Разделы сайта
Выбор редакции:
- К чему снятся грибы во сне женщине
- Икра кабачковая обжаренная Как сделать кабачковую икру на сковороде
- Расстрел толкование сонника Весть о расстреле мужа сонник
- Как потушить рыбу в сковороде
- Домашние алкогольные напитки из ягод и фруктов
- Религия христианство, её основы и суть Стадия актуальной эсхатологии
- Именины у федора по церковному
- Рецепт ткемали из сливы и алычи: классический способ и адаптированные варианты
- Морковный пп торт-чизкейк без муки, масла и сахара Низкокалорийный морковный пирог рецепт
- Секреты классификации бренди XO и VSOP
Реклама
Очарование русского романса «однозвучно гремит колокольчик. Очарование русского романса «однозвучно гремит колокольчик Кто композитор романса колокольчик |
К циклу лучших песен о тройках нужно отнести знаменитую “Однозвучно гремит колокольчик”, слова которой сочинил И.Макаров. Об этом поэте до самого последнего времени мы не знали ничего ровно, кроме фамилии. Да и та установлена только в 1930-х годах. Но в последнее время пермский филолог Александр Кузьмич Шарц обнаружил в Пермском Облархиве интереснейшие материалы и выяснил, что Макаров был крепостным помещика Всеволожского, что родился он в 1821 году в семье ямщика, который служил на почте. В детстве будущий поэт постоянно ездил с отцом и хорошо знал ямщицкую жизнь и ямщицкие песни. Отец Макарова умер в дороге - замерз. Услыхав, что молодой Макаров пишет стихи, помещик отдал его в солдаты. Но и в солдатах его наказали. За самовольную отлучку домой определили ямщиком в конвойную роту, которая сопровождала ссыльных, шедших по этапу в Сибирь. В 1852 году, в возрасте 31 года, Макаров умер. Так же, как и отец. Замерз в дороге. В его мешке обнаружили рукописи - это были его стихи. Приведенные мною сведения о Макарове обнародовала, огласив их по радио, литературовед Светлана Магидсон. Однако в издании Песни русских поэтов / Вступ. ст., сост., подгот. текста, биогр. справки и примеч. В.Е. Гусева. В 2 т. Л.: Сов. писатель, 1988. Т 2. (Б-ка поэта, БС). С. 341, 482 (прим.). №693. отмечено: Отд. изд. Спб., ц.р. 1853 с муз. Гурилева, автором текста обозначен И.П. Макаров. Известна также муз. Сидоровича (1858), Сабинина. Даты рождения и смерти автора текста не установлены. Он печатался в «Рауте». На его стихотворения Гурилевым написаны и другие романсы: «В морозную ночь я смотрела…» (1853), «Падучая звезда» («Смотрю я в глубь лазури ясной…», 1854). Последнее ст-ние на муз. положила также О. Донаурова. На текст «Не вспоминай того, что было…» муз. написал Болле (Приложение к «Пантеону» за 1855 г.). Мнения об авторстве публикуемого ст-ния противоречивы. В.А. Энгельгардт в своих воспоминаниях («Последняя гитара» // «Исторический вестник». 1910, апрель) утверждал, что за подписью И.П. Макарова скрывался его дед Николай Петрович Макаров (1810-1890) - гитарист, лексикограф, печатавший сатирически романы под псевдонимом Гермогена Трехзвездочкина. Позднее высказано мнение, что автором песни был крепостной крестьянин Иван Иванович Макаров (1821-1852), в подтверждение чего А. Шварц ссылается н архивные материалы, якобы обнаруженные им в Перми («Литературная Россия». 1971, №24, 11 июня; «Огонек». 1978, №30). Однако в пермских архивах, в том числе в составе личного фонда А.К. Шварца, отсутствуют материалы, относящиеся к Макарову (согласно письму Н. Жулановой к составителю от 10 мая 1988 г.). Цикл романсов Гуриева и романс Болле написаны на тексты одного автора, содержание и стиль которых вызывает сомнение в возможности их принадлежности крестьянину.
Стихотворение Макарова “Однозвучно гремит колокольчик” вдохновило прекрасного мелодиста Александра Львовича Гурилева, имя которого мы уже называли. В 1853 году он написал песню, которая до сих пор входит в репертуар многих певцов и хоров, исполняется и под гитару, и в сопровождении оркестра народных инструментов. И хотя в этой песне нет слова “тройка” - это песня о тройке, о ямщике и о его песне. Немного об авторе музыки. Александр Львович Гурилёв был в сословной российской иерархии самого низкого происхождения: он родился в семье крепостных при графах Орловых. Лев Степанович Гурилёв — отец будущего композитора — был крепостным музыкантом в подмосковном поместье графов Орловых «Отрада». Проявив незаурядные музыкальные способности, он стал возглавлять крепостной оркестр, а помимо того он сам сочинял музыку, в основном церковную, и вполне прославился как церковный композитор. Крепостной оркестр графов Орловых в подмосковном поместье Орловых «Отрада» стал одним из лучших крепостных оркестров конца XVIII — начала XIX века. Родившегося сына — будущего композитора Александра Львовича Гурилёва — Лев Степанович обучал сам, и тот тоже вошёл в крепостной оркестр. Обучал его отец, поскольку официального музыкального образования крепостной получить не мог. Приходилось довольствоваться уроками отца и играть на скрипке и альте в графском оркестре, послушать который часто приезжали и высокопоставленные гости, и известные профессиональные музыканты. ОДНОЗВУЧНО ГРЕМИТ КОЛОКОЛЬЧИК Тут музыка представлена в 2-х вариантах - первый Гурилева. Дмитрий Хворостовский Бела Руденко Рузана и Карина Лисициан Кроме гурилевского “Колокольчика” на эти слова Макарова есть и другая песня, которую сочинил автор, нам неизвестный. Она постоянно исполняется по радио и в концертах и любима за простоту и благородный мотив. Ансамбль песни и пляски Александрова Хор донских казаков Муслим Магомаев и Тамара Синявская Грузинский хор MDZLEVARI Николай Гедда Владимир Атлантов ______________________________________ Для русских композиторов романс стал сферой воплощения самых сокровенных переживаний, искренних чувств и потаенных дум. В первой половине XIX века в России выдвинулся целый ряд талантливых композиторов, сыгравших важную роль в становлении русского классического романса (А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, А. Л. Гурилёв). Опираясь на лучшие образцы отечественной поэзии, возникшие к этому времени, они создавали проникновенные, выразительные произведения... Треклист:
БУБЕНЦЫ
Сердце будто проснулось пугливо, Слышу звон бубенцов издалека, Пусть ямщик снова песню затянет, Слышу звон бубенцов… Звон бубенчиков трепетно может Слышу звон бубенцов… Из репертуара Юрия Морфесси (1882-1957). Запись на пластинку - фирма "Парлофон", Германия, 1930-е гг., 79030. Очи черные: Старинный русский романс. М.: Эксмо, 2004. Автором музыки указан Владимир Бакалейников. Встречается также ст. 9: "Пусть ямщик свою песню затянет" , ст. 17: "И стряхнуть мою русскую лень" (Уноси мое сердце в звенящую даль…: Русские романсы и песни с нотами / Сост. А. Колесникова. – М.: Воскресенье; Евразия +, Полярная звезда +, 1996).Би В разных источниках автором музыки указываются Владимир либо Николай Бакалейниковы. На пластинках песни автор указывался без имени, а на эмигрантской пластинке Изы Кремер фирмы Columbia - как "Al. Bakaleinikoff". На сайте коллекционеров грамзаписи Russian-records.com автором считают Николая Бакалейникова. Пластинка Юрия Морфесси, Syrena-Electro, 20497, запись 1929-1930 годов. Пластинка Изы Кремер, Columbia, 52359, прослушать фоограмму можно . Тени минувшего: Старинные романсы. Для голоса и гитары / Сост. А.П. Павлинов, Т.П. Орлова. СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2007.
Читаю журналы своих друзей и всегда удивляюсь разносторонности их интересов: они пишут обо всём на свете, но большей частью о политике. Меня тоже иной раз подмывает высказаться на политическую тему, но, кроме желания выплеснуть наружу горькие сетования об окружающей меня действительности, я ничего нового не скажу. Поэтому живу, как крыловский Васька, который "слушает и ест", то есть читаю о разном, но продолжаю писать о своём, писать и говорить о том прекрасном, что ещё незыблемо в нашей сильно политизированной жизни. Недавно у своего ЖЖ-друга я прочла постик о том, как он провёл вечер после работы: пришёл, поужинал, выпил чаю, поиграл на пианино, полюбовался на облака и послушал электронную музыку … Обычный перечень вечерних дел, которые легко могли бы быть и у меня за исключением одного пункта - "поиграл на пианино". Действие, за ним скрывающееся, для меня запредельно, потому что я-не-умею-играть-на-пианино и на любых других инструментах. Даже на губной гармошке. И сие при том, что я люблю музыку и хорошо разбираюсь в ней, но наиграть простенькую мелодию, а тем более сыграть какое-нибудь серьёзное фортепианное произведение я не умею. Поэтому небрежное, мимоходом сказанное "поиграл на пианино" меня восхитило и привычно больно задело. Помню, однажды мы сидели в одной компании и разговаривали о музыке из кино, в частности, о песне из "Шербурских зонтиков". Присутствующий среди нас молодой человек самого заурядного вида заинтересовался нашей беседой и спросил: "Не об этой ли песне идёт разговор?" Тут же подсел к пианино и сыграл нам мелодию Леграна от начала до конца. То потрясение до сих пор прочно сидит в моей памяти. Я часто мечтаю, что вот так же, как бы невзначай, я сажусь за рояль/пианино и …ненатужно (в буквальном смысле "играючи") выдаю, например, первый концерт Чайковского или Рахманинова, или симфонию Бетховена … да что угодно. Так и вижу, как мои пальцы летают по клавишам, а душа парит в заоблачных высотах и – ничего больше, кроме наслаждения великолепной музыкой, которую лично Я взываю к жизни! Это моя мечта. Мечта потому и называется мечтой, что, как горизонт, недосягаема. Мечта даёт силы жить даже в невыносимых условиях. И, на мой взгляд, именно поэтому мечта не должна осуществляться. Желание, воля, прихоть, каприз – да, мечта – нет! Поэтому пунктик "поиграл на пианино" я заменяю для себя на "послушала классику". Например, романс из репертуара сестёр Карины и Рузанны Лисициан. Как раз вчера я слушала в исполнении чудесных певиц романс Александра Гурилёва "Колокольчик". Романс больше известен как "Однозвучно гремит колокольчик", и его непременно включают в свои репертуары исполнители-лирики. Что интересно, оперные артисты поют "Колокольчик" на музыку Гурилёва (как сёстры Лисициан), а эстрадные исполнители - на музыку композитора Константина СидорОвича. У СидорОвича романс звучит красиво, задушевно, мелодично … именно так поют "Колокольчик" Муслим Магомаев и Тамара Синявская, Юрий Морфесси, Анастасия Вяльцева, Иван Козловский … но лично мне по душе музыка Александра Гурилёва. Если под мелодию СидорОвича я вижу картину бескрайней степи, бегущую вдаль ямщицкую тройку и слышу звонкий голос колокольчика под дугой, то под романс Гурилёва идиллическая картина становится невесёлой. Сколько грусти в той песни унылой, Под мелодию Гулилёва мне видится автор слов Иван Макаров, крепостной ямщик, перевозивший арестантов по Сибирскому тракту в любое время года. Он замёрз насмерть во время одной из зимних поездок - из донесения: "Ивашка Ивашкин сын Макаркин <..> Божьей милостью до Суксуна помре". Есть портрет (справа) его хозяина - Александра Всеволожского (брата Никиты Всеволожского, организатора общества "Зелёная лампа"). Портрет создал знаменитый русский художник Василий Тропинин. Тропинин - реалист, ничего специально не приукрашивал в своих работах. Человека на картине искусствоведы называют "представителем пушкинской эпохи", а я вижу равнодушного, холёного барина, при созерцании которого у меня не возникает желание восхищаться мастерством живописца, потому что всё перекрывает знание о том, что изображённый человек, близко знавший Пушкина, герой войны 1812 года, образованный и просвещённый, не чуждый литературы и искусства - махровый крепостник, для которого человеческая жизнь – ноль. Именно Александр Всеволожский загнал в вечные солдаты своего крепостного Ивана Макарова, молодого парня со светлой душой, поэта-самородка - всего лишь "за сочинительство, их сиятельству непотребное". В том же 1830 году, когда был создан портрет Тропинина, Пушкин написал в статье "Опровержение критики" следующие разящие строки: "Дикость, подлость и невежество не уважает прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим". Эти слова в данный момент я отношу к братьям Всеволожским. Композитор Александр Гурилёв (фото справа) ам был крепостным, и только в 28 лет после смерти своего хозяина обрёл свободу. Перестав быть рабом, Гурилёв узнал, что такое быть свободным и принадлежать только самому себе. Он развил свой музыкальный дар, стал известным композитором, общался с артистами, живописцами, музыкантами, подружился с композитором Варламовым. Александр Львович был читателем театрального журнала "Пантеон", основателем и редактором которого был Фёдор Алексеевич Кони (1809-1879). В 1853 году в журнале было опубликовано стихотворение "Колокольчик" никому неизвестного Ивана Макарова. Гурилёв прочёл стихотворение, и оно понравилось ему своей лиричностью, напевностью, и так пленило его, что к словам родилась музыка. На нотах было проставлено имя лишь композитора, а информация об авторе слов отсутствовала, так как имя крепостного, солдатского поэта указывать в царское время было не принято и даже опасно. Романс быстро стал популярным, его стали исполнять, называя по первой строчке - "Однозвучно гремит колокольчик", но славы своей песни поэт никогда не узнал. Иван Иванович Макаров прожил чуть больше тридцати лет, но ничего хорошего не увидел в своей короткой жизни – ни радости отчего дома, ни любви, ни признания, ни свободы! |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Икра кабачковая обжаренная Как сделать кабачковую икру на сковороде
- Расстрел толкование сонника Весть о расстреле мужа сонник
- Как потушить рыбу в сковороде
- Домашние алкогольные напитки из ягод и фруктов
- Религия христианство, её основы и суть Стадия актуальной эсхатологии
- Именины у федора по церковному
- Рецепт ткемали из сливы и алычи: классический способ и адаптированные варианты
- Морковный пп торт-чизкейк без муки, масла и сахара Низкокалорийный морковный пирог рецепт
- Секреты классификации бренди XO и VSOP
- Самые скверные и стервозные знаки зодиака