Главная - Дома
Резьба по дереву гравером для начинающих эскизы. Как сделать резные наличники на окна в деревянном доме

Резьба по дереву - разновидность декоративно-прикладного искусства, получившая в свое время широкое распространение и особую популярность на территориях современной России. Практически в каждом регионе страны сформировались свои традиции вырезания орнаментов, узоров, фигурок людей и животных на деревянных поверхностях. Древесина вообще относится к излюбленным материалам русского человека. Возможно «корни» этой любви уходят глубоко в историю и теряются где-то во временах языческих верований, когда любым природным объектам придавался сакральный смысл, а деревья вообще считались «родом», то есть прародителем сущего, олицетворением матушки-природы. Как бы то ни было, а древесина действительно очень «теплый», уютный, домашний материал, который к тому же еще и экологически безопасен. На данный момент существует масса способов обработки дерева, но традиционная резьба располагается на ступень выше любых «промышленных» техник. Вырезая орнаменты, картины, фигурки, мастера вкладывают в свои работы душу. Как отдавать частичку себя создаваемому изделию, мы научить не сможем, зато познакомим с азами работы с деревом, которые пригодятся любому начинающему резчику.

История зарождения и развития

Дерево можно по праву считать одним из древнейших материалов, использовавшихся человеком. Еще на заре времен люди поняли, насколько доступной и простой в обработке может быть древесина. Ее стали повсеместно привлекать для строительства. Искусство резьбы тесно переплелось с отдельным видом архитектуры - деревянным зодчеством. Люди никогда не подавляли свои внутренние желания окружать себя красивыми вещами. Это стремление к прекрасному часто становилось толчком для развития искусства в разных направлениях. Резьба не стала исключением. Как водится, сначала все лучшее клали на алтари для божеств, которым в те времена поклонялись. Самым древним образчиком искусства резьбы по дереву считается Шигирский идол. Он был найден во время раскопок неподалеку от Екатеринбурга. Изделие представляет собой фигурно обрезанный столб с тематическими рисунками на поверхности. По подсчетам ученых этот идол был создан в середине VIII века. Изготовили столб из лиственницы (вопреки общепринятому заблуждению о дубе). Помимо Шигирского идола встречаются и более поздние находки, украшенные резными элементами, но техника тех мастеров была примитивной и грубоватой. Современный человек скорее назовет их самобытными, чем красивыми. Здесь сказалось влияния бедного инструментария, которым пользовались мастера тех времен.

А теперь сделаем большой прыжок почти в десять столетий и перенесемся к XVI веку, когда стали появляться первые артели резчиков. Из области обрядов и язычества резьба по дереву постепенно перешла к быту. Причудливыми узорами стали украшать предметы скудной меблировки и деревянную посуду. Техника стала изящнее, благодаря расширенному набору специальных инструментов, которыми стали пользоваться мастера. Помимо обычной древесины, в ход шли даже корни деревьев и кап (разновидность нароста). Своими причудливыми, неправильными формами они навевали абстрактные ассоциации и подталкивали резчиков к созданию оригинальных асимметричных предметов обихода. Артели массово украшали храмы, соборы, дворцы и дома зажиточных граждан. Большинство бытовой утвари (от ларей и до ложек) покрывались декоративными узорами. Так как дома старались украшать даже представители среднего класса, появилось отдельное направление под названием домовая резьба. Многие образчики сохранились и до наших дней. Большинство из них стало официальными памятниками искусства. Параллельно с домовой резьбой появилась и более сложная техника - объемная. Рельефные украшения требовали большого мастерства от резчиков, но результат того стоил. Резьбой украшали сундуки, стулья, игрушки, подставки, пряничные доски (аналог подносов), ложки, табакерки, шкатулки, спинки кроватей, наличники и ставни на окнах. Хотя еще пару десятков лет назад этот вид искусства пребывал в упадке, постепенно традиции старинной русской резьбы по дереву возрождаются. Ведь не зря говорят, что все новое просто было хорошо забыто.

Виды резьбы

Резьбу по дереву классифицируют на следующие подтипы и направления:

  • Объемная (скульптурная). Изображение (ознаменка) полностью или частично отделяется от фона. Техника сходна с барельефами.
  • Плоскорельефная. Изображение выделяется на фоне, за счет углубления последнего.
  • Прорезная (ажурная). Относится к сквозной технике. Фон в изделиях удаляется полностью. Раньше они часто использовалась для оформления икон и картин в качестве рамок.
  • Контурная. Считается одной из самых простых техник. Часто используется новичками для практического обучения. Контурная резьба представляет собой рисунок, который образуется пересечением неглубоких линий. Если сравнивать с искусством скульптуры, то ближайший аналог этой техники анкрё или койланаглиф.
  • Геометрическая. Как и контурная, относится к простым техникам, которые под силу даже начинающим. Узор формируется из различных геометрических фигур и их переплетений. Несмотря на кажущуюся простоту, работы за счет игры света преображаются и выглядят очень красиво.
  • Рельефная. В изделии практически нет ровной плоскости. Каждый элемент рисунка с разной высотой выступает над поверхностью. Встречается два подтипа резьбы: горельефная и с низким рельефом. В первом случае изображение выступает почти на половину объема, а во втором только на пару сантиметров.
  • Восточная. Характеризуется обилием изящных орнаментов, получаемых путем пересечения прямых и изогнутых линий. В качестве дополнения в рисунках часто фигурируют цветы.
    Вышеперечисленные техники относят к основным, но ими перечень не ограничивается. Намного реже используют техники резьбы с подобранным и подушечным фоном, заоваленную резку.

Где может применяться

Резьба по дереву широко применяется в интерьерном и ландшафтном дизайне. Хотя такие изделия больше всего соответствуют этническому русскому стилю, красивая работа мастера может органично влиться в скандинавское, эко направление, эклектику, прованс (вообще любую разновидность кантри), модерн, классику и даже фьюжн. В интерьере используют либо резные предметы обихода (сундучки, шкатулки, чернильницы, подставки, элементы меблировки), либо декоративные детали, которые играют исключительно роль украшения (карнизы, фрески на отдельных областях стен, окантовку арок, двери). Для оформления экстерьера дома и прилегающих к нему территорий приобретают беседки, лавки, наличники, фронтоны, ворота и калитки, заборы, изготовленные в технике резьбы по дереву.

Выбор материала для работы

При выборе древесины следует обращать внимание на три критерия:

  • Вес. Чем тяжелее брусок или доска, тем прочнее получится готовое изделие. Это правило распространяется на все типы древесины.
  • Влажность. Не стоит использовать для работы сырую древесину. Рано или поздно она подсохнет, а это чревато деформацией материала, что может сказаться и на резьбе.
  • Общее состояние. Чем больше в бруске наростов, сучков и деформированных волокон, тем сложнее работать с таким материалом. Такие дефекты не позволяют мастеру передвигать инструменты в нужном направлении, так как они будут постоянно «спотыкаться» о препятствия.

Если древесиной резчик запасается самостоятельно в соседнем лесу, то материал необходимо просушить. Желательно проводить эту процедуру летом, так как 1-2 недели дерево должно пролежать на открытом воздухе. Если заготовка имеет внушительные габариты, то этот период увеличивают до 1-2 месяцев. Нельзя оставлять материал на улице в «сезон дождей». Толку от такой процедуры не будет, так как при высоком уровне влажности окружающей среды, вода из микропор не исчезнет. После уличной просушки древесину вносят в дом, но не кладут рядом с отопительными приборами. Остатки влаги удалятся в течение недели. Для малогабаритных заготовок подходит технология вываривания. Их складывают в емкость с водой, которую нагревают и кипятят на протяжении 2-3 часов. Такой экпресс-метод позволяет быстро «выжать» остатки влаги из микропор древесины. После процедуры заготовкам дают «отдохнуть» в доме примерно неделю.

Базовые инструменты для ремесла

Чтобы работа спорилась, мало одних навыков и умений, нужно еще и использовать качественные инструменты. Возможно, Николо Паганини и компенсировал своим мастерством возможности скрипки, сыграв на одной струне, но эта легенда относится к исключениям из общего правила. В стандартный список инструментов резчика по дереву входят:

  • Доска для резьбы. Накладывается на рабочую поверхность с целью ее защиты от повреждений. Используется только в тех случаях, когда у мастера еще нет постоянного места для работы.
  • Набор стамесок. Эти столярные инструменты отличаются по форме заостренных стальных кончиков, но более подробно о них поговорим дальше.
  • Ножи. Наряду со стамесками активно применяются для вырезания узоров. Существует несколько подвидов ножей, различающихся и по внешнему виду, и по функциональности. Ножики-резчики и ножи-косяки отличаются только режущим углом скошенного лезвия. Без последних не обходится техника плоскорельефной резьбы. Богородские ножи получили свое название в честь области, где местные мастера активно их использовали для работы над традиционными игрушками. Обычно продаются в наборе. Выделяют один подтип этой разновидности инструментов - «Татьянки». Характерным элементом этих ножей считаются удлиненные ручки. Они позволяют максимально передать инструменту усилие, с которым мастер осуществляет нажим. Используются в так называемой «силовой резьбе».
  • Штихель. Внешне очень похож на стамеску, но имеет характерную грибовидную форму рукоятки. Она позволяет мастеру вырезать тончайшие линии.
  • Ложечники. Инструмент обычно используется для работы с ложками, что и так понятно из названия. Однако может применяться и в других техниках, если необходимо сделать в дереве аккуратное отверстие в форе круга или полукруга. Представляет собой стальную пластину на ручке. В конце она либо закруглена наполовину, либо зациклена в кольцо.
  • Лекало. Используется в качестве трафарета для переноса чертежа изображения на заготовку.
  • Нихромовая проволока. Применяется только для выжигания отдельных элементов изображения при тонкой работе с деталями. Требует соблюдения техники безопасности. Если проволоку нагреть, то она с легкостью прожигает верхний тонкий слой древесных волокон.

А теперь более подробно рассмотрим разновидности стамесок, которые по праву можно считать главным инструментом резчика.

Виды стамесок

В зависимости от особенностей лезвия и области применения стамески классифицируют на следующие типы:

  • Прямые. Имеют плоские лезвия. Инструмент используется для выравнивания отдельных областей заготовки или для ее зачистки на подготовительном этапе работ.
  • «Косячки». Угол срезов их лезвий варьируется от 35 и до 70 градусов. Широко применяются в геометрической резьбе.
  • Клюкарзы. Считаются разновидностью полукруглых стамесок. Используются для обработки фона и вырезания крупных выпуклых фигур. Имеют изогнутое лезвие, отдаленно напоминающее «чашечку» лепестка розы.
  • Уголки (гейсмусы). Лезвие, имеющее форму желоба, оставляет характерные «канавки» на заготовке.
  • Полукруглые. Как правило, эти стамески применяются для объемной резьбы, но могут использоваться и в плоскорельефной технике. Инструменты отличаются радиусом загиба и длиной лезвия. На заготовке с их помощью делают вогнутые круги и линии, глубину которых регулируют посредством изменения силы нажима на стамеску.

У каждого мастера в наборе есть свои инструменты «любимчики», которыми он пользуется чаще всего. Обычно такая трогательная привязанность развивается за годы труда, когда резчик уже выработал свою индивидуальную манеру работы. Новичкам же остается только набивать себе «шишки» методом проб и ошибок, пока идеальный инструмент не будет найден.

Меры предосторожности при работе

Во время вырезания по дереву всегда существует риск повреждения рук мастера, а пальцы для резчиков - основной инструмент работы. Все приспособления достаточно острые и хватит всего одного неловкого движения, чтобы порезать кожу, а то и вовсе отрезать что-нибудь важное. Поэтому не следует пренебрегать правилами безопасности, которые соблюсти не так уж и сложно:

  • Рабочая поверхность должна быть устойчивой. У профессиональных резчиков для этих целей есть специальные верстаки. Начинающие часто работают за обычными столами, которые могут раскачиваться.
  • Резать нужно только от себя. По такому же правилу поджигают спички.
  • Освещение в помещении должно быть направлено на рабочую поверхность. На стол не должны падать тени. В противном случае работать придется очень близко от детали, что чревато повреждением не только пальцев в случае эксцесса.
  • Заготовки, которые обрабатываются, необходимо закреплять с помощью специальных крепежных деталей.
  • При заточке инструментов обязательно используют защитные очки. После процесса нельзя проверять остроту лезвия на пальцах. Для этого подойдет любой ненужный брусок.
  • Аккуратность - залог успешной работы. Каждый инструмент должен лежать на своем месте (желательно в специальных органайзерах). Таким образом, мастер исключит риск падения стамески или ножа на пол с последующим повреждением ног. Также необходимо своевременно удалять стружку с рабочей поверхности. Иначе может возникнуть непреодолимое желание сделать это во время процессы вырезания. Одно неловкое движение во время работы с электроинструментов может вылиться в катастрофу.
  • При работе с электроинструментом нужно обращать внимание на провода. Нельзя давать им скручиваться, ведь в таких «клубках» легко запутаться.

Как уже говорилось выше, геометрическая резьба считается одной из самых простых, поэтому идеально подходит для обучения начинающих мастеров. Для работы требуется минимальный набор инструментов. Во время процесса вырезания значение имеет только точность. Элементы рисунка должны обладать четкой симметрией. Сами изображения состоят из повторяющихся зон, которые образуют единую изящную композицию.

Технология и последовательность геометрической резьбы

В основе рисунка в технике геометрической резьбы лежат различные простые фигуры: круги, треугольники, квадраты, прямоугольники, трапеции и ромбы, которые дополняют прямыми и изломанными линиями. Вопреки заблуждениям обывателей, готовые композиции лишены угловатости и грубости. Игра света и тени подчеркивает рельеф изображения. Сюжетов, как таковых, геометрическая резьба не имеет. Она передает настроение и ярко демонстрирует мастерство автора. Готовое изделие может поражать сложностью и тонкостью работы, а иногда придерживается принципов лаконизма, что никак не сказывается на его восприятии. Очень часто в основе композиции лежат традиционные русские орнаменты, которые ранее считались «оберегами» от злых сил. Процесс работы в технике геометрической резьбы условно делят на этапы:

  • Подготовительный. Включает в себя изготовление болванки (заготовки) и черновое выравнивание ее поверхности, то есть удаление дефектов, сколов, рельефных элементов.
  • Работа над композицией с использованием ножей.
  • Заключительный этап. Финальная обработка заготовки: шлифование, пропитка специальными составами, покрытие лаком или краской.

После просушки резную поделку можно использовать по назначению.

Для работы в технике геометрической резьбы потребуется минимальный набор инструментов:

  • Карандаш, циркуль и линейка (лекало) для составления точного рисунка.
  • Два типа ножей: «косячок» и «перо» (разновидность богородских ножей).

Первый вид ножа используется для вырезания прямых линий, которые формируют угловатые геометрические фигуры, а второй - для «канавок» с мягкими изгибами.

Создание эскиза узора

Мастера, у которых «рука набита», наносят узоры прямо на заготовку с помощью карандаша и циркуля, линейки. Для новичков лучше сначала нарисовать эскиз на бумаге или использовать уже готовые рисунки, которые можно легко найти во всемирной паутине. Узоры распечатывают, после чего прикладывают к болванке и обводят по контуру с использованием копирки. Когда рисунок будет полностью перенесен на заготовку, можно приступать к вырезанию композиции.

Вырезаем узоры

Начинать нужно с мягких деталей (круги, лепестки, плавные линии). Для работы используют нож-перо. Его зажимают в руке между ладонью и указательным пальцем. Большой палец отставляют в сторону и прислоняют к заготовке. Он послужит опорой. Согнутый указательный палец станет регулятором силы нажима на инструмент и угла его наклона. От этого будет зависеть глубина «канавки». Помните, что резать нужно «от себя». Сначала обрабатывают одну часть композиции (слева или справа зависит от ведущей руки), а затем болванку переворачивают и продолжают вырезать вторую часть узора.

Теперь в дело вступает нож-косячок для работы над треугольными элементами. Этот инструмент держат иначе. Его зажимают между указательным и большим пальцами, словно карандаш, но у самого конца ручки, ближе к лезвию. «Пятку» ножа с силой вгоняют в заготовку под углом в 45 градусов, но не у самого края фигуры, а с небольшим отступом. Его необходимо сделать, чтобы у выемки были «пологие» края. «Канавки» с таким рельефом выглядят красивее. Грани треугольников должны сходиться. По такому же алгоритму вырезают оставшиеся элементы рисунка. Отработанные кусочки древесины должны иметь форму пирамидок, тогда работа выполняется правильно.

Во время процесса резки легко проверить остроту ножа. Если стружка тянется сплошной «лентой», значит, инструмент заточен хорошо. Если она крошится и отпадает кусками, то нож не годится для резки. Даже острые инструменты во время работы нужно периодически обтачивать. Для этих целей используют кусок натуральной кожи, на который наносят небольшое количество любой полировальной пасты на основе оксида хрома.

Шлифовка и пропитка готового изделия

Чтобы сгладить шероховатость краев «канавок», поверхность поделки нужно слегка зашкурить наждачной бумагой. Затем изделие пропитывают специальным составом. Некоторые покрывают поделки лаком, но большинство мастеров отдают предпочтение процессу вощения (восковая мастика) или покрытию поверхности маслом. В этом случае поделка приобретет легкий, натуральный блеск. Обычно используют льняное, одуванчиковое, мятное, семитравное масло. Эти же составы отлично подходят для пропитки посуды. Поделку густо смазывают средством, после чего «втирают» масло в древесину. Теперь изделие должно высохнуть. Лучше всего положить его на улице просушиться под солнышком. Некоторые кладут изделия возле батареи или пользуются феном, дабы ускорить процесс.

Мастер-класс формочки для печатного печенья

Чтобы сделать формочку для печатного печенья, сначала необходимо обрезать заготовку. Ширина и длина болванки зависит от размеров будущих кондитерских изделий. Можно ориентироваться на общепринятые стандарты и померить обычное юбилейное или кофейное печенье, купленное в магазине. Что касается выбора древесины, то для этих целей подойдет лиственница, бук, дуб. Заготовку вырезают из доски с помощью электролобзика. Далее ее закрепляют на рабочей поверхности и переносят заранее подготовленный эскиз изображения. Все детали композиции на печенье должны быть выпуклыми, соответственно фон обрабатывать не нужно. Набор инструментов для работы варьируется в зависимости от ее сложности. Чтобы резать было проще, нужно выбрать картинку-исходник, нарисованную с полутонами. Тогда мастеру будет легче ориентироваться с глубиной прорезания элементов. Для печатного печенья часто выбирают надписи, простенькие пейзажи с деревьями и птичками, животных, цветочные композиции, «букеты» колосьев.

Вырезаем таблички

Таблички, как правило, имеют неправильную форму. Контуры изделия подчеркивают изгибы букв, поэтому с заготовкой придется повозиться, выпиливая лишние фрагменты в определенных местах. Буквы можно нарисовать от руки с использованием карандаша и линейки, или скачать уже готовую надпись с интернета. Изготавливать таблички очень просто, поэтому вариант идеален для начинающих резчиков. Для работы достаточно ножа-косячка и богородского набора «Татьянка». После вырезания табличку шлифуют и покрывают морилкой. Когда состав высохнет, углубления дополнительно подчеркивают вторым слоем. Надписи на табличках для бани дополняют облаками, дубовыми или березовыми листиками, ковшами, тазиками с вениками. Для улицы используют красивый, ровный шрифт и аккуратные завитушки по контуру, так как здесь рисунки будут неуместны. Таким же способом можно изготовить оригинальную вывеску для торговой лавки или пивной, к примеру.

Представленные уроки резьбы по дереву познакомят начинающих с этим ремеслом, чтобы своими руками вы смогли создавать предметы из природного материала.

История возникновения ремесла и виды

Резьба по дереву - это вид декоративно-прикладного искусства, который зародился еще в древности. На Руси резьбу по дереву называли резным делом, а выполняемый в этой технике рисунок ознаменкой, узорчьем, вызорочьем. В этой технике на плоской поверхности мастера выполняли косицы, зубчики, желобки, маковицы, грибки и т.д. Увидеть такие образцы можно в Успенском соборе, посетив царское место.

Развитию резьбы по дереву Россия обязана иноку Амвросию - послушнику Троице-Сергиевской лавры, который на исходе XV века в своих работах объединил русский орнамент с западным и восточным.

В 1660 году мастера украсили царскую столовую немецкой резьбой, которая была фигурной, с готическими мотивами. Так в российской резьбе появились элементы немецкой, в том числе, и новые инструменты, термины.

Типы резьбы условно разделяют на:

  • сквозную;
  • глухую;
  • домовую;
  • скульптурную;
  • резьбу бензопилой.


Вот чем они отличаются:
  1. Сквозную резьбу подразделяют на накладную и сквозную. Сюда относится прорезная резьба, когда сквозные участки прорезают резцами и стамесками; и профильная резьба, где такие участки выпиливают лобзиком или пилой. Если эти виды резьбы выполняются с использованием рельефного орнамента, то такую называют ажурной.
  2. Если в обработанном дереве нет ни единого сквозного отверстия, такая резьба называется глухой.
  3. Домовой резьбой украшены фасады строений.
  4. Скульптурная - одна из самых сложных видов резьбы, требует большого мастерства. В этой технике выполняются фигурки животных, скульптуры людей.
  5. При помощи резьбы бензопилой выполняют глобальные работы. Такая требует силы, поэтому больше подходит для мужчин, тогда как остальными видами резьбы с успехом овладевают и женщины.

Инструмент для работы по дереву, вырезание заготовок

Начинающим можно использовать лишь 2 инструмента - хорошо отточенный перочинный ножик и нож-косяк.


Когда вы научитесь ими выполнять несложные элементы, захотите совершенствоваться, тогда сможете инструменты по дереву купить, например, такой набор.


Инструментов может быть и еще больше, но такое количество нужно лишь профессиональным резчикам, выполняющим сложные работы.


Посмотрите, какие виды выемок вы сможете сделать полукруглыми резаками разного размера, остроугольными.


А вот какой комплект инструментов должен быть у краснодеревщика, чтобы производить следующие виды работ по дереву:
  • резьбу;
  • отпиливание;
  • колку и обтесывание;
  • строгание;
  • точение;
  • долбление.

  1. Обратите внимание на резцы, которые используют для ручного точения древесины. Помимо полукруглого, есть тут и плоский косой, угловой, отрезной, скошенный, угловой и т. д.
  2. Для отпиливания заготовки используются пилы. Они могут быть поперечными, продольными, универсальными. Зубья у продольных пил имеют форму долота; у поперечных они треугольные, острые. Универсальные оснащены зубцами, имеющими прямой угол. Такой инструмент может резать волокна как вдоль, так и поперек и под углом. Каждые из этих пил могут быть ножовками, простыми, одноручными.
  3. Если заготовка делается из кряжа, бруса или ствола, тогда используют топоры или колуны. Тесло - разновидность топора, лезвие здесь расположено перпендикулярно топорищу, применяется для создания фигурных и вогнутых изделий.
  4. Для снятия стружки с заготовки применяют токарные либо ручные резцы, могут использоваться рубанки.
На рисунке представлены: топоры (а - это плотницкий, б - столярный, в - резчицкий); г - колун; д - е – тесла (д - для выборки углубления, е - используется для создания скульптур).


Самые популярные инструменты для резьбы - стамески. Обычно они состоят из:
  • стальных стержней;
  • режущих лезвий;
  • хвостовика.
Ознакомьтесь с тем, для чего предназначены некоторые виды стамесок:
  • Широкие и прямые применяют для резки или зачистки ровных либо выпуклых заготовок.
  • С круглыми лезвиями - для работы с роговыми сучками или с древесиной твердых пород.
  • При помощи узких заготовку обрабатывают в узких местах.
  • Долото с толстым стальным стержнем применяют для очистки глубокой полости или заготовки с дуплом. Углубляют долото в древесину при помощи киянки.
  • Клюкарзами делают желоба различной глубины и радиуса.
  • Стамесками-уголками выполняются канавки и треугольные углубления.
Это основные инструменты для резьбы, но есть еще и специальные. Например, для объемного резания используются ложечные резцы. Для крупных изделий часто применяют резец, выполненный в форме буквы «Т».

Резьба по дереву: эскизы и мастер классы

После того, как вы узнали много полезного, обзавелись необходимым, давай попробуем вырезать цветок. Для его изготовления необходимо следующее:

  • плоская деревянная заготовка;
  • карандаш;
  • прозрачная бумага;
  • v-образная стамеска-уголок;
  • узкая и широкая полукруглые стамески.

Если у вас пока еще нет v-образной стамески-уголка, то для данного узора можете использовать острый нож.


Приложите лист бумаги к экрану, перерисуйте схему.


Затем перенесите ее на деревянную заготовку. Начните с подрезки по контуру центрального круга, затем, срежьте к центру от внешнего круга, пользуясь большой полукруглой стамеской.


Сделайте разметку лепестков цветка.


Используя v-образную стамеску-уголок, прорежьте лепестки по контуру.


Этим же инструментом удалите излишки дерева между лепестками («треугольники»).


Возьмите в руку следующий инструмент по дереву - полукруглую стамеску, чтобы вырезать внешний контур лепестка. При этом он станет похож на верхнюю часть сердечка.


Большой полукруглой стамеской сделайте надрезы внутри контура лепестка.


Малой полукруглой стамеской произведите два реза на этот контур от центра цветка.


Чтобы увеличить площадь среза, так же срежь еще раз.


Разверните стамеску и закруглите центр цветка.


Теперь нужно взять следующий инструмент для резьбы - v-образную стамеску и сделать в центре цветка вот такие надрезы.


Все, можно полюбоваться результатом работы.


Если вы хотите вырезать лису, вам пригодятся следующие эскизы.


Если вы хотите сделать бабочек, вам также поможет резьба по дереву эскизы прилагаются.


Если вы хотите сделать форму для печатного печенья с изображением Снегурочки, тогда приготовьте:
  • досточку из бука;
  • линейку;
  • электролобзик;
  • простой карандаш;
  • линейку;
  • наждачную бумагу;
  • ластик;
  • льняное масло.


На дощечке нарисуйте прямоугольник. Выпилите его.


Если у вас нет электрического лобзика, то можно выпилить заготовку пилой или обычным ручным лобзиком.


Сделайте поверхность срезов ровной при помощи наждачной бумаги. Если в хозяйстве имеется шлифовальная машина, применяйте ее для данной процедуры. Перенесите на заготовку рисунок, используя простой карандаш.


При помощи полукруглой стамески делаем углубление на месте лица, затем снова наносим сюда его контуры.


Продолжается резьба по дереву эскизы помогут вам вырезать черты лица правильно. На этом этапе делаем и накидку на голове Снегурочки. Обратите внимание, что она находится на уровне выше лица.


Опираясь на эскиз, вырезаем другие элементы заготовки.


Теперь нужно стереть карандаш ластиком-резинкой, затем самой мелкой шкуркой. Если сразу это сделать шкуркой, то часть грифеля вотрется в дерево.

Налейте льняное масло в емкость, погрузите в него нашу деревянную форму на час. Если вы выполняете большую работу, тогда пропитайте ее маслом при помощи тампона или беличьей кисти и оставьте сохнуть 3–4 дня.


Всё, можно раскатывать тесто, нарезать его прямоугольниками, наносить рисунок при помощи деревянной заготовки и выпекать.


Чтобы печенье не подгорело в некоторых местах, вырезать из дерева штамп нужно так, чтобы на нем не было слишком выдающихся элементов.

Как вырезать табличку для бани?

Для нее возьмите:

  • доску (в данном случае использовался приступок из дерева хвойной породы);
  • треугольную линейку;
  • простой карандаш;
  • пилу;
  • мебельный лак в баллончике;
  • морилку;
  • кисточку;
  • наждачную бумагу.
Визуально разделить доску на 3 части, сделайте пропилы.


Чтобы нарисовать буквы, скачайте понравившиеся из интернета, затем перерисуйте их на древесину. Можете использовать данный образец.


Справа и слева на табличке нарисуйте дубовые листики.


Далее начинается сама резьба. Для начинающих такие задания прекрасно подходят, ведь они не требуют длительных тренировок и много инструментов. Здесь использовались 3 вида резцов: косячок-резец и стамески «татьянка». Косячком-резцом по намеченным контурам делайте по рисунку надрезы, стамеской подрезайте под контур, чтобы выделить рисунок над фоном.


Далее, резную поверхность ошкуривают наждачной бумагой № 180 и № 220. Вверху и внизу таблички нарисуйте облака, вырежьте их косячком-резцом и стамеской, после чего ошкурите.
Такое мыло станет приятным презентом для знакомых. Ведь ручная работа очень ценится. Для того чтобы сделать розу из мыла, понадобится немногое, а именно:
  • кусок мыла;
  • резец;
  • кисточка.
Определите на мыле центр, именно здесь при помощи резца сделайте сердцевину, для этого наклоняйте его под углом в 45°, выполните 6 граней. Затем, поставьте резец перпендикулярно куску мыла, прорежьте по кругу, чтобы удалить лишнее и обозначить сердцевину.


Затем нужно вырезать второй и последующие лепестки. При этом двигайтесь слева направо по кругу.


Вот как должна выглядеть работа после того, как вы сделаете первый круг.


Второй и последующие выполняйте в шахматном порядке по отношению к предыдущим.


Вот как декорировать мыло своими руками, объединив карвинг и резьбу по дереву.

В завершение, вам предлагаются 3 сюжета. Из первого вы узнаете подробно про резьбу по дереву, про инструменты для начинающих.

После просмотра второго, вы сможете вырезать ложку с красивой резной ручкой.

Из третьего вы узнаете, как вырезать очаровательную розу из дерева.

Дерево всегда считалось хорошим материалом для внешней и внутренней отделки помещения. Поэтому сегодня для создания улучшенного интерьера используют резьбу по дереву, фотографии, рисунки и эскизы. Следуя такому направлению, украшают мебельные гарнитуры и интерьер, используя новейшую технологию, приемы и элементы, позволяющие получать изделия с великолепным внешним видом и качеством, а также имеющие высокую художественную ценность.

Дерево является достаточно легким материалом, который легко поддается обработке и используется еще с древних времен в украшении дворцов, храмов, домов. С большой охотой мастера всего мира наносят рисунки для резьбы по дереву, применяя в работе натуральный материал, чтобы создать уникальный стилистический образ в интерьере дома.

Рельефная резьба — достаточно трудоемкий вид резьбы

Для декора из деревянных элементов с помощью резьбы используют разную древесину:

  1. Липа. Очень мягкий материал для резьбы, из которого можно получить небольшие изделия в виде рамок для фотографий, разнообразные шкатулки, бытовую утварь с узорами. Они просто притягивают внимание. Этот материал прекрасно подойдет в период обучения резьбе по дереву, так как имеет мягкую податливую структуру древесины и красивый цвет на срезе.
  2. Береза. Является прекрасным сырьем для получения ослепительного накладного декора или создания отличных сувениров.
  3. Орех. Твердый материал, весьма неплох в обработке и полировке. Обширный спектр от небольших изделий и декора мебели до разнообразных скульптурных композиций.
  4. Груша. Уникальный материал, почти не трескается. Применяют при создании эксклюзивных декораций и сувениров.
  5. Ольха. Считается аристократическим деревом. Древесина обладает разнообразным цветовым решением от насыщенного красного и фиолетового до черного. Это часто заменяет ценные породы деревьев.
  6. Сосна, тис, ель, кедр. Эти виды пород деревьев используют для формирования массивной резной скульптуры, наличников, которые применяют в оформлении карнизов, украшении дома.

Резьбу применяют для украшения наружной части дома благодаря разным орнаментам и фигурам

Разнообразие видов резьбы по дереву

В современном мире может использоваться не один вид техники по ручной обработке дерева. Из них можно акцентировать внимание на таких способах:

  1. Сквозная резьба . Для нее свойственно в полной мере удаление древесной стружки из границ рисунка. Бывает простой вид и ажурный с разнообразной высотой и краями. Благодаря этой методике изготавливают рамки, накладки, двери, декоративные элементы. Если захочется выполнять резьбу по дереву в восточном стиле, то на помощь придет лобзик.
  2. Резьба с плоскими выемками. Характеризуется наличием плоской поверхности, в которую углубляют элементы резьбы. Есть несколько подвидов резьбы — контурная, когда, благодаря канавкам полукруглого либо треугольного сечения, на плоской поверхности получают узоры; скобчатая, когда узор получается из полукруглых насечек; геометрическая, когда для рисунка используют несколько типов элементов — колышки и трехгранная пирамида, заглубленная в середину. Узоры выполняют ножом для резьбы по дереву – косяком. В этом случае получаются разнообразные фигурки в виде ромбов, цепочек, сот. Выполняется так же чернолаковая резьба, когда лицевую сторону покрывают черной краской либо лаком, а после вырезают канавки.
  3. Рельефная резьба. Элементы располагают на одном уровне с лицевой поверхностью или выше. Это достаточно трудоемкий вид резьбы. Благодаря этому виду создают изображения гербов, различных орнаментов, эмблем. Впоследствии образ завершает игра света и тени.
  4. Резьба для украшения дома. Применяют для украшения наружной части дома благодаря разным орнаментам и фигурам, которые расположены на тыльной стороне деревянных элементов. Ими украшают карнизы, столбики крыльца, балясины.

Всегда на помощь мастеру приходит трафарет для резьбы по дереву. В этом нелегком деле он всегда незаменимый помощник.

Разновидности трафаретов

Трафареты для резьбы по дереву используют для того, чтобы выполнить достаточно нелегкую и кропотливую работу, которая затем украсит дом. Делится на такие виды:

Какой же трафарет предпочитают для резьбы по дереву?

Для выбора подходящих трафаретов нужно придерживаться нескольких правил:

Выбирать нужно тот трафарет, с которым вы можете работать

По каким параметрам выбрать шаблон для резьбы по дереву

Во-первых, для крупных деревянных элементов необходимо выбирать крупные трафареты, иначе элементы будут небольшими, и их не будет видно. А вот для шкатулок и рамок выбирают узоры посложнее.

Для разной техники резьбы выбираются надлежащие схемы и шаблоны для резьбы по дереву:

  1. Прорезная резьба требует шаблоны и трафареты должного качества и быстрой работы. После того, как перенесли рисунок, те участки, которые окажутся сквозными, необходимо будет заштриховать.
  2. Геометрическая техника – основа резьбы по дереву. Когда эскиз выбран, его наносят на панно из дерева.
  3. Скульптурная либо рельефная резьба более трудоемкая и требует определенных навыков от мастера. Сначала эскиз выполняют на бумаге, но если это объемная поделка, то необходимо создать фигуру из пластичного материала, к примеру, из глины.

Резьба по дереву насчитывает несколько тысячелетий. С той поры, как человек научился строить деревянные жилища, в нём не угасает стремление облагородить его, украсить. Искусство применялось на фасадах зданий, ложках, большинстве музыкальных инструментов. Позднее мода распространилась на мебель, рамки, шкатулки. У многих народов в почёте не только орнаменты, но и скульптуры.

В музеях можно внимательно рассмотреть всё воочию. Здесь представлена резьба по дереву фотографии рисунки и эскизы . Это довольно увлекательное занятие. На каждом континенте приняты свои пропорции и используемый материал. К середине второго тысячелетия течение в развитых странах вылилось в декоративно-прикладное искусство. Шиком стало приглашать знаменитых мастеров во дворцы власть имущих для изготовления мебели и иных аксессуаров.

Расцвет пришёлся на XVIII – начало XIX века, когда плодами трудов искусных резчиков стали пользоваться средние слои населения. Затем, в соответствии с законами истории, отрасль в России (позднее в Советском Союзе) стала сходить на нет. Но она настойчиво цеплялась за жизнь на периферии да среди истинных ценителей народных талантов. В последнее время заметно бурное возрождение, проявляющееся в деталях кресел, диванов, сувенирной продукции, украшения зданий.

В крупных промышленных центрах, губернских городах, небольших посёлках существуют школы художественной резьбы по дереву. Обучают этой профессии в профессионально-технических учебных заведениях, педагогических училищах и даже в институтах. Цель – возрождение отечественных традиций в данной области. В соответствии с развитием общества изменился и подход: применяется не только ручной, но и автоматизированный труд.

Древесина , применяемая для резьбы

Исходным материалом служат разные породы дерева. Самой популярной стала липа. Она наиболее удачно сочетает в себе технические характеристики, необходимые для специалистов. Мягка, имеет плотную ровную поверхность, легко обрабатывается, поддаётся морению, шлифовке, лакированию. Подготовленная правильным образом, не подвергается короблению, растрескиванию.

Применяются другие тонкослойные деревья: клён, яблоня, рябина, ольха, орех, тополь. Берётся за основу и дуб, только он довольно прочен и требует не только сноровки, но и грубой мужской силы. Некоторые используют смолистые хвойные породы, однако они имеют массу недостатков. Отобранные стволы готовят не менее, чем за пару лет до применения. Их тщательно ошкуривают, оставляя кольца коры (по 10-15 см) только на концах. Торцы тщательно обрабатывают раствором глины, краской – таким образом предотвращается появление трещин. Сушку производят под навесами, в сараях с хорошей вентиляцией. Впоследствии всё это добро распускается на доски и плахи.

Инструменты для резьбы

Теперь мастер, получив исходник, приступает к работе. Для этого ему необходимы многофункциональные помощники – резцы простых и замысловатых конфигураций. К ним относятся:
  • Нож-косяк. Изготавливается из прочной доброкачественной стали. Имеет, как и все инструменты, удобную для захвата ручку. Лезвие скошено под углом 60 градусов. Выступает на 5-7 см. Затачивается с обеих сторон. Выполняется из стамески, ножа, ножовочного трубного полотна.
  • Обычные прямые стамески, продающиеся в магазинах. Желобковые, изогнутые, фигурные;
  • Деревянная столярная киянка;
  • Ножовки;
  • Шило;
  • Циркуль;
  • Набор бархатных напильников;
  • Ручной и электрический лобзики;
  • Коловорот;
  • Дрель;
  • Мелкая наждачная бумага;
  • Порошок пемзы;
  • Материал для морилок;
  • Кисти. Тампоны. Валики;
  • Отделочные лаки;
  • Желателен электрический многофункциональный станок.

Виды резьбы по дереву

Художественно-прикладное искусство различает следующие виды резьбы:
Плосковыемчатая, именуемая геометрической. Название получила по применяемым треугольникам, окружностям, овалам, квадратам, прямым и изломанным линиям, розеткам. Ею же можно выполнить растительный орнамент. Ими украшаются наличники усадеб, фронтоны, карнизы, входные калитки, ворота во двор, простенки, крылечки.

Плоскорельефная. Фон здесь выбирается вокруг орнамента, на точно заданную глубину. Затем все края тщательно заоваливаются. Второй способ – заглубление в древесину орнамента, фон остаётся в первозданном виде. Сейчас мало кто занимается этим вручную, применяя для этого фрезерные станки. Многие на следующем этапе обработки чеканят поверхность, скрывая погрешности. Другие вырезают мелкие канавки, желобки, клеточки. В этих операциях незаменимы мелкие резцы.

Прорезная. Похожа на предыдущую, если бы у неё удалить фон. Используется в производстве шкатулок, рамок. Для выразительности снизу добавляется красивая цветная ткань, на худой конец, – бумага. Ажурный рисунок придаёт изделию шарм, воздушность.

Рельефная. Одна из самых сложных, однако обладает огромной декоративностью. Она с давних пор употребляется в различных аспектах быта. Если к ней добавляется позолота да ещё и масляная роспись – глаз не оторвать. Само слово «рельеф» означает выпуклость. Совокупность всяких неровностей представляет кору Земли. В данной профессии – это обыкновенный выпуклый орнамент, расположенный на ровной поверхности. Есть подвиды. Барельефом означают комплекс орнаментов, чьё-либо изображение, возвышающееся на величину меньше1/2 толщины. Горельеф – больше одной второй толщины скульптуры.

Объёмная (скульптурная). Здесь предмет отделывается с разных ракурсов, с нескольких сторон, возможно и вкруговую. Яркий тому пример – ножки резной мебели.

Применение резьбы

Накоплен богатый опыт, имеется много материала. Резьба по дереву - фотографии рисунки и эскизы используются для создания декора в мебельной промышленности. Она представляет внушительный ассортимент, составленный из элементов для интерьера, украшения стульев, столов, кроватей, кресел, диванов. Компании отошли от ручного труда и активно используют станки с программным управлением. Методы 2D и 3D позволяют получать любые комплектующие с необыкновенной точностью и чистотой обработки. Следует добавить, что используется любая древесина и даже МДФ.


Деревянная мебель с качественным декором является непререкаемым признаком отличного вкуса, поднимает статус владельца в глазах родственников, друзей и знакомых. Технологии на должной высоте. Есть полная возможность имитации Классицизма, Модерна, Ренессанса, Рококо, Ампира, Готики, Ар Деко, Барокко. Всё выполняется тщательно, с отличным художественным вкусом, на высоком профессиональном уровне.


Мастера с удовольствием занимаются реставрацией дворцов, старинных усадеб. Сочетание квалификации, фантазии, умения позволяют дизайнерам составлять новые уникальные композиции. Накладки, рамы, капители поражают воображение изяществом линий, полным подражанием выбранному стилю. Круглые, овальные, прямоугольные розочки представляют собою цветы, наборы листьев. Дойдя к нам со времён древних греков, великолепно дополняют мебель.

Товара нынче несметное количество. К примеру, домовые наличники делаются нынче из клееного материала. Потому не изменяют формы, размера, не растрескиваются под воздействием атмосферных перепадов. Ни один прохожий не пройдёт равнодушно, обязательно заглядится на рукотворную красоту. Без резьбы по дереву не обходится ни одно производство лестниц, балюстрад, фасадов, балконов. Кронштейны и консоли призваны поддерживать выступающие части здания, интерьера. Восхитительны в виде завитков (волют), хотя могут быть в виде треугольников или прямоугольников.

Резной погонаж применяется для употребления молдингов, резных плинтусов, оконных и дверных багет. Карнизы не только привнесут шик, изящество, но и подчеркнут статусность и благосостояние владельца коттеджа или просторной квартиры. Интересно смотрятся двери, где все углы сходятся в единый, логичный, законченный рисунок. А какие неподражаемые у нас балясины! Цилиндрические, плоские, скульптурные. Каждая модель смотрится идеально, эффектно, завораживающе. Из всего многообразия подбирается оптимальный вариант для собственного интерьера.


Герба популярны в дизайне помещений, исполненных в стилях прошлых веков. Семьи, имеющие богатые родословные, знающие, что их предки имели дворянский титул, стараются украсить особняки фамильными гербами. Это в какой-то мере утешает их тщеславие, погружает в воспоминания о былом величии фамилии.

Затейливые орнаменты, рисунки, вязи на «старинных» сундуках, триумфально вернувшихся к их поклонникам, не перестают восхищать. Сложность по-настоящему впечатляет. В них заключена энергия вечности и доброты. Радуют взор шкатулки разных размеров. Каждая деталь подогнана до сотой миллиметра. Ничего лишнего. Сплошной блеск и очарование. Такое великолепие непременно хочется подарить любимой женщине для хранения всяких безделушек. Не забыты самые маленькие резные декоративные элементы.

Видео по резьбе по дереву и применение в интерьере


Геометрическая резьба по дереву состоит из разных элементов, имеющих геометрическую форму, и выполняется одним резаком. может быть: линии, квадраты, трехгранные и четырехгранные углубления и т. д. Эта техника позволит сделать даже резные работы таких форм – листки, цветы, ягоды, колосья. Если развивать умение, то она перейдет в форму контурной резьбы.

Оригинальная шкатулка выполненная геометрической резьбой

Можно поискать в интернете или придумать самому. Геометрическая резка довольно проста в исполнении, для этого потребуется: резак, пара полукруглых стамесок. Уроки геометрической резьбы покажут, как можно играть светотенью и необычными узорами. Особенно это красиво в разных треугольниках, ногтевидной резке и трехгранно-выемчатой форме. Такая резка позволяет полировку и матовую отделку.

Для резьбы треугольно-выемчатой вам нужен только нож-косяк, у него имеется скошенное лезвие. В дополнение нужны следующие инструменты:

  • стамеска плоская, шириной 2 см;
  • стамеска полукруглая;
  • ножовка;
  • напильники: круглые, квадратные, полукруглые;
  • линейка;
  • карандаш простой;
  • циркуль;
  • ластик.
Элементы и узоры для выполнения геометрической резьбы по дереву

Технология резки проста, но каждая составляющая играет свою роль в работе.

Древесина

Древесина бывает следующих типов: твердая, очень твердая и мягкая. Для новичков лучше использовать мягкую древесину, она легче поддается работе (липа, сосна или осина).

Липу достать сложнее, чем остальные виды, так как она часто используется у профессионалов. Сосна имеет недостаток – при резке колется.

Осина хороший вариант для работы. Есть много наглядных фото, какое дерево должно быть, и как выглядят продольные волокна, вдоль которых нужно вести работу.

Подготовка к работе

Для первого урока нужна дощечка размером 170 на 110 мм и толщиной 2 см. Эскизы для этой работы будут приведены ниже. Поверхность доски нужно отшлифовать шкуркой. Теперь используя линейку и простой карандаш расчертим всю поверхность дерева клетками по 5 см.


Узоры для резьбы по дереву

Потом рисуем все фигурки, как показано ниже на рисунке. Всего получилось 7 фигур: сколышки, ромбы, витейка, пирамидка, звездочки, квадратики и розетка. Из этих фигур потом можно складывать новые узоры. Фотография, на которой видно какие композиции можно составить из одних элементов, как смотрится композиция после обработки и покраски древесины.

Сколышки –первая фигура

В треугольно-выемчатой резьбе весь процесс состоит из двух операций – наколка и подрезка. Это простые движения, которые легко выполнимы на практике. Берем нож в руку, большой палец ложится на скошенную часть рукояти.
Надавите на резак в вертикальном положении, чтобы он углубился на несколько мм, потом опускаем лезвие под углом для пересечения линии боковой ножа в соответствии с разметкой. Таким же образом делается накол и с левой стороны треугольника.


Для подрезки требуется:

  • режущую часть ножа приложить к левой стороне треугольника, так он соединится с вершиной своим скосом;
  • отводим ручку ножа, назад соблюдая параллель между правой стороной узора и режущим лезвием (это движение делается кистью руки, как будто натягиваем лук);
  • надавливаем на нож, возвращаясь в первое положение кисти; так носик ножа оказывается на вершине, а режущая часть на правой стороне треугольника.

Читайте также

Как сделать резьбу по дереву своими руками

Подрезанный треугольник отколется в итоге, отсюда и название – «сколышек». Это движение называется «выстрел». Когда делаете его, старайтесь держать угол 45 градусов. Рисунок выходит простым с этой фигурой, но это основа геометрии.

Меры безопасности

Все движения должны идти от кисти руки, это упрощает работу и снимает нагрузку с плеча.


Рабочая рука (в которой находится резак) плотно прижимается к рабочему столу, чтобы освободить движения кисти. Когда удерживаете заготовку свободной рукой, необходимо следить за расположением пальцев, чтоб они не были на рабочей части, когда идет процесс резки.

Ромбик – вторая фигура

Орнаменты для геометрической резьбы составляют простые детали, такие как сколышки и ромбики. Ромб состоит из двух треугольников, соединенный своими основаниями.

Технология та же, только сначала нужно вырезать верхний ряд, а потом повернуть доску и сделать нижний.

Витейка – третья фигура

Заключается в освоении основных приемов резьбы и основных фигур. Витейка – это та же разновидность сколышек. Они просто смещены в сторону по отношению друг к другу.


Фигуры для геометрической резьбы

В результате получится извилистая дорожка. Для этого нужно вырезать и наколоть нижние треугольники, а повернув дощечку – верхние. Так мы увидим, что посередине остается «змейка».

Пирамида – четвертая фигурка

Первые узоры были самые простые. И справиться с ними можно без труда. Следующие будут тяжелее в выполнении, так как они состоят из нескольких треугольников и располагаются в определенном порядке по отношению друг к другу.
Так пирамида состоит их трех треугольников, она имеет в центре точку соприкосновения всех углов. Поэтому при резке данной фигуры, каждый элемент при накалывании соприкасается с одной и той же точкой несколько раз. Самое главное — подрезка выполняется по направлению слоя древесины.


Если резать поперек, то получаться нежелательные сколы, которые испортят узоры.

Звездочка – пятая фигура

Орнаменты геометрической резки могут быть разнообразны, но в основном состоят из одних элементов, которые компонуют вместе. Также и с фигурой звездочка. Она состоит из четырех пирамид, и эту фигуру несложно будет сделать. Просто нужно последовательно вырезать одну за другой четыре пирамидки.

 


Читайте:



» «Наша Масленица, ты широкая, в детский сад к нам пришла и весну принесла!

» «Наша Масленица, ты широкая, в детский сад к нам пришла и весну принесла!

Оксана Перерва Сценарий развлечения «Масленица» в старшей группе Цель : продолжать знакомить детей с народными праздниками, создать бодрое...

Значение слова стрешневы в краткой биографической энциклопедии

Значение слова стрешневы в краткой биографической энциклопедии

СТРЕШНЕВ МАКСИМ ФЕДОРОВИЧ. Ум. в 1657. Был несколько лет воеводой в Верхотурье. В 1629 приобрел у Поместного приказа находившиеся к югу от Москвы...

Мужчина-крыса - женщина-тигр

Мужчина-крыса - женщина-тигр

В этой теме: Характер рожденных в Год Тигра Это сильные личности, бунтари или руководители. Их трудно заставить подчиняться, зато руководят они...

Договор банковского вклада для физических лиц

Договор банковского вклада для физических лиц

Договор депозитного вклада (для физических лиц) гор.__________________ " "_________________20___г. Коммерческий банк "_______" (условно),...

feed-image RSS