвязи между различными людьми. Если говорить о познавательной деятельности, то она собой представляет так называемый субъект-объектный процесс. То есть, человек совершает определённые действия, направленные на понимание какой-то вещи или процесса. В качестве примера можно привести преобразования, происходящие в обществе. Тогда как социально-преобразовательная деятельность - это такой процесс, что не может происходить без контакта между различными людьми. Особенности общенияОчень часто этот процесс отожествляют с коммуникацией. Но эти понятия следует разделять. Так, под общением может пониматься деятельность, что носит духовный и материальный характер. А вот коммуникация является чисто информационным процессом. В качестве примера можно навести пример взаимодействия человека и животного (собаки, крысы и так далее). Согласитесь, общение с другими людьми ни в какое сравнение не пойдёт с коммуникацией с животными. В качестве аналогии можно сказать, что первый тип взаимодействия базируется на диалоге, тогда как второй - на монологе. Социальная практика может предоставить бесчисленное количество подтверждений, что всё происходит именно так. Из всего этого можно сделать один вывод. Социальные объекты - это исключительно люди. РеализацияИтак, мы уже знаем, что собой представляет социально-преобразовательная деятельность. Примеры этого механизма изменения общества смогут закрепить полученную информацию. Для начала давайте начнём с минимально возможного уровня. Представим, что какой-то конкретный человек не удовлетворен образовательным уровнем в школе. Тогда он работает над созданием детских летних лагерей. В них будет осуществляться пропаганда науки. Там будут показывать захватывающие вещи из раздела физики/химии, объясняться большое значение знаний и так далее. Это будет пускай и не очень масштабная, но тем не менее социально-преобразовательная деятельность. И дети вместо того, чтобы идти в потенциально не хорошие компании, будут заниматься образованием. Можно привести в пример и более крупный масштаб. Представим, что человек решил учредить общественную организацию, которая будет заниматься популяризацией научного подхода и принципа рационализма в рамках одной отдельной страны или даже целого мира. Здесь всё упирается исключительно в амбиции и цели. Социально-преобразовательная деятельность может вестись с различным уровнем успеха и в разных масштабах. Но при этом следует понимать, что она может быть осуществлена исключительно группой людей. В современном государстве изменить, скажем, размер материнского капитала одному человеку не под силу. Даже если рассматривать пример наиболее облечённых властью людей - министров правительства, то даже их решение зависит от текущего положения дел и огромного аппарата чиновников. Даже в таком случае нельзя сказать, что всё может быть реализовано просто и без проблем. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Икра кабачковая обжаренная Как сделать кабачковую икру на сковороде
- Расстрел толкование сонника Весть о расстреле мужа сонник
- Как потушить рыбу в сковороде
- Домашние алкогольные напитки из ягод и фруктов
- Религия христианство, её основы и суть Стадия актуальной эсхатологии
- Именины у федора по церковному
- Рецепт ткемали из сливы и алычи: классический способ и адаптированные варианты
- Морковный пп торт-чизкейк без муки, масла и сахара Низкокалорийный морковный пирог рецепт
- Секреты классификации бренди XO и VSOP
- Самые скверные и стервозные знаки зодиака