Главная - Интерьер маленькой кухни
Баранов егэ обществознание. Обществознание

Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ Петр Баранов, Сергей Шевченко, Александр Воронцов

(Пока оценок нет)

Название: Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ
Автор: Петр Баранов, Сергей Шевченко, Александр Воронцов
Год: 2009
Жанр: Справочная литература: прочее, Справочники

О книге «Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ» Петр Баранов, Сергей Шевченко, Александр Воронцов

В справочнике, адресованном выпускникам и абитуриентам, в полном объеме дан материал курса «Обществознание», который проверяется на едином государственном экзамене.

Структура книги соответствует кодификатору элементов содержания по предмету, на основе которого составлены экзаменационные задания – контрольно-измерительные материалы ЕГЭ.

В справочнике представлены следующие разделы курса: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек», «Познание», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право».

Краткая и наглядная – в виде схем и таблиц – форма изложения обеспечивает максимальную эффективность подготовки к экзамену. Образцы заданий и ответы к ним, завершающие каждую тему, помогут объективно оценить уровень знаний.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ» Петр Баранов, Сергей Шевченко, Александр Воронцов в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Предисловие . . . . . . . . . . .

Р а з д е л I

РОЛЬ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ В ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Р а з д е л II

ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. . . . . .

ЕГЭ по обществознанию: основная цель,

форма проведения, объекты проверки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Характеристика заданий экзаменационной работы

по обществознанию и алгоритмы их выполнения. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Р а з д е л III

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1. Человек и общество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.1. Природное и общественное в человеке (человек

как результат биологической и социокультурной эволюции) . . . . .

1.2. Мировоззрение, его виды и формы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.3. Виды знаний. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.4. Понятие истины, её критерии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.5. Мышление и деятельность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.6. Потребности и интересы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. . . . .

1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы. . . . .

1.9. Основные институты общества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры. . . . . .

1.11. Наука. Основные особенности научного мышления.

Естественные и социально@гуманитарные науки. . . . . . . . . . . . . . .

1.12. Образование, его значимость для личности и общества. . . .

1.13. Религия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.14. Искусство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.15. Мораль. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.16. Понятие общественного прогресса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ) 105

1.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы) . . . . . . . . . . . . . . . .

109 113 . 128 2. Экономика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133

Тематические элементы содержания: краткая характеристика. . . . . . . . 133 2.1. Экономика и экономическая наука. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133 2.2. Факторы производства и факторные доходы. . . . . . . . . . . . . . . . 135 2.3. Экономические системы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137 2.4. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. . . . . . . . . 139 2.5. Постоянные и переменные затраты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146 2.6. Финансовые институты. Банковская система. . . . . . . . . . . . . . . 147 2.7. Основные источники финансирования бизнеса. . . . . . . . . . . . . . 151 2.8. Ценные бумаги. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152 2.9. Рынок труда. Безработица. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153 2.10. Виды, причины и последствия инфляции. . . . . . . . . . . . . . . . . . 158 2.11. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП. . . . . . . . . . . . 160 2.12. Роль государства в экономике. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163 2.13. Налоги. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167 2.14. Государственный бюджет. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171 2.15. Мировая экономика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173 2.16. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. . . . . . . . . . . . . . . 177

Обобщаем и систематизируем: вопросы и задания на повторение. . . . . 181 Примеры тематических заданий и алгоритмы их выполнения. . . . . . . . . 185 Применяем знания и умения: учебно@тренировочные задания. . . . . . . . . 209 3. Социальные отношения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215

Тематические элементы содержания: краткая характеристика. . . . . . . .

3.1. Социальная стратификация и мобильность. . . . . . . . . . . . . . . . .

3.2. Социальные группы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.3. Молодёжь как социальная группа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.4. Этнические общности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.5. Межнациональные отношения,

этносоциальные конфликты, пути их разрешения. . . . . . . . . . . . . . .

3.6. Конституционные принципы (основы)

национальной политики в Российской Федерации. . . . . . . . . . . . . . .

3.7. Социальный конфликт и пути его разрешения. . . . . . . . . . . . . .

3.8. Виды социальных норм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.9. Социальный контроль. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.10. Свобода и ответственность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.11. Отклоняющееся поведение и его типы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.12. Социальная роль. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.13. Социализация индивида. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.14. Семья и брак. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Обобщаем и систематизируем: вопросы и задания на повторение. . . . .

Примеры тематических заданий и алгоритмы их выполнения. . . . . . . . .

Применяем знания и умения: учебно@тренировочные задания. . . . . . . .

4. Политика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Тематические элементы содержания: краткая характеристика. . . . . . .

4.1. Понятие власти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.2. Государство, его функции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.3. Политическая система. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.4. Типология политических режимов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.5. Демократия, её основные ценности и признаки. . . . . . . . . . . .

4.6. Гражданское общество и государство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.7. Политическая элита. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.8. Политические партии и движения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.9. Средства массовой информации

в политической системе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.10. Избирательная кампания в РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.11. Политический процесс. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.12. Политическое участие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.13. Политическое лидерство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.14. Органы государственной власти РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.15. Федеративное устройство России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Обобщаем и систематизируем: вопросы и задания на повторение. . . . .

Примеры тематических заданий и алгоритмы их выполнения. . . . . . . . .

Применяем знания и умения: учебно@тренировочные задания. . . . . . . .

5. Право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Тематические элементы содержания: краткая характеристика. . . . . . .

5.1. Право в системе социальных норм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5.2. Система российского права.

Законотворческий процесс в РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5.3. Понятие и виды юридической ответственности. . . . . . . . . . . . .

5.4. Конституция Российской Федерации.

Основы конституционного строя РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5.5. Законодательство РФ о выборах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5.6. Субъекты гражданского права. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5.7. Организационно@правовые формы

и правовой режим предпринимательской деятельности. . . . . . . . . .

5.8. Имущественные и неимущественные права. . . . . . . . . . . . . . . .

5.9. Порядок приёма на работу. Порядок заключения

и расторжения трудового договора. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5.10. Правовое регулирование отношений супругов.

Порядок и условия заключения и расторжения брака. . . . . . . . . . .

5.11. Особенности административной юрисдикции. . . . . . . . . . . . .

5.12. Право на благоприятную окружающую среду

и способы его защиты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5.13. Международное гуманитарное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени). . . . 382

5.14. Споры и порядок их рассмотрения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 385 5.15. Основные правила и принципы гражданского процесса. . . . . 387 5.16. Особенности уголовного процесса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 391 5.17. Гражданство РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 396 5.18. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 399

5.19. Права и обязанности налогоплательщика. . . . . . . . . . . . . . . . . 402 5.20. Правоохранительные органы. Судебная система. . . . . . . . . . . 405 Обобщаем и систематизируем: вопросы и задания на повторение. . . . . 409 Примеры тематических заданий и алгоритмы их выполнения. . . . . . . . . 413 Применяем знания и умения: учебно@тренировочные задания. . . . . . . . . 431

Р а з д е л IV

ПРОВЕРИМ СВОЮ ГОТОВНОСТЬ К ЕГЭ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 436

Тренировочный вариант экзаменационной работы по обществознанию. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 436

Подведём итоги. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 449

Ответы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Применяем знания и умения: учебно@тренировочные задания. . . . . . . . . 452 1. Человек и общество. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 452 2. Экономика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 454 3. Социальные отношения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 456 4. Политика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 458 5. Право. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 461 Система оценивания тренировочного варианта экзаменационной работы по обществознанию. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 464

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Предисловие

Данное учебное пособие - это не обычный учебник по курсу обществознания для средней школы, а руководство по подготовке к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по общество@ знанию.

Структура пособия обусловлена задачами быстрой и качествен@ ной подготовки к ЕГЭ и состоит из четырёх разделов: «Роль учебно@ го пособия в подготовке к ЕГЭ по обществознанию», «ЕГЭ по об@ ществознанию: общая характеристика», «Содержательные блоки@ модули, проверяемые на ЕГЭ по обществознанию», «Проверим свою готовность к ЕГЭ». Эти разделы, с одной стороны, логически связаны между собой, что позволяет организовать процесс подго@ товки к ЕГЭ более продуктивно, а с другой - являются в опреде@ лённой степени автономными, самоценными, что расширяет грани@ цы возможного использования учебного пособия в целом с учётом образовательных потребностей экзаменуемых.

Раздел I «Роль учебного пособия в подготовке к ЕГЭ по обще@ ствознанию» - вводный, а поэтому отличается небольшим объё@ мом. Он раскрывает ряд подходов к организации процесса подготов@ ки к ЕГЭ, основываясь на учебных возможностях и индивидуальных особенностях экзаменуемого, что повышает образовательный по@ тенциал данной учебной книги.

Раздел II «ЕГЭ по обществознанию: общая характеристика» включает два подраздела - «ЕГЭ по обществознанию: основная цель, форма проведения, объекты проверки», «Характеристика за@ даний экзаменационной работы по обществознанию и алгоритмы их выполнения». В первом подразделе представлены особенности ЕГЭ по обществознанию, его основные преимущества перед другими фор@ мами итоговой аттестации выпускников, ведущие принципы отбора объектов проверки, структура экзаменационной работы по обще@ ствознанию, основные принципы отбора типов заданий. Это позво@ ляет ознакомить экзаменуемого с сущностью ЕГЭ по обществозна@ нию. Второй подраздел посвящён общей характеристике заданий, составляющих экзаменационную работу и расположенных в соответ@ ствии с её структурными частями. Подраздел включает спецификацию каждого экзаменационного задания (его содержание, уровень слож@ ности, умения, проверяемые заданием, разновидности задания, вре@

мя, отводимое на его выполнение, оценивание качества выполнения задания), дающую возможность сформировать у экзаменуемого пол@ ное представление о содержательном своеобразии заданий. Ценным является то, что наряду со спецификацией к каждому заданию пред@ лагается алгоритм его выполнения, что усиливает практическую на@ правленность учебного пособия, вооружая экзаменуемого техноло@ гией работы с заданиями разных типов, используемых в рамках ЕГЭ.

Раздел III «Содержательные блоки@модули, проверяемые на ЕГЭ по обществознанию» состоит из пяти таких блоков@модулей: 1. «Человек и общество», 2. «Экономика», 3. «Социальные отно@ шения»», 4. Политика», 5. «Право», каждый из которых включает четыре подраздела - «Тематические элементы содержания: крат@ кая характеристика», «Обобщаем и систематизируем: вопросы и за@ дания на повторение», «Примеры тематических заданий и алгорит@ мы их выполнения», «Применяем знания и умения: учебно@трениро@ вочные задания». Данный раздел объединяет теоретический материал, на основании которого составляются экзаменационные задания, и информацию, связанную с технологией их выполнения в контексте содержания того или иного блока@модуля.

В первых подразделах тематические элементы содержания пяти блоков@модулей представлены в сжатой, компактной и наглядной форме - как правило, в виде структурно@логических схем и таблиц, что позволяет отразить суть самых значимых вопросов обществовед@ ческого курса, а также помогает лучше понять и усвоить материал. Для того чтобы экзаменуемый мог осознать объём учебного матери@ ала, составляющего содержание того или иного тематического эле@ мента, каждый из них открывается перечнем основных понятий. Этот перечень можно использовать в качестве ориентира при после@ дующем изучении материала, а также для закрепления знания ос@ новных обществоведческих понятий. Вопросы и задания, включён@ ные в подразделы «Обобщаем и систематизируем: вопросы и зада@ ния на повторение», помогут определить, насколько полно и глубоко экзаменуемый овладел тематическими элементами содержания. Тре@ тьи и четвёртые подразделы ориентированы на освоение экзаменуе@ мым приёмов выполнения заданий разных типов применительно к пяти содержательным блокам@модулям. Рядом с обозначением ти@ пов тематических заданий и порядковыми номерами учебно@трени@ ровочных заданий указаны коды тематических элементов содержа@ ния, на проверку которых нацелены данные задания. Это позволяет экзаменуемому в процессе работы над ними, при необходимости, предметно обращаться к соответствующему тематическому элемен@

Раздел IV «Проверим свою готовность к ЕГЭ» состоит из двух подразделов - «Тренировочный вариант экзаменационной работы по обществознанию», «Подведём итоги», которые направлены на самостоятельное определение экзаменуемым уровня своей обще@ ствоведческой подготовки. Так, первый подраздел нацелен на фор@ мирование у экзаменуемого целостного представления о структур@ ных компонентах экзаменационной работы, логике построения зада@ ний, которые её составляют, их количестве, уровне сложности и особенностях решения. Результаты выполнения тренировочного ва@ рианта экзаменационной работы по обществознанию позволят ре@ ально выявить, насколько хорошо экзаменуемый владеет общество@ ведческим материалом, ведущими умениями, проверяемыми на ЕГЭ. Заполнение анкеты, помещённой в подразделе «Подведём итоги», даст возможность экзаменуемому оценить свой общий уровень готовности к сдаче ЕГЭ по обществознанию (владение знаниями, умениями, способами деятельности).

При работе с учебным пособием следует обращать внимание на имеющиеся в тексте врезки, актуализирующие представленные по@ ложения: «Совет», «Напоминаем», которые, являясь достаточно автономными, детализируют, либо дополняют и углубляют основное содержание материала, а также включают важные рекомендации. Стрелки (), используемые в тексте пособия, прежде всего в схе@ мах, обозначают причинно@следственные связи между блоками информации, как правило, следующую зависимость: причины, пред@ посылки - последствия, итоги тех или иных социальных фактов, явлений, процессов. Целесообразно помнить о сносках, которые не только конкретизируют учебный материал, но и служат ориентиром при работе с отдельными тематическими элементами содержания блоков@модулей, акцентируя внимание на ранее изученных содержа@ тельных единицах.

В конце пособия представлены ответы на все приведённые учеб@ но@тренировочные задания к содержательным блокам@модулям и за@ дания, включённые в тренировочный вариант экзаменационной ра@ боты по обществознанию. Это даёт возможность экзаменуемому сверить свой ответ с эталоном, что будет способствовать повыше@ нию эффективности подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Учебное пособие может быть использовано в двух форматах:

Самостоятельная системная подготовка к ЕГЭ по обществоз@ нанию с опорой на все его разделы;

Предисловие

Справочник включает материал школьного курса «Обществознание», который проверяется на едином государственном экзамене. Структура книги соответствует Стандарту среднего (полного) образования по предмету, на основе которого составлены экзаменационные задания – контрольно-измерительные материалы (КИМы) ЕГЭ.

В справочнике представлены следующие разделы курса: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек», «Познание», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право», которые составляют ядро содержания общественного образования, проверяемого в рамках ЕГЭ. Это усиливает практическую направленность книги.

Компактная и наглядная форма изложения, большое количество схем и таблиц способствует лучшему пониманию и запоминанию теоретического материала.

В процессе подготовки к экзамену по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Поэтому после каждой темы представлены варианты заданий с ответами и комментариями. Данные задания призваны сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ:

– распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;

– сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

– соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими;

– оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

– анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);

– распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;

– устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;

– применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

– различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

– называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;

– перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т. п.;

– раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;

– применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

– осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

– формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

Это позволит преодолеть определенный психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания.

Раздел 1. Общество

Тема 1. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества

Сложность определения понятия «общество» связано в первую очередь с его предельной обобщенностью, а кроме того, с огромной многозначительностью. Это обусловило наличие множества определений данного понятия.

Понятие «общество» в широком смысле слова можно определить как обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей.

Общество в узком смысле слова – это:

круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское собрание);

отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество, французское общество);

исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество);

человечество в целом .

Общество – продукт совокупной деятельности множества людей. Человеческая деятельность есть способ существования или бытия общества. Общество вырастает из самого жизненного процесса, из обычной и повседневной деятельности людей. Не случайно латинское слово socio означает соединять, объединять, затевать совместный труд. Вне непосредственного и опосредованного взаимодействия людей общество не существует.

Как способ существования людей общество должно выполнять набор определенных функций :

– производство материальных благ и услуг;

– распределение продуктов труда (деятельности);

– регламентация и управление деятельностью и поведением;

– воспроизводство и социализация человека;

– духовное производство и регулирование активности людей.

Сущность общества кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Следовательно, общество есть совокупность общественных отношений.


Общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система , т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность .

При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов . В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании .

Основные принципы системы : целое не сводимо к сумме частей; целое порождает черты, свойства, выходящие за пределы отдельных элементов; структуру системы образует взаимосвязь ее отдельных элементов, подсистем; элементы, в свою очередь, могут иметь сложное строение и выступать системами; существует взаимосвязь системы и среды.

Соответственно, общество – это сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система , включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения .

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных обществу, выработано понятие «подсистема». Подсистемами называют промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система .

Определенные группы общественных отношений образуют подсистемы. Основными подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни основные сферы общественной жизни .


Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека .


Деление на четыре сферы общественной жизни условно. Можно назвать и другие сферы: наука, художественно-творческая деятельность, расовые, этнические, национальные отношения. Однако именно эти четыре сферы традиционно выделяются как наиболее общие и значимые.

Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими чертами :

1. Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем . Это не механическая сумма индивидов, а целостная система, имеющая сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы связаны соподчиненными отношениями.

2. Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне– и надиндивидуальных форм, связей и отношений , которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Эти «невидимые» социальные связи и отношения даны людям в их языке, различных поступках, программах деятельности, общении и т. п., без чего люди не могут вместе существовать. Общество интегрировано по своей сути и должно рассматриваться в целом, в совокупности отдельных образующих его компонентов.

3. Обществу присуща самодостаточность , т. е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. Общество характеризуется в данном случае как целостный единый организм, в котором тесно переплетены различные социальные группы, самые разнообразные виды деятельности, обеспечивающие жизненно необходимые условия существования.

4. Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития . Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.

5. Общество выделяет особый статус субъектов , определяющих его развитие. Человек есть универсальный компонент социальных систем, включенный в каждую из них. За противостоянием идей в обществе всегда скрывается столкновение соответствующих потребностей, интересов, целей, воздействие таких социальных факторов, как общественное мнение, официальная идеология, политические установки и традиции. Неизбежным для общественного развития является острая конкуренция интересов и устремлений, в связи с чем, в обществе часто происходит столкновение альтернативных идей, осуществляется острая полемика и борьба.

6. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития . Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации разных вариантов и моделей будущего развития общества. Однако это не означает, что развитие общества является абсолютно произвольным и неуправляемым. Напротив, ученые создают модели социального прогнозирования: варианты развития социальной системы в ее самых различных областях, компьютерные модели мира и др.

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. Какой из признаков характеризует общество как систему?

1. постоянное развитие

2. часть материального мира

3. обособление от природы

4. способы взаимодействия людей

П.А. Баранов А.В. Воронцов С.В. Шевченко

Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Предисловие

Справочник включает материал школьного курса «Обществознание», который проверяется на едином государственном экзамене. Структура книги соответствует Стандарту среднего (полного) образования по предмету, на основе которого составлены экзаменационные задания – контрольно-измерительные материалы (КИМы) ЕГЭ.

В справочнике представлены следующие разделы курса: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек», «Познание», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право», которые составляют ядро содержания общественного образования, проверяемого в рамках ЕГЭ. Это усиливает практическую направленность книги.

Компактная и наглядная форма изложения, большое количество схем и таблиц способствует лучшему пониманию и запоминанию теоретического материала.

В процессе подготовки к экзамену по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Поэтому после каждой темы представлены варианты заданий с ответами и комментариями. Данные задания призваны сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ:

– распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;

– сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

– соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими;

– оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

– анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);

– распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;

– устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;

– применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

– различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

– называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;

– перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т. п.;

– раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;

– применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

– осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

– формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

Это позволит преодолеть определенный психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания.

Раздел 1. Общество

Тема 1. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества

Сложность определения понятия «общество» связано в первую очередь с его предельной обобщенностью, а кроме того, с огромной многозначительностью. Это обусловило наличие множества определений данного понятия.

Понятие «общество» в широком смысле слова можно определить как обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей.

Общество в узком смысле слова – это:

круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское собрание);

отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество, французское общество);

исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество);

человечество в целом .

Общество – продукт совокупной деятельности множества людей. Человеческая деятельность есть способ существования или бытия общества. Общество вырастает из самого жизненного процесса, из обычной и повседневной деятельности людей. Не случайно латинское слово socio означает соединять, объединять, затевать совместный труд. Вне непосредственного и опосредованного взаимодействия людей общество не существует.

Как способ существования людей общество должно выполнять набор определенных функций :

– производство материальных благ и услуг;

– распределение продуктов труда (деятельности);

– регламентация и управление деятельностью и поведением;

– воспроизводство и социализация человека;

– духовное производство и регулирование активности людей.

Сущность общества кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Следовательно, общество есть совокупность общественных отношений.

Общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система , т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность .

При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов . В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании .

Основные принципы системы : целое не сводимо к сумме частей; целое порождает черты, свойства, выходящие за пределы отдельных элементов; структуру системы образует взаимосвязь ее отдельных элементов, подсистем; элементы, в свою очередь, могут иметь сложное строение и выступать системами; существует взаимосвязь системы и среды.

Соответственно, общество – это сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система , включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения .

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных обществу, выработано понятие «подсистема». Подсистемами называют промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система .

Определенные группы общественных отношений образуют подсистемы. Основными подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни основные сферы общественной жизни .

Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека .


Деление на четыре сферы общественной жизни условно. Можно назвать и другие сферы: наука, художественно-творческая деятельность, расовые, этнические, национальные отношения. Однако именно эти четыре сферы традиционно выделяются как наиболее общие и значимые.

Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими чертами :

1. Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем . Это не механическая сумма индивидов, а целостная система, имеющая сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы связаны соподчиненными отношениями.

2. Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне– и надиндивидуальных форм, связей и отношений , которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Эти «невидимые» социальные связи и отношения даны людям в их языке, различных поступках, программах деятельности, общении и т. п., без чего люди не могут вместе существовать. Общество интегрировано по своей сути и должно рассматриваться в целом, в совокупности отдельных образующих его компонентов.

3. Обществу присуща самодостаточность , т. е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. Общество характеризуется в данном случае как целостный единый организм, в котором тесно переплетены различные социальные группы, самые разнообразные виды деятельности, обеспечивающие жизненно необходимые условия существования.

Данная книга – учебное пособие для быстрой и эффективной подготовки выпускников основной школы к государственной (итоговой) аттестации (ГИА) по обществознанию, которое по своему содержанию соответствует государственному стандарту основного общего образования по предмету. Пособие призвано оказать помощь в систематизации, углублении и обобщении знаний по содержательному блоку курса обществознания «Экономическая сфера жизни общества».

Представленный в первой части пособия экспресскурс, раскрывающий содержание этого блока, адекватен кодификатору элементов содержания по обществознанию, проверяемых в рамках ГИА.

В процессе подготовки к ГИА по обществознанию очень важно преобразовать содержание материала в более доступное для восприятия, выявить самые существенные признаки социальных объектов и явлений, раскрыть сущность обществоведческих понятий, наиболее типичных и существенных черт современного общества, форм и направлений его развития. Инструментом осуществления этой задачи выступают структурно-логические схемы и таблицы, компактно раскрывающие самые значимые вопросы обществоведческого курса основной школы и способствующие пониманию и глубокому усвоению материала.

Вторая часть пособия включает вариативные тренировочные задания по подготовке к ГИА по обществознанию. Эти задания соответствуют контрольным измерительным материалам (КИМам), на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ГИА по обществознанию.

Структура экзаменационной работы по обществознанию

Тренировочные задания нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках выполнения экзаменационной работы по обществознанию:

– распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;

– определять понятие, социальное явление на основе его существенного признака, предложенной характеристики;

– распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;

– сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

– приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами;

– осуществлять поиск социальной информации в различных источниках;

– оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

– анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;

– применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;

– применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

– формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

– оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.

Выполнение тренировочных заданий позволит проверить ваши знания, умения, способности, что даст возможность более объективно оценить уровень своей обществоведческой подготовки по содержательному блоку «Экономическая сфера жизни общества».

В конце пособия представлены ответы на все предложенные задания . Сверяйте ваш вариант ответа с эталоном. При несовпадении вашего ответа с ответом, данном в пособии, повторно обратитесь к содержанию задания и постарайтесь понять, в чем состоит ваша ошибка.

Для удовлетворения всех многообразных потребностей человек вынужден вступать в «деловые отношения» с другими людьми. Чтобы удовлетворить собственную потребность, человек предлагает в обмен что-то свое для других. Иными словами, удовлетворить свою потребность каждый может лишь после того, как он удовлетворил чью-то чужую потребность.

Получив в результате обмена на рынке желаемое, человек осуществляет непосредственное потребление, которое на время удовлетворяет его и порождает новые потребности. Удовлетворение одной потребности приводит к формированию новой. Потребности человека безграничны и все время растут. Их рост постоянно развивает производство. Ведь только то необходимо производить, в чем нуждается человек. С другой стороны, развитие производства, технологические изменения в обществе не только расширяют круг желаний и предпочтений человека, но и изменяют структуру его потребностей.

 


Читайте:



» «Наша Масленица, ты широкая, в детский сад к нам пришла и весну принесла!

» «Наша Масленица, ты широкая, в детский сад к нам пришла и весну принесла!

Оксана Перерва Сценарий развлечения «Масленица» в старшей группе Цель : продолжать знакомить детей с народными праздниками, создать бодрое...

Значение слова стрешневы в краткой биографической энциклопедии

Значение слова стрешневы в краткой биографической энциклопедии

СТРЕШНЕВ МАКСИМ ФЕДОРОВИЧ. Ум. в 1657. Был несколько лет воеводой в Верхотурье. В 1629 приобрел у Поместного приказа находившиеся к югу от Москвы...

Мужчина-крыса - женщина-тигр

Мужчина-крыса - женщина-тигр

В этой теме: Характер рожденных в Год Тигра Это сильные личности, бунтари или руководители. Их трудно заставить подчиняться, зато руководят они...

Договор банковского вклада для физических лиц

Договор банковского вклада для физических лиц

Договор депозитного вклада (для физических лиц) гор.__________________ " "_________________20___г. Коммерческий банк "_______" (условно),...

feed-image RSS