Главная - Идеи
Со свинным рылом да в калашный ряд. Сколько зарабатывает доцент – обзор доходов Повышение зарплаты преподавателям вузов в году

От того как будет развиваться экономика нашей страны, зависит наше будущее и будущее наших детей и внуков. Но чтобы экономика развивалась, необходимы высококвалифицированные специалисты в различных отраслях хозяйства.

Нужны грамотные инженеры, строители, врачи, агрономы и ученые. Но для того чтобы подготовить всех этих специалистов нужны преподаватели высшей школы, которым по плечу такая сложная задача. Сколько же зарабатывают преподаватели вузов, на которых возложена такая сложная и ответственная миссия?

Профессиональные обязанности

У преподавателей вузов много профессиональных обязанностей. Они занимаются преподавательской деятельностью, разрабатывают учебные программы дисциплин, обеспечивают индивидуальные программы обучения студентов и организуют их научно-исследовательскую деятельность.

Кроме этого, они обязаны заниматься собственной научной деятельностью, готовить и выступать с докладами на научно-практических конференциях, симпозиумах. Также необходимо публиковать материалы своих исследований в научных журналах, писать статьи, методические пособия и монографии.

Что влияет на зарплату вузовского преподавателя

Величину зарплаты преподавательского состава вузов оказывают влияние следующие особенности:

Наличие ученой степени и ученого звания

Если ученой степени у молодого преподавателя нет, то он может рассчитывать на зарплату не выше 10-12 тыс. руб. А вот доцент, на этой же должности заработает в два раза больше. Профессор же получит около 50 тыс. руб. Что стимулирует преподавателей к занятию научной деятельностью и повышению уровня своего образования.

Кроме того, за ученую степень предусмотрены доплаты. Кандидату наук доплачивают 3000 руб., а доктору наук – 7000 руб. Эти доплаты включены в должностные оклады сотрудников.

Уровень аккредитации учреждения высшей школы

Чем выше уровень аккредитации, тем выше ставка преподавательского корпуса. Так профессура и доктора наук профильных институтов будут зарабатывать в месяц меньше коллег из университетов.

Место нахождения вуза

Майским указом Президент РФ обязал обеспечить повышения уровня преподавателей вузов до 200% от среднемесячной региональной зарплаты. Следовательно, на высокие зарплаты могут рассчитывать сотрудники высших учебных заведений, которые находятся в регионах с высоким уровнем экономики. Так профессора московских вузов будут получать за свою работу больше, чем их коллеги из провинциальных университетов.

Предлагает ли высшее учебное заведение коммерческую форму обучения

Если мест для получения образования на коммерческой основе много, то и уровень заработков преподавателей, будет значительно выше.

Системные особенности формирования зарплат преподавателей высшей школы

Заработная плата вузовских преподавателей формируется по той же системе, что используется для всех педработников нашей страны. Таким образом, зарплата этой категории работников состоит из двух частей – это фиксированный оклад и доплаты. Выделяют три группы доплат, которые отличаются своим назначением:

  1. Премии. Они могут быть регулярными или однократными. Решение о премировании сотрудников принимает ректор учебного заведения.
  2. Надбавки к окладу. Величина надбавок зависит от размера сэкономленных средств организации высшей школы, например, за счет совмещения ставок и должностей преподавательского состава.
  3. Вознаграждения. Примером может служить 13-я зарплата или денежное вознаграждение за выслугу лет. На размер вознаграждения влияет величина среднего оклада работника.
  4. Компенсации. Это выплаты по возмещению расходов сотрудников в интересах учебного заведения. Так, преподаватель, участвующий в научных симпозиумах, конференциях рабочих командировках, может претендовать на компенсации. Также ежемесячно преподавателям вузов предусмотрена компенсация на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий.

Дополнительные бонусы

Преподаватели вузов дополнительных материальных бонусов за свой нелегкий труд не получают. За то они могут рассчитывать на социальные бонусы – продолжительный отпуск, чаще всего в летнее время, гибкий график работы, высокая репутация высшего учебного заведения, благотворная для научной деятельности среда.

Сколько зарабатывает преподаватель вуза в России

Среднемесячная доходность преподавателей в России колеблется 40-45 тыс. рублей в месяц. Зарплата деканов факультетов крупных вузов колеблется в пределах 100-120 тыс. рублей.

Ректоры могут заработать от 300 тыс. до 1 млн. рублей ежемесячно. Если сравнивать со среднемесячными заработками россиян — 35 тыс. руб., то это значительно выше. Причем темпы роста заработных плат у работников высшей школы обещают расти и в ближайшие годы.

Зарплаты в Москве

Московские преподаватели вузов за свою работу в месяц могут рассчитывать на 30-150 тыс. рублей, в средние показатели зарплат – 80 тыс. руб. и существенно превышает заработки преподавателей в других регионах России.

  • так преподаватели РГУ инноваций и предпринимательства за свой труд получают ежемесячно 97 тыс. руб.;
  • в МГЮА им. Кутафина – 82 тыс. руб.;
  • у сотрудников МГУ заработки скромнее – 56 тыс. руб.;
  • обидно мало за свой труд получают преподаватели МГА ветмедицины и биотехнологий – 22 тыс.руб.;

Зарплаты в Санкт-Петербурге

Университетские работники Санкт-Петербург месяц зарабатывают 40-60 тыс. руб.

Больше всех в Петербурге получают за свой труд в ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский горный университет» — 75 тыс. руб. и в ЛЭТИ – 68 тыс. рублей.

Преподаватели знаменитой Вагановки зарабатывают в месяц всего 60 тыс. руб. Меньше других в северной столице заработки у педагогов ГХПА – 23 тыс. руб. и ГАУ – всего 20 тыс. руб.

Величина зарплат педагогов в вузах провинциальных городов России

Больше всех в РФ зарабатывают педагоги Ханты-Мансийска , которые трудятся в Институте дизайна и прикладных искусств – 78 тыс. руб.

В Салехарде сотрудники Тобольского филиала ГСПА в месяц зарабатывают около 68 тысяч, а преподаватели Анадырьского филиала Санкт-Петербургского ГИЭУ – 67 тыс. руб.

Среднемесячные показатели зарплат вузовских российских преподагогов вузов составляет 45 тыс. руб. Минимальные зарплаты у университетских педкадров Саратова, Самары и Пензы – 30-33 тыс. руб., в Краснодаре – 15-26 тыс. руб.

Сколько зарабатывают университетские сотрудники за рубежом

Мировым лидером по величине зарплат вузовских преподавателей является Канада – 7,2 тыс. долларов (450 тыс. руб.). Их итальянские коллеги получают чуть меньше – 7 тыс. долларов (420 тыс. руб.). В США, Индии, ЮАР и Саудовской Аравии – около 6 тыс. долларов (360 тыс. руб.).

В большинстве стран Западной Европы (Великобритания, Германия, Нидерланды, Австрия и др.) – 5 тыс. долларов (300 тыс. руб.). Самые низкие зарплаты у сотрудников вузов Латвии, Казахстана, Эфиопии – 1 тыс. долларов (60 тыс. руб.). Таким образом, видно, что российские преподаватели за свой труд получают существенно ниже доходов зарубежных коллег.

Величина пенсионного обеспечения преподавателей вузов

Преподаватели высших учебных заведений имеют право на льготную пенсию при условии наработки 25 лет непрерывного стажа, но только в том случае, если им была выработана установленная временная норма – 240 часов в год. Если часовая нагрузка окажется ниже, то на пенсию педагоги высшей школы могут рассчитывать только при достижении пенсионного возраста.

При назначении пенсии учитывается продолжительность трудового стажа, величина страховых отчислений и ученая степень соискателя

Таким образом, следует отметить, что тяжелый ответственный труд преподавателей высшей школы оплачивается недостаточно высоко.

5 августа 2016, 17:28

На создание этого поста сподвигли, как обычно, комментарии салатниц под публикацией блогера braun6899

Это копипаст статьи "Портала аспирантов и докторантов", опубликованной в начале 2015 года, но, думаю, мало что изменилось с тех пор... Также под этой статьёй есть "интересные" комменты по типу нашего господина Медведева;)), но практика, увы, показывает иную сторону бытия в нашей необъятной стране. И да, орфография, пунктуация, стиль статьи представлены в оригинале (т.е. без изменений)

Несмотря на заверения различных чиновников Минобрнауки и ректоров, которые «3,14здят как дышат», в действительности средняя заработная плата большинства преподавателей вузов в начале 2015 года составляет не 130% от средней по региону, а в расчете на одну ставку - лишь около 40%, то есть около 14 тыс. рублей в месяц. Так, во многих вузах зарплата ассистента или старшего преподавателя без ученой степени «достигает» лишь около 7-9 тыс. руб., доцента с ученой степенью, имеющего к тому же значительный опыт работы - немногим более 14 тыс. руб. Даже заработная плата профессора во многих вузах - 23 тыс. руб. или чуть больше, что соответствует минимальной зарплате, которую предлагают продавцам и охранникам во многих российских городах.

Более того, реальная заработная плата профессорско-преподавательского состава за прошедший год снизилась в долларовом эквиваленте или в бивалютной корзине (доллар и евро) почти вдвое. Таким образом, оплата труда российских преподавателей приблизилась к показателям их коллег из Армении или Буркина-Фасо, которые также ежемесячно получают примерно 200 долларов США…

Откуда же ректора и чиновники Минобрнауки берут такие радужные цифры и показатели о «средней зарплате» ППС? Базовая ставка преподавателя вуза с ученой степенью (кандидат наук, доцент) составляет немногим более 9-10 тысяч рублей. За такую зарплату даже дворники не хотят работать. Но к этому можно прибавить различные разовые премии и выплаты, доплату за внебюджетников («коммерческих» студентов), а также гранты и НИР.

Но достигают ли у большинства преподавателей зарплаты до 40-50 тыс. рублей ежемесячно? Только если они работают больше чем на одну ставку (т.е. фактически на две ставки) в том же вузе в качестве совместителей и/или почасовиков; ухитряются выполнять дополнительную общественную или административную нагрузку (кураторство, заведование кафедрой, зам. завкафа, организация псевдонаучной работы на кафедре в виде студенческих конференций - так называемый «заместитель заведующего кафедрой по научной работе»); или просто являются «ректорским подпевалой» - за это последние в разовом порядке, ежеквартально и ежегодно получают солидную премию.

Здесь же следует отметить, что зарплаты многих деканов факультетов достигают около 100 тыс. руб, а также многочисленных проректоров и ректоров составляют от 300 тыс. руб до миллиона руб. ежемесячно, не считая баснословных и частых премий. Разумеется, многие из них являются преподавателями, то есть преподают в вузе на четверть ставки, что существенно улучшает показатели «средней температуры по больнице»…

Ректор СПбГУ Николай Кропачев: ʻʻСейчас средняя зарплата профессорско-педагогического состава СПбГУ - 64 тысячи рублей в месяц. Рост ожидается и в этом году. У нас не только высокие зарплаты, но еще и лучшие информационные ресурсы…ʼʼ
Ивойлова И. За Нобелем: В Санкт-Петербургском университете стартовал уникальный проект «Российские геномы» // РГ (Федеральный выпуск) N6597 от 10 февраля 2015 г.

Так ли это? Профессор и и зав. кафедрой СПбГУ в самом деле получает 54 тыс., а вот кандидат наук, доцент - преподаватель СПбГУ получает ежемесячно всего лишь чуть больше 14 тысяч на руки. При этом следует отметить, что СПбГУ - это университет с особым статусом, точнее, с особым финансированием.

Несколько российских университетов, имеющих статус федеральных, там есть специальные государственные субсидии и, например, в Южном Федеральном университете оклад доцента немногим более 25 тыс. Но его зарплата опять же состоит из той же базовой ставки в 15,600 и федеральной надбавки, которую в любой момент могут урезать. Стандартный же оклад кандидата наук, доцента государственного вуза (который подчиняется и финансируется Минобрнауки) 15,600 рублей, доктора наук, профессора 23-24 тыс. руб. Проф., доктор наук, зав. кафедрой в обычном ВУЗе получает оклад всего лишь в 25-30 тыс.руб.

Почему мы не наблюдаем протестного движения?

Если ситуация с оплатой труда на ставку преподавателя столь печальна, то почему мы не наблюдаем массовых протестов и забастовок независимых профсоюзов? Самым крупным протестным выступлением преподавателей вузов стало публичное недовольство 23 ноября 2014 года преподавателей Московского физико-технического института, недовольных своими нищенскими зарплатами (20-30 тысяч рублей). Впрочем, по мнению начальника Управления общественных связей Валерия Левченко, за слухами о волнении среди преподавателей из-за зарплаты стоит личное мнение нескольких преподавателей огромного вуза: «В МФТИ тысячи преподавателей, и представляется неправильным публичное недовольство уровнем своих зарплат нескольких сотрудников принимать за системный сбой и кризис», которые «недовольны зарплатой и ничего не предпринимают для ее повышения» (Подробнее: kommersant.ру).

В феврале 2015 года профсоюзная организация «КЕДР» работников Уральского государственного лесотехнического университета (УГЛТУ) заставила администрацию вуза прекратить фиктивный перевод преподавателей на неполную занятость и выплатить деньги за их работу сверх установленной нагрузки (Подробнее: unisolidarity.ру).

Однако такие случае единичны. Большинство преподавателей предпочитают не бороться за свои права? В чем же причина? Собственно, их много. К сожалению, еще с «института красной профессуры» в советских, а затем и в российских вузах, стало преобладать инертное и антиинтеллектуальное большинство, не обладающее ни чувством собственного достоинства, ни ассертивностью для попыток улучшить собственное положение. Не обладая какими-либо существенными квалификационными навыками, пригодными за рубежом, в отечественном производственном секторе или сфере услуг, вся их стратегия сводилась к борьбе за удержание статуса-кво. Поэтому ни о какой-либо борьбе за свои трудовые права большинство преподавателей вузов и не помышляет до сих пор. Между тем они выплачивают взносы за бездействие традиционных профсоюзов, чья основная функция сводится к выдаче подарков на 23 февраля, 8 марта и путевок в Беларусь. Кроме того, в связи с массовым сокращением преподавателей и объединением вузов, профессора доценты и преподаватели готовы собачиться меж собой, лишь удержаться на нищенской зарплате и должности. В итоге нельзя не ужаснуться аполитичностью, близорукостью всех этих докторов, кандидатов, ст. и мл. научных сотрудников и прочих доцентов и преподавателей!

Разумеется, возможна не только коллективная, но и индивидуальная стратегия борьбы за повышение зарплаты. Справедливости ради стоит отметить, что оклад в зарплате преподавателя вуза составляет примерно 50-60 процентов, но дело в том, что по новой системе оплаты труда оклад начисляется исключительно за выполнение учебной нагрузки по ставке, а все остальное - за внебюджетников, научно-исследовательскую и общественную работу.

Многие «ректорские подпевалы» лукаво аргументируют, что тот преподаватель вуза, кто занимается исследовательской работой - публикует статьи, участвует в выполнении работ по хоздоговорам и т.д., даже если и не совмещает какие-либо другие должности, в том числе административные, вполне может получать среднюю зарплату и даже больше. Однако эти убогие подхалимы забывают, что очень часто только фактическая аудиторная нагрузка ППС превышает 1,000 часов в год. И это не учитывая минимальную подготовку к занятиям, написание всевозможных отчетов и выполнение прочих организационно-бюрократических требований. Поэтому неясно, как при такой загруженности преподаватель может изыскать еще свободное время на НИР, не нанося ущерб своему здоровью или просто игнорируя общение со своими близкими людьми и родственниками. Впрочем, разгадка проста - «соловьям ректорского болота» удается «стимулировать» работать вместо себя своих аспирантов, а также подрабатывать методом «перекрестного опыления» - когда завкафы-корефаны с соседних кафедр просто подписывают часы друг другу, по факту даже не проводя занятия.

«Ректорские подпевалы» также почему-то «забывают», что во многих вузах публикации в журналах, включенных в WOS или Scopus, либо вообще не оплачиваются, либо оплачиваются в виде единоразовой премии в размере от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей через некоторое время после выхода в свет номера журнала со статьей (при этом срок ожидания публикации составляет от полугода до двух лет). В других вузах такие публикации засчитываются в виде балов для надбавки к зарплате, но по такому минимуму, что просто смешно об этом всерьез думать как о каком-то стимуле к повышению зарплаты. Тоже самое относится и к распределению доходов от НИР - в большинстве вузов преподавателю достается не более четверти от заработанной суммы.

Также, разумеется, можно работать на 2–3 должностях и ставках, забывая при этом про научную деятельность. Это чревато подрывом здоровья, отсутствие времени на занятия наукой, некачественным выполнением своих обязанностей. Впрочем, папаш и мамаш действующих и потенциальных студентов не интересуют ни сами преподаватели, ни их материальное положение, ни качество преподавания. Более того, преподаватель - досадное препятствие на пути студентов к заветным дипломам. И ведь не только для родителей, а также для ректората и чиновников Минобрнауки. Проще говоря, в обществе не востребован главный продукт высшего образования - знания, поскольку большинство выпускников вузов здесь - в стране третьего мира - все равно не сможет работать по специальности…

Не так давно центральные органы власти подняли вопрос о реорганизации российской системы образования в целом и высших учебных заведений в частности. Одной из причин стала неудовлетворительная зарплата каждого отдельного преподавателя ВУЗа. Проведенные исследования показали, что действительно денежные выплаты совершенно не соответствуют требуемым нагрузкам, что отчасти и повлекло за собой реформы. Если припомнить, еще в мае 2012 года президент подписывал акт о поднятии заработных плат всем работникам бюджетной сферы, в том числе и вузовского преподавателя. И что немаловажно, именно система образования была в приоритете согласно данному указу. Обещаны были повышения финансирования даже в случае развала экономики, и строгое слежение за данными прогрессов, вплоть до увольнения ректора ВУЗа и его заместителей в случае несоблюдения новых требований. Обещания красивые. Но в действительности, что мы имеем? Ситуация на 2015-2016 год На самом же деле картина довольно пессимистическая. Как бы чиновники и ректоры не обнадеживали и не говорили об улучшении ситуации, а зарплата на период начала года составляла далеко не 130% от средней региональной. Цифра куда печальней. А конкретнее она составляет всего около 40% в расчете на ставку, то есть в районе 30 000 рублей в месяц. Относительно обычного ВУЗа, штат от ассистента до не имеющего ученой степени старшего преподавателя довольствуются примерно 12 тысячами рублей в месяц. Зарплата доцента, вдобавок имеющего значительный опыт преподавания, выглядит чуть привлекательней, однако все еще крайне тоскливо – чуть больше 17 000 рублей. Профессора же довольствуются минимальным жалованием охранников и продавцов, то есть оклад их составляет примерно 30 000 российских рублей, лишь иногда немного больше. И без того грустная ситуация усугубляется тем, что за прошедший год зарплата работников сферы образования еще и упала в эквиваленте евро и доллара практически в два раза. Остается только диву даваться, как они умудряются выживать на такие деньги, учитывая повсеместный рост цен. Откуда берутся мифические цифры? Невольно возникает вопрос: откуда же чиновники берут столь баснословные показатели, которые приводят в докладах? Все достаточно просто. Политики любят оперировать таким понятием, как «средняя зарплата». И вот из чего она выводится. В реальности месячная базовая ставка за преподавательскую деятельность работников ВУЗов, имеющих ученую степень, такую как доцент или кандидат наук, составляет не более 9-10 тысяч рублей. Но к ним прибавляются различные премии и единоразовые доплаты за научно-исследовательские работы, различные гранты, плюс к этому они могут получать дополнительные выплаты за контрактных студентов. Ежемесячное денежное довольствие преподавателя ВУЗа может и дотягивать до 40-50 тысяч. Но только в том случае, если, помимо всего перечисленного, он возьмет на себя дополнительную ставку, то есть еще больше увеличит и без того огромный объем работы, умудряясь вдобавок выполнять административную или общественную работу заведующего кафедрой или его заместителя. Альтернатива – кураторство и организация конференций. Преподаватели, особенно молодые, желающие честно зарабатывать действительно попадаются, однако при такой работе буквально на износ запала хватает ненадолго, да и здоровье откровенно не выдерживает. Еще стоит заметить, что деканы факультетов могут получать около 100 000 рублей. Доходы проректоров и ректора ВУЗа иногда способны достигать от 300 000 до миллиона российских рублей. Они тоже нередко совмещают свою деятельность с частичным преподаванием. В результате доходы всех работников сферы образования суммируются и попадают в общую статистику под названием «средняя зарплата преподавателя», которую и любят приводить в отчетах. Однако пропасть между этими окладами огромна. Такая плачевная ситуация наблюдается даже в ведущих государственных учебных заведениях. К примеру, в Санкт-Петербургском государственном университете профессор и заведующий кафедрой может получать сравнительно неплохие деньги – около 54 000 рублей, но вот у доцента и кандидата наук за преподавание зарплата чуть более 14 000 рублей. И это при том, что у данного ВУЗа особое госфинансирование, и он обладает значительным статусом. Читайте также: Сколько получают российские фармацевты Правда, стоит отметить, что есть несколько высших учебных заведений, получивших федеральный статус, и на этой почве заработавших некоторые субсидии. Так, например, в ЮФУ (Южном федеральном университете) зарплата доцента может чуть превысить 25 000 рублей. Однако и здесь есть свое «но». Вся сумма состоит из оклада, то есть ставки примерно в 15 600, а остальная часть является федеральной премией или надбавкой, которую в любой момент могут урезать в связи с шаткой экономической ситуацией. ++++++++++++++++++++++++++ Я не могу расценивать это иначе, как продолжение политики тех, кто уничтожал СССР. Те нашли два фактора, которые привели к тому, что "никто не вышел защищать СССР" : 1. Для интеллигенции - снижение за поколение социального статуса с перового места среди населения до четверного. При Сталине начинающий инженер получал 2-2.7 средние заработные платы по стране, или примерно 3 заработные платы рабочего, а профессор 7-10 заработных, в конце СССР - начинающий инженер стал получать 0.5 средней заработной платы рабочего, а профессор 2-2.5. 2. Для "простолюдинов" - создание дефицита путем обеспечения несбалансированного роста заработной платы, опережающего производительность труда. Ну и алкоголизация населения - в жилу. Если в 1952 году в СССР потреблялось 1.9 литра алкоголя на человека в год, то в 1983 году - уже 12 литров, а сегодня - по ряду оценок - до 18 литров. Сегодня, судя по данным ядро интеллектуалов, призванных обеспечить будущее страны опустили вообще на уровень полностью неквалифицированных рабочих. Это прямое выдавливание мозга. А простолюдинов достанут, по-видимому, коммунальными платежами и налогом на недвижимость. Плюс, судя по массированному внедрению православия и "белогвардейства", еще и накрутят межнациональные противоречия. Судя по темпам развития поздней истории СССР, конец существования РФ намечен на 1930-1931 годы. Аминь.

Зарплата преподавателя ВУЗа в 2016-2017 году

Не так давно центральные органы власти подняли вопрос о реорганизации российской системы образования в целом и высших учебных заведений в частности. Одной из причин стала неудовлетворительная зарплата каждого отдельного преподавателя ВУЗа. Проведенные исследования показали, что действительно денежные выплаты совершенно не соответствуют требуемым нагрузкам, что отчасти и повлекло за собой реформы.

Если припомнить, еще в мае 2012 года президент подписывал акт о поднятии заработных плат всем работникам бюджетной сферы, в том числе и вузовского преподавателя. И что немаловажно, именно система образования была в приоритете согласно данному указу. Обещаны были повышения финансирования даже в случае развала экономики, и строгое слежение за данными прогрессов, вплоть до увольнения ректора ВУЗа и его заместителей в случае несоблюдения новых требований. Обещания красивые. Но в действительности, что мы имеем?

Ситуация на 2016-2017 год

На самом же деле картина довольно пессимистическая. Как бы чиновники и ректоры не обнадеживали и не говорили об улучшении ситуации, а зарплата на период начала года составляла далеко не 130% от средней региональной. Цифра куда печальней. А конкретнее она составляет всего около 40% в расчете на ставку, то есть в районе 30 000 рублей в месяц.

Относительно обычного ВУЗа, штат от ассистента до не имеющего ученой степени старшего преподавателя довольствуются примерно 12 тысячами рублей в месяц. Зарплата доцента, вдобавок имеющего значительный опыт преподавания, выглядит чуть привлекательней, однако все еще крайне тоскливо – чуть больше 17 000 рублей. Профессора же довольствуются минимальным жалованием охранников и продавцов, то есть оклад их составляет примерно 30 000 российских рублей, лишь иногда немного больше.

И без того грустная ситуация усугубляется тем, что за прошедший год зарплата работников сферы образования еще и упала в эквиваленте евро и доллара практически в два раза. Остается только диву даваться, как они умудряются выживать на такие деньги, учитывая повсеместный рост цен.

Откуда берутся мифические цифры?

Невольно возникает вопрос: откуда же чиновники берут столь баснословные показатели, которые приводят в докладах? Все достаточно просто. Политики любят оперировать таким понятием, как «средняя зарплата». И вот из чего она выводится.

В реальности месячная базовая ставка за преподавательскую деятельность работников ВУЗов, имеющих ученую степень, такую как доцент или кандидат наук, составляет не более 9-10 тысяч рублей. Но к ним прибавляются различные премии и единоразовые доплаты за научно-исследовательские работы, различные гранты, плюс к этому они могут получать дополнительные выплаты за контрактных студентов.

Ежемесячное денежное довольствие преподавателя ВУЗа может и дотягивать до 40-50 тысяч. Но только в том случае, если, помимо всего перечисленного, он возьмет на себя дополнительную ставку, то есть еще больше увеличит и без того огромный объем работы, умудряясь вдобавок выполнять административную или общественную работу заведующего кафедрой или его заместителя. Альтернатива – кураторство и организация конференций.

Преподаватели, особенно молодые, желающие честно зарабатывать действительно попадаются, однако при такой работе буквально на износ запала хватает ненадолго, да и здоровье откровенно не выдерживает.

Еще стоит заметить, что деканы факультетов могут получать около 100 000 рублей. Доходы проректоров и ректора ВУЗа иногда способны достигать от 300 000 до миллиона российских рублей. Они тоже нередко совмещают свою деятельность с частичным преподаванием. В результате доходы всех работников сферы образования суммируются и попадают в общую статистику под названием «средняя зарплата преподавателя», которую и любят приводить в отчетах. Однако пропасть между этими окладами огромна.

Такая плачевная ситуация наблюдается даже в ведущих государственных учебных заведениях. К примеру, в Санкт-Петербургском государственном университете профессор и заведующий кафедрой может получать сравнительно неплохие деньги – около 54 000 рублей, но вот у доцента и кандидата наук за преподавание зарплата чуть более 14 000 рублей. И это при том, что у данного ВУЗа особое госфинансирование, и он обладает значительным статусом.

Правда, стоит отметить, что есть несколько высших учебных заведений, получивших федеральный статус, и на этой почве заработавших некоторые субсидии. Так, например, в ЮФУ (Южном федеральном университете) зарплата доцента может чуть превысить 25 000 рублей. Однако и здесь есть свое «но». Вся сумма состоит из оклада, то есть ставки примерно в 15 600, а остальная часть является федеральной премией или надбавкой, которую в любой момент могут урезать в связи с шаткой экономической ситуацией.

Основная причина – пассивность

Четко ясно, что в вырисовывающейся картине преобладают мрачные оттенки. Работников одной из самых важных и ответственных сфер, труд, который буквально является залогом будущего всей Российской Федерации, достаточно сильно обделяют. Преподавателя остается только пожалеть. Ему приходится брать на себя невероятное количество обязанностей и дополнительную работу, чтобы получать хотя бы минимальную сумму, достаточную для проживания.

Вместе с тем наблюдается удивительная пассивность с их стороны. По какой-то причине эти люди предпочитают молча переносить неблагодарное отношение к собственной профессии, вертеться, как волчок, чтобы свести концы с концами и не выказывать собственного недовольства.

Конечно, преподавателя ВУЗа можно вынудить работать на две ставки, совмещая их с еще парой-тройкой административных обязанностей, чтобы выходила более-менее стоящая зарплата, но такие темпы работы чреваты значительным подрывом здоровья.

Некогда было высказано мнение о том, что причиной данного явления является преобладание в преподавательских кругах среднестатистического ВУЗа Российской Федерации преимущественно пассивного, инертного и антиинтеллектуального общества, обделенного чувством собственного достоинства, оставшегося еще с советских времен. С этим можно поспорить, да и вовсе не хочется верить в подобные слова. Но реакции работников сферы образования на такие условия труда по сей день носят единичный и очень локальный характер.

Выводы

Таким образом, на данный момент приходится констатировать факт несоответствия уровня заработной платы преподавателей и нагрузки, которую на них возлагают. Конечно, немаловажным фактором является аккредитация ВУЗа, ученое звание самого преподавателя и т. д. Тем не менее утверждение, что в высших учебных заведениях преподавательский состав получает высокие зарплаты является мифом. Для того чтобы обеспечить себя и свою семью хотя бы средним достатком, российские преподаватели вынуждены отрабатывать гораздо больше нормы.

Работники системы образования страны могут (и должны) рассчитывать на достойную оплату своего труда, ведь именно они являются нематериальным «государственным сокровищем», потому что их знания помогают выращивать новых высококвалифицированных специалистов для работы в любых интеллектуальных сферах. Так как они работают в бюджетных организациях, на них распространяются законы президента, вступившие в силу в 12-м году, выполнение которых недавно было приостановлено, поэтому многих интересует вопрос о том, в 2016 году.

Преподавателями называют людей, который получили специальное профильное образование и получили возможность доносить важную и полезную информацию учащимся высших и средних учебных заведений страны. На первый взгляд в этой профессии нет ничего сложного, однако если пообщаться с любым сотрудником этой сферы, то можно понять, что это далеко не так. Во-первых, преподаватель должен постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки, ведь программа обучения постоянно меняется, в ней появляется новая информация, которую он должен постоянно обрабатывать. Во-вторых, эти люди должны быть интересными своим студентам (неинтересные монотонные истории вряд ли запомнятся хотя-бы кому-нибудь из студентов). А, в третьих, они должны быть очень грамотными и хорошо разбираться в том предмете, который преподают. Как видно, их профессия очень тяжела, а труд часто недооценивается, информация о том, что будет с зарплатой преподавателей имеет очень важное значение.

Повышение будет

Заработные платы сотрудников образовательной сферы регулируются федеральным законодательством, и как уже упоминалось в самом начале, на них оказывают влияние «майские указы» президента, согласно которым доходы людей, занятых в бюджетной сфере, должны возрасти в 1,5-2 раза в концу 18-го года. Во время кризиса выполнение данных законов стало невозможным, ведь государственный бюджет значительно опустел и денег на повышение зарплат просто не осталось. Но сегодня страна начинает понемногу выходить из своего кризиса, поэтому власти считают, что теперь необходимо выводить из «финансового кризиса» свои граждан.

На сегодняшний день точно можно сказать о том, что индексация заработных плат преподавателей вузов в 2016 году в России будет, правда она будет проводиться не с начала года, а с первого апреля (за счет этого правительство планирует немного сэкономить). Кроме того, обычно индексация проводится в соответствии с тем уровнем инфляции, который действует в стране на текущий период, а в 2016 году правила ее проведения немного изменятся. Зарплаты преподавателей (как и всех остальных бюджетников) будут умножаться не на 11-13%, а на 5,5%. Естественно, такой пересчет не слишком радует, потому что реальные цифры будут в несколько раз больше, но если учитывать то, что сегодня доходы сотрудников образовательных структур находятся на совсем низком уровне, можно порадоваться хотя-бы этому.

Чего стоит ожидать?

На сегодняшний день средняя заработная плата преподавателя находится в пределах 30-ти тысяч рублей. Можно сказать, что это неплохой уровень, потому что , например, зарабатывают в несколько раз меньше, однако назвать данную цифру слишком высоко, особенно зная о том, сколько им приходится работать, естественно, нельзя. О том, когда планируется повышение окладов преподавателей вузов в России, последние новости СМИ не упоминают, зато все понимают (и власти, в том числе), что этим вопросом необходимо заняться немедленно.

Главной целью оптимизации является поиск дополнительных денежных средства на увеличении ставкипреподавателя вузов на 2016 год в РФ, а для того чтоб это сделать необходимо немного реорганизовать систему образования в целом. Специалисты предложили перевести систему оплаты труда на «эффективные контракты», согласно которым, каждый работник будет зарабатывать ровно столько, сколько он будет работать. То есть чем больше будет эффективность труда, чем больше он будет иметь наград и званий отличии (защищенная докторская диссертация и научная степень значительно увеличивают размер оклада), тем больше он будет получать. Безусловно, на размер заработной платы будет влиять квалификационный уровень , так что за своим личным научным развитием каждый должен будет следить самостоятельно. Зарплата будет состоять из основной (фиксированной) части и стимулирующей, которая будет зависеть от всевозможных достижений.

Что касается данных том, будет ли сокращение преподавателей в 2016 году, то в данном случае тоже все просто. Сокращение будет, потому что по-другому найти средства на увеличение окладов будет трудно, но оно коснется только тех, кто будет плохо работать. С этим помогут разобраться «эффективные контракты», по которым можно будет легко определять тех, кто на работе не выкладывается в полную силу.

Какие изменения ждут россиян в будущем?

Председатель партии «Справедливая Россия» говорит о том, что контроль за исполнением указов президента, принятых в 2012 –м году, должен регламентироваться федеральным законом. Он предлагает официально задокументировать сроки увеличения зарплаты преподавателям вузов. Разработкой данного закона занимается целая команда партийных деятелей, а подтолкнуло их на это то, что согласно «майским указам» средняя заработная плата должна была еще в прошлом году достичь своего среднего уровня в определенном регионе. К началу этого года то же самое должно произойти с доходами воспитателей, а в 18-м году уровень заработных плат должен превысить средние показатели по стране.

Лидеры партии убеждены в том, что нет никакого смыла в том, чтоб растягивать увеличение заработных плат бюджетников (и преподавателей в частности) не стоит, ведь это может только усугубить тяжелую финансово-экономическую ситуацию в стране, именно по этой причине они предлагают властям четко ограничить время увеличения размеров выплат и не просто на словах, а и зафиксировать их официальным законопроектом. В пояснительной записки от «Справедливой России» содержится информация о том, что закон может вступить в силу уже в сентябре 2016 года, и в первую очередь он будет касаться служащих муниципальных учебных учреждений (то есть к другой преподавательской деятельности данный закон никакого отношения не имеет). Кроме того, в законопроекте содержится информация о том, что на увеличение окладом могут рассчитывать только те сотрудники, объем работы которых соответствует уровню, прописанному в законе, и согласно указанным даннымприбавка к зарплате преподавателям вузов в 2016 году в России будет составлять не менее 25%.

При этом заместитель председателя партии прекрасно понимает, что «майские указы» достаточно трудоемкие (и с точки зрения финансов, и с точки зрения ресурсов), поэтому для того чтоб максимально увеличить срок их выполнения, потребуется серьезное обоснование. И Михаил Фролов (ректор одного из государственных институтов) поддерживает данные партийные мероприятия, однако он уверен в том, что существенного изменения текущей ситуации в системе образования это не изменит. Правда, если ничего не делать, то ничего не изменится, так как инфляция с каждым годом увеличивается и она «съедает» зарплаты, так что россиянам остается надеяться на лучшее.

 


Читайте:



» «Наша Масленица, ты широкая, в детский сад к нам пришла и весну принесла!

» «Наша Масленица, ты широкая, в детский сад к нам пришла и весну принесла!

Оксана Перерва Сценарий развлечения «Масленица» в старшей группе Цель : продолжать знакомить детей с народными праздниками, создать бодрое...

Значение слова стрешневы в краткой биографической энциклопедии

Значение слова стрешневы в краткой биографической энциклопедии

СТРЕШНЕВ МАКСИМ ФЕДОРОВИЧ. Ум. в 1657. Был несколько лет воеводой в Верхотурье. В 1629 приобрел у Поместного приказа находившиеся к югу от Москвы...

Мужчина-крыса - женщина-тигр

Мужчина-крыса - женщина-тигр

В этой теме: Характер рожденных в Год Тигра Это сильные личности, бунтари или руководители. Их трудно заставить подчиняться, зато руководят они...

Договор банковского вклада для физических лиц

Договор банковского вклада для физических лиц

Договор депозитного вклада (для физических лиц) гор.__________________ " "_________________20___г. Коммерческий банк "_______" (условно),...

feed-image RSS