Разделы сайта
Выбор редакции:
- К чему снятся грибы во сне женщине
- Икра кабачковая обжаренная Как сделать кабачковую икру на сковороде
- Расстрел толкование сонника Весть о расстреле мужа сонник
- Как потушить рыбу в сковороде
- Домашние алкогольные напитки из ягод и фруктов
- Религия христианство, её основы и суть Стадия актуальной эсхатологии
- Именины у федора по церковному
- Рецепт ткемали из сливы и алычи: классический способ и адаптированные варианты
- Морковный пп торт-чизкейк без муки, масла и сахара Низкокалорийный морковный пирог рецепт
- Секреты классификации бренди XO и VSOP
Реклама
По следам снежного человека, или Кто ты, йети? По следам снежного человека, или Кто ты, Йети. |
Сергей Обручев От редакции За последние годы в связи с оживлением интереса к Гималаям за рубежом опубликовано много работ об этой горной стране. Большая часть вышедших книг посвящена описанию восхождений на Эверест (Джомолунгму) и другие восьмитысячники, и лишь в немногих затрагиваются вопросы физической географии Непала и этнографии населяющих его народов. Из изданий, содержащих большой материал о Гималаях, значительный интерес представляет книга Иззарда, в которой, кроме основной проблемы, много внимания уделено описанию природы Гималаев и местного населения. В этой книге изложены результаты экспедиции 1954 г., организованной английской газетой «Дейли мейл» для поисков «снежного человека» (йети). Хотя о следах этого загадочного существа европейские путешественники сообщали уже начиная с конца XIX в., но эта проблема привлекла серьезное внимание только в последнее время. Иззард, сотрудник газеты «Дейли мейл», побывавший в 1953 г. в Индии и Непале в качестве корреспондента, заинтересовался вопросом о снежном человеке и решил организовать экспедицию для его поисков. Ему удалось обеспечить финансовую поддержку своей газеты и привлечь к участию в экспедиции специалистов-зоологов и антропологов. Как и всякое газетное предприятие в капиталистических странах, эта экспедиция сопровождалась шумной саморекламой, но тем не менее она носила научный характер и были проведены разносторонние, комплексные исследования. Экспедиция Иззарда в сущности не достигла своей основной цели - участникам ее не удалось увидеть снежного человека. Но в результате их работы были собраны серьезные материалы для решения вопроса о его существовании. При маршрутах по долинам в верховьях рек южного склона Гималаев были обнаружены на снегу в ряде мест следы нескольких йети. По этим следам исследователи прошли десятки километров и могли изучить повадки животного и установить места его обитания. Сотрудники экспедиции записали рассказы очевидцев, главным образом шерпов, лично встречавших йети или слышавших его крики. Все эти показания, заслуживающие доверия, позволяют дать описание внешнего вида йети. Наконец, экспедиции удалось найти хранившиеся в двух монастырях в числе священных реликвий скальпы, снятые с головы йети, до этого времени не известные европейцам. Скальпы эти разрешено было сфотографировать, измерить и взять с них образцы шерсти; в третьем монастыре получен был небольшой кусок кожи йети. Участники экспедиции и некоторые английские ученые считают, что эти скальпы действительно представляют кожный покров верхней части головы йети, но некоторые специалисты, исследовавшие в Англии шерсть со скальпа, пришли к выводу, что она принадлежит какому-то неизвестному животному, а скальп снят, может быть, не с головы, а с плеча его. Как сообщает в своей недавно вышедшей книге «В высокогорном Непале» Норман Харди (участник экспедиции 1955 г. на Канченджангу), в монастыре Ронгбук (на подходе к Эвересту с севера, из Тибета) хранится будто бы третий скальп. В приложении к книге Иззарда помещена статья английского антрополога В. Чернецкого, в которой автор пытается по следам и скальпу дать реконструкцию внешнего вида и черепа йети и определить его систематическое положение среди приматов. Конечно, при неполноте имеющихся данных в этой реконструкции многое остается спорным, но все же эта первая более или менее обоснованная попытка представляет значительный интерес. В статье Чернецкого заслуживает внимания также сравнение следа йети со следом гориллы и человека каменного века, открытого в одной пещере в Лигурии (Италия) и описанного А. К. Бланком в 1952 г. Следы людей неолита и позднего палеолита известны из пещер Одобер, Кабрере, Монтеспан и Пех-мерл во Франции; в 1948 г. в пещере Альден на северо-западном берегу Лионского залива исследователем Д. Катала в грязи на дне пещеры были обнаружены следы, оставленные мужчиной, женщиной и тремя детьми; удалось датировать их как относящиеся к мадленской или ориньякской эпохе (т. е. более 15 000 лет до нашей эры). По форме они очень близки к следам современного человека. Но, конечно, наиболее замечательны следы из пещеры Тана делла Базуа (пещеры ведьм) в Лигурии, о которых пишет Чернецкий. В этой давно известной и посещаемой туристами пещере 28 мая 1950 г. была взорвана сталактитовая перемычка, и за ней открылась большая неизвестная галерея длиной более 300 м. Здесь были обнаружены следы человека и пещерных медведей. На стенах найдены царапины, сделанные когтями медведей, и отпечаток вымазанной углем руки человека. В пещере много костей медведей, но костей человека и остатков его стоянок не найдено - очевидно, люди здесь не жили, а приходили сюда лишь для охоты на медведя. Из-за отсутствия предметов материальной культуры датировка следов трудна, но по аналогии с другими пещерами Италии Бланк считает, что следы принадлежат неандертальцам, жившим, по расчетам итальянских антропологов, около 70 000–190 000 лет до нашей эры. Подробное научное описание пещеры и следов еще не опубликовано. В Кенсингтонском музее в Лондоне экспонируются слепки с этих следов. Хотя следы снежного человека и обнаруживают большее сходство со следами человека палеолита из пещеры Тана делла Базуа, чем со следами гориллы, тем не менее между ними есть и серьезные различия. Чернецкий указывает также на возможное сходство йети с гигантопитеком, три зуба которого были куплены голландским ученым Кенигсвальдом в китайских аптеках в 1935–1939 гг. Но Чернецкому в 1954 г. не были еще известны новые данные о синантопитеках. Китайским палеонтологам удалось найти в аптеках и у крестьян в южных областях Китая в течение последних восьми лет больше 70 зубов гигантопитека; из этих зубов некоторые значительно превышают по размерам описанные Кенигсвальдом. В конце 1956 г. один крестьянин из района Льонченг (провинция Квангси) доставил коллекцию костей ископаемых животных, среди которых оказалась нижняя челюсть гигантопитека. Кости эти были найдены им при добыче фосфористой почвы в пещере, находящейся в изолированной скале, на высоте 88 м над равниной. Раскопки, произведенные в 1956 г. в этой пещере китайскими учеными, обнаружили еще другие кости четвертичных животных; в 1957 г. в пещере была найдена вторая челюсть гигантопитека. Эти массивные челюсти с крупными зубами соединяют признаки как человека, так и антропоидных обезьян, но, по мнению китайских ученых, гигантопитека все же надо относить к обезьянам, а не к примитивным людям. Фауна, найденная вместе с челюстями гигантопитека, как сообщает китайский палеонтолог Воо Ю-канг, - обычна для среднеплейстоценовых (средний отдел четвертичной системы) отложений Южного Китая. Но Минчек М. Чоу, другой китайский палеонтолог, предполагает, что фауну эту следует относить скорее к нижнему плейстоцену, так как и в Льонченге и в других пещерах найдены отдельные зубы мастодонта, который в Европе характерен для отложений вилла-франкского яруса - нижнего яруса четвертичной системы. Если принять выводы Воо Ю-канга, эпоха существования гигантопитека датируется приблизительно от 400 до 600 тысяч лет до нашей эры. Если же гигантопитек вымер уже в нижнечетвертичное время, то эпоха его существования отодвигается еще на сотни тысяч лет. По вопросу об остатках гигантопитека китайскими учеными опубликовано несколько интересных статей. Исследования китайских ученых выясняют положение гигантопитека: по их мнению это гигантская человекообразная обезьяна, более близкая к человеку, чем современные антропоиды. Но немецкий антрополог Г. Геберер считает, что гигантопитека - насколько можно судить по имеющимся челюстям и зубам - надо относить не к антропоидным обезьянам, а к гоминидам, к подсемейству австралопитеков. Последние также имели большую массивную челюсть - но, как видно по скелету, не были гигантами. Отношение этих обезьян к сохранившимся до настоящего времени йети не может быть установлено впредь до изучения скелета последних. Только за последние десять лет в Адыгее восемь раз люди становились очевидцами появления снежного человека . А недавно местному жителю удалось сделать даже гипсовые слепки огромных следов, оставленных загадочным существом. Журналисты решили отправиться по его следам. Тем более что наступающий год по китайскому гороскопу пройдет под знаком Огненной Обезьяны. Между прочим, в преданиях адыгов есть персонаж по имени Мезиль, то есть леший. Его часто изображают в виде одноглазого обезьяноподобного существа с острой клинообразной костью на груди. Согласно легенде, именно с этим предметом он нападает на незваных гостей. Загадки Беловодья Северная окраина предгорного поселка Каменномостского Майкопского района. Легко находим этнографический комплекс "Беловодье", который построил врач-стоматолог Владимир Меликов, с парком экзотических растений у родника, лебединым прудом, рестораном и гостиницей. А выставку необычных находок уже давно прозвали "Музеем снежного человека". Вход - на пожертвования (кто сколько сможет). В клетках среди камней живут еноты-полоскуны, а вокруг оригинальных деревянных скульптур бродят черные декоративные кабанчики. Чего только нет в коллекции! Как царь Кощей, чахну над своими сокровищами, - шутит хозяин. - Как-то на берегу нашел странные артефакты: специалисты говорят, что это яйцо и зародыш динозавра. Бывает, люди сами приносят старинные вещицы. Например, секиру времен Ивана Грозного, древний меч, утюжок... А недавно добыл огромного каменного червя и гигантский аммонит (ископаемого моллюска, чей возраст превышает 300 миллионов лет). Даже из ЮНЕСКО интересуются такими сокровищами. Тут повсюду старинные каменные жернова, череп медведя, голова зубра, фрагменты дольмена. А в мрачноватом подвале Меликов воспроизвел пещерное жилище снежного человека, высеченного по описаниям очевидцев. Шерсть как вещдок Самый знаменитый экспонат - гипсовые слепки отпечатков ног неизвестного существа. Именно ради этой находки в "Беловодье" приезжал даже известный путешественник Николай Дроздов. И признался затем, что не сомневается: именно в Адыгее обитает снежный человек. Эти следы на склонах расположенного неподалеку хребта Мешоко обнаружили мальчишки в 1998 году. Меликов сначала не поверил, а когда увидел их на снегу, даже мурашки по спине пробежали. Огромные отпечатки ног цепью тянулись на полтора километра и вели к ручью. Здесь наш герой нашел клок шерсти и сдал на анализ, о чем потом очень пожалел. "Улика", увы, потерялась. После того случая его даже вызывали в милицию и требовали сдать гипсовые отпечатки. Но они-то как раз уцелели и еще ждут своих исследователей. Сделать имитацию следов снежного человека, заранее заготовив форму следа, и "проштамповать" их по схваченному морозом неглубокому снегу несколько километров - попросту невозможно, - уверен Меликов. - К тому же ни справа, ни слева никаких других следов не было. Отпечатки ног странные, с пятью пальцами, но стопа не вогнутая, как у людей, а выгнутая. Как будто на них имеется некая "жировая подушка". Еще дважды зафиксированы случаи встречи загадочных следов в горах Западного Кавказа туристами из столицы РА - в районе горы Алоус и каньоне реки Цице. На перевал Алоус выходила специально снаряженная экспедиция по поиску снежного человека под руководством детско-юношеского туристского центра "Арго". В каньон реки Цице с такой миссией отправиться не отважился пока никто: район дикий, нехоженый, с множеством пещер и водопадов. А в нынешнем году снежный человек активизировался снова: на сей раз в окрестностях приюта "Водопадного". О его следах сообщили в МЧС туристы. Меликов вновь снял слепки, а на кустах нашел клок серовато-бурой шерсти, который пока поместил в музей. Встреча с неизвестным Летом в "Беловодье" приезжали ученые и телевизионщики из Японии. Жили в гостинице и рыскали по предгорьям. Признались, что находили странные "берложки" и связанные особым образом ветки. Предполагается, что так йети помечают территорию (своеобразные "узелки на память"). Местные жители, которым довелось столкнуться со снежным человеком, буквально хором признаются, что при этом человека охватывает панический ужас и оцепенение, словно находишься под гипнозом. Страх передается и животным - собаки начинают внезапно лаять, а табун лошадей может вдруг сорваться с места и понестись напролом. А здешний печник после встречи с йети вообще потерял рассудок. Кто его знает, существует ли на самом деле снежный человек? - размышляет собеседник, когда мы зашли погреться в кафе у камина. - Полагаю, если такие известные люди, как Дроздов, профессор Поршнев верят, значит, что-то в этом есть. Не просто же так ученые из Японии и других стран к нам приезжают и изучают находки? Видевшие снежного человека местные жители рассказывают, что ростом он за два метра, весь покрыт густой черной или рыжей шерстью. У него приземистое туловище и мускулистые руки, свисающие до колен. Передвигается на двух ногах ловко и быстро, издает звуки в виде посвиста, переходящего в рычание. Голова округлой формы, массивная, сужается кверху, посажена на мощный торс без шеи. Черты лица вполне человечьи, брови очень густые. Огнем пользоваться не умеет, хотя его не боится и смело подходит к костру. Еще одна особенность снежного человека зафиксирована исследователями - это передача своих мыслей и команд на расстояние. Простой человек чувствует его взгляд, находясь в нескольких десятках метров от него. А как у соседей Одно из первых сообщений о поимке снежного человека в отечественной прессе появилось в 60-е годы в издании "Информационные материалы комиссии по изучению снежного человека" под редакцией профессора Бориса Поршнева. В ней передан рассказ полковника медслужбы Вазгена Карапетяна, который утверждал, что в 1941 году в горах Дагестана было взято в плен странное человекоподобное существо. Времена были тяжелые и, по мнению источника, йети приняли за диверсанта или одичавшего дезертира и, скорее всего, расстреляли. В 2008 году о сенсации сообщала пресса Кабардино-Балкарии. В Чегемском ущелье на Северном Кавказе самка йети не только вышла к людям, но и пыталась приставать к мужчинам. В окрестностях поселка Эльбрус, по словам местных жителей, каждый хоть однажды видел йети. А в 2011 году о том, что в Джейрахском районе Ингушетии местные пограничники пытались поймать странное двухметровое существо, похожее на гориллу, журналистам сообщил тогдашний министр труда и соцразвития республики Багауддин Маршани. Хроника встреч с йети в Адыгее На плато Лагонаки обнаружены следы снежного человека, о чем сообщила местная служба МЧС. Близ ущелья Мешоко найдена цепочка огромных следов на снегу, сделаны гипсовые слепки. Сторож ботанического сада Адыгейского госуниверситета обнаружил огромные следы и клок светло-бурой шерсти на заборе. Региональное отделение МЧС зафиксировало сообщения о появлении снежного человека в районе горы Оштен и верховий реки Цице. Пенсионер Андрей Соколов из поселка Каменномостского во время грибной охоты встретился с обезьяноподобным существом. По его словам, йети был им заснят на мобильник. В окрестностях приюта "Водопадного" Майкопского района РА обнаружены огромные следы и клок шерсти неизвестного науке существа. Сделаны гипсовые слепки. Следы снежного человека встретились близ города Адыгейска. Местным жителям также удалось снять видео. В сюжете видно, как нечто, полностью покрытое шерстью, мелькает между деревьями. Новость появилась даже в британском издании Daily Mail. Мнение Иван Бормотов, доцент Майкопского государственного технологического университета, заслуженный путешественник России: Впервые как реальный биологический вид снежный человек был признан в 1735 году шведским натуралистом Карлом Линнеем - он дал ему название Homo troglodytes - "человек пещерный". Термин "снежный человек" применяется с 1921 года, когда экспедиция под руководством Чарльза Говарда-Бьюри обнаружила на Эвересте цепочку следов на снегу от больших босых человеческих ног огромного размера. В 1958 году была создана комиссия Академии наук СССР по изучению вопроса о снежном человеке. Наиболее активным ее членом был профессор Борис Поршнев. Рабочая гипотеза, которой руководствовалась комиссия, сводилась к тому, что снежный человек - это доживший до наших дней примат из деградировавшей ветви неандертальцев. Работа комиссии вскоре была свернута, но ее результаты не были аннулированы последующими исследованиями АН СССР и РАН. Даже имея столь обширную информацию, мы не находим ответа на вопрос: кто же он, снежный человек? Первобытная форма человека, чудом сохранившаяся до наших дней, реликтовый гоминоид, слепая ветвь эволюции человеческого рода, живой неандерталец? Ралф Иззард По следам снежного человека (Сокр. пер. с англ. В. И. Ровинского) Сергей Обручев От редакции За последние годы в связи с оживлением интереса к Гималаям за рубежом опубликовано много работ об этой горной стране. Большая часть вышедших книг посвящена описанию восхождений на Эверест (Джомолунгму) и другие восьмитысячники, и лишь в немногих затрагиваются вопросы физической географии Непала и этнографии населяющих его народов. Из изданий, содержащих большой материал о Гималаях, значительный интерес представляет книга Иззарда, в которой, кроме основной проблемы, много внимания уделено описанию природы Гималаев и местного населения. В этой книге изложены результаты экспедиции 1954 г., организованной английской газетой «Дейли мейл» для поисков «снежного человека» (йети). Хотя о следах этого загадочного существа европейские путешественники сообщали уже начиная с конца XIX в., но эта проблема привлекла серьезное внимание только в последнее время. Иззард, сотрудник газеты «Дейли мейл», побывавший в 1953 г. в Индии и Непале в качестве корреспондента, заинтересовался вопросом о снежном человеке и решил организовать экспедицию для его поисков. Ему удалось обеспечить финансовую поддержку своей газеты и привлечь к участию в экспедиции специалистов-зоологов и антропологов. Как и всякое газетное предприятие в капиталистических странах, эта экспедиция сопровождалась шумной саморекламой, но тем не менее она носила научный характер и были проведены разносторонние, комплексные исследования. Экспедиция Иззарда в сущности не достигла своей основной цели - участникам ее не удалось увидеть снежного человека. Но в результате их работы были собраны серьезные материалы для решения вопроса о его существовании. При маршрутах по долинам в верховьях рек южного склона Гималаев были обнаружены на снегу в ряде мест следы нескольких йети. По этим следам исследователи прошли десятки километров и могли изучить повадки животного и установить места его обитания. Сотрудники экспедиции записали рассказы очевидцев, главным образом шерпов, лично встречавших йети или слышавших его крики. Все эти показания, заслуживающие доверия, позволяют дать описание внешнего вида йети. Наконец, экспедиции удалось найти хранившиеся в двух монастырях в числе священных реликвий скальпы, снятые с головы йети, до этого времени не известные европейцам. Скальпы эти разрешено было сфотографировать, измерить и взять с них образцы шерсти; в третьем монастыре получен был небольшой кусок кожи йети. Участники экспедиции и некоторые английские ученые считают, что эти скальпы действительно представляют кожный покров верхней части головы йети, но некоторые специалисты, исследовавшие в Англии шерсть со скальпа, пришли к выводу, что она принадлежит какому-то неизвестному животному, а скальп снят, может быть, не с головы, а с плеча его. Как сообщает в своей недавно вышедшей книге «В высокогорном Непале» Норман Харди (участник экспедиции 1955 г. на Канченджангу), в монастыре Ронгбук (на подходе к Эвересту с севера, из Тибета) хранится будто бы третий скальп. В приложении к книге Иззарда помещена статья английского антрополога В. Чернецкого, в которой автор пытается по следам и скальпу дать реконструкцию внешнего вида и черепа йети и определить его систематическое положение среди приматов. Конечно, при неполноте имеющихся данных в этой реконструкции многое остается спорным, но все же эта первая более или менее обоснованная попытка представляет значительный интерес. В статье Чернецкого заслуживает внимания также сравнение следа йети со следом гориллы и человека каменного века, открытого в одной пещере в Лигурии (Италия) и описанного А. К. Бланком в 1952 г. Следы людей неолита и позднего палеолита известны из пещер Одобер, Кабрере, Монтеспан и Пех-мерл во Франции; в 1948 г. в пещере Альден на северо-западном берегу Лионского залива исследователем Д. Катала в грязи на дне пещеры были обнаружены следы, оставленные мужчиной, женщиной и тремя детьми; удалось датировать их как относящиеся к мадленской или ориньякской эпохе (т. е. более 15 000 лет до нашей эры). По форме они очень близки к следам современного человека. Но, конечно, наиболее замечательны следы из пещеры Тана делла Базуа (пещеры ведьм) в Лигурии, о которых пишет Чернецкий. В этой давно известной и посещаемой туристами пещере 28 мая 1950 г. была взорвана сталактитовая перемычка, и за ней открылась большая неизвестная галерея длиной более 300 м. Здесь были обнаружены следы человека и пещерных медведей. На стенах найдены царапины, сделанные когтями медведей, и отпечаток вымазанной углем руки человека. В пещере много костей медведей, но костей человека и остатков его стоянок не найдено - очевидно, люди здесь не жили, а приходили сюда лишь для охоты на медведя. Из-за отсутствия предметов материальной культуры датировка следов трудна, но по аналогии с другими пещерами Италии Бланк считает, что следы принадлежат неандертальцам, жившим, по расчетам итальянских антропологов, около 70 000–190 000 лет до нашей эры. Подробное научное описание пещеры и следов еще не опубликовано. В Кенсингтонском музее в Лондоне экспонируются слепки с этих следов. Хотя следы снежного человека и обнаруживают большее сходство со следами человека палеолита из пещеры Тана делла Базуа, чем со следами гориллы, тем не менее между ними есть и серьезные различия. Чернецкий указывает также на возможное сходство йети с гигантопитеком, три зуба которого были куплены голландским ученым Кенигсвальдом в китайских аптеках в 1935–1939 гг. Но Чернецкому в 1954 г. не были еще известны новые данные о синантопитеках. Китайским палеонтологам удалось найти в аптеках и у крестьян в южных областях Китая в течение последних восьми лет больше 70 зубов гигантопитека; из этих зубов некоторые значительно превышают по размерам описанные Кенигсвальдом. В конце 1956 г. один крестьянин из района Льонченг (провинция Квангси) доставил коллекцию костей ископаемых животных, среди которых оказалась нижняя челюсть гигантопитека. Кости эти были найдены им при добыче фосфористой почвы в пещере, находящейся в изолированной скале, на высоте 88 м над равниной. Раскопки, произведенные в 1956 г. в этой пещере китайскими учеными, обнаружили еще другие кости четвертичных животных; в 1957 г. в пещере была найдена вторая челюсть гигантопитека. Эти массивные челюсти с крупными зубами соединяют признаки как человека, так и антропоидных обезьян, но, по мнению китайских ученых, гигантопитека все же надо относить к обезьянам, а не к примитивным людям. Фауна, найденная вместе с челюстями гигантопитека, как сообщает китайский палеонтолог Воо Ю-канг, - обычна для среднеплейстоценовых (средний отдел четвертичной системы) отложений Южного Китая. Но Минчек М. Чоу, другой китайский палеонтолог, предполагает, что фауну эту следует относить скорее к нижнему плейстоцену, так как и в Льонченге и в других пещерах найдены отдельные зубы мастодонта, который в Европе характерен для отложений вилла-франкского яруса - нижнего яруса четвертичной системы. Если принять выводы Воо Ю-канга, эпоха существования гигантопитека датируется приблизительно от 400 до 600 тысяч лет до нашей эры. Если же гигантопитек вымер уже в нижнечетвертичное время, то эпоха его существования отодвигается еще на сотни тысяч лет. По вопросу об остатках гигантопитека китайскими учеными опубликовано несколько интересных статей. Исследования китайских ученых выясняют положение гигантопитека: по их мнению это гигантская человекообразная обезьяна, более близкая к человеку, чем современные антропоиды. Но немецкий антрополог Г. Геберер считает, что гигантопитека - насколько можно судить по имеющимся челюстям и зубам - надо относить не к антропоидным обезьянам, а к гоминидам, к подсемейству австралопитеков. Последние также имели большую массивную челюсть - но, как видно по скелету, не были гигантами. Отношение этих обезьян к сохранившимся до настоящего времени йети не может быть установлено впредь до изучения скелета последних. В 1957 и 1958 г. под руководством Джералда Рассела, участника экспедиции Иззарда, были организованы на средства американского миллионера-нефтяника Т. Слика две экспедиции для поисков снежного человека. Экспедиции работали в Непале на южном склоне Гималаев, но хотя при выслеживании применялись собаки-ищейки, обнаружить йети не удалось. Были только сфотографированы следы на снегу и с лучших из них сделаны гипсовые слепки. * * *Наблюдения сотрудников экспедиции Иззарда дают достаточно объективные данные для выяснения вопроса о существовании снежного человека в Гималаях. Можно считать установленным, что в альпийской зоне этой горной страны между границей леса и вечными снегами обитает какой-то крупный примат, по-видимому более высоко организованный, чем живущие ныне человекообразные обезьяны. Все тело этого существа, кроме лица, покрыто рыжеватой или красноватой шерстью. Характерными его чертами являются отсутствие хвоста и заостренная кверху голова. Что касается его размеров, то большинство шерпов, видевших йети, указывают, что он не выше 14-летнего мальчика, и лишь очень немногие очевидцы говорят о более высоком росте. С другой стороны, по величине и характеру наиболее отчетливых следов и по расстоянию между ними Чернецкий, Висс-Дюнант и некоторые другие исследователи считают, что йети - довольно крупное и тяжелое существо ростом до 2 м и весом до 100 кг; это хорошо выражено на реконструкции Чернецкого. Во всём мире встречаются сообщения об огромном существе, которое похоже на обезьяну, но ходит на двух ногах, как человек, и имеет другие человеческие характеристики. В Северной Америке его называют снежным человеком или йети. В Китае его называют ежэнь или китайский дикий человек. Десятки китайских учёных из серьёзных учреждений занимались изучением ежэня. В 80-е годы сотня учёных даже отправились в экспедицию в регион, где, по сообщениям, обитает ежэнь. Лесной регион Шэньнунцзя имеет площадь 3000 кв. километров, он расположен в отдалённом районе провинции Хубэй. Это место с первозданной природой, высокими горами (до 3000 м) и глубокими долинами. Согласно сообщениям, чаще всего ежэнь появляется именно там. Девственные леса на высоте 2500 в Шэньнунцзя, провинция Хубэй. Согласно государственному новостному агентству «Синьхуа», за прошлые десятилетия ежэня там видели 400 раз. В статье New York Times говорится, что с 20-х по 80-е годы XX столетия его видели 300 раз. Вот обзор сообщений о встречах с ежэнем, некоторые исследования и легенды, существующие в этом регионе. Ежэнь может плакать и смеяться 4 апреля 1994 г. смотритель заповедника Юхао Юань посетил отдалённые районы Шэньнунцзя. На склоне холма напротив он заметил странное существо, которое, по всей видимости, спало. На тот момент Юань работал в заповеднике уже 15 лет. Он был хорошо знаком с местными животными, и существо показалось ему очень странным. Юань наблюдал за существом в бинокль, а потом окрикнул его, чтобы разбудить. Оно проснулось, встало, посмотрело на Юане и ушло. По словам Юаня, рассказавшего об этом в передаче «Охота за чудовищами» (Monster Quest) на канале History, у него было красновато-коричневая шерсть и рост выше 1,80 м. «Я не уверен, был ли это ежэнь, но мне показалось странным, что он встал и пошёл на двух ногах. Это был не медведь», ― рассказал Юань. В 80-е годы охотник Бу Сяоцю в уезде Жунхуй провинции Гуйчжоу якобы поймал маленького ежэня. Но охотник отпустил его, когда увидел в его глазах слёзы. Слёзы ― это уникальная особенность человека, у других приматов они не появляются. Ежэнь также может смеяться, но в отличие от плача это делают не только человек, но и другие приматы. В сентябре 1979 г. пастух в уезде Фансян наткнулся на ежэня, который схватил его за руку, засмеялся и не отпускал руку полчаса. В 1978 г. охотники в уезде Жунцзян сидели на привале вокруг костра, а ежэнь подсел к ним и даже подкинул дров в огонь! Охотники были напуганы и решили делать вид, что не замечают это существо. Не только охотники и сельские жители сообщали о ежэне. В 1976 г. партийный секретарь уезда Фансян, что недалёко от Шэньнунцзя, рассказал, что видел убегавшего ежэня со свиньёй в руках. Самое резонансное появление ежэня произошло 14 мая 1976 г., когда автомобиль с шестью партийными чиновниками проехал мимо ежэня в деревне, расположенной между уездом Фансян и Шеннуньцзя. Это событие вызвало большой интерес, в результате в 1980 г. китайские учёные организовали экспедицию по поиску ежэня. Вид: лабораторные анализы Мэн Цинбао, руководитель экспедиции, обнаружил в Шеннуньцзя 1000 следов на участке в 1600 м. Длина самого длинного следа составляла 45 см, сообщает New York Times. Антрополог из Пекинского музея естественной истории Чжоу Госин также участвовал к экспедиции. В статье «50 лет поисков китайского снежного человека» 2012 г. он написал, что многие предполагаемые следы ежэня на самом деле принадлежали медведям или обезьянам. Но один след, обнаруженный во время экспедиции 1980 г., не был похож ни на след человека, ни на след медведя или другого известного создания, рассказал он в передаче «Охотники за чудовищами». Но Чжоу сомневается в существовании дикого человека. Он охарактеризовал 50 лет своей работы по изучению ежэня следующим образом: «В своих поисках ежэня я прошёл через интересную эволюцию ― от осторожной веры в него до сомнений и почти полного отрицания возможности его существования». Клоки шерсти, которые якобы принадлежали ежэню, в итоге оказывалась шерстью обезьян, медведей или волосами людей. Но отдельные образцы волосяного покрова имеют непонятное происхождение. «Мы считаем, что шерсть так называемых „диких людей“ может принадлежать неизвестному виду высших приматов», ― заявила исследовательская группа судебной экспертизы из госпиталя Уханя. Это исследование цитируется в книге «Волосы: их сила и значение в азиатской культуре», редактором которой является Альф Хильтебейтель, профессор факультета теологи в Университете Джорджа Вашингтона, и д-р Миллер, профессор антропологии. «Великая Эпоха» не смогла проверить достоверность этого исследования. В 1980 г. Чжоу изучил ногу предполагаемого ежэня. Считалось, что она принадлежала ежэню, которого в 1957 г. убили сельские жители деревне Чжуантан. Нога хранилась в доме местного учителя. Но Чжоу посчитал, что она принадлежала большой макаке. Возможно ли, что эта стычка в 1957 г. и другие похожие инцидента ― это просто встреча с обезьяной, которую по каким-то причинам люди приняли за «неизвестное существо». Могли ли сельские жители не узнать обезьяну? Вполне возможно, если это был незнакомый им вид обезьян, считает Фрэнк Пуарье, антрополог из Унивеоситета Огайо. На передаче «Охотники за чудовищами» он предположил, что в некоторых случаях, когда люди сообщали о ежэне, они на самом деле видели рокселланова ринопитека, очень редкий вид обезьян. Иллюстрация айну, народа в Японии, которых считали покрытыми шерстью, «Антропология», Чэн Инхуан, 1928 г. Поскольку этот вид находятся под угрозой вымирания, они редко попадаются на глаза людям. Рост роксолланова ринопитека примерно 1,5 метра, он часто встаёт на задние лапы и выпрямляется. Но он не ходит на двух ногах, как человек. Для Пуарье это определяющий момент. Фрэнк Пуарье был одним из немногих западных учёных, которых в 80-е годы пустили в Китай для исследований. На создателей передачи «Охотники за чудовищами» китайские власти в 2012 г. наложили жёсткие ограничения. Пуарье приехал в Китай в 80-е, чтобы изучить рокселланова ринопитека. Когда он услышал истории о ежэнях, сначала посчитал их выдумкой. Но следы и кости, которые ему показали местные жители, заставили его поколебаться в своих убеждениях. «Я до сих пор не уверен, какие выводы можно сделать из того, что увидел во время той поездки», ― сказал Пуарье. Вымерший вид обезьян? Некоторые считают, что ежэнь ― это Gigantopithecus, вид обезьян, которых считали давно вымершими. Gigantopithecus вымерли 8 миллионов лет, их окаменелости находили в Китае и Юго-Восточной Азии. Поскольку сохранились только их зубы и челюсти, сложно сказать, как они выглядели, но они были высотой примерно в 2,7 м и весили почти полтонны. Ежэня обычно описывают как существо высотой от 1,5 до 2 метров. Антрополог и директор комитета по странным и редким животным Юань Чжэньсин в 2007 г. заявил Beijing Review, что эти обезьяны могли сохраниться незамеченными в обширном по площади и труднодоступном заповеднике Шеннуньцзя. В качестве примера он приводит панд: «Если бы учёные не побывали в лесах провинций Сычуани и Шаньси, то мы не имели бы сейчас потомства древних панд. Потребовалось почти десятилетие, чтобы открыть панд». Люди с врождёнными дефектами? Чжоу отметил, что регион Шеннунцзя долгое время был отрезан от внешнего мира. Близкородственные браки приводили к рождению детей с генетическими отклонениями. Он привёл в пример спиноцеребеллярную атаксию. У людей с этим генетическим заболеванием небольшой мозговой череп, лёгкий вес мозга, низкий лоб, хорошо развитый суперцилиарный гребень лобной кости, которая формирует огромные брови, узкая и глубокая челюсть. В результате больные имеют череп, который похож на череп примитивных гоминид». Ли Баошу, который родился с гипертрихозом, заболеванием, известным как «синдром оборотня». У таких людей повышенное оволосение. Это фото было выставлено в пекинском зоопарке в 20-е годы. В книге «Волосы: их сила и значение в азиатской культуре» отмечается, что в древнем Китае чужеземцев могли описывать, как животных: «В Сингапуре иностранцев называли ангмо или ангмогао, что на хок-кьень, диалекте китайского, значит „рыжая обезьяна“». В Китае упоминание о ежэнях существует тысячи лет. В исторических записях уезда Фансян XVII века говорится: «В отдалённых горах Фансян есть пещеры, где живут волосатые люди высотой три метра. Они часто спускаются с гор, чтобы воровать собак и кур в деревнях. Если местные жители сопротивляются, они дерутся с ними». После десятилетий поисков Чжоу пришёл к выводу: «Ежэни могли существовать в прошлом, но сегодня, похоже, они существуют только в сознании людей в виде фольклора и древних мифов». В 1661 году польскому королю Яну II Казимиру был преподнесен очень необычный подарок. В литовско-гродненских лесах охотники поймали дикого человека. Это было существо 13-15лет, с густо покрытым волосами телом, полностью лишенное дара речи и каких-либо навыков человеческого общения. Супруге короля удалось приручить «мишку-человека», и он даже выполнял несложные кухонные работы. Некто Ян Ред-вич в 1674году опубликовал специальное сочинение об этом чудище, в котором собрал многочисленные оценки и наблюдения за ним. Таких свидетельств из разных уголков земного шара накопилось тысячи. С начала прошлого века человечество пытается разгадать загадку йети (снежного человека). |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Икра кабачковая обжаренная Как сделать кабачковую икру на сковороде
- Расстрел толкование сонника Весть о расстреле мужа сонник
- Как потушить рыбу в сковороде
- Домашние алкогольные напитки из ягод и фруктов
- Религия христианство, её основы и суть Стадия актуальной эсхатологии
- Именины у федора по церковному
- Рецепт ткемали из сливы и алычи: классический способ и адаптированные варианты
- Морковный пп торт-чизкейк без муки, масла и сахара Низкокалорийный морковный пирог рецепт
- Секреты классификации бренди XO и VSOP
- Самые скверные и стервозные знаки зодиака