Главная - Маленькая кухня
Основы налоговой политики государства кратко. Налоговая политика государства, основное направление ее реализации

Налоговая политика - это система мероприятий государства в области налогов, является составной частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, которые стоят у власти.

На государственном уровне основная цель налоговой политики сводится, во-первых, к формированию доходной части бюджетов и, во-вторых, к стимулированию развития экономического потенциала страны. Реализуется эта цель путем обеспечения относительного равновесия между функциями налогообложения - фискальной и регулирующей.

Таким образом, основной целью налоговой политики правительства является наряду с соблюдением фискальных интересов обеспечение сохранения данной экономической и политической системы, ее поступательного развития, возможность достижения которого заложена в рациональном налоговом регулировании экономических отношений и пропорций. Инструментом проведения налоговой политики в жизнь, ее практической реализацией становятся конкретные законы и другие законодательные акты.

Основными задачами налоговой политики государства являются:

  • обеспечение государства финансовыми ресурсами;
  • создание условий для регулирования экономики;
  • обеспечение социальной справедливости при налогообложении.

Современная налоговая политика экономически развитых государств определяется в своей основе концептуальным подходом, которого придерживается правительство, пришедшее к власти. Различные и нередко полярные взгляды на налог как форму государственного регулирования экономической деятельности, как правило, обусловливаются тем, сторонником какой экономической школы является данное правительство и как решается вопрос о формировании и распределении финансовых ресурсов общества в рамках данной школы, теоретической концепции.

Развитие современной теории налогообложения отражается в системах взглядов экономистов трех основных направлений, определивших состояние экономической науки: классического, кейнсианского и монетаристского.

Глубокий след в теории налога, в том числе и новейшей, оставила классическая (неоклассическая) школа и выделившееся из нее в начале 70-х гг. XX в. неоконсервативное направление. Основоположники классической научной школы (А. Смит, Д. Риккардо, Ж.-Б. Сей, Дж. Милль) признавали за налогами исключительно роль источников государственных доходов. В последующем эта система взглядов оформилась в трудах П. Самуэльсона, Р. Масгрейва, Б. Босуорта, М. Фельдстейна, П. Хейне и др. Классическая школа опирается на представление о возможности решения большинства экономических задач, опираясь исключительно на рыночный механизм. Логика фетишизации рыночных отношений неизбежно приводит к выводу о необходимости ограничения государственного вмешательства в экономику. Регуляционный потенциал рынка, а соответственно и воззрений классической школы, объективен и несоизмеримо выше, чем субъективное государственное регулирование. Отсюда вмешательство государства нарушает состояние равновесия, на которое настраивает экономику рынок, и поэтому функции государства следует максимально ограничить. Соответственно налогообложение не должно противоречить свободному предпринимательству и быть обременительным для граждан. Вслед за А. Смитом классическая школа утверждает, что налоги представляют собой неизбежное зло. Один из ярких представителей классической школы Ж.-Б. Сей (1767-1832) писал, что «самое лучшее управление - то, которое наименее деятельно» и «наилучший из всех финансовых планов - это расходовать возможно меньше, а наилучший из всех налогов - это наименьший» . Исходя из этого можно утверждать, что налоги являются необходимым инструментом, с помощью которого правительство достигает общественно-политических целей. Однако ввиду того, что налогообложение подразумевает принуждение, оно неизбежно оказывает влияние на функционирование рынка и предпринимательскую инициативу. Цель же налоговой политики государства - минимизировать неблагоприятные эффекты налогообложения, нейтрализовать налог.

Классическая теория со временем оформились в концепцию государственных услуг, предложенную американским экономистом П. Самуэльсоном (1915-2009). Он ввел в научную терминологию понятие «общественный товар», под которым понимаются товары и услуги, сочетающие три свойства: они неделимы среди членов общества, доступны всем и предлагаются государством, минуя рынок. К общественному товару относятся, например, услуги армии, правоохранительных органов, пожарных и т.п. Гражданин потребляет данные услуги и при этом не может от них отказаться. Здесь налоги рассматриваются как своеобразная плата за государственные услуги. В развитых странах неуплата налогов относится к тяжким видам преступлений, поскольку, потребляя бесплатно общественный товар, неплательщик обкрадывает все общество.

Дальнейшее развитие этой концепции встречается у Р. Масгрейва (1910-2007), согласно которому общественный товар есть товар, удовлетворяющий общественные нужды. Отличие общественных нужд от частных состоит в том, что удовлетворение извлекается любым индивидуальным потребителем, независимо от его собственного вклада, который возмещает лишь малую часть общей стоимости услуг. Итак, взимаемые налоги призваны покрывать лишь затраты по предоставлению государственных услуг. Поскольку в общественных товарах заинтересованы все члены общества, Р. Масгрейв полагает, что плательщики налогов должны добровольно нести налоговое бремя. В то же время П. Хейне скептически отмечает эгоизм налогоплательщиков - стремление к получению общественных товаров на сумму большую, чем сумма внесенных налогов, что оправдывает общепризнанное и исключительное право государства на принуждение, означающее ограничение свободы выбора.

В целях построения правильной налоговой политики важно решить вопрос, какова должна быть оптимальная доля дохода, передаваемого частным сектором в качестве платы за государственные услуги. Но не менее существенно и то, какие конкретно субъекты и на каком этапе образования дохода должны платить налоги. Что лучше облагать: прибыль корпораций, индивидуальные доходы или капитал и сбережения?

Проблема видов налогов занимает особое место в теории налога. Классическая школа и в этом вопросе исходит из необходимости нейтрализации налога. Так, П. Самуэльсон считал налог на компании наиболее спорным налогом. И справедливость, и эффективность его - т.е. оба критерия оптимального налога - подвергаются нападкам большинства экономистов - неоконсерваторов. Под абсолютностью корпорационного налога ученый понимает обложение общей суммы корпорации, в том числе нераспределенной прибыли. Распространение получила точка зрения, что компании как таковые не являются исходящим субъектом обложения. Прибыли, которые они получают, есть прибыли индивидуумов и, следовательно, должны облагаться личным подоходным налогом после распределения. Главный аргумент заключается в экономической несправедливости корпорационного обложения: в то время как прибыль некорпорированного сектора (предприятия, принадлежащие единоличным владельцам или партнерам) облагается единожды индивидуальным подоходным налогом.

Основная идея учения английского экономиста Дж.М. Кейнса (1883-1946), выраженная в его книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936), - обоснование необходимости государственного вмешательства в воспроизводственный процесс, аргументированное неспособностью экономики к эффективному саморегулированию и цикличностью ее развития. По мнению Дж.М. Кейнса, налоги существуют в обществе для регулирования экономических отношений. Вопрос о том, как лучше регулировать совокупный спрос, находился в центре внимания экономистов с 30-х до 70-х гг. и получил, в частности, освещение в трудах А. Хансена, Г. Мюрдаля, А. Лернера и др.

«Эффективный спрос», выражающий равновесие между производством и потреблением, - понятие, введенное Дж.М. Кейнсом, - является частью антикризисной политики государства. Налоги в сочетании с бюджетными и кредитными рычагами должны играть роль внутреннего регулятора экономики, а варьируя налоговые ставки, правительство может активно влиять на подвижность экономических циклов. На стадии спада налоговые ставки рекомендуется снижать для стимулирования экономики, а на стадии подъема - повышать для сдерживания слишком стремительного роста. Оптимальный вариант представляет собой сбалансированность бюджета в пределах цикла при образовании любой величины дефицита в годы кризиса. Однако такое решение является теоретически возможным лишь в случае совершенно симметричного цикла. Если этот цикл имеет инфляционный наклон, то возникает оправдываемый хронический дисбаланс бюджета.

Равным образом с помощью налогов можно влиять на уровень сбережений и инвестиций. Излишние сбережения могут препятствовать экономическому развитию, поэтому подлежат изъятию с помощью использования прогрессивных налоговых ставок с тем, чтобы с помощью бюджетной системы превратиться в источник государственных инвестиций.

Согласно кейнсианской модели регулирования экономики налоги преследуют не только фискальную цель, но и в гораздо большей степени выполняют регулирующую функцию, являясь средством преодоления и сглаживания последствий циклического развития экономики, устранения возникших диспропорций между объемом производства и совокупным платежеспособным спросом. Налоги целесообразно использовать как своего рода внутренний стабилизатор экономики.

Налоговая теория монетаризма была выдвинута в 50-х гг. прошлого века профессором экономики Чикагского университета М. Фридменом (1912-2006), по мнению которого регулирование экономикой может осуществляться через денежное обращение, зависящее от количества денег и банковских процентных ставок. Монетаристская школа представляет собой некую смесь классических и кейнсианских постулатов. Из классической школы монетаризм почерпнул признание приоритета рынка как саморегулирующейся системы. Поэтому некоторые ученые считают монетаризм одним из направлений неоклассической теории. С кейнсианством монетаризм объединяет признание возможности эффективного регулирования рыночных отношений, однако монетаристы сужают сферу данного регулирования денежным обращением. При таком подходе манипулирование налоговой ставкой оказывает понижающее или повышающее воздействие на величину денежной массы в обращении, а через нее и на размер инфляции. В теории монетаризма и кейнсианской теории налоги уменьшают неблагоприятные факторы развития экономики. Однако, если в первом случае этим фактором являются излишние деньги, то во втором - излишние сбережения.

Все три экономические школы различаются предлагаемыми методами воздействия на рыночную экономику, в том числе и с помощью налогов. С точки зрения налогов последствия такого вмешательства носят вполне определенный характер: либо в распоряжении участников рынка остается больше денег, либо меньше. Больше денег государство оставляет в период экономического спада для стимулирования производственной деятельности (по Дж.М. Кейнсу) или при небольшой инфляции (по М. Фридмену) также для стимулирования производственной деятельности. Наоборот, для сдерживания производства в фазе экономического подъема и при борьбе с инфляцией налоги следует повышать.

Различают следующие типы налоговой политики:

  • 1) политика максимальных налогов, характеризующаяся повышенным налоговым бременем (Например, в начале XX в. в Тибете взималось около 2000 налогов, в том числе на свадьбу, рождение детей, за право петь, танцевать, звонить в колокольчик и бить в барабан. В 1926 г. Тибет начал создавать армию, и срочно понадобились еще деньги, а все обычные налоги уже были - тогда далай- лама ввел налог на уши.);
  • 2) политика достаточных налогов способствует развитию предпринимательства, обеспечивая благоприятный налоговый климат, при необходимом финансировании государственных расходов;
  • 3) политика минимальных налогов предусматривает низкий уровень налогообложения, но при этом сокращаются государственные расходы, а значит, в первую очередь и социальная защищенность населения. Зато, как гласит народная мудрость, при небольших налогах можно жениться по любви.

Истории известны факты, когда налоговая политика может решать и иные задачи. Например, в Германии в начале XX в. был введен налог на уксусную кислоту. Это было связано с необходимостью создания искусственной уксусной кислоты, чтобы не расходовать на эти цели вино. Денежные поступления от данного налога едва-едва покрывали расходы на его взимание. Но техническая задача была решена, и регулирующая экономическая цель достигнута.

Налоговая политика реализуется путем принятия законодательных и нормативных актов, устанавливающих виды налогов, взимаемых в стране, круг плательщиков, ставки, льготы, сроки уплаты и порядок исчисления налогов, ответственность за налоговые правонарушения, распределение налогов между звеньями бюджетной системы. Поскольку налоги имеют императивный характер, возникает потребность в их организации и установлении особой системы управления налоговыми отношениями.

Управление - это воздействие на объект с целью изменения (сохранения) состояния (поведения, действий), осуществляемое в рамках системы организованных отношений, именуемой системой управления. Управление не может осуществляться без организации, при этом его основными функциями являются: оценка обстановки; выработка и принятие решения; планирование; доведение до исполнителей целей и способов реализации конкретных практических действий; расстановка сил и средств; координация и взаимодействие субъектов управления; контроль; оценка результатов.

Организация управлением налогообложением играет важную роль в проведении эффективной финансовой политики. Именно от нее зависит действенность финансовых рычагов по регулированию экономических процессов в условиях рынка.

Управление налогообложением является комплексным понятием, которое включает в себя налоги как объект управления и налоги как инструмент регулирования экономических процессов. В результате обеспечивается решение следующих задач, включая управление:

  • 1) налоговыми отношениями в обществе;
  • 2) контролем за сбором налогов;
  • 3) финансово-налоговым аппаратом.

Деятельность финансово-налогового аппарата, связанная с вопросами налогообложения, направлена на решение двух основных задач: общенациональных на макроуровне и специфических на микроуровне.

Общенациональные задачи управления:

  • 1) формирование централизованных бюджетных и внебюджетных денежных фондов путем мобилизации налоговых поступлений;
  • 2) установление оптимального распределения налоговых ресурсов между звеньями бюджетной системы;
  • 3) составление краткосрочных и долгосрочных программ и планов поступления налогов и использование данных учетной и статистической отчетности, а также иной информации для принятия решений.

Специфические задачи управления:

  • 1) организация налогообложения юридических и физических лиц;
  • 2) разработка научно обоснованных ставок налогов, систем оценочных показателей налоговой базы, методологий и методик налогообложения;
  • 3) контроль за полнотой и своевременностью налоговых поступлений, а также противодействие уклонению от уплаты налогов.

Ролью налогов в формировании бюджетных доходов предопределена необходимость обеспечения законности и дисциплины деятельности всех участников налоговых правоотношений, в том числе с помощью такого правового способа, как контроль.

Контрольные вопросы

  • 1. Дайте определение налоговой политики государства.
  • 2. Какие цели ставит перед собой налоговая политика?
  • 3. Перечислите типы налоговой политики.
  • 4. Можно ли сознательно использовать регулирующую функцию налогов?
  • 5. Назовите основную цель налоговой политики.
  • 6. Каковы социально-экономические последствия политики достаточных налогов?
  • 7. Каковы социально-экономические последствия политики минимальных налогов?
  • 8. Какие основные теоретические направления развивают теорию налогов?
  • 9. В чем заключается основная идея теории монетаризма?
  • 10. На каком постулате основывается классическая экономическая теория?
  • 11. Для каких целей целесообразно использовать налоги согласно кейнсианской модели регулирования экономики?
  • Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. М.:ИНФРА-М, 1996. С. 27.

Налоговая политика — это действия государства в области налогов и налогообложения. План намерений и действий в налоговой сфере, предпринимаемых государством, разрабатывает Минфин России (абз. 5 ст. 165 Бюджетного кодекса РФ).

Налоговая политика государства на 2018-2020 годы

Основные направления налоговой политики государства на 2018 и плановые 2019-2020 годы можно посмотреть в проекте «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», размещенном на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации 03.10.2017.

В проекте этого документа декларируется:

  • неповышение уровня налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков;
  • завершение работы по систематизации правил установления и взимания неналоговых платежей;

См. материалы:

  • сокращение теневого сектора экономики в результате изменения администрирования доходных поступлений за счет:
    • полного охвата розничной торговой сети онлайн-кассами, которая обеспечивает онлайн-передачу данных на серверы ФНС;
    • интеграции информационных систем и систем управления рисками налоговых и таможенных органов;
    • создание системы сквозной прослеживаемости движения товаров от этапа таможенного оформления до реализации конечному потребителю и запуска пилотного проекта по внедрению этого проекта на территории ЕАЭС;
    • постепенное распространение систем прослеживаемости (ЕГАИС, маркировка) на другие товарные группы;
    • интеграция информационных массивов государственных внебюджетных фондов и налоговой службы;
    • запуск единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и создание федерального регистра сведений о населении;
    • автообмен налоговой информацией в целях противодействия уклонению от уплаты налогов с использованием низконалоговых юрисдикций;
  • предоставление инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль (действует с 01.01.2018);
  • включение в состав безнадежных долгов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, задолженности гражданина, призванного банкротом (действует с 01.01.2018).
  • расширение круга лиц, имеющих право на применение ставки НДС 0% при экспорте за счет отказа от признака иностранного покупателя экспортируемых товаров как условия подтверждения вычета;
  • установление нулевой ставки НДС при реализации услуг по воздушным перевозкам пассажиров и багажа, если пункт назначения или отправления расположен на территории Калининградской области (действует с 01.01.2018);
  • уточнение правил взимания таможенного НДС при ввозе товаров физическими лицами;
  • признание налоговыми агентами по НДС покупателей отдельных видов товаров (лома и отходов цветных металлов, вторичных алюминиевых сплавов, сырых шкур) (действует с 01.01.2018);
  • пресечение злоупотреблений с использованием режима единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) за счет признания плательщиков ЕСНХ плательщиками НДС (на основании закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.11.2017 № 335-ФЗ с 01.01.2019 применение ЕСХН не освобождает от НДС);
  • ограничение количества объектов недвижимости (их общей площади), в отношении которых ИП может применять ПСН по такому виду деятельности, как сдача в аренду жилых и нежилых помещений;
  • уточнение видов деятельности, в отношении которых может применяться ЕНВД и ПСН;
  • закрепление критериев самозанятых граждан, которые освобождаются от уплаты НДФЛ до 01.01.2019;
  • предоставление возможности налоговому агенту уведомлять налогоплательщика НДФЛ о невозможности удержать налог как письменно, так и посредством электронных сервисов;
  • снятие ограничения по возрасту инвалида 1-й или 2-й группы, который находится на обеспечении родителя (усыновителя, попечителя, опекуна) для применения налогового вычета по НДФЛ;
  • уточнение видов деятельности, при осуществлении которых плательщики на УСН будут вправе применять пониженные тарифы страховых взносов;
  • уточнение порядка признания расходов для исчисления НДС при реализации доли в уставном капитале; выходе из состава участников общества; реализации (погашении) ценных бумаг;
  • предоставление льгот по НДПИ организациям, которые реализуют инвестиционные проекты в Дальневосточном регионе;
  • продление увеличенной ставки НДПИ при добыче нефти;
  • изменение в порядке определения показателей, используемых при расчете НДПИ при добыче газа;
  • совершенствование порядка исчисления акцизов, уточнение идентификационных признаков средних дистиллятов;
  • сохранение ставок акцизов на 2018-2019 годы без изменений (кроме бензина и дизельного топлива) и индексация ставок акцизов на 2020 год;
  • установление дифференцированного подхода к определению размера госпошлины за выдачу лицензии на торговлю алкоголем в зависимости от количества мест осуществления деятельности.

Нефтедобывающие компании ожидает введение новой системы налогообложения — налога на добавленный доход (НДД). Предполагается, что он будет распространяться на пилотные объекты, включающие как новые, так и зрелые месторождения. Налоговой базой по этому налогу предполагается установить расчетные доходы от добычи углеводородного сырья за вычетом фактических эксплуатационных и капитальных расходов по разработке участков недр. А ставка по налогу рассматривается на уровне 50%.

Основные направления налоговой политики на 2018 год

Итак, чего же нам ждать от государства в 2018 году:

  1. Совершенствования налогового администрирования.
  2. Создания кодекса неналоговых платежей.
  3. Сокращения федеральных льгот и передачи полномочий по установлению льгот на региональный (местный уровень).
  4. Изменения налогового законодательства, затрагивающего либо отдельные категории налогоплательщиков, либо отдельные операции по различным видам налогов.

В целом налоговая политика государства продолжает курс, начатый в предыдущие годы.

Итоги

Обычно Минфин России задолго до начала наступающего года публикует на своем сайте налоговую политику — перечень мероприятий, которые планируется провести в ближайший год. В ней рассматриваются планы и на 2 последующих года. Но проект налоговой политики на 2018-2020 годы был размещен на сайте Минфина РФ только 03.10.2017 и до настоящего времени не был одобрен Правительством РФ. С помощью налоговой политики Минфин России пытается выполнить следующие основные задачи: создать предсказуемые фискальные условия, сбалансировать федеральный и региональные бюджеты, сократить теневой сектор экономики. Частично планы Минфина РФ по решению этих задач уже реализованы, и в НК РФ внесены соответствующие изменения, а какие-то меры еще разрабатываются. Останутся планы Минфина Россиитолько планами или будут реализованы путем изменения законодательства о налогах и сборах, покажет время.

Введение


Любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает с физических и юридических лиц.

Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги.

Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Важное место отводится налогам, как экономическому рычагу, при помощи которого государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам.

В условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства путем предоставления им налоговых льгот. Государство, проводящее в жизнь грамотную налоговую политику, имеет возможность развивать наукоемкие производства и осуществлять ликвидацию убыточных предприятий.

Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права.

Налоговая система в Российской Федерации начала создаваться в 1991 году, когда в декабре был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", "О налоге на прибыль предприятий и организаций", "О налоге на добавленную стоимость" и другие. Эти законы установили перечень налогов, сборов, пошлин и других платежей, поступающих в бюджетную систему России, определили категории налогоплательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. К настоящему времени в некоторые из этих законов внесены изменения и дополнения, некоторые из них утратили силу в связи с введением в действие налогового кодекса Российской Федерации (части I и II).


1. Налоговая система: задачи, элементы, принципы


Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему государства, которая является важнейшим механизмом системы государственного регулирования экономики.

Налоговые системы развитых стран складываются под влиянием различных экономических, политических и социальных условий. Налоговые системы различаются по набору, структуре, способам взимания, ставкам налогов, по фискальным полномочиям различных уровней власти и т.д.

Задачи налоговой системы - обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода; противодействие спаду производства, создание благоприятных условий для развития предпринимательства; реализация социальных программ.

Главная функция налоговой системы - фискальная (формирование доходной части государственного бюджета). Но так же существуют и другие функции - ослабление дифференциации общества по доходам; воздействие на структуру и объем производства через механизм спроса и предложения; стимулирование научно-технического прогресса; регулирование внешнеэкономической деятельности.

Эффективность налоговой системы определяется двумя факторами:

1.Полнота выявления источников в целях обложения их налогом;

2.Минимизация расходов по взиманию налогов.

Эффективность налоговой системы определяется как чистый доход государства от поступления налогов, т.е. как разница между взысканными налогами и издержками взимания. Степень воздействия всей налоговой системы на экономическую конъюнктуру зависит от того, какой удельный вес в ней занимают отдельные виды налогов, обладающие разной эластичностью, а также от уровня ставок налогов.

Существует три вида налоговых систем: глобальная, дифференцированная и смешанная.

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система шире применяется в западных государствах. При дифференцированной системе все доходы делятся на группы в зависимости от источника их получения (активные и пассивные доходы), к которым применяются различные ставки. В смешанной системе присутствуют элементы глобальной и дифференцированной систем.

Примером перехода от глобальной к дифференцированной системе налогообложения может служить процесс совершенствования налоговой системы Российской Федерации, которая с 1991 года превратилась из глобальной системы, через смешанную (подоходный налог), в дифференцированную (налог на доходы физических лиц).

Рассмотрим вначале так называемые базовые, основополагающие принципы налогообложения.

Начнем с трех главных принципов, которым должны удовлетворять любые современные формы налога: определенность, эффективность, справедливость.

Определенность в понимании Смита означала тот факт, что каждый налог должен быть заранее и гласно объявлен в отношении:

1.Лиц, которые должны платить этот налог;

2.Лица или учреждения, которому или в которое этот налог должен быть уплачен;

.Срока, в течение которого или до которого этот налог должен быть уплачен;

.Твердой определенности той суммы (или ставки дохода/имущества), которую налогоплательщик должен заплатить в качестве этого налога.

Эффективность означает минимизацию для налогоплательщика всех дополнительных затрат времени, труда и денежных средств в связи с выполнением им обязанности уплаты налога. В трактовке Смита, это - принципы 3 и 4 (удобство времени и места уплаты налога и минимум добавочных расходов для налогоплательщика).

Действительно, власти в те времена нередко злоупотребляли введением особых ограничений и условий при уплате налогов, которые оказывали негативное влияние на благосостояние налогоплательщиков (требованиями уплаты налога в неудобное время и в неудобном месте, условиями внесения налога только через откупщиков и т.д.).

В настоящее время принцип эффективности должен пониматься значительно шире.

Во-первых, должны учитываться не только расходы государства на сбор налогов, но и затраты налогоплательщиков на выполнение таких дополнительных налоговых повинностей, как ведение налогового учета и представление налоговой отчетности. Во времена Смита эти затраты для граждан были минимальны, но при современных системах налогообложения расходы граждан и предприятий на выполнение этих обязанностей оказываются весьма значительными и иногда достигают величин, сравнимых с суммой самого налога. В большинстве западных стран такие затраты налогоплательщиков давно признаны (включая и право налогоплательщика зачислять их в расходы при исчислении облагаемого дохода) и строго контролируются.

Во-вторых, следует учитывать, что расходы налоговых органов в связи с взиманием ими налогов также непрерывно растут в связи с усложнением налогового законодательства, увеличением затрат на поддержание налогового контроля, на увеличение численности налоговых работников и на оснащение налоговых органов все более высокотехнологичным и более дорогим дорогостоящими техническими средствами и оборудованием.

Под справедливостью налога Смит понимал сторгую равномерность распределения бремени налога между всеми его плательщиками. До него такая равномерность иногда трактовалась как арифметическое равенство по сумме налога, взимаемого с каждого гражданина. Заслуга Смита в том, что он предложил считать налоговой справедливостью соразмерность взимаемого с каждого гражданина налога размеру его дохода. Иными словами, он ввел за правило пропорциональность налогообложения. В то время это было большим шагом вперед, поскольку при господствовавших в те времена налогах на основные предметы потребления (соль, сахар, хлеб и т.д.) получатели низких доходов платили в виде этих налогов непропорционально большую часть своего дохода по сравнению с более состоятельными гражданами, в доходах которых расходы на эти облагаемые налогами продукты занимали относительно незначительное место. В настоящее время идея "налоговой справедливости" продвинулась значительно дальше - к прогрессивности в налогообложении, при которой получатели более высоких доходов должны платить относительно большую их долю в виде налогов.

Кроме этих ставших уже классическими норм, современная практика налогообложения выработала еще ряд не менее важных принципов, которые на практике выражаются в виде так называемых запретов. Среди них выделяют следующие:

). Запрет на введение налога без закона;

). Запрет двойного взимания налога;

). Запрет налогообложения факторов производства;

). Запрет необоснованной налоговой дискриминации.

Первый принцип (запрет) чрезвычайно прост: он запрещает государственной власти вводить налоги без ведома и против воли народа. Фактически под этим лозунгом прошли все буржуазные революции, и в настоящее время в любом современном государстве любое налоговое обложение должно быть обязательно одобрено представителями граждан в органах законодательной власти (в парламенте).

Следующий принцип (запрет) имеет дело с ситуацией, когда один и тот же объект за один и тот же отчетный период может облагаться идентичным налогом более одного раза (так называемое юридическое двойное налогообложение). Подобная ситуация обычна для нынешней усложненной системы налогообложения, при которой власти разных государств или разные уровни власти в одном и том же государстве пользуются расширенными (пересекающимися) налоговыми правами.

Важнейшее значение имеет принцип (запрет) привлекать к налогообложению базовые факторы производства. К таким факторам относят труд и капитал. Поскольку этот запрет носит экономический характер, то он не закреплен каким-либо образом в законодательных документах. Однако это не мешает властям во всех достаточно развитых странах следовать ему столь строго, как если бы он был признан на уровне конституционного закона. Фактически всё налоговое законодательство во всех развитых странах формировалось и формируется при непременном соблюдении этого основополагающего запрета.

Для капитала, вложенного в производство, формально существуют налог на прибыль и налоги на доходы от капитала. Однако первый налог на деле сконструирован таким образом, что им фактически облагается только капитал, выводимый из производства: капитал, примененный в процессе производства, защищен от налогообложения щедрыми амортизационными льготами, а полученная на этот капитал прибыль практически всегда освобождается от налога, если она реинвестируется на развитие производства в рамках предприятия.

Труд как фактор производства свободен от налогообложения во всех развитых странах. Фактически это обеспечено установлением не облагаемого налогом минимума дохода на таком уровне, который превосходит нормальную для этой страны стоимость воспроизводства рабочей силы (для США ~ $5-6 тыс. в год). На этом минимальном прожиточном уровне дохода работник может всю жизнь быть свободным от налога и получать еще при этом за счет средств бюджета широкий круг социальных пособий. В целом же не следует считать жертву властей для таких случаев слишком значительной. На самом деле, освобождение от налогообложения предоставляется только в отношении прямых налогов, поскольку эти же работники и так уплачивают в бюджет в виде, например, акцизов и налога на добавленную стоимость до 30% и более от суммы их доходов.

Наконец, последний запрет касается, в основном, международных отношений и отражает ту известную реальность, что в настоящее время граждане и капиталы широко мигрируют между странами, и сотни тысяч и даже миллионы граждан живут, работают, занимаются бизнесом и получают доходы в разных странах. В большинстве этих стран государство использует в отношении граждан и неграждан принцип резидентства (постоянного местожительства). Соответственно, в этих условиях сама жизненная необходимость требует отказаться от какой-либо налоговой дискриминации иностранцев (хотя бы в расчете на встречную взаимность).

Таким образом, семь (включая первые принципы Смита) основополагающих принципов налогообложения во всех развитых странах мира соблюдаются уже на протяжении многих десятилетий. Конечно, нельзя отрицать, что в отдельных странах и в отдельные критические периоды власти - вынужденно или произвольно - отходили от этих принципов и даже прямо нарушали. Так, в США в период рузвельтовского "нового курса" налоговые ставки достигали невероятно высоких размеров (обсуждался вопрос о введение 100% налога на крупные наследства). В военные периоды в некоторых странах Европы вводились чрезвычайно жесткие налоги в отношении иностранцев, применялись особые формы налогообложения - в виде долгосрочных принудительных займов и т.д. Но такие отклонения носили подчеркнуто временный характер, и с прекращением таких особых условий власти обычно без промедления восстанавливали прежние порядки.

Таким образом, для обеспечения стабильного развития всякая страна должна учитывать и строго соблюдать все вышеперечисленные базовые принципы налогообложения.


2. Налоговая политика


Для процесса постоянного поступательного экономического развития и успешного преодоления кризисных явлений правительство каждой страны использует арсенал методов, имеющихся в системе государственного воздействия на экономику, в соответствии с принятой теоретической концепцией регулирования экономики и выбранной моделью экономического развития. Государственное регулирование экономики связано с выполнением государством комплекса присущих ему экономических функций, важнейшими из которых являются:

Обеспечение законодательной базы и общественной атмосферы, способствующей эффективному функционированию экономики;

Обеспечение конкурентоспособности экономики и защита национального производства;

Обеспечение процесса социально справедливого перераспределения доходов и национального богатства;

Оптимизация структуры национальной экономики посредством перераспределения ресурсов сообразно целям, обозначенным в долгосрочной стратегии развития;

Сглаживание влияния экономических циклов на национальную экономику, стимулирование экономического роста.

Все вышеперечисленные функции государства в большей или меньшей степени отражаются в налоговой политике, реализуемой властями с помощью системы целенаправленных мероприятий, проводимых в области налогов и налогообложения.

Налоговая политика является одной из наиболее острых проблем современного государства, а ее разработка требует решения все более сложных задач. Одна из основных причин этого - интеграция национальных экономик и всемирная конкуренция за инвестиции. В таких условиях при прочих равных факторах некоторое увеличение налогового бремени по сравнению с государствами-конкурентами порождает бегство инвестиций, соответственное уменьшение налогооблагаемой базы и конечное снижение объема средств, мобилизуемых в бюджеты различных уровней. Следовательно, одним из факторов конкурентной борьбы за перераспределение инвестиционных потоков являются государственное регулирование экономики и продуманная налоговая политика как его составляющий элемент.

Следует учитывать и тот факт, что сущность налоговой политики каждой страны определяется различными факторами, такими как общенациональные цели государства, соотношение между различными формами собственности, политический строй. Концепцию построения национальной экономики и национальную налоговую политику разрабатывают государственные органы власти и управления, т.е. стоящие в настоящее время у власти политические силы.

Налоговая политика государства отражает тип, степень и цель государственного вмешательства в экономику и изменяется в зависимости от ситуации в ней. Как уже отмечалось, она представляет собой систему мероприятий государства в области налогов и является составной частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества, социальными группами, стоящими у власти, стратегическими целями, определяющими развитие национальной экономики, и международными обязательствами в сфере государственных финансов.


1 Задачи и типы налоговой политики


Налоговая политика - совокупность осуществляемых государством мероприятий, направленных на обеспечение своевременной и полной уплаты налогов и сборов, в объёмах, позволяющих доставить ему необходимое финансирование

Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом, сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения. Всю совокупность задач налоговой политики можно условно разделить на три основные группы:

? фискальная - мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней для обеспечения государства необходимыми для выполнения его функций финансовыми ресурсами;

? экономическая , или регулирующая, - направлена на повышение уровня экономического развития государства, оживление деловой и предпринимательской активности в стране и международных экономических связей, содействие решению социальных проблем;

? контролирующая - контроль за деятельностью субъектов экономики.

Одна из основных задач государственной налоговой политики на современном этапе - создание благоприятных условий для активной финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики и стимулирование экономического роста посредством достижения оптимального соотношения между средствами, остающимися в распоряжении налогоплательщика, и средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный механизмы.

Условно выделяют три возможных типа налоговой политики:

Первый тип - высокий уровень налогообложения, т.е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При выборе этого пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней.

Второй тип налоговой политики - низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортно-ориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.

Третий тип - налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для корпораций, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.

Для налоговой политики стран, которые имеют долгосрочную концепцию построения национальной экономики, характерны следующие черты:

Четкое определение проблем, стоящих перед экономикой страны;

Ранжирование целей по степени их важности и концентрация усилий на достижении наиболее важных из них

Проведение аналитической работы и изучение зарубежного опыта налоговых реформ, четкое представление об экономических результатах, выгодах и потерях при осуществлении каждой из программ реформирования;

Оценка эффективности реализации подобных программ в прошлом;

Анализ имеющихся в распоряжении инструментов;

Анализ исходных условий;

Корректировка политики с учетом национальной специфики и специфики момента времени.

На практике налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением. Государство придает этому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства. Для поддержания высокой эффективности государственной налоговой политики необходимо поддерживать определенные пропорции между прямыми и косвенными налогами с учетом специфики конкретной страны. К проблеме ориентирования налоговой системы страны на прямые или косвенные налоги существуют два подхода. В основе первого подхода лежит положение о том, что те физические и юридические лица, которые имеют более высокие доходы, должны платить и более высокие налоги по сравнению с теми, кто не располагает ни высокими доходами, ни дорогостоящей собственностью (принцип платежеспособности).

Второй подход основан на том, что более высокие налоги должен платить тот, кто получает большую выгоду от представляемых обществом услуг, что рассматривается как реализация принципа справедливости, поскольку именно эти категории населения и должны оплатить услуги, представляемые обществом за счет бюджетных средств. Основной недостаток обеих концепций заключается в том, что, во-первых, определить сумму тех благ, которые отдельные налогоплательщики получают от существования армии и органов охраны правопорядка, не представляется возможным, а во-вторых, методики по измерению возможности уплаты налогов для каждого налогоплательщика отсутствуют.


2 Инструменты налоговой политики


Для достижения целей, стоящих перед налоговой политикой, устранения возникающих диспропорций функционирования налогового механизма государство использует различные инструменты и, в частности, такие как конкретные виды налогов и их элементы, объекты, субъекты, льготы, сроки уплаты, ставки, санкции.

Специфика института налоговых льгот определяется видами налогов, методиками расчета, целями их использования и странами их применения. Мировая практика выработала оптимальный комплекс принципов организации налогового регулирования. К ним, в частности, относятся следующие:

Применение налоговых льгот не носит избирательного характера;

Инвестиционные льготы предоставляются исключительно плательщикам, обеспечивающим выполнение государственных инвестиционных программ и заданные объемы производства;

Применение льгот не должно наносить существенного ущерба государственным экономическим интересам;

Порядок действия налоговых льгот определяется законом и не подлежит существенным корректировками на местном уровне.

Другим важным инструментом государственного налогового регулирования экономики являются налоговые санкции. Их роль двойственна, так как, во-первых, они обеспечивают исполнение налогового законодательства (санкции применяются за ненадлежащее выполнение обязательств перед бюджетом или внебюджетными фондами), а во-вторых, они ориентируют хозяйствующие субъекты на использование в своей деятельности более эффективных форм хозяйствования. Вместе с тем нельзя не отметить, что действенность санкций зависит от эффективной работы контролирующих органов.

Таким образом, рассматривая основные инструменты налогового регулирования можно сказать, что по своему характеру налоговое регулирование экономики может быть стимулирующим или сдерживающим. При разработке налоговой политики необходимо учитывать мнение всех сторон налоговых отношений. С одной стороны, это стремление субъектов экономики к минимизации налогов, а с другой - интересы государства, которое исходит из необходимости полной реализации своих функций. Для продуманной налоговой политики одним из самых важных моментов является правильное определение оптимального размера налогового бремени. Для этого необходимо провести серьезную аналитическую работу по достижению компромисса между государством и налогоплательщиками.


3 Критерии эффективности налоговой политики


Экономическая политика правительства реализуется путем взаимодействия государственного бюджета и рыночных регуляторов. Государство оказывает регулирующее воздействие на экономических агентов с помощью системы налогообложения и налоговых льгот, субсидий и субвенций, государственных инвестиций и процентных ставок.

Налоговая политика является одной из основных макроэкономических политик любого государства. Обычно она исполняется правительством, но находится под контролем Парламента.

Налоговая политика способна влиять на совокупный спрос. Решение правительства повысить процентные ставки ведет к сокращению расходов частного сектора на инвестиции. Падение уровня инвестиционных расходов приводит к тому, что налоговая политика может сократить норму накопления. Происходит эффект смещения, который имеет место в том случае, когда возникает бюджетный дефицит и правительство вынуждено увеличивать долги для покрытия своих расходов. Рост государственных расходов повышает совокупный спрос, приводя к тому, что производство набирает тенденцию к увеличению. Но рост производства повышает процентную ставку на рынках активов и тем самым смягчает влияние налоговой политики на производство.

Налоговая политика наиболее эффективна при стабильном обменном курсе и устойчивом движении капиталов.

Расширение налоговой политики ведет к повышению процентной ставки, поэтому приводит к тому, что центральный банк вынужден увеличивать количество денег для поддержания стабильного обменного курса, укрепляя тем самым эффект расширения налоговой политики.

При осуществлении анализа налоговой политики государства большое внимание уделяется структуре налогообложения. В странах с низкими доходами, обычно, структура налогообложения имеет следующие черты:

а) Большую часть поступлений составляют налоги на отечественные товары и внешнеторговые операции, которые в совокупности составляют около 70% всех налоговых поступлений, причем на долю одних только импортных пошлин приходится свыше 40% .

б) Внутренние подоходные налоги не столь значительны (они составляют около 25% налоговых поступлений), причем компании были охвачены этими налогами в большей степени, чем частные лица. Это связано с удобством использования крупных (часто зарубежных) компаний в качестве источников доходов, а также с административными трудностями организации обложения эффективным подоходным налогом частных лиц.

В отличие от стран с низкими доходами, налоги на внешнеторговые операции в промышленно развитых странах играют незначительную роль, а главными источниками поступлений служат налоги с частных лиц и налоги, взимаемые в соответствии с программами социального страхования.

Критерии макроэкономической эффективности налоговой политики:

а) Возможность налоговой политики концентрировать источники доходов.

Налоговые поступления классифицируются по категориям в зависимости от базы, с которой взимается налог, либо от вида деятельности, которая порождает налоговые обязательства. Увеличение суммы поступлений является результатом автоматических или дискреционных изменений.

К автоматическим относят повышение суммы поступлений, вызванных расширением налоговой базы.

Дискреционный рост поступлений является результатом изменений в налоговой системе, таких как пересмотр налоговых ставок, введение нового налога, улучшение системы сбора налогов, то есть изменений в самой налоговой политике.

Система, обеспечивающая налоговые поступления при ограниченном числе налогов и ставок, может значительно снизить административные расходы и расходы на обеспечение соблюдения законодательства. Ограничение числа налогов может облегчить оценку влияния изменений в налоговой политике и избежать впечатления о чрезмерности налогообложения.

б) Способность налоговой политики определять приемлемую налоговую базу.

Широкая налоговая база дает возможность обеспечить налоговые поступления при относительно низких налоговых ставках. При значительном сужении налоговой базы необходимы гораздо более высокие ставки для того, чтобы обеспечить заданные налоговые поступления. В результате этого возрастает вероятность уклонения от уплаты налогов.

Большая часть стран-членов ОЭСР расширила налоговую базу, хотя кое-где происходили и обратные процессы (введение новых вычетов и повышение необлагаемого минимума). Расширение налоговой базы осуществляется путем включения новых форм дохода в налогооблагаемый доход (обычно, доходов по акциям и облигациям и доходов от прироста капитала). В настоящее время в большинстве стран пенсии и пособия по временной нетрудоспособности облагаются подоходным налогом, пособия по безработице включают в облагаемый доход.

В последние годы наметилась тенденция в ряде стран-членов ОЭСР (Австралия, Нидерланды, Норвегия, Финляндия) к выведению взносов работников на социальное страхование из налоговой базы. Это объясняется тем, что платежи по социальному страхованию приравниваются к налогу и, тем самым, проявляется стремление избежать двойного налогообложения.

Еще одним способом расширения налоговой базы стало введение альтернативного налога (как доли валового дохода в Канаде и США) или дополнительного налога (на валовой доход или близкую к нему величину в Дании и Норвегии). Эти налоги применяются только по отношению к наиболее высокодоходным группам населения с тем, чтобы избежать укрытия ими части доходов.

в) Направленность налоговой политики на минимизацию задержек в уплате налогов.

При сильной инфляции реальная ценность налоговых поступлений может значительно снизиться в случае длительных задержек в уплате налогов. Для того, чтобы не имели места задержки, вызванные задолженностью по платежам, необходимо применять большие штрафы. Задержки в уплате налогов на капитал являются более вероятными, чем задержки в уплате налогов на доходы в виде заработной платы, вследствие чего могут возникнуть проблемы, связанные со справедливостью налогообложения.

г) Нейтральность налоговой политики в отношении стимулов.

Налоговая система должна обеспечивать финансирование государственной деятельности при минимальных расходах и при минимальных нарушениях характера производства, а также характера получения и использования доходов. Экономическая деятельность, являющаяся наиболее прибыльной до уплаты налогов, должна оставаться наиболее привлекательной после их уплаты.


4 Налоговая политика в РФ


Российская экономика развивается в сложных, противоречивых условиях, испытывая на себе действие ряда позитивных и негативных факторов. Это находит отражение в экономической политике в целом и её важнейших составляющих - валютной и налоговой политике.

Налоговую политику в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией. Органом непосредственно ответственным за проведение единой налоговой политики на территории Российской Федерации является Министерство финансов РФ, а за ее выработку и осуществление - Министерство РФ по налогам и сборам.

Налоговая политика проводится (осуществляется) ими посредством методов:

  • управления;
  • информирования (пропаганды);
  • воспитания;
  • консультирования;
  • льготирования;
  • контролирования;
  • принуждения.

Управление заключается в организующей и распорядительной деятельности финансовых и налоговых органов, которая нацелена на создание совершенной системы налогообложения и основывается на познании и использовании объективных закономерностей ее развития.

Информирование (пропаганда) - деятельность финансовых и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей. В данном случае имеется в виду информация о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и сроках уплаты и т.п.

Воспитание имеет своей целью привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения ими своих налоговых обязанностей, и предполагает осуществление просветительской работы по разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества.

Консультирование сводится к разъяснению финансовыми и налоговыми органами лицам, ответственным за исполнение налоговых обязанностей положений законодательства о налогах и сборах, применение которых на практике вызывает у них затруднения.

Льготирование - деятельность финансовых органов по предоставлении: отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов) возможности не уплачивать налоги или сборы.

Контролирование представляет собой деятельность налоговых органов с использованием специальных форм и методов по выявлению нарушений законодательства о налогах и сборах, в конечном счете, нацеленную на достижение высокого уровня налоговой дисциплины среди налогоплательщиков и налоговых агентов.

Принуждение есть деятельность налоговых органов по принудительному исполнению налоговых обязанностей посредством применения в отношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания и других санкций. До недавнего времени при проведении налоговой политики налоговыми органами преимущественно использовались методы управления, контролирования и принуждения теперь же достаточно активно осуществляется информирование, консультирование и воспитания населения. Это означает, что налоговая политика в большей степени стала учитывать интересы налогоплательщиков.

В 1996 году был предусмотрен целый ряд усовершенствований и корректировок всех основных видов налогов, расширены права регионов и самоуправлений в области налогов, введено множество новых льгот. Вместе с тем не все из представленных нововведений можно считать в достаточной степени обоснованными: многие из них могут иметь последствия неоднозначные, а некоторые - просто однозначно нежелательные.

Повышение ставок налога на прибыль, имущества, введение специального и транспортного налогов при увеличении налоговых льгот не дали ожидаемого результата. В свете неизбежного роста числа как переобремененных, так и привилегированных плательщиков. Если оценивать существующее налоговое бремя как предельное (для исправных плательщиков), то его дальнейший рост ставит предприятия на грань выживаемости, что, в свою очередь, выливается в реальное сокращение налоговой основы либо в яростное уклонение от налогов. В любом случае фискальный итог является минимальным при огромных моральных издержках.

Когда говорят о неблагоприятном инвестиционном климате в России, то чаще всего упоминают чрезмерность налогового бремени. На самом деле оно существенное, но немногим тяжелее, чем в большинстве европейских стран.

Применение российского режима налогообложения, известного иностранным инвесторам своей неурегулированностью и постоянной изменчивостью, является одним из факторов, сдерживающим иностранные фирмы от прямых инвестиций в Россию, связанных с реальным осуществлением деятельности в России или заставляет использовать схемы, позволяющие оптимизировать затраты, связанные с налогами в России.


Заключение


Налоговая политика - часть политики государства, характеризующаяся последовательными действиями государства по выработке концепции налоговой системы, использовании налогового механизма, а также по практическому внедрению налоговой системы и контролю ее эффективности.

Налоговая система - один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Можно сформулировать основные требования, предъявляемые к налоговой системе страны в настоящее время:

·Равные доходы при равных условиях их получения должны облагаться одинаковым по величине налогом; с разных доходов при разных условиях их получения должны взиматься разные налоги;

·Ставки налогообложения должны быть едиными для всех предприятий независимо от формы собственности и для всех граждан независимо от видов деятельности (при равенстве полученных доходов);

·Система налогов должна быть комплексной, т.е. опираться на различные способы налогообложения (подоходное, поимущественное и т.п.) при умелом их сочетании;

·Стабильность и гибкость налоговой системы должны обеспечить своевременное воздействие на экономические интересы участников общественного производства;

·Единую налоговую ставку следует дополнить системой налоговых льгот, носящих целевой и адресный характер, действие этих льгот должно наступать автоматически при выполнении условии, установленных законом.

Система налогообложения должна учитывать достижения науки и опыта зарубежных стран, строится на сходных принципах в соответствующей ситуации.

экономика налогообложение политика


Список используемых источников и литературы


1."Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 09.03.2010)

2."Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 19.05.2010)

Александров И.М. Налоги и налогообложение: учеб. для вузов / И.М. Александров. - М.: Дашков и К, 2006. - 318 с.

Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учеб. для вузов / Л.Н. Лыкова. - М.: Дело, 2006. - 384 с.

Сердюков А.В., Вылкова Е.С., Тарасевич А.Д. Налоги и налогообложение. Учебник для вузов. - ПИТЕР, ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ, 2008. - 704 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Налоговая политика-это совокупность экономических, правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развитии экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования. Ее содержание и цели зависят от политического строя, задач стоящих перед государством. Как правило, налоговая политика преследует следующие цели:

Экономические-повышение уровни развития экономики, оживление деловой активности, стимулирование хозяйственной деятельности;

Фискальные-обеспечение всех уровней власти в финансовых ресурсах, далее проведение экономической и социальной политики;

Социальные-сглаживание неравенства в уровнях доходов населения путем перераспределения национального дохода и ВВП;

Международные-выполнение международных финансовых обязательств.

В зависимости от состояния экономик, целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетным, используются различные формы (типы) налоговой политики:

Политика максимальных налогов

Преследуется только фискальная цель

Политика экономического развития

Приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности, обеспечение благоприятного налогового климата

Политика разумных налогов

Установление достаточно высокого уровня налогообложения для юридических и физических лиц при одновременной реальной социальной защите граждан

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач налоговая политика подразделяется на налоговую стратегию и налоговую тактику. Налоговая стратегия направлена на решение крупномасштабных задач, связанных с разработкой концепции и развития налоговой системы. Налоговая тактика направлена на достижение целей конкретного этапа развития экономики.

Налоговая политика реализуется через налоговый механизм (инструменты). Налоговый механизм-это совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечивается реализация налоговой политики. Элементами налогового механизма являются:



Налоговое планирование-это экономически обоснованная система прогнозов налоговых поступлений с учетом реальных экономических условий. Основная задача налогового планирования-обеспечение качественных и количественных показателей программ социально-экономического развития страны из разработанных и принятых налоговых законов;

Налоговое регулирование-это система экономических мер оперативного вмешательства в ход воспроизводственных процессов. Конечная цель налогового регулирования-уравновесить интересы трех субъектов государства, хозяйствующих субъектов и граждан. Налоговое регулирование осуществляется способами, как льготы и санкции и методами как инвестиционный, налоговый кредит, отсрочка, трансферты, рассрочка.

Налоговый контроль-это комплекс мероприятий по анализу причин отклонений от запланированной величины налоговых поступлений с целью принятия решений о проведении корректирующих мероприятий в области налогообложения.

Правильно сформированная налоговая политика и отложенный налоговый механизм-необходимое условие эффективного налогообложения.

Классификация налогов и сборов

Классификация налогов представляет собой их группировку по определенным критериям и признакам:

1.по способу взимания различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на реальные прямые налоги, которые уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика, и личные прямые налоги, которые уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика.

Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара.

2.в зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на:

Федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган, хотя эти налоги могут зачислятся в бюджеты различных уровней;

Региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;

Местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти, вступают в действие только решением, принятым на местном уровне, и всегда поступают в местные бюджеты.

3.по целевой направленности введения налогов различают:

Абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;

Целевые (социальные) налоги, вводимые для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

4.в зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды:

Налоги, взимаемые с физических лиц;

Налоги, взимаемые с предприятий и организаций;

Смежные налоги, уплачиваемые и физическими, и юридическими лицами.

5.по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:

Закрепленные налоги, непосредственно и целиком поступающие в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;

Регулирующие налоги-разноуровневые, поступающие одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.

Возможны и другие принципы классификации по объекту обложения, по источнику обложения, по способу обложения и др.

Права и обязанности налогоплательщиков

Налогоплательщики и плательщики сборов (ст.19 НК РФ).

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Взаимозависимые лица (ст.20 НК РФ).

Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц:

Одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%;

Одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

Лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) (ст.21 НК РФ)

1)получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах;

2)получать от налоговых органов и др. уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

3)использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах и т.д.

Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов) (ст.23 НК РФ)

1)уплачивать законно установленные налоги;

2)встать на учет в налоговых органах;

3)вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;

4)представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты) и т.д.

Важнейшим инструментом государства в процессе повышения благосостояния страны выступает налоговая политика. Она оказывает влияние практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со множеством элементов государственного управления, такими как: ценообразование, денежно-кредитная политика, реформы экономики, торговая и промышленная политика и т.д.

Налоговую политику относят к косвенным методам государственного регулирования, потому что она обеспечивает только условия экономической заинтересованности или незаинтересованности в деятельности субъектов экономики и не основывается на властно-распорядительных отношениях. Вместе с этим налоговая политика как косвенный метод государственного регулирования более гибко воспринимается экономикой и поэтому шире применяется в рыночных системах, чем методы прямого регулирования.

Формируя налоговую систему страны, государство стремится использовать ее для определенной финансовой политики. Поэтому она становится относительно самостоятельным направлением - налоговой политикой. В основном формы и методы налоговой политики определяются национальными интересами и целями, политическим строем, административно-территориальным устройством, характером взаимодействия разных форм собственности и некоторыми другими аспектами.

В целом под налоговой политикой понимается совокупность финансовых, экономических и правовых мер государства по созданию налоговой системы страны в целях удовлетворения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп, а также развития экономики страны посредством перераспределения финансовых ресурсов.

У налоговой политики, как и у любой другой политики государства, есть свое содержание, характеризующееся последовательными действиями государства по выработке научных концепции развития налоговой системы, определению наиболее важных направлений применения налогового механизма, а также по практическому внедрению налоговой системы и контролю за ее эффективностью.

В зависимости от целей, которые на сегодняшний день для государства являются приоритетными, применяются различные методы проведения налоговой политики.

Одной из форм налоговой политики является политика максимальных налогов. В данном случае государство устанавливает высокие налоговые ставки, уменьшает налоговые льготы и вводит большое количество налогов, желая получить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов, не сильно заботясь о последствиях данной политики. Естественно, что такой метод не оставляет налогоплательщикам и обществу в целом практически никаких надежд на экономическое развитие. Поэтому такая политика осуществляется государством, как правило, в экстренные моменты его развития, например, в период экономического кризиса или войны. Подобная политика ведет к сильным негативным последствиям, которые заключаются в следующем:

  • - после уплаты налогов у налогоплательщиков почти не остается финансовых ресурсов, что делает невозможным расширенное воспроизводство. Экономика страны все сильнее впадает в кризис, снижаются темпы роста производства во всех отраслях;
  • - укрывательство от налогообложения становится массовым и приводит к тому, что государство собирает по большей части налогов чуть более половины причитающихся средств;
  • - массовый характер приобретает теневая экономика, уровень производства в которой по экспертным оценкам достигает 45%. Но укрываемые от налогообложения ресурсы не используют, как правило, на развитие производства, а переводятся на счета в зарубежных банках и они работают на экономику других стран.

Другой формой проявления налоговой политики выступает политика экономического развития. В этом случае государство в максимально возможных размерах налогового бремени берет во внимание не только фискальные интересы, но и интересы налогоплательщиков. Государство, делая меньше налоговый пресс для предпринимателей, одновременно сокращает свои расходы, в первую очередь, на программы социального направления. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное увеличение капитала, стимулирование инвестиционной активности за счет создания наиболее благоприятного налогового климата. Такая политика осуществляется в тот период, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис.

Третья форма налоговой политики - это политика разумных налогов, которая представляет собой что-то среднее между первым и вторым типом. Суть ее заключается в установлении достаточно высокого уровня налогообложения как юридических, так и физических лиц при одновременной реальной социальной защите граждан, наличии большого числа государственных социальных программ Александров, И.М. Налоги и налогообложение / И.М. Александров. - М.: Издательский дом «Дашков и К», 2012. - 286с..

В зависимости от продолжительности периода реализации и стоящих перед ней целей налоговая политика может носить стратегический или тактический характер. В первом случае это называется налоговой стратегией, во втором - налоговой тактикой.

Налоговая стратегия направлена на решение задач крупного масштаба, которые связаны с разработкой концепции и тенденции развития налоговой системы государства. Налоговая стратегия вытекает из экономической, финансовой, а также из социальной политики. Она рассчитана на длительную перспективу и, следовательно, является долговременным курсом налоговой политики. налоговый политика государство льгота

В отличие от налоговой стратегии налоговая тактика направлена на достижение целей конкретного этапа экономического развития. Она обеспечивает достижение этих целей за счет своевременного изменения элементов налогового механизма.

Стратегия и тактика налоговой политики неразрывно связаны между собой. С одной стороны, налоговая тактика является механизмом решения стратегических задач. С другой стороны, стратегия формирует благоприятные возможности для выполнения тактических задач.

Субъектами налоговой политики, в зависимости от государственного устройства, выступают федерация, субъекты федерации и муниципалитеты. Каждый субъект налоговой политики имеет налоговый суверенитет в пределах их полномочий, которые устанавливаются налоговым законодательством. Как правило, субъекты и муниципалитеты могут вводить и отменять налоги в пределах установленных региональных и местных налогов. Также им предоставляются широкие права по установлению налоговых ставок, льгот и других преференций, а также в установлении базы налогов. Проводя налоговую политику, ее субъекты могут оказывать влияние на экономические интересы налогоплательщиков, создавать выгодные как для самих налогоплательщиков, так и для экономики региона в целом, условия для их деятельности Дуканич, Л. В. Налоги и налогообложение / Л.В. Дуканич. - Ростов на Дону.: Феникс, 2009. - 226 с..

Результаты проведения налоговой политики значительно зависят от того, какие принципы государство берет в ее основу. Выделяют следующие основные принципы построения налоговой системы:

  • - применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии или преобладание пропорциональных ставок;
  • - соотношение прямых и косвенных налогов;
  • - использование системы скидок, вычетов и их целевая направленность;
  • - широта применения налоговых льгот, их характер и цели;
  • - непрерывность налогообложения.

Часто к принципам налоговой политики относят также соотношения федеральных, региональных и местных налогов.

В целом эти принципы обуславливают основные направления налоговой политики, ее характер и структурные элементы. Используя указанные принципы, государство в условиях стабильной экономики может стимулировать расширение объемов производства, инвестиционную активность, качественный рост экономики. Благодаря комплексному использованию принципов построения налоговой системы осуществляется структурное и социальное реформирование экономики. В период кризиса налоговая политика через использование этих принципов помогает решить задачи, направленные на вывод экономики из кризисного состояния.

Налоги оказывают влияние и на объем производства через совокупный спрос. Снижение налогов способствует расширению производства, а увеличение налогов, напротив, сдерживает его. Поэтому необходим учет эффекта мультипликатора совокупного спроса при использовании налоговых рычагов. Зависимость совокупного спроса и налогов заключается в следующем: во время увеличения налогов совокупный спрос уменьшается, и, наоборот, при понижении налогов совокупный спрос возрастает.

Методы осуществления налоговой политики зависят от тех целей, к которым стремится государство, проводя налоговую политику. Налоговая политика проводится с помощью следующих методов:

  • - управление: оно состоит в организующей и распорядительной деятельности финансовых и налоговых органов, которая направлена на создание совершенной системы налогообложения и имеет в своей основе использование объективных закономерностей ее развития;
  • - информирование: это деятельность финансовых и налоговых органов по сообщению налогоплательщикам информации, которая необходима для правильного исполнения налоговых обязательств;
  • - консультирование: оно сводится к разъяснению финансовыми и налоговыми органами положений законодательства о налогах и сборах, применение которых на практике вызывает затруднения у налогоплательщиков;
  • - воспитание: целью его - привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения своих налоговых обязанностей; оно предполагает осуществление просветительской работы по разъяснению необходимости налогообложения;
  • - льготирование -- это деятельность финансовых органов по предоставлению отдельным категориям налогоплательщиков возможности не уплачивать налоги;
  • - контроль: представляет собой деятельность налоговых органов с помощью специальных форм и методов по обнаружению нарушений налогового, нацеленную на достижение высокого уровня налоговой дисциплины среди налогоплательщиков;
  • - принуждение - это деятельность налоговых органов по принудительному исполнению налоговых обязанностей посредством применения в отношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания и других санкций.

Цели налоговой политики формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе. Поэтому при разработке налоговой политики государство преследует следующие цели:

  • 1) Экономические - повышение уровня развития экономики, оживление деловой активности, стимулирование хозяйственной деятельности, ликвидация диспропорций.
  • 2) Фискальные - обеспечение потребностей в финансовых ресурсах, достаточных для осуществления экономической и социальной политики, а также для выполнения соответствующими органами власти возложенных на них функций.
  • 3) Социальные - обеспечение государственной политики контроля за доходами, перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп, сглаживание неравенства.
  • 4) Международные - выполнение международных финансовых обязательств государства, укрепление экономических связей с другими государствами.

Практическое проведение налоговой политики осуществляется через налоговый механизм. Именно он является в настоящее время во всех странах основным регулятором экономики.

Налоговый механизм - это совокупность организационных, правовых норм и методов управления налоговой системой.

Формой реализации и регулирования налогового механизма выступает налоговое законодательство, которое определяет совокупность налоговых инструментов.

Участие государства в налоговой политике осуществляется с помощью таких инструментов, как налоговая льгота, налоговая ставка, налоговые санкции, налоговая база и др. Государство использует при этом как прямые, так и косвенные методы использования налоговых инструментов.

Важным средством осуществления политики государства в области регулирования доходов является налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Значительный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков в отдельных регионах, для отдельных отраслей и предприятий. Ставка налога обеспечивает относительную мобильность финансового законодательства, позволяет правительству быстро и эффективно осуществить смену приоритетов в политике регулировании доходов.

Благодаря налоговым ставкам централизованная единая налоговая система является достаточно гибкой, что обеспечивается уточнением ставок налогов и приведением налоговой политики в соответствие с реальной экономической конъюнктурой Перов, А.В. Толкушин, А.В. Налоги и Налоговая система Российской Федерации / А.В. Перов, А.В. Толкушин. - М.: Юрайт - издат, 2013. - 635с..

 


Читайте:



» «Наша Масленица, ты широкая, в детский сад к нам пришла и весну принесла!

» «Наша Масленица, ты широкая, в детский сад к нам пришла и весну принесла!

Оксана Перерва Сценарий развлечения «Масленица» в старшей группе Цель : продолжать знакомить детей с народными праздниками, создать бодрое...

Значение слова стрешневы в краткой биографической энциклопедии

Значение слова стрешневы в краткой биографической энциклопедии

СТРЕШНЕВ МАКСИМ ФЕДОРОВИЧ. Ум. в 1657. Был несколько лет воеводой в Верхотурье. В 1629 приобрел у Поместного приказа находившиеся к югу от Москвы...

Мужчина-крыса - женщина-тигр

Мужчина-крыса - женщина-тигр

В этой теме: Характер рожденных в Год Тигра Это сильные личности, бунтари или руководители. Их трудно заставить подчиняться, зато руководят они...

Договор банковского вклада для физических лиц

Договор банковского вклада для физических лиц

Договор депозитного вклада (для физических лиц) гор.__________________ " "_________________20___г. Коммерческий банк "_______" (условно),...

feed-image RSS