Главная - Комнаты
Теологическое образование как залог будущего россии. Богословское образование Современные центры теологического образования

Жизнь Церкви получила в наше время второе дыхание: восстанавливаются храмы, разрушенные в годы богоборчества, возводятся и наполняются прихожанами новые, во многих светских государственных Вузах открываются богословские кафедры. Но и сейчас будущее теологического образования находится под угрозой. И сегодня перед руководителями теологических кафедр стоит задача убедить чиновников Министерства образования и науки, что существуют значительные различия между теологией и другими гуманитарными дисциплинами, такими как религиоведение и философия, которые также специализируются в области религиозного знания. И по сей день у некоторых возникают сомнения в целесообразности сохранения направления "Теология" в Общероссийском классификаторе образовательных направлений и специальностей высшей школы. Уничтожение теологии как самостоятельной дисциплины ставит под удар многочисленные богословские кафедры, существующие в российских государственных и негосударственных ВУЗах. На данный момент в России более тридцати ВУЗов обладают лицензией на реализацию образовательных программ по теологии, из них двадцать государственных и одиннадцать негосударственных, еще восемь кафедр теологии планируется открыть в ближайшее время.

Диалог между учебными заведениями и Министерством образования более или менее успешно развивается с 1992 года. Теперь в образовательной политике государства наступает новый этап. Послание президента 2004 года вызвало к жизни новый девиз, которым руководствуется в работе Министерство образования: "Подготовка специалистов под конкретные потребности общества и экономики" - ориентация на так называемый социальный заказ.

В свете грядущей реформы образования возникла необходимость осмыслить место теологии, как самостоятельной дисциплины, в обновленном образовательном пространстве Российской Федерации. С этой целью мы задали ряд вопросов представителям Московского Патриархата, научным сотрудникам Вузов, и руководителям государственных организаций

Какой опыт уже существует в вопросе трудоустройства выпускников теологических подразделений?

Иерей Александр Козин, заведующий сектором спецслужб Синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московского Патриархата: - Именно армия в 1994 году одна из первых обратилась к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой заключить соглашение о взаимодействии. На основании этого документа начала формироваться система религиозного образования в Вооруженных Силах России. Так что в 1995 году был создан Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами. В войсках это было востребовано, потому что упразднение воспитательных структур привело к некоторому вакууму. Чем обладает сейчас система воспитания силовых структур? Институт политработников упразднен, институт воспитателей формируется из числа офицеров, которые недостаточно проявили себя на командных или инженерных должностях. Именно этих людей назначают в воспитатели. Это приводит ко многим проблемам, которые возникают в армии именно из-за того, что утрачена традиция воспитания в семье, в школе, и, естественно, традиция духовного воспитания молодежи. Вот почему вопросы теологии для войск очень важны. Отдельным вопросом является проблема насыщения факультативов по православной культуре в армии. В первую очередь, туда должны входить нравственное богословие, история своей страны и история Церкви, христианская этика. Кроме того, в связи с предложением о том, чтобы Церковь во всей полноте обратила внимание на армию, ни в коем случае нельзя допустить, чтобы теология исчезла из системы образования в России. Нам надо обратиться к изучению дореволюционного опыта, в том числе и традиции духовного окормления военнослужащих, нам надо обратиться и к опыту, который наработан западными армиями, западными странами, западными системами образования. Но нельзя упустить и свой исторический опыт, тогда это станет залогом нашей духовной безопасности.

Что может дать теология современному обществу, России?

Иерей Александр Козин, заведующий сектором спецслужб Синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московского Патриархата: - Только теологическое образование, направленное на духовное обновление России, гарантирует обеспечение безопасности развития человека и гражданина, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма. Оно также позволяет повысить культурный и научный потенциал страны путем нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению религиозного экстремизма, сепаратизма, и, вызванных ими социальных межэтнических, и межрелигиозных конфликтов, а также терроризма на религиозной почве. Только сохранение теологического образования сделает государство способным противостоять деятельности сект и псевдорелигиозных организаций.

Что привносит возрождение теологии в область современных гуманитарных наук?

В.Н. Катасонов, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой научной апологетики ПСТГУ: - Современная научная культура страдает большой раздробленностью. Существует масса наук, с разных сторон изучающих человека, природу, историю, но остается вопрос, как получить истину, целое, как объединить всё это знание. Существуют также внешние проблемы: как привязать отдельную специальность к целому науки, к целому культуры и к целому общества. Это философский, мировоззренческий, вопрос, который затрагивает такие серьёзные темы, как вообще место человека в космосе, судьба человека в истории, идеал человека, идеал истины и, естественно, он подводит к вопросу о Боге. Уже Кант говорил, что познание и наука сами по себе будут неполными, если разум не поставит этот вопрос. Поэтому вопрос о Боге, а также теология, возникают уже из систематически построенного естествознания. Можно делать вид, что того, о чём говорит религия, нет, но вряд ли это будет соответствовать традициям большой культуры, которым должно следовать образование в России, вряд ли это будет соответствовать традициям европейской культуры. Поэтому представление о том, что наука может существовать без этих больших философских вопросов, подводящих к богословию, - это наивное, вульгарное представление. Познанием, даже естествознанием можно заниматься только предполагая, что в природе присутствует Логос, по крайней мере, как система законов. Поэтому уже в рамках естественнонаучных дисциплин возникают такие классические богословские вопросы, которые нужно специально изучать. Положительное же богословие основано на Откровении. Кто-то может не верить в Бога, но, будучи трезвым человеком и честным учёным, он не может игнорировать идущую через всю историю линию культурной традиции, также тесно связанную с секулярной мыслью. Историческая религия являет нам череду пророчеств и свершений. Все эти представления как ориентиры или как базис входят в корпус основных подразделов культуры. Мораль, государственное устройство, военная доктрина - все эти сферы культуры неразрывным образом связаны с представлениями об Истине, о сверхценности, о Логосе, который правит миром. Определённым образом на них ориентированы философия, история, история культуры.

Одной из основных тенденций в современном образовательном развитии является ориентация на восстановление отечественных и европейских традиций образования. Какое место занимала теология в традиционном, классическом образовательном процессе?

И.П. Рязанцев, доктор исторических наук, профессор, заместитель декана социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: - Образование является важнейшим конструктом общества, так как именно образование - тот механизм, благодаря которому культурные достижения транслируются от одного поколения к другому. И школа и университет родились в рамках Церкви: при монастырях, при церквях появились первые институты образовательной деятельности. Очевидно также, что в течение длительного времени теология являлась ядром культурного опыта, основой системы знаний. Только в XVI веке началась секуляризация системы образования. Но в течение длительного времени теология оставалась тем стержнем, ядром, вокруг которого формировалась вся система знания и культурный опыт человечества. В 90-е годы ХХ века в ответ на насущные потребности социальной практики рождается современное российское богословское образование. В кризисные периоды развития общества стремление к образованию было своеобразной инстинктивной силой, в значительной степени благодаря которой кризисные явления преодолевались. Так что потребности общества в формировании нового духовного, социокультурного потенциала совершенно очевидны".

Известны последствия, к которым привело гонение православия и в частности теологии в советском государстве. Приемлема ли подобная дискриминация в образовательной системе современной России?

И.В. Метлик, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания: - Современное гражданское общество не формируется заново, а восстанавливается, именно поэтому нам надо опираться на наши традиции, восстанавливать все лучшее из своего исторического прошлого, заимствуя из зарубежной практики только то, что необходимо, полезно и не противоречит российским культурным и образовательным традициям. Совершенно очевидна значимость теологического образования для перспектив общественного развития в стране и восстановления структур самоуправления гражданского общества. Это касается всех сторон общественной жизни: и политики, и хозяйственной экономики, и культуры, и системы образования. Основы мировоззрения, культуры личности закладываются в семье и школе, в студенческие годы. Недостатки образовательной системы предыдущего периода привели к скованности мышления, определили его вульгарно-материалистическую пониженность. Это источник косности и слабости элиты советского общества, обусловивший его кризис. Одновременно, после 1991 года это стало причиной агрессии, подчинения, идеологического и духовного воздействия, духовной несамостоятельности образованного класса общества, деятелей культуры, управленцев, чиновников. Полноценное восстановление структур гражданского общества невозможно без наличия специалистов в области религиозных знаний, не скованных традицией философской критики религий. Хотя научно-философское религиоведение - это также необходимая и значимая часть культуры, которая, несомненно, должна быть представлена в образовании. Но если в области знания о религии будет представлена только эта традиция, общество не сможет свободно развиваться, тем более не смогут возрождаться институты гражданского общества. Это все равно, что дать право говорить о философии исключительно богословам, или право говорить о татарской культуре исключительно русским. И то, и другое в современном обществе и неправомерно, и несерьезно. Современное гражданское общество предполагает взаимодействие, учет интересов разных социальных, конфессиональных и этнических групп.

Если посмотреть на проблему с юридической точки зрения, к каким правовым нормам можно прибегнуть для защиты теологии?

И.В. Метлик, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания: - Первое, что я хотел бы отметить - это аспект значимости теологического образования и подготовки теологов для свободного развития личности. Сохранение теологического образования реализует одну из основных базовых свобод личности в современном обществе и демократическом государстве - свободы мировоззренческого выбора. В Конституции Российской Федерации заявлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита - обязанности государства. Соответственно в 14 статью закона "Об образовании" включено требование, что содержание образования должно учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, а также должно способствовать реализации права учащегося на свободный выбор мнений и убеждений.

Мировоззренческие и методологические подходы к пониманию религии и преподаванию знаний о религии в системе образования можно свести к двум основным. Это религиозный и нерелигиозный мировоззренческие подходы. С точки зрения рациональной науки религиозные мировоззренческие подходы, понятия, взгляды на мир являются не более обоснованными, чем нерелигиозные, философские. Критерием научности не может служить только лишь отсутствие представлений о Боге, духовных началах или сущностях. Аксиоматические основания любых глобальных философских доктрин, например, философского гуманизма также рационально не обоснованы и фактически не явлены. Любое мировоззрение как таковое не может быть строго научным, рационально доказуемым. Соответственно, религиозные и нерелигиозные мировоззрения сосуществуют в обществе и системе образования, отражая то или иное соотношение различных мировоззренческих групп в конкретном обществе. Таким образом, право личности в области образования, которое декларировано в Конституции (личность как главная ценность государства) должно быть реализовано и в сфере как среднего, так и высшего образования. Это касается как теологии в ВУЗах, так и изучения основ религиозной культуры в средней школе. В конституции также установлено отсутствие государственной, обязательной для всех религии или идеологии. Поэтому ни одна философская система, в том числе система философского позитивизма, антропоцентризма, эволюционизма, как мировоззренческие основы философского религиоведения, не могут занимать доминантное положение в системе образования. Теологическое образование в ВУЗах, изучение религиозной культуры без совершения религиозных обрядов в общеобразовательной школе - это реальное обеспечение на практике базовых прав личности в области образования.

Одной из проблем теологического образования в России является отсутствие возможности научного роста для выпускников теологических отделений, т.к. научных степеней кандидата и доктора теологических наук не существует. В сложившийся ситуации защита диссертаций по другим специализациям - эффективный способ решения проблемы. Поэтому широко распространена практика защиты диссертаций на других факультетах в различных институтах. Год назад ПСТГУ заключил договор о сотрудничестве с Институтом российской истории РАН. Что же сделано за год сотрудничества ПСТГУ и ИРИ РАН?

В.М. Лавров, доктор исторических наук, заместитель директора Института российской истории РАН:
- Одна из целей сотрудничества Института российской истории Российской Академии Наук и Свято-Тихоновского университета заключается в том, чтобы попытаться соединить глубокую православную духовность с высоким академическим профессионализмом. Такое сочетание, безусловно, должно дать рывок в осмыслении русской истории. Без него по-настоящему русскую историю осмыслить нельзя. Кроме того, сейчас мы вышли на такую форму сотрудничества как создание совместных исследований, уже подготовлена совместная монография. В нашем институте это всё происходит впервые. Впервые там, где еще недавно висел портрет главного безбожника, стояла икона Христа из Свято-Тихоновского университета, впервые прозвучала молитва. И пока этого не произошло, приходилось думать, как это будет принято сотрудниками? Как это воспримет диссертационный совет, в большинстве своём состоящий из атеистов, среди которых есть и воинствующие атеисты, не "засыплет" ли диссертанта при тайном голосовании? Но удалось собрать абсолютное большинство голосов. Были и интересные случаи. Встаёт такой воинствующий атеист и говорит: "Репрессии против верующих в СССР не было". Доктор наук, разубедить его невозможно, не было и всё. С другой стороны, встаёт вдруг коммунист, достаёт кошелёк, оттуда достаёт крестик и говорит: "Я не верующий, но родители мне дали крестик, и я всю жизнь ношу его с собой". Вот так это происходит. Всё впервые. Мы провели две совместных конференции Центра истории религии и Церкви, Института российской истории и Свято-Тихоновского университета. Эти направления были созданы буквально за год, и с уверенностью можно назвать опыт удачным. Безусловно, есть социальный заказ на подготовку православных историков, православных экономистов, православных филологов. Необходимы верующие православные физики, математики, биологи и т.д. Вообще есть заказ на православных россиян. Если их будет недостаточно, то мы не сможем возродить Россию.

Вопрос сохранения стандарта по теологии касается только светской системы образования. Сохранение стандарта позволит открывать новые подразделения теологии в различных государственных и негосударственных светских ВУЗах. Практика целого ряда российских университетов и институтов доказала их способность готовить высококвалифицированных специалистов в области религии, свободных от печального наследия государственного атеизма. Так что при всех спорах и различиях, религиозная и светская системы образования по-хорошему обречены на сотрудничество.

Духовные учебные заведения, такие как, например, Московская духовная семинария, также готовят специалистов по теологии, но по законам Российской Федерации они не получают государственную аккредитацию, а студенты не получают дипломов государственного образца. Но духовные школы также способны реализовывать стандарты по теологии, религиоведению и др., установленные государством.

Как решается вопрос частичной аккредитации духовных школ в части реализации образовательных госстандартов?

А.В. Журавский, кандидат исторических наук, заместитель директора департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития Российской Федерации, зампредседателя "Комиссии по вопросам религиозных объединений" при правительстве Российской Федерации: - В рамках существующей системы теологического образования остро стоит вопрос о предоставлении права религиозным организациям b образовательным учреждениям преподавать по государственным образовательным стандартам. В перспективе это означает предоставление возможности духовным школам и религиозно-образовательным учреждениям аккредитоваться по принятым государственным стандартам в части реализации государственных образовательных стандартов и выдавать вторые дипломы, признаваемые государством. Вопрос о необходимости рассмотрения этой проблемы впервые возник после того, как 1 июня 2005 на президентском совете мусульмане заявили j необходимости предоставления такого права. Религиозные образовательные учреждения, действительно, должны иметь право преподавать по государственным образовательным стандартам при соблюдении всех соответствующих требований и выдавать дипломы государственного образца. Это позволит ввести их в единое образовательное пространство и, таким образом, будут соблюдены права человека.

Какие существуют перспективы решения этой проблемы?

И.В. Понкин, доктор юридических наук, директор Института государственно-конфессиональных отношений и права: - "Министерство образования заняло совершенно странную позицию - любой ценой не допустить позитивного решения вопроса о возможности государственной аккредитации духовных школ в части реализации гособразовательных стандартов. Вопрос заключается в том, может ли Духовная семинария Русской Православной Церкви или аналогичные образовательные учреждения мусульман, евреев, протестантов, католиков, давать два диплома в том случае, если оно реализует образовательные стандарты профессионального образования по культурологическим специализациям, по специальности философия и так далее. Один из дипломов, выдаваемых духовной школой является узко конфессиональным, значимым в образовательной системе и учреждениях данной религиозной организации, данной конфессии, а также предполагается параллельно выдавать второй диплом государственного образца. Например, диплом культуролога, философа, искусствоведа, филолога, историка или юриста. На сегодня практически ни один светский юридический ВУЗ, ни один факультет не осуществляет полномасштабную подготовку по проблематике конфессионального права: церковного права для Русской Православной Церкви, права шариата для мусульман. При попытке разрешения этой проблемы Министерство образования и науки согласилось с поправками в целый ряд нормативно-правовых актов федерального уровня. Но эти поправки, не решают проблемы, являясь своего рода уловками, пустыми по содержанию. Предполагая направление дальнейшего развития событий, можно представить, что Министерство образования Российской Федерации выработает некую неполноценную аккредитацию для духовных школ. В то время, как не существует препятствий для получения государственной аккредитации на общих основаниях, если духовное образовательное учреждение может обеспечить параллельное обучение по государственным стандартам на таком уровне, который им отвечает. В таком случае это никаким образом не нарушает ни светскость государства, ни разделение религиозных объединений и государства, Церкви и государства. Так как диплом государственного образца значит только то, что государство устанавливает определенные стандарты, определенные требования к качеству, к уровню и содержанию образования. В данном случае государство выступает гарантом того, что в данном ВУЗе это качество, содержание и уровень образования соблюдены и реализуются в установленном законом порядке. Тем не менее внесенные Министерством образования и науки поправки не закрепляются конкретные правовые механизмы признания эквивалентности дипломов, а кроме того многие поправки вносятся в непрофильный закон и не будут иметь определяющего значения.

С такими же проблемами сталкиваются руководители теологических подразделений в странах СНГ, например, в Белоруссии.

Иеромонах Серафим (Белоножко), проректор Богословского института при Минском государственном университете: - Нас волнует вопрос трудоустройства выпускников. Мы, конечно, ставим перед собой вопрос: "Для чего и куда мы готовим теологов?". Может быть, выходом из этой ситуации, дополнительным фактором, способствующим успешному трудоустройству наших выпускников, была бы параллельная специальность. Мы сейчас думаем, какой могла бы быть это специальность: теолог - социальный работник, или теолог-историк. Во всяком случае, нам бы хотелось, чтобы наш выпускник мог найти себе применения в реальных условиях. Белорусская школа не имеет таких предметов, как теология, Основы православной культуры, ни даже религиоведения, которое преподают в гимназиях и колледжах, но которое отсутствует в программе обычной школы. Этот предмет, безусловно, есть в ВУЗах, но и здесь мы сталкиваемся с проблемой трудоустройства, потому что в ВУЗах желают видеть уже "остепененного" специалиста. Мы попадаем в замкнутый круг, так как научных степеней кандидата и доктора теологии нет. Мы заключили соглашения с Министерством образования и другими все ведомства вплоть до пограничных войск, и конечно, все эти соглашения открывают большие горизонты для деятельности специалистов в области теологии. И мы надеемся, что теологи в Белоруссии и России будут востребованы, будут востребованы и в школе, и в высшем образовании и во многих других сферах жизни. Только теология сможет одухотворить, оживить и обновить гуманитарное образование, из которого она изгонялась на протяжении всех этих прошедших лет.

Для нас также является болезненным вопрос о признании учёных степеней, присваиваемых выпускникам духовных школ и Академий. Мы даже шутим: "Главное, чтобы диплом семинарии признавал архиерей". Но в ближайшее время не предвидится положительное решение данного вопроса, так как белорусское Министерство образования в первую очередь ориентируется на опыт России. Для государственной аккредитации (получение двух дипломов) белорусские духовные школы должны соблюдать требования, которые были бы нелегки для них. В Белоруссии для этого необходимо ввести блок социально-гуманитарных дисциплин, которые занимают уйму времени и львиную долю часов.

Итак, в данный момент самым болезненным остается вопрос сохранения направления "Теология" в общероссийском списке образовательных дисциплин. В наше время теология, безусловно, стала востребованным образовательным направлением в России. Выпускники с богословским образованием заняты в научной, образовательной, экспертной деятельности, в сфере социальной адаптации и воспитательной работы с молодёжью. Поэтому от решения Министерства зависит будущее не только самого богословского образования в России, но и перспективы развития гуманитарных наук на принципиально новом уровне, а также патриотическое и нравственное воспитание молодежи. Как свидетельствует мировой исторический опыт, именно теология является дисциплиной, сохраняющей самоидентификацию национальной духовной традиции в плоскости образования и науки.

Евгения Максимова

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=33349&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)

Декабрь 17, 2011

Что представляет из себя богословское образование? У него есть несколько отличительных черт, которые делают его непохожим на общепринятое образование. В то время как «мирское», то есть обычное образование связано только со знаниями, учеба в богословских школах крепко связана с душевным миром учащихся и от начала содержит в себе внутренний конфликт: информационный поток и вера учащихся борются и трансформируют друг друга. Так что, в крайних случаях, желающие «поднакопить знания» теряют веру, или напротив, приходят к полному отрицанию пользы теологического образования, возвращаясь к тому, с чего начинали. Это определенно верно, что после окончания обучения христианских учебных заведений большинство верующих становятся другими людьми. Для примера можно привести следующую ситуацию: предположим, националисты, убежденные участники «русских маршей» на пару лет идут изучать историю и социологию, связанную с национальным самосознанием и этнической политикой. Я, конечно, понимаю, что националисты вряд ли пойдут учить социологию или антропологию, однако если бы так случилось, то это оказало бы огромное влияние на их убеждения.

Почти каждая персональная история студента теологического учебного заведения — это маленькая трагедия. Думаю, что это верно в отношении любой религиозной теологической школы: иудаистской, исламской, христианской и так далее. Я перечитывал недавно старые студенческие газеты Санкт-Петербургского Христанского Университета. Статьи студентов и преподавателей наполнены рассуждениями о проблеме соотношения образования и веры. Баланс найти было достаточно трудно. Один преподаватель писал: «Духовным формированием занимается церковь. Принцип любого христианского вуза — разделение между академией и церковью». Другой преподаватель возражал ему, утверждая «ценность сомнений и критического осмысления знакомых верований» для духовного роста. Один из студентов написал даже так: «ответственность за обучение христиан возложена не на так называемые «околоцерковные структуры», а на старейшин-учителей поместных церквей». До сих пор помню споры на тему является ли СПХУ церковью или нет.

Главная проблема христианского образования — это свобода мысли. Современная жизнь доказывает, что там где много информации, там и свобода мысли. Разделение же христианства на конфессии и толки не приемлет данную свободу. В практической жизни верующих, привязанных к своим общинам, свобода мысли — гарантия отторжения от большинства, остракизма. Может ли оставаться в лоне православия верующий, который внезапно стал считать причастие не таинством, а лишь символом? В принципе место ему — в протестантской или евангельской церкви. Может ли оставаться примерным баптистом тот, кто уже не верит в то, что полное погружение под воду при крещении необходимо для спасения? Именно богословское образование делает возможным подобное изменение воззрений. Соответственно, теологическое образование размывает границы конфессий.

Именно широта взглядов начинает мучать совесть выпускников богословских школ в своих общинах и церквях, где подобная широта воззрений несет в себе нестабильность. Многие выпускники и студенты СПХУ не могли найти свое место в практическом служении именно благодаря тому, что их не «дрессировали», а давали возможность выбора в процессе обучения. Было бы гораздо проще, если бы выпускников пачками штамповали в «конфессиональных ПТУ», где истина целиком и полностью «принадлежит» конфессии. Такие религиозные ПТУ действительно существуют — в конфессиях, склонных к тоталитаризму. Там преподают сильно усеченное богословие, приспособленное к нуждам и потребностям их общин. Вполне естественно, что продолжают существовать именно подчиненные конкретной конгрегации школы. Остальные, где имеет место свобода мысли, отмирают за неимением поддержки. Я говорю о школах на постсоветском пространстве, где богословие как наука еще пока не признается государством.

Многие выпускники христанских ВУЗов имеют двойственные ощущения. С одной стороны, они благодарны их «альма-матер» за освобождение от многих предрассудков в своей вере и личной жизни. С другой стороны, они чувствуют дискомфорт из-за невостребованности своих возможностей и знаний. Я убежден, что в подобной ситуации не всегда виноваты студенты и богословское образование как таковое. Виновато в этом раздробленное на конфессии христанское общество, которое прежде всего пытается удержать людей на своих скамейках, а не найти истину, которая, как известно, не принадлежит целиком ни одной из конфессий. Свободное богословское образование, несмотря на все его ошибки и несовершенства, не исчезнет. По мере того, как границы христианских конфессий будут размываться все сильнее, христианское сообщество будет нуждаться в озвучивании открывшихся истин. Богословское образование как честный интеллектуальный и моральный поиск Божественной истины — необходимый элемент эволюции христианского сообщества.

Когда-то злые на язык атеисты говорили, что наука была «служанкой богословия». Те времена давно прошли. Теперь сама бывшая госпожа стало служанкой религиозных организаций. Лозунг такой толстой, сытой, услужливой и нудной теологии — «я не скажу ничего нового». За чем-то новым, может быть, и не стоит бегать, а вот, наконец, стать мудрой слугой Богу теология давно бы уже обязана. Получение богословского образования надо рассматривать как эффективную попытку исполнить слова Иисуса Христа «познайте истину». А чем лучше мы будем искать истину (которую пока еще не нашли), тем быстрее найдем настоящую свободу.

  • Language

В повествовании об аресте и суде над Иисусом есть один любопытный момент. После ареста Иисуса в Гефсимании евангелие от...

Полночи перед вылетом не спал. Что-то вторгалось в мое естество, отгоняя сон и временами пробуждая страх перед будущим. Я...

Термин «космическое сознание» чужд подавляющему большинству людей на нашей планете. Действительно, мало кто почитает своим домом, например, солнечную систему....

Поскольку являюсь христианином, практикующим глубокую молитву, и, соответственно, близким к духовному миру, могу рассказать о религиозном трансе исходя из...

Победит Путин, наполняющий Первый канал как вода наполняет океан. Победит не в выборах в европейском или американском понимании этого...

Давным давно люди смотрели на восходящее солнце по утрам и им даже в голову не приходило найти объяснение почему...

Во всех четырех евангелиях простолюдины на улицах дают Иисусу Христу почетный титул «сын Давидов». Для простых людей образ доброго...

Половой инстинкт не является абсолютным «номером один» в списке всех инстинктов, необходимых для выживания человечества. Однако, он действительно необходим....

Вечная жизнь — непонятное и непривлекательное явление для некоторых. В порыве вдохновенной молодости отчаянные мыслители смеются над идеей своей...

Я считал и до сих пор считаю, что причина номер один по которой Путин не был достоин стать президентом...

В субботнее утро я сидел в зале церкви «Слово жизни» и наблюдал за приготовлениями к конференции Эрика Ховинда. За...

Когда-то я считал, что меланхолия — это состояние легкой и светлой печали. Оказывается, это депрессия, от которой недалеко до...

Есть вопросы, на которые некоторым выгодно «честно» отвечать «не знаю». К подобному вопросу относится вопрос кто такой Мелхиседек. Версии...

Как бы вы отличили духовного, праведного человека от бездуховного и неправедного? Есть одно стопроцентно верное мерило для такого определения....

Болезненней ситуации трудно себе представить. Я имею в виду реакцию консерваторов на выступление Юрия Сипко в харизматической церкви «Нового...

Под теологией как отраслью высшего образования в России сегодня понимается светское религиозное образование. По своему содержанию теологическое образование имеет много общего с духовным образованием, но его задачи и функции иные. Теологическое образование не ставит своей целью подготовку священнослужителей, его цели носят просветительский и научный характер. Это понимание закреплено в Государственном образовательном стандарте по специаль-ности 020500 Теология, утвержденном приказом Министерства образования Российской федерации от 02.03.2000 № 686:

"Теология - это комплекс наук, которые изучают историю вероучений и институциональных форм религиозной жизни, религиозное культурное наследие (религиозное искусство, памятники религиозной письменности, религиозное образование и научно-исследовательскую деятельность), традиционное для религии право, археологические памятники истории религий, историю и современное состояние взаимоотношений между различными религиозными учениями и религиозными организациями. Изучение теологии в системе высшего профессиоиального образования носит светский характер.

Предметом теологии являются накопленные в течение длительного исторического срока религиозный опыт, памятники религиозной культуры, а также интеллектуальное и духовное богатство".

Государственный образовательный стандарт характеризует и области приложения профессиональных навыков специалиста теолога:

1. в научно-исследовательской работе в области истории и теории религии и церкви, религиозно-философских проблем бытия человека и современной цивилизации;

2. в государственных и муниципальных образовательных учреждениях как преподаватели; в воспитательной работе с детьми и молодежью и в группах социальной адаптации и реабилитации;

3. в составе экспертных комиссий и в качестве независимых экспертов государственных, муниципальных, конфессиональных и общественных организаций, средств массовой информации.

Современное теологическое образование предполагает дифференциацию по ряду конфессиональных профилей:

  • христианская теология
  • исламская теология
  • иудейская теология
Кафедра теологии РГСУ имеет предусмотренный образовательным стандартом профиль ХРИСТИАНСКАЯ (ПРАВОСЛАВНАЯ) ТЕОЛОГИЯ .

Состав учебных дисциплин специальности "Теология" предполагает широкую общеобразовательную подготовку, соответствующую уровню современного светского гуманитарного образования, но основное место закономерно уделяется религиоведческим и богословским наукам. Большое внимание уделяется изучению философии и классических языков. В зависимости от конфессионального профиля определяется набор специальных образовательных дисциплин. В число дисциплин христианской теологии входят:

1. История и теория христианского искусства
2. Нравственное богословие
3. Эстетика и религиозное искусство
4. Этика и аксиология в религии
5. История этических учений
6. История архаических и нехристианских религий
7. История древней христианской Церкви
8. Государственное законодательство о религии
9. Методика преподавания теологии
10. Религиозная философия
11. Наука и религия
12. Новые религиозные движения
13. Философия
14. Библеистика
15. История Русской Православной Церкви
16. Догматическое богословие

Где его сегодня можно получить простому прихожанину?

Мы ходим в храм регулярно, слушаем проповеди священнослужителей, читаем книги, статьи. Но как часто нам хочется знать о богословии больше. Так, чтобы мы и сами могли рассказать правильно своим друзьям и знакомым о Православии, о Боге, о Церкви, чтобы иметь возможность преподавать в вузе или школе, чтобы стать священнослужителем или заняться организацией приходской церковной жизни, воскресной школы, молодёжного клуба при храме, социальным православным попечением. Где получить православное богословское образование мы и расскажем в этой статье.

Духовные Семинарии/Академии - это религиозные учебные заведения занимающиеся подготовкой будущих священнослужителей. Поступление в них возможно только по благословению правящего архиерея.

Форма обучения, как правило, очная, для действующих священнослужителей - возможно заочное обучение. Оплаты за обучение, чаще всего, нет.

В семинариях идёт подготовка бакалавров богословия, в академиях - магистров и кандидатов богословия. По окончании выпускники получают диплом, признаваемый в церкви, но не признаваемый государственными учреждениями. Выпускники семинарий, как правило, становятся священно и церковнослужителями. Женщин в Семинарию и Академию не принимают.

Духовные семинарии находятся во многих епархиях Русской Православной Церкви.

Сайты: mpda.ru , spbda.ru, kdais.kiev.ua, minds.by.

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет - один из ведущих православных вузов, наряду с другими гуманитарными специальностями ведущий подготовку по направлению Теология (богословие).

В Университете ведётся подготовка бакалавров и магистров теологии (богословия). Дипломы университета признаются в церковных и государственных учреждениях, а также для целей дальнейшего обучения.

Обучение на заочной и вечерних формах платное от 32 т.р. в год.

Теологическое и религиоведческое образование в современной России: проблема взаимоотношений .

Руководитель:

Структура доклада:

Введение.

1.1. Религиоведческое образование (кафедры, структура, идеология, отношение к теологии).

2. Теологическое и религиоведческое образование в России в 1990-е и 2000-е годы.

2.3. Перемены 1990-х годов: проблемы преемственности.

2.3.1. Элементы теологии в структуре религиовеческого образования.

2.4. Дискуссии о теологическом и религиоведческом образовании.

3. Современное состояние.

3.2. Теология в структуре религиоведческого образования

В данном докладе мы не ставили своей целью дать полное описание систем теологического и религиоведческого образования в России. Сами понятия теологического и религиоведческого образования нам представляются интуитивно ясными и нашедшими достаточно определенное выражение в соответствующих государственных образовательных стандартах. Нас интересует главным образом их отношения между собой. Речь пойдет, прежде всего, о присутствии элементов религиоведческого образования в теологическом, элементов теологического образования в религиоведческом, а так же об исторически сложившихся и актуальных на сегодняшний день моделях их взаимных отношений.

Существует распространенное мнение, что в современной России религиоведение и теология находятся в состоянии конкурентной борьбы. Согласно этому мнению, на данный момент они представляют собой независимые друг от друга образовательные и научно-исследовательские системы, каждая из которых имеет свою традицию, структуру, основополагающие принципы и базирующуюся на них идеологию. При этом они имеют одно и то же проблемное поле, претендуя на внимание фактически одной и той же целевой аудитории. В рамках нашего доклада мы постараемся проанализировать этот тезис. Мы предложим краткое описание исторических условий, в которых он сложился и начал функционировать как само собой разумеющаяся предпосылка любых дискуссий на эту тему; представим область, в которой его применение оправдано; укажем на ее границы и необходимость ряда существенных уточнений.

1. Предыстория. Теологическое и религиоведческое образование в СССР.

1.1. Религиоведческое образование (кафедры, структура, идеология, отношение к теологии)

Кафедры истории и теории научного атеизма , на которых проводились в СССР религиоведческие исследования, возникают начиная с конца 1950-х годов. Как научно-исследовательская, так и образовательная и воспитательная работа этих кафедр велась по направлениям не столько научным, сколько идеологическим, например: критика тех или иных форм религиозной идеологии, исследование различных аспектов формирования атеистического мировоззрения, разработка методологических вопросов преподавания научного атеизма в высшей школе . В то же время следует отметить и собственно научные разработки, такие например, как «критические исследования методологических вопросов социологии и психологии религии». Теология анализировалась и критиковалась в целях «успешной разработки методологических принципов борьбы с религией на современном этапе». Таким образом, отношение к теологии было заведомо отрицательным, что, разумеется исключало всякую возможность диалога и существенно ограничивало аналитические возможности.

Вместе с тем, как справедливо пишет, «не стоит предавать забвению то обстоятельство, что введенная в высшей школе с середины 1960-х годов по идеологическим соображениям учебная дисциплина «Основы научного атеизма» (своего рода анти-теология – добавим мы) для подавляющего большинства получавших вузовское образование стала чуть ли не единственным, после долгого замалчивания, дозволенным источником, знакомившим с религиозными традициями Отечества и народов мира. Добросовестный преподаватель, … был способен … пробудить интерес к религиозной тематике, продемонстрировать внимательное и уважительное отношение к приверженцам религий». Только в такой специфической «анти-теологической» оболочке богословское знание могло доходить до исследователей религии советского времени.

1.2. Теологическое образование и религиоведческие элементы в его структуре.

Собственно теологическое образование было невозможным до июня 1944 г., когда был открыт Богословский Институт. Формулируя его программу патриарший местоблюститель митр. Алексий (Симанский) утверждал, что «весь строй {церковных} школ должен быть строго церковным, без всякого уклонения в сторону мирского, светского уклада».

В течение 1946 – 1947гг. были открыты академии и семинарии в Ставрополе, Минске, Одессе и др. городах – всего было открыто восемь семинарий. Самые сильные преподавательские кадры были сосредоточены в МДА и ЛДА. Систематического преподавания дисциплин религиоведческого цикла в академиях и семинариях той поры не велось. Тем не менее, религиоведческое знание имплицитно инкорпорировалось в систему знания богословского, прежде всего, в рамках курса «Основное богословие». Очень характерна в этом смысле позиция ариеп. Михаила (Мудьюгина), в 1960-70-е годы читавшего курс основного богословия в ЛДА. С его точки зрения, к области религиоведения относится, по сути, любое научное небогословское изучение религии. Оно может развиваться «как в рамках церковной жизнедеятельности, так и вне их». Результаты этого развития должны учитываться богословской наукой. Именно основное богословие является своего рода мостом, между двумя системами знания и образования. Текст самого архиеп. Михаила показывает его хорошее знакомство, как с западными, так и с отечественными исследованиями в области истории, психологии и социологии религии и его умение оперировать даже неудобными для христианина данными и концепциями, стремление привить это умение своим слушателям.

2. Теологическое и религиоведческое образование в России (на постсоветском пр-ве) в 1990-е и 2000-е годы.

2.1. Теологическое образование и религиоведческие элементы в его структуре

Перемены конца 1980-х - начала 1990-х годов ощутимо затронули как теологию, так и религиоведение. Относительно академического богословского образования достаточно пока сказать, что его представители осознавали необходимость диалога с системой светского образования и науки. Это, в частности, вело к постепенному расширению преподавания религиоведческого знания, его обособлению от курса Основного богословия.

Однако, основные перемены были связаны с государственной системой образования. В 1993 году произошло утверждение стандартов высшего профессионального образования по теологии и религиоведению. Теологический стандарт неожиданно оказался почти идентичен религиоведческому. Это вызвало резкую критику в его адрес. В настоящее время эта попытка сведения теологического образования к религиоведческому объясняется обычно как результат влияния наследия «научного атеизма». При этом, несмотря на то, что в 1993 году одновременно были утверждены нормативные акты , регулирующие требования к новым направлениям по “Теологии” и “Религиоведению”, стандарт по теологии был утвержден лишь 2 марта 2000 года и вскоре заменен более удовлетворительным стандартом 2 поколения.

Этот последний позволил избежать «искусственного смешения теологии и религиоведения, имевшего место в учебных планах 90-ых годов». Вместе с тем, в нем в определенном объеме сохранились и были признаны необходимой составляющей подготовки теолога, такие существенные элементы религиоведческого знания, как история религии и изучение религиозности в рамках тех или иных гуманитарных наук .

2.2. Религиоведческое образование (кафедры, структура, идеология, отношение к теологии).

2.2.1. Перемены 1990-х годов: проблемы преемственности.

Религиоведение было включено в систему образования в России в 1994/1996 годах. В 1994 г. появилась бакалавриатура на кафедре Религиоведения Факультета философии, богословия и религиоведения Русской Христианской Гуманитарной Академии, в 1995 г. – на кафедре Философии религии и религиоведения Философского факультета СПбГУ, в 1996 г. – специальность «религиоведение» на кафедре Философии религии и религиоведения Философского факультета МГУ имени и на базе Центра по сравнительному изучению мировых религий в РГГУ.

Чаще всего, таким образом, религиоведение открывали на философских факультетах. Вследствие этого дискуссионным моментом стало соотношение религиоведения и философии, а значит и вопрос отношения к религиоведческому образованию как к философскому или же нефилософскому, или же доле философских дисциплин, изучаемых будущим религиоведом. Так, заведующий кафедрой философии религии и религиоведения философского факультета МГУ указывает в своем учебном пособии на философское содержание религиоведения как на главное в нем. В тоже время, директор Центра изучения религий РГГУ, подчеркивает, что религиоведение - совершенно отдельная дисциплина, которую не следует рассматривать как раздел философии.

Заслуживает внимания судьба кафедр, на базе которых создавались отделения религиоведения. Так, кафедра Философии религии и религиоведения МГУ первоначально называлась кафедра Истории и теории религии и атеизма, одноименная кафедра в СПбГУ – кафедра Истории религии и атеизма, кафедра Философии религии Ростовского Государственного Университета – кафедрой Научного атеизма. Сохранение такого рода преемственности часто влечет за собой обвинение российского религиоведения в следовании атеистической традиции. Иной была история Центра изучения религий РГГУ, который «отпочковался» от кафедры Истории и теории культуры и с самого начала резко противопоставил себя наследию расформированной кафедры Научного атеизма. Такой подход позволил создателям Центра изначально декларировать антиредукционистский подход и принцип объективного отношения к религии и стремиться к последовательному проведению этих принципов в жизнь.

2.2.2. Элементы теологии в структуре религиоведческого образования.

Среди дисциплин, присутствующих в учебных планах по религиоведению, можно выделить теологические предметы. Так в МГУ студентам-религиоведам протодиаконом Андреем Кураевым традиционно читается курс «Философия и богословие православия». В ЦИРе РГГУ в программе также наличествуют курсы по истории теологии, а в рамках курса «Священные тексты и их истолкование» изучаются элементы библеистики.

В Казанском государственном Университете на отделении религиоведения изучаются история Церкви и церковно-государственных отношений. В качестве спецкурса присутствует предмет «Библия как культурно-исторический памятник», в рамках которого преподаются основы библеистики. Предмет «христианская теология» фактически превращается в сравнительное богословие, поскольку программой предусмотрено, что в рамках этого предмета необходимо говорить о всех христианских конфессиях.

2.3. Дискуссии о теологическом и религиоведческом образовании.

Перечисленные выше проблемы стали причиной того, что в 1990-е годы разгорелись дискуссии о самой возможности преподавания теологии в светских учебных заведениях. В частности, мнения о неуместности теологии в светских ВУЗах придерживался декан философского факультета МГУ, поскольку это, с его точки зрения, повлечет «нарушения, связанные с жестким проведением конфессионального принципа». Некоторыми экспертами теологическая наука рассматривается в культурологическом аспекте. В таком случае ее предмет и методы дублируют предмет и методы философии, филологии, истории, религиоведения, и существование теологии как самоценной научной области также ставится под сомнение. До сих пор теология не входит в перечень научных специальностей. Процесс государственного признания образования духовных школ незавершен. Тем не менее, теология присутствует в светских учебных заведениях, и это дает повод для введения условного понятия «светская теология».

Участники дискуссии подчеркивали также схожесть образовательных стандартов I поколения по теологии и религиоведению. Причины этого сходства указываются обычно в зависимости от конфессиональной и институциональной ангажированности экспертов. К примеру, проректор Казанской духовной семинарии основную причину видит во влиянии на составителей неизжитых элементов атеистической идеологии, - в их стремлении сделать стандарт по теологии поликонфессиональным, что видится ему невозможным делом. Продолжается так же обсуждение места, занимаемого религиоведением в системе высшего образования . В частности, конференция по данной тематике проводилась в МГУ в декабре 2006 г.

3. Современное состояние.

3.1. Религиоведение в структуре теологического образования.

Светское теологическое и специализированное духовное религиозное образование (система духовных академий и семинарий) не вполне совпадают по своему содержанию, поэтому имеет смысл рассматривать их по отдельности.

В СПбДА и МДА преподается предмет «религиоведение», в рамках которого рассматривается ряд религиоведческих концепций и история религий. Кроме того, в программах семинарий и духовных академий к религиоведческим могут быть отнесены два предмета - история религий (история христианства в нее не входит) и сектоведение (курс, посвященный НРД). Отсутствие религиоведческих подразделений в структуре академий и то, что эти курсы читаются, прежде всего, в апологетическом и полемическом ключе указывает на определенную теологизацию религиоведения.

В светском теологическом образовании в большинстве случаев религиоведческие предметы также читаются теологами. Но иногда они читаются представителями религиоведческих кафедр. Тем не менее, в обоих случаях их преподавание строится не столько в объективно-научном, сколько, опять же, в апологетическом и полемическом ключе.

3.2. Теология в структуре религиоведческого образования.

Государственное религиоведческое образование отличается от негосударственного не в последнюю очередь отношением к теологии. В рамках первого теологические предметы сводятся к истории христианства и изложению христианского вероучения . Заметно стремление как можно меньше иметь общего с теологией, причем религиоведение представляется единственным способом академического изучения религии, теология же, таким образом, интерпретируется как неакадемичная дисциплина.

Особняком стоят получившие распространение в последнее время кафедры Теологии и религиоведения. Соотношение теологии и религиоведения на кафедрах этого типа может быть показано на примере ДВГУ. На сайте Кафедры теологии и религиоведения ДВГУ говорится, что теология изучает «непосредственно религиозный опыт», а религиоведение исследует религию извне, ее изучение «подразумевает больший акцент на проблемах философии религии и религиозной философии». Религиоведение выступает в некотором смысле как дисциплина, занимающаяся осмыслением данных теологии.

Религиоведение в негосударственных ВУЗах зачастую включает в себя широкий круг теологических предметов, занимающих значительное место в религиоведческом образовании. В частности, на кафедре Общего религиоведения Высшей Религиозно-философской школы реализуется «проект создания светского внеконфессионального гуманитарного образования, в основе которого лежит тщательное изучение богословия». В РХГА предметами кафедры религиоведения являются, например, догматика, христология, основное богословие и введение в литургическое богословие, а кафедрами богословия и религиоведения заведует один и тот же человек – профессор . Он отмечает, что религиоведение и теология относятся к наукам «о Боге и человеке». Такая позиция позволяет говорить о попытке выстраивания диалога религиоведения и теологии, хотя, как мы видим, наличествует некоторое смещение акцентов в сторону теологии.

В ПСТГУ религиоведческое образование осуществляется на двух факультетах: Богословском и Миссионерском. За его реализацию отвечает соответственно кафедра Религиоведения Миссионерского факультета и кафедра Философии религии и религиозных аспектов культуры Богословского факультета. Преподавание религиоведения на первой кафедре ведется, прежде всего, в апологетическом ключе. На Богословском факультете религиоведение мыслится служебным по отношению к теологии, как ведущему направлению деятельности факультета. Однако именно это требует понимать его, прежде всего, в исследовательском ключе. А это, в свою очередь, подразумевает автономию и академическую свободу. Наличие обширных блоков богословских предметов позволяет присваивать студентам религиоведам дополнительную квалификацию «Эксперт в области теологии». Это позволяет им участвовать в деятельности обоих исследовательских сообществ, способствовать установлению продуктивной коммуникации между ними.

4. Итоги: Религиоведческое и теологическое образование: модели отношений.

Таким образом, наш небольшой обзор становления и развития отношений религиоведческого и теологического образования в России позволяет сделать следующие выводы.

Диалог между религиоведческим и теологическим образованием в советское время был в значительной степени затруднен (религиоведение развивалось в рамках официальной атеистической модели, а теологическое образование, не находившее поддержки со стороны государства, было в значительной степени оторвано от дискуссий и проблем в религиоведении). Несмотря на отдельные точки соприкосновения, в целом развитие этих двух областей шло независимо друг от друга вплоть до 1993 года. После утверждения первого поколения стандартов высшего профессионального образования по теологии и религиоведению эти два образовательных направления оказались в состоянии конкурентной борьбы. Такая ситуация была связана как содержательным родством (а в некоторых аспектах и полной идентичностью) образовательных стандартов по этим двум направлениям подготовки, так и с фактическим пересечением «целевой аудитории». Дискуссия по проблемам соотношения религиоведческого и теологического образования шла в основном в духе защиты корпоративных интересов сторон от посягательств и претензий конкурирующего образовательного направления. Появление негосударственных кафедр и факультетов теологии и религиоведения в светских вузах было нередко связано с попыткой синтеза двух образовательных направлений. Однако в теологически ориентированных учебных заведениях религиоведение зачастую продолжает играть вспомогательную роль (при общей полемической и апологетической направленности). В то время как в государственных вузах на кафедрах религиоведения преподавание теологических дисциплин по прежнему составляет незначительную часть учебного процесса и носит скорее ознакомительный характер (при общей тенденции к интерпретации теологического образования как «неакадемического»).

Представляется, что приведенный материал позволяет констатировать тупиковость конфронтационной модели и бесперспективность попыток взаимного поглощения (хотя они до сих пор являются преобладающими). Мы так же можем видеть ростки иных типов отношений, когда люди, преподающие и организующие преподавание обеих дисциплин, сознают необходимость взаимодействия в режиме диалога.

Литература:

1. 1 курс семинарии // Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия и Семинария / http://*****/node/11567. Дата обращения 25.12.2009;

2. 4 курс семинарии // Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия и Семинария // http://*****/node/11570. Дата обращения 25.12.2009;

3. М . Наметки к учебному плану Религиоведение на БФ. 2008 (Машинопись).

4. С . Интервью с доцентом кафедры религиоведения философского факультета КГУ.

5. Воробьев. В ., прот. Вступительное слово // Вестник ПСТГУ IV:3, 2006. С. 11.

6. Декан философского факультета МГУ выступает против преподавания теологии в вузах // http://www. *****/site/?act=news&id=49716&cf . Дата обращения: 12.06.2010.

7. Журавский А . Проблемы религиозного образования в России. http://**/continent/2002/114/zhurav. (Опубликовано в журнале: «Континент» 2002, № 000). Дата обращения: 25.12.2009.

8. Институт Высшая Религиозно-философская школа. Отделение религиоведения // http://www. *****/otre. htm. Дата обращения: 12.06.2010.

9. Кафедра теологии и религиоведения ДВГУ. Официальный сайт. Концептуальные основы работы отделения теологии и религиоведения // http://*****/. Дата обращения: 12.06.2010.

10. Кафедра теологии и религиоведения ДВГУ. Официальный сайт. Образование // http://*****/. Дата обращения: 12.06.2010.

11. Кафедра философии религии Ростовского Государственного университета // http://philosophy. *****/3.html. Дата обращения: 12.06.2010.

12. Н

13. Михаил (Мудъюгин), архиепископ . Основное богословие // http://www. krotov. info/libr_min/m/milov/mudyu_00.html. Дата обращения: 12.06.2010.

14. П . Научно-исследовательская работа на кафедре Истории и теории атеизма МГУ. Вопросы научного атеизма, вып. 19. М., 1976. С. 135.

15. иерей . Теология и религиоведение в контексте возрождения гуманитарной науки в современной России / Вестник ПСТГУ. IV:3. 2006.

16. Религиоведение в системе высшего образования. Конференция, организованная Философским факультетом МГУ им. // http://konstan-ivanov. *****/links_Science_MSU-2006.html. Дата обращения: 12.06.2010.

17. Русская христианская гуманитарная академия. Кафедра религиоведения. Программы кафедры // http://www. rchgi. *****/about_us/faculty/religiovedenie/index. php. Дата обращения: 12.06.2010.

18. Санкт-Петербургский Государственный Университет. История кафедры Философии религии и религиоведения // http://philosophy. *****/index. php? id=194). Дата обращения: 25.12.2009.

19. Санкт-Петербургский Государственный Университет. Философский факультет. Кафедра Философии религии и религиоведения. Учебные курсы // http://philosophy. *****/index. php? id=5369. Дата обращения: 12.06.2010;

20. В . Религиоведение как учебная дисциплина в Московской духовной академии // http://www. *****/text/740746.html. Дата обращения: 12.06.2010.

21. В

22. В . Страница профессора Светлова // http://www. . ru/. Дата обращения: 12.06.2010.

23. Ю

24. прот . О преподавании Религиоведения на Миссионерском факультете. 2008 (Машинопись).

25. В . Интервью с заведующим сектором научно-методического обеспечения религиозного образования.

26. В

27. Теология в системе научного знания и образования. Материалы круглого стола в Общественной палате РФ // http://www. *****/text/290997/index. html. Дата обращения: 12.06.2010.

28. Учебные программы – религиоведение | Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия и Семинария // http://*****/node/963. Дата обращения 25.12.2009;

29. Учебные программы по предмету «религиоведение»: Московская Православная Духовная Академия // http://www. *****/edu/prog/all/bogoslov/n71/. Дата обращения 25.12.2009.

30. Учебный план; Учебный процесс; Московская Православная Духовная Академия // http://www. *****/edu/plan/. Дата обращения 25.12.2009.

31. Философский факультет МГУ. Кафедра Философии религии и религиоведения. История кафедры // http://relig. philos. *****/info/history. html. Дата обращения: 25.12.2009.

32. Центр изучения религий РГГУ // http://religion. *****/. Дата обращения: 12.06.2010.

33. ЦИР РГГУ. Расписание занятий (обновлено:) для // http://www. *****/schedule/body. html? c=35-&d=week&sdate_day=28&sdate_month=12&sdate_year=2009&fdate_day=28&fdate_month=12&fdate_year=2009. Дата обращения: 25.12.2009.

34. В

35. М . Очерки по истории религиоведения. СПб., 2006.

36. М . Петербургская религиоведческая школа: истоки и традиции / Вестник РСПР. 1/2008.

37. Андреева Л . Теология и религиоведение в современной России. Новые научные и образовательные специальности" носят характер жесткой конфессиональной ориентации / Сайт http://www. *****/articles/education. htm. Дата обращения: 25.12.2009.

38. Н . Религиоведение как область знания // Вестник московского общества преподавателей религиоведения. №

39. Н . Религиоведение. М., 2005.

См. напр.: Андреева Л . Теология и религиоведение в современной России. Новые научные и образовательные специальности" носят характер жесткой конфессиональной ориентации / Сайт http://www. *****/articles/education. htm

В частности, кафедра Истории и теории научного атеизма существует в МГУ с 1959 года (Философский факультет МГУ. Кафедра Философии религии и религиоведения. История кафедры // http://relig. philos. *****/info/history. html, в ЛГУ – с середины 1980-х годов (Санкт-Петербургский Государственный Университет. История кафедры Философии религии и религиоведения // http://philosophy. *****/index. php? id=194).

Научно-исследовательская работа на кафедре Истории и теории атеизма МГУ. Вопросы научного атеизма, вып. 19. М., 1976. С. 135.

Указ. соч. С. 136.

Ю . Религиоведение в России: проблема самоидентификации // Вестник московского университета. Серия 7. Философия. №1 2009. С. 90–106. Цит. по: http://www. krotov. info/libr_min/18_s/mi/rnov_m. htm. дата обращения: 12.06.2010.

Михаил (Мудъюгин), архиепископ . Основное богословие // http://www. krotov. info/libr_min/m/milov/mudyu_00.html. Дата обращения: 12.06.2010. Книга включает в себя разделы: «Сущность религии», «Происхождение религии», «Историчность Иисуса Христа», «Религия в социальной жизни» и др.

См.: В . Развитие теологической науки и образования в Российской Федерации в постсоветский период // Теология в системе научного знания и образования. Материалы слушаний Общественной палаты Российской Федерации. Под редакцией академика РАН В. А. Тишкова. М., 2009. С. 97–108.

Н . Религиоведение как образование и наука в современной России // Ученые записки Орловского Университета. Т. IV. Религиоведение. Вып.4. Орел, 2006. С. 139-147. Здесь с. 144.

Костылев . Указ соч. С. 139.

Н . Религиоведение. М., 2005. С. 10

В . Центр изучения религии РГГУ как научное и образовательное сообщество. Доклад на Научно-методологическом семинаре ПСТГУ, 2008 г. (Машинопись).

Сайт философского факультета МГУ им. // http://relig. philos. *****/info/history. html. Дата обращения: 12.06.2010.

Сайт философского факультета СПбГУ // http://philosophy. *****/index. php? id=194. Дата обращения: 12.06.2010.

Кафедра философии религии Ростовского Государственного университета // http://philosophy. *****/3.html. Дата обращения: 12.06.2010.

Журавский А . Проблемы религиозного образования в России. http://**/continent/2002/114/zhurav. (Опубликовано в журнале: «Континент» 2002, № 000).

Шабуров . Указ. соч. (При этом признает невозможность полной объективности, однако настаивает на необходимости стремления к ней)

Поскольку потребность в открытии отделения со стороны местных властей была оправдана необходимостью иметь квалифицированных специалистов для работы в сфере церковно-государственных отношений // Интервью с доцентом кафедры религиоведения философского факультета КГУ

Декан философского факультета МГУ выступает против преподавания теологии в вузах // http://www. *****/site/?act=news&id=49716&cf . Дата обращения: 12.06.2010.

Теология в системе научного знания и образования. Материалы круглого стола в Общественной палате РФ // http://www. *****/text/290997/index. html. Дата обращения: 12.06.2010.

Декан философского факультета …

Религиоведение в системе высшего образования. Конференция, организованная Философским факультетом МГУ им. // http://konstan-ivanov. *****/links_Science_MSU-2006.html. Дата обращения: 12.06.2010.

К светскому теологическому образованию относятся и церковные ВУЗы, не входящие в систему академий и семинарий.

Воробьев. В., прот . Вступительное слово // Вестник ПСТГУ IV:3, 2006. С. 11.

См. Учебные программы – религиоведение | Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия и Семинария // http://*****/node/963. Дата обращения 25.12.2009; Учебные программы по предмету «религиоведение»: Московская Православная Духовная Академия // http://www. *****/edu/prog/all/bogoslov/n71/. Дата обращения 25.12.2009. См. так же: Сафонов как учебная дисциплина в Московской духовной академии // http://www. *****/text/740746.html. Дата обращения: 12.06.2010.

См.: 1 курс семинарии // Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия и Семинария / http://*****/node/11567. Дата обращения 25.12.2009; 4 курс семинарии // Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия и Семинария // http://*****/node/11570. Дата обращения 25.12.2009; Учебный план; Учебный процесс; Московская Православная Духовная Академия // http://www. *****/edu/plan/. Дата обращения 25.12.2009.

Интервью с.

В частности, в РХГА и ПСТГУ.

См., например, СПбГУ. Философский факультет. Кафедра Философии религии и религиоведения. Учебные курсы // http://philosophy. *****/index. php? id=5369. Дата обращения: 12.06.2010; Расписание занятий (обновлено:) для ЦИР РГГУ // http://www. *****/schedule/body. html? c=35-&d=week&sdate_day=28&sdate_month=12&sdate_year=2009&fdate_day=28&fdate_month=12&fdate_year=2009 . Дата обращения: 12.06.2010.

Центр изучения религий РГГУ // http://religion. *****/. Дата обращения: 12.06.2010.

Кафедра теологии и религиоведения ДВГУ. Официальный сайт. Концептуальные основы работы отделения теологии и религиоведения // http://*****/. Дата обращения: 12.06.2010.

Кафедра теологии и религиоведения ДВГУ. Официальный сайт. Образование // http://*****/. Дата обращения: 12.06.2010.

Институт Высшая Религиозно-философская школа. Отделение религиоведения // http://www. *****/otre. htm. Дата обращения: 12.06.2010.

Русская христианская гуманитарная академия. Кафедра религиоведения. Программы кафедры // http://www. rchgi. *****/about_us/faculty/religiovedenie/index. php. Дата обращения: 12.06.2010.

Страница профессора Светлова // http://www. . ru/. Дата обращения: 12.06.2010.

В . Для нас важен каждый студент в отдельности. Беседа с Романом Викторовичем Светловым // http://www. *****/about_us/faculty/kaf_bogoslov_and_religio_pedagog/Zer_Svetlov. php. Дата обращения: 12.06.2010.

прот. О преподавании Религиоведения на Миссионерском факультете. 2008 (Машинопись).

Наметки к учебному плану Религиоведение на БФ. 2008 (Машинопись).

 


Читайте:



» «Наша Масленица, ты широкая, в детский сад к нам пришла и весну принесла!

» «Наша Масленица, ты широкая, в детский сад к нам пришла и весну принесла!

Оксана Перерва Сценарий развлечения «Масленица» в старшей группе Цель : продолжать знакомить детей с народными праздниками, создать бодрое...

Значение слова стрешневы в краткой биографической энциклопедии

Значение слова стрешневы в краткой биографической энциклопедии

СТРЕШНЕВ МАКСИМ ФЕДОРОВИЧ. Ум. в 1657. Был несколько лет воеводой в Верхотурье. В 1629 приобрел у Поместного приказа находившиеся к югу от Москвы...

Мужчина-крыса - женщина-тигр

Мужчина-крыса - женщина-тигр

В этой теме: Характер рожденных в Год Тигра Это сильные личности, бунтари или руководители. Их трудно заставить подчиняться, зато руководят они...

Договор банковского вклада для физических лиц

Договор банковского вклада для физических лиц

Договор депозитного вклада (для физических лиц) гор.__________________ " "_________________20___г. Коммерческий банк "_______" (условно),...

feed-image RSS