Разделы сайта
Выбор редакции:
- К чему снятся грибы во сне женщине
- Икра кабачковая обжаренная Как сделать кабачковую икру на сковороде
- Расстрел толкование сонника Весть о расстреле мужа сонник
- Как потушить рыбу в сковороде
- Домашние алкогольные напитки из ягод и фруктов
- Религия христианство, её основы и суть Стадия актуальной эсхатологии
- Именины у федора по церковному
- Рецепт ткемали из сливы и алычи: классический способ и адаптированные варианты
- Морковный пп торт-чизкейк без муки, масла и сахара Низкокалорийный морковный пирог рецепт
- Секреты классификации бренди XO и VSOP
Реклама
По нормативным срокам реализации дополнительные образовательные программы. Требования к оформлению программ дополнительного образования |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Настоящий Федеральный закон обеспечивает право граждан на дополнительное образование, определяет государственную политику в области дополнительного образования и государственные гарантии реализации права на дополнительное образование, регулирует отношения в области дополнительного образования. ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: Статья 2. Законодательство Российской Федерации о дополнительном образовании Законодательство Российской Федерации о дополнительном образовании основывается на положениях Конституции Российской Федерации и состоит из Закона Российской Федерации "Об образовании", Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", настоящего Федерального закона, а также других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области дополнительного образования, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области дополнительного образования. Статья 3. Право граждан Российской Федерации на дополнительное образование 1. Граждане Российской Федерации имеют право на получение дополнительного образования в пределах системы образования, а также имеют право выбора дополнительных образовательных программ и форм получения дополнительного образования, если иное не предусмотрено федеральным законом. ГЛАВА II. СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Статья 4. Понятие системы дополнительного образования Система дополнительного образования является составной частью системы образования и включает в себя: ассоциации, объединения обществ, объединения научных и методических советов и иные объединения), способствующие реализации дополнительного образования; Статья 5. Дополнительные образовательные программы 1. Дополнительные образовательные программы определяют содержание дополнительного образования и подразделяются на дополнительные общеобразовательные программы и дополнительные профессиональные образовательные программы. Статья 6. Порядок разработки и утверждения дополнительных образовательных программ 1. Дополнительные образовательные программы разрабатываются и утверждаются образовательными учреждениями дополнительного образования, иными образовательными учреждениями, реализующими дополнительные образовательные программы, и организациями, осуществляющими деятельность в области дополнительного образования. Статья 7. Государственные образовательные стандарты дополнительного образования 1. Перечень дополнительных профессиональных образовательных программ, обучение по которым осуществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами дополнительного образования, порядок разработки, утверждения и введения общих основ и федеральных компонентов государственных образовательных стандартов профессионального дополнительного образования устанавливаются Правительством Российской Федерации. Статья 8. Формы освоения дополнительных образовательных программ 1. Освоение дополнительных образовательных программ осуществляется в формах, установленных Законом Российской Федерации "Об образовании".
Статья 9. Реализация дополнительных образовательных программ 1. Дополнительные образовательные программы реализуются: в дополнительного образования; дополнительного образования является образовательное учреждение дополнительного образования, в котором количество обучающихся по дополнительным образовательным программам высшего профессионального образования составляет не менее 50 процентов от общего количества обучающихся в указанном учреждении. Статья 10. Образовательные учреждения дополнительного образования детей и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования детей 1. Дополнительное образование детей осуществляется в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, образовательных учреждениях дополнительного образования лиц независимо от возраста, иных образовательных учреждениях, реализующих основные образовательные программы, и организациях, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования детей. Статья 11. Образовательные учреждения дополнительного образования взрослых и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования взрослых 1. Образовательным учреждением дополнительного образования взрослых является образовательное учреждение дополнительного образования, в котором лица в возрасте старше 18 лет составляют не менее 50 процентов от общего количества обучающихся. Статья 12. Образовательные учреждения дополнительного образования лиц независимо от возраста и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования лиц независимо от возраста 1. Образовательным учреждением дополнительного образования лиц независимо от возраста является образовательное учреждение дополнительного образования, реализующее дополнительные образовательные программы дополнительного образования лиц независимо от возраста. Статья 13. Особенности дополнительного образования детей 1. Дополнительное образование детей направлено на развитие личности, ее мотивации к познанию и творческой деятельности. удовлетворяющих разнообразные интересы детей; Статья 14. Особенности дополнительного образования взрослых 1. Дополнительное образование взрослых включает в себя повышение квалификации и профессиональную переподготовку, а также содействует получению образования нового уровня, удовлетворению интеллектуальных и других потребностей личности, в том числе по инициативе работодателей. Статья 15. Образовательно-информационная деятельность 1. Образовательно-информационная деятельность осуществляется посредством обучения по краткосрочным дополнительным образовательным программам, в том числе посредством отдельных лекций и консультаций, а также с использованием средств массовой информации. По результатам такого обучения предусматривается в обязательном порядке выдача обучающимся документов об освоении ими дополнительных образовательных программ. Статья 16.
Порядок приема граждан в образовательные учреждения реализующие дополнительные образовательные программы, и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования, на обучение по дополнительным образовательным программам 1. Порядок приема граждан в образовательные учреждения дополнительного образования, иные образовательные учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы, на обучение по дополнительным образовательным программам определяется учредителями этих образовательных учреждений в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, и закрепляется в уставах этих образовательных учреждений. Порядок приема граждан в организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования, на обучение по дополнительным образовательным программам устанавливается этими организациями. Статья 17. Документы об освоении дополнительных образовательных программ 1. Образовательные учреждения дополнительного образования, иные образовательные учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы, и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования и оказывающие дополнительные образовательные услуги в соответствии с лицензиями, выдают лицам, завершившим обучение, по их требованию документы об освоении дополнительных образовательных программ или о получении дополнительных образовательных услуг. Форма документов определяется образовательными учреждениями дополнительного образования, иными образовательными учреждениями, реализующими дополнительные образовательные программы, и организациями, осуществляющими деятельность в области дополнительного образования, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Указанные документы заверяются печатью этих образовательных учреждений и организаций. Статья 18. Компетенция Российской Федерации в области дополнительного образования К компетенции Российской Федерации в области дополнительного образования помимо компетенции, предусмотренной Законом Российской Федерации "Об образовании",
относятся: Статья 19. Особенности деятельности образовательных учреждений дополнительного образования и организаций, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования 1. В случае, если дополнительные образовательные программы имеют различные направленности, для обучения по различным видам деятельности, которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензированию, в состав экспертной комиссии входят в обязательном порядке представители органов государственной власти, уполномоченные на осуществление лицензирования соответствующих видов деятельности. Статья 20. Работники образовательных учреждений дополнительного образования и организаций, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования 1. В образовательных учреждениях дополнительного образования и организациях, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования, могут предусматриваться должности научно-педагогических (профессорско-преподавательский состав, научные работники), инженерно-педагогических, методических, педагогических, инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных и иных работников. Статья 21. Отношения собственности в системе дополнительного образования 1 Отношения собственности в системе дополнительного образования регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании"
и другими нормативными правовыми актами. Статья 22. Финансирование образовательных учреждений дополнительного образования и организации, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования 1. Финансирование образовательных учреждений дополнительного образования и иных образовательных учреждений в части реализации -1 дополнительных образовательных программ осуществляется учредителями образовательных учреждений. Образовательные учреждения дополнительного образования, иные образовательные учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы, и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования, по договорам с учредителями могут осуществлять деятельность по реализации дополнительных образовательных программ на условиях частичного или полного самофинансирования. Статья 23. Государственная поддержка дополнительного образования 1. Образовательные учреждения дополнительного образования и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования, пользуются установленными законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для образовательных учреждений, реализующих соответствующие основные образовательные программы, налоговыми и иными льготами. Статья 24. Обеспечение реализации права на дополнительное образование 1. Государство обеспечивает возможность реализации гражданами права на дополнительное образование посредством создания необходимых социально-экономических условий для развития системы дополнительного образования, предоставления льгот гражданам, получающим дополнительное образование. Статья 25. Гарантии реализации прав работников на получение дополнительного образования 1. Работодатель в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, обеспечивает профессиональную подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации работников, с которыми работодатель находится в трудовых отношениях. Порядок направления работников, с которыми работодатель находится в трудовых отношениях, на обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам по инициативе работодателя устанавливается коллективным договором (соглашением). Статья 26. Гарантии прав педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений системы дополнительного образования 1. Размер заработной платы, сроки ее выплаты и иные условия труда педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования устанавливаются для таких работников, как для соответствующих категорий работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы. ГЛАВА III. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Статья 27. Международное сотрудничество Российской Федерации в области дополнительного образования 1. Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области дополнительного образования и содействует его развитию. ГЛАВА IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 28. О внесении дополнения и изменения в Закон Российской Федерации "Об образовании" Внести в Закон Российской Федерации "Об образовании"
(в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150) следующие дополнение и изменение: Статья 29. Вступление в силу настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 года, за исключением пункта 3 статьи 22. Статья 30. Приведение нормативных правовых актов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом 1. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом Президент Нормативно-правовой аспектВ соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее — Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В системе общего образования реализуется основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые: — в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ; — в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 233), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (п. 2 ст. 26). Содержание дополнительных образовательных программПунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. — обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; — формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; — интеграцию личности в национальную и мировую культуру; — формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; — воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона. Целями и задачами дополнительных образовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать: — достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов; — соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию); — направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественнонаучной); — современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении); быть направлено на: — создание условий для развития личности ребенка; — развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; — обеспечение эмоционального благополучия ребенка; — приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; — профилактику асоциального поведения; — создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур; — целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка; — укрепление психического и физического здоровья детей; — взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей. Структура программы дополнительного образования детейПрограмма дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы: 1. Титульный лист. 2. Пояснительную записку. 3. Учебно-тематический план. 5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. 6. Список литературы. Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей— наименование образовательного учреждения; — где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа; — название дополнительной образовательной программы; — возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа; — срок реализации дополнительной образовательной программы; — название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа; — год разработки дополнительной образовательной программы. 2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть: — направленность дополнительной образовательной программы; — новизну, актуальность, педагогическую целесообразность; — цель и задачи дополнительной образовательной программы; — отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ; — возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы; — сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); — формы и режим занятий; — ожидаемые результаты и способы определения их результативности; — формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.). 3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать: — перечень разделов, тем; — количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. 5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей: — обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т. д.); — дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т. д. 6. Список использованной литературы. Разработка и реализация дополнительных развивающих программ. Согласно главе 10 ст.75 ФЗ - №273 1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. 2. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей. 3. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы. 4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность . Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.
соответствовать: Достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов; -
соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основ направленностям дополнительных образовательных программ современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (ин дивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, заня тиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обу чающегося в объединении); быть направлено на: создание условий для развития личности ребенка; развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; профилактику асоциального поведения; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределе ния, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и оте чественной культур; целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка; укрепление психического и физического здоровья детей; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей. Реализуя, дополнительное образование образовательная организация должна иметь программу дополнительного образования. Образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные и металогические материалы. Общеобразовательная программа, дополнительная развивающая программа являются локальными нормативными документами, поэтому они должны пройти разработку, рассмотрение и утверждение в определённом порядке. При разработке дополнительной общеобразовательной программы (программ) для педагогических работников основными нормативными документами являются следующие: Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы; Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». Устав учреждения. Структура программы дополнительного образования детей Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы: Титульный лист. Пояснительную записку. Учебно-тематический план. Содержание изучаемого курса. Методическое обеспечение и условия реализации программы. Список литературы. Приложения Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей наименование образовательного учреждения, учредителя; где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа; полное название дополнительной образовательной программы; возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа; срок реализации дополнительной образовательной программы; название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа; год разработки дополнительной образовательной программы. При оформлении титульного листа общеобразовательной программы, рекомендуется исходить из общих требований к оформлению ГОСТ Р 6.30-97. (приложение №1) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует направленность дополнительной образовательной программы; новизну, актуальность, педагогическую целесообразность; цель и задачи дополнительной образовательной программы; отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); формы и режим занятий; ожидаемые результаты и способы определения их результативности; формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.). Направленность дополнительной общеобразовательной программы должна соответствовать ее названию и содержанию. В четком соответствии с направленностью общеобразовательной программы, ее названием и поставленной целью, выстраиваются задачи и все содержание программы . Направленность дополнительных образовательных программ: Военно-патриотическая, физкультурно-спортивная, социально- педагогическая, эколого-биологическая, научно-техническая, спортивно-техническая, художественная, туристско-краеведческая, социально-экономическая, естественно-научная. Новизна программы. Новизна дополнительной общеобразовательной программы предполагает: Новое решение проблем дополнительного образования; Новые методики преподавания; Новые педагогические технологии в проведении занятий; Нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д. Новизна указывается в случае, если она действительно имеется. Актуальность программы. - ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа. Актуальность может базироваться на: анализе социальных проблем, материалах научных исследований, анализе педагогического опыта, анализе детского или родительского спроса, современных требованиях модернизации системы образования, потенциале образовательного учреждения; социальном заказе муниципального образования и др. факторах. Педагогическая целесообразность. подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения. (Поташник М.М., Управление развитием школы. – М., 1995). В этом разделе дается аргументированное обоснование педагогических действий в рамках дополнительной развивающей программы: выбранных форм, методов образовательной деятельности, средств образовательной деятельности (в соответствии с целями и задачами), организации образовательного процесса. ЦЕЛЬ дополнительной развивающей программы. Цель - это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить (С.И. Ожегов. Словарь русского языка). Целью и задачами дополнительных общеобразовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. - Цель должна быть конкретна, результаты ее достижения должны быть измеримы. При формулировании цели необходимо придерживаться принципов научности, конкретности, современности, задачи должны быть выстроены либо в логике последовательных шагов по достижению цели, либо - в логике комплементарности (дополнения до целой цели), при этом задачи не должны выходить за рамки цели. В формулировки цели и задач следует отражать возраст детей, направленность и длительность программы. ЗАДАЧИ дополнительной общеобразовательной программы Задача - это то, что требует выполнения, разрешения. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка). Задача - поэтапный способ достижения цели, т.е. тактика педагогических действий. Задачи должны соответствовать цели и быть: - обучающими, то есть отвечать на вопрос что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится обучающийся, освоив программу; - развивающими, то есть быть связанными с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении; - воспитательными, то есть отвечать на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих программ . В данном разделе следует указать названия и авторов предшествующих аналогичных программ и отличие данной программы от предыдущих. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы и условия набора детей в объединение. В этом разделе необходимо указать: Для какой категории детей предназначена программа (степень предварительной подготовки, уровень формирования интересов и мотивации к данному виду деятельности, наличие способностей, физическое здоровье, половая принадлежность и т.п.); Какому возрасту детей адресована программа; Предполагаемый состав (одного или разных возрастов); Условия приема детей, система набора в группы. Сроки реализации программы В этом разделе указывается продолжительность обучения детей по данной программе и количество часов обучения на каждый год. ПРИМЕР: 1 год обучения – 72 часа, 2 год обучения (3, 4 и т.д.) - 108 (144, 216 часов) и т.д. Допускается вариативность продолжительности обучения по программе на любом году обучения, при этом указывается необходимость и обоснованность этой вариативности для обучающихся . Формы и режим занятий Режим занятий – в разделе указывается продолжительность и количество занятий в неделю, количество учебных часов в год (со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта). Ожидаемые результаты и способы определения их результативности Ожидаемый результат – это конкретная характеристика умений, знаний и навыков, которыми овладеет обучающийся . Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания. Если в задачах прописано «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «учащийся научится выразительно читать». Спрогнозировав ожидаемый результат, необходимо проверить, отражает ли он выполнение поставленных ранее задач. Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля: Начальный контроль (сентябрь); Промежуточный контроль (январь); Итоговый контроль (май) . Формы подведения итогов реализации программы Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы нужны, чтобы показать достоверность полученных результатов освоения программы. Документальные формы, отражающие достижения каждого обучающегося могут быть представлены в виде дневников достижений обучающихся, карт оценки результатов освоения программы, дневников педагогических наблюдений, портфолио учащихся и т.д. ПРИМЕР: формами подведения итогов работы по теме, разделу, программе могут быть: выставка,концерт,открытое занятие, показ детских достижений (моделей, спектакля, работ и т.д.)… УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Раздел должен содержать перечень тем, распределенных по этапам обучения, с указанием количеством часов по каждой теме, с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени. Примерное соотношение: теория 30%, практика 70% Учебно-тематический план (УТП) оформляется в виде таблицы , которая включает в себя следующие графы: Порядковый номер; Перечень разделов, тем; Количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретические и практические виды занятий. Если общеобразовательная программа составлена более чем на один год обучения, то УТП составляется на каждый год. В этом случае УТП должен отражать особенности каждого года обучения. В графе «ИТОГО» суммируется количество часов теоретических и практических занятий. Итоговое количество часов в год зависит от количества и продолжительности занятий в неделю (из расчета 36 учебных недель в году): По 1 часу в неделю -36 часов в год; По 2 часа в неделю – 72 часа в год; По 3 часа в неделю – 108 часов в год; По 4 часа в неделю – 144 часа в год; По 5 часов в неделю – 180 часов в год; По 6 часов в неделю – 216 часов в год… Количество часов в учебно-тематическом плане ведется из расчета на одну учебную группу (или на 1 ученика, если это программа индивидуального обучения) . В учебно-тематический план включают часы на: комплектование группы (для детей первого года обучения); вводное занятие (введение в программу); концертную или выставочную деятельность; мероприятия воспитательно-познавательного характера; отчетное мероприятие (при этом указывается не название мероприятия, а его тема). ПРИМЕР: Название разделов и тем занятий Кол-во часов всего теория практика 1 Вводное занятие 2 1 1 2 Раздел 1. Знакомство с миром кукол 4 2 2 2.1 История кукольного театра. 2.2 Виды кукол. Кукла своими руками. 2.3 ……………………… 3 Раздел 2. ……………….. 3.1 ……………………………. Итого: 72 22 50 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Содержание программы – это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Данный структурный элемент программы тесно связан с учебно-тематическим планом, поэтому: Раскрывать содержание программы необходимо в том же порядке, в каком разделы и темы представлены в УТП; Изложение материалов ведется в именительном падеже. В содержании программы указывается: название темы (количество и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами УТП); телеграфным стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему (без методики); указываются основные теоретические понятия (без описания) и практическая деятельность обучающихся на занятии; при включении в дополнительную программу экскурсий, игровых занятий, досугово-массовых мероприятий и др. в содержании указывается тема и место их проведения. ПРИМЕР: Тема 5.1. Холодный батик (10 часов) Теория (2 ч) : Технология холодного батика. Характерные особенности. Техника безопасности работы с резервирующим составом. Роспись декоративного панно на тему «Геометрический орнамент». Знакомство с характеристикой цветов, которые входят в цветовое решение «орнамента». Ахроматические и хроматические цвета. Ознакомление с различными геометрическими и растительными орнаментами и их характерными признаками Практика (8 ч) : Выполнение росписи в технике холодного батика на тему: «Геометрический орнамент» с учетом линейности и замкнутости контура цветовых участков. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Структурный элемент «Методическое обеспечение » может быть оформлен по-разному и должен включать: - формы занятий , планируемых по каждой теме или разделу дополнительной программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.), формы организации детей ; - приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса (словесный, наглядный, практический…); - дидактический материал : (таблицы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки, памятки, научная и специальная литература, раздаточный материал, диафильмы, диапозитивы, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства и др.); - формы подведения итогов по каждой теме или разделу дополнительной программы (педагогическое наблюдение, мониторинг, анализ результатов анкетирования, тестирования, участие обучающихся в концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях, и др.); - материально-техническое и кадровое обеспечение: указать все необходимые составные компоненты реализации дополнительного образования. Сведения о помещении, перечень оборудования и материалов, инструменты необходимые для занятий. Указать специалистов, если требуются. Методическое обеспечение дополнительной программы может быть представлено в виде таблицы: №п/п Названия разделов и тем Формы занятий Приёмы и методы организации образовательного процесса (в рамках занятия) Дидактические материалы Формы подведения итогов Материально-техническое обеспечение СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Требования к оформлению: Списки литературы должны содержать перечень изданий, в том числе опубликованных за предыдущие пять лет: по общей педагогике; по методике данного вида деятельности; - по методике воспитания; по общей и возрастной психологии; по теории и истории выбранного вида деятельности; Перечень указанной литературы должен отражать уровень и широту теоретической подготовленности педагога в данной области. В комплексной программе целесообразно составлять списки литературы к образовательной программе каждого курса (предмета). Список литературы составляется в алфавитном порядке и нумеруется. При написании списка литературы рекомендуется использовать следующую схему описания изданий: - название; - сведения о месте издания, издательстве и годе издания; - сведения о количестве страниц издания или указание номеров страниц. Фамилия И.О. Название издания. - Место издания.: Издательство, год. - количество страниц. Для разграничения областей и элементов описания используют единую систему разделительных знаков: . - (точка и тире) - предшествуют каждой, кроме первой области описания; : (двоеточие) - ставится перед сведениями, относящимися к заглавию, перед наименованием издательства; / (косая черта) - предшествует сведениям об авторстве (авторы, составители, редакторы, переводчики, а также организации, принимавшие участие в издании); // (две косые черты) Составляется на основании определенных требований, предъявляемых к подобным документам. В случае несоответствия придуманных программ федеральным государственным программам второго поколения они не будут разрешены к использованию. Нормативно-правовая базаВ Законе РФ «Об образовании» говорится о том, что в своей деятельности педагог руководствуется образовательными программами, которые должны в полной мере соответствовать требованиям, предъявляемым новыми образовательными стандартами. Общее образование связано с решением задач, касающихся формирования у подрастающего поколения культуры. образования детей должна способствовать осознанному выбору ими будущей профессиональной деятельности. Внеурочная деятельность должна способствовать адаптации ребенка к условиям современного общества. образование?Образовательная программа учреждения дополнительного образования детей может иметь разную направленность, способствующую гармоничному развитию школьников. Помимо специализированных учреждений - музыкальных и спортивных школ, хореографических и художественных студий, существуют универсальные центры дополнительного образования. В них ребятам предлагают разнообразные кружки и секции, для каждого учителем создается своя индивидуальная программа. Структура программДля нее предлагается примерная структура, в которой должны быть выделены основные разделы:
Подробнее остановимся на каждом разделе. При обосновании актуальности материала, выбранного в качестве основы для дополнительного образования, необходимо указывать те отличительные моменты, которые помогают развивать личность ребенка. При проведении сравнений между новой методикой и теми программами, которые прошли успешную адаптацию, желательно отметить уникальность, индивидуальность новой разработки. В связи с введением новых федеральных образовательных стандартов в современную систему образования, разработаны определенные правила к оформлению и содержанию учебного планирования не только для классических предметов, но и для внеурочной деятельности. Помимо наименования темы занятия, педагог должен выделять основные элементы, о которых пойдет речь в ходе занятия. Также педагог выделяет основные научные понятия, вводимые на каждом отдельном занятии. При описании разделов программы, должно быть указано подробное содержание темы, выделены те ключевые моменты, которые будут рассматриваться педагогом максимально развернуто. Детей ориентирована на следующие моменты:
Образовательная программа дополнительного образования детей осуществляется в соответствии с планом и графиком учебного процесса. дополнительного образованияОни предполагают обеспечение воспитания, обучения, гармоничного развития детей дошкольного и школьного возраста. Именно поэтому образовательная программа учреждения дополнительного образования детей должна соответствовать:
Образовательная программа дополнительного образования детей в школе имеет научно-техническую, физкультурно-спортивную, естественнонаучную, художественную, военно-патриотическую направленность. Интересным примером дополнительного образования является кружок по изготовлению Помимо практической деятельности, связанной с созданием своими руками из глины различны сувениров, школьники получают сведения об основных характеристиках данного материала. Подобные навыки могут стать для них началом осознанного выбора будущей профессиональной деятельности. Современные технологии в дополнительном образованииОбразовательная программа дополнительного образования детей в школе не возможна без применения инновационных методик и технологий. Проектная и исследовательская технологии незаменимы при осуществлении занятий по химии, экологии, биологии, химии. Игровая методика применяется на занятиях в хореографических студиях. Кружки художественной направленности предполагают индивидуальный подход. Благодаря дистанционному образованию стала возможна реализация образовательных программ дополнительного образования детей, находящихся на удаленных от крупных городов местностях. Предназначение дополнительного образованияПосле внедрения в современную образовательную систему федеральных государственных стандартов второго поколения, возросло внимание к внеурочной деятельности. Общая образовательная программа дополнительного образования детей направлена на:
Образовательная программа педагога дополнительного образования детей, должна быть направлена на укрепление физического и психического здоровья детей. Учитель работает в тесном сотрудничестве с семьей, чтобы обеспечить максимально благоприятные условия для саморазвития своих воспитанников. Особенности содержания элементов программыОсновная образовательная программа дополнительного образования детей начинается с титульного листа. На нем указывают полное наименование учреждения дополнительного (общего) образования. Далее прописывается информация о том, когда, кем, где была утверждена образовательная программа организации дополнительного образования детей. Затем указывается ее название, а также возраст детей, для которых создана программа, срок ее реализации, год создания. Пояснительная записка описывает направленность, новизну, цель и задачи, а также основные отличия от аналогичных разработок. В содержание образовательной программы дополнительного образования детей включают форму и режим проводимых занятий, предполагаемые результаты, вариант определения их результативности. В учебно-тематическом плане предполагается перечисление тем, разделов, количества часов. Требования к образовательной программе дополнительного образования детей, предъявляемые ФГОС, включают и указание формы подведения итогов по проведенной деятельности в виде соревнования, фестиваля, выставки, учебно-исследовательской конференции. Образец программы дополнительного образованияВашему вниманию предлагается примерная образовательная программа дополнительного образования детей, которая имеет яркой выраженную исследовательскую направленность. Пояснительная записка к программе Перед современным учителем поставлена достаточно сложная задача - формирование в современных условиях гармонично развитой личности. Благодаря тому, что существуют строгие требования к проведению школьных и научных исследований, а также к правилам оформления проведенного эксперимента, учитель должен уделять серьезное внимание проведению экспериментальной деятельности на базе образовательного учреждения. Подобная работа предполагает поиск оптимальных возможностей для формирования в воспитанниках желания к самообразованию, развитию. Для увеличения эффективности учебного процесса важно учитывать индивидуальные особенности каждого школьника. В связи с ограниченностью экспериментальной деятельности во время традиционных уроков, уделять внимание практической деятельности удается далеко не всегда. В связи с этим педагоги разрабатывают свои собственные программы по проектной и исследовательской работе, чтобы делать процесс получения новых знаний для школьников более интересным и комфортным. Продолжительность программы зависит от специфики изучаемой дисциплины, сложности научной теории, применяемой в ходе исследования. Для старшеклассников курс предполагает связь между разными учебными дисциплинами. Те ребята, которые в полной мере увлекаются исследованиями и проектами, получают шанс для последующего развития. Основным отличием программы от аналогов является ее адаптированность под любой возраст школьников. Такая универсальность гарантирует развитие познавательного интереса у подрастающего поколения независимо от начального интеллектуального уровня школьников. Основная цель курса по исследовательской и проектной деятельности заключается в привитии школьникам любви к научной деятельности. Основными инструментами для реализации задуманных планов являются: методические программы, инновационные педагогические технологии. Несмотря на многообразие приемов, разработанных для работы со школьниками в послеурочное время, лидирующие позиции принадлежат дифференцированному обучению, игровой технологии, а также методу проектов. На вводном занятии школьники получают понятие о значении исследований, их разновидностях, направленности, специфике использования результатов, получаемых при работе в школьной лаборатории. Педагог объясняет своим воспитанникам правила выдвижения гипотезы, постановки цели, выделения задач исследования. Кроме того, особое внимание уделяется правилам проведения эксперимента. Например, учитель объясняет школьникам значимость проведения серии опытов (не менее трех) для того, чтобы вести речь о достоверности получаемого результата. Именно в рамках дополнительного образования подрастающее поколение приобщается и к математической обработке результатов, поиску погрешности измерений. Исследования, проводимые во внеурочное время, не ограничиваются только практическими занятиями. Дети, которые занимаются в таких клубах или кружках, учатся презентовать результаты собственных экспериментов, то есть получают навыки публичной защиты. Статистика свидетельствует о том, что те ученики, которые во время обучения в образовательной школе, уделяли внимание проектной и исследовательской деятельности, становятся более успешными, им проще учиться в высших учебных заведениях, они легко адаптируются к жизни в современном обществе. Помимо работы в лаборатории, проекты и исследования можно проводить и на базе гуманитарных дисциплин. Разнообразные социологические исследования, связанные с изучением личностных качеств подростков, особенно актуальны и интересны для современных школьников. К подобным экспериментам также предъявляются определенные требования, с которыми ребята знакомятся в рамках современных программ дополнительного образования. ЗаключениеБез развитой системы внеурочного образования невозможно формирование полноценной личности. Именно поэтому в последнее время стали уделять такое серьезное внимание развитию центров дополнительного образования. Одним из ключевых моментов, касающихся современного стандарта педагога, обсуждение которого происходит в настоящее время, является реализация программ дополнительного образования, то есть работа с ребятами помимо обычных уроков. Самыми распространенными направлениями дополнительного образования в настоящее время считают туристическо-краеведческую деятельность. Педагоги стараются прививать у подрастающего поколения любовь к родному краю, развивать внутренний туризм. Особую значимость в современном обществе имеет проблема духовно-нравственного воспитания. Появляются разнообразные военно-патриотические студии и объединения, для которых такие слова, как долг, честь, совесть, являются ключевыми. Туристические и экологические клубы и студии в основном функционируют на базе центров туризма, спортивных школ. Постепенно модернизируется система дополнительно образования в обычных образовательных школах, направленное на развитие личности ребенка. Марина
1. Образовательная программа дополнительного образования является организационно-нормативным документом, в котором отражается педагогическая концепция в соответствии с заявленными целями и задачами деятельности, условия, методы и технологии реализации целей и задач, предполагаемый конечный результата. 2. Образовательная программа дополнительного образования самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность . 3. Образовательные организации свободны в определении содержания организации, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам . 4. Стиль и культура оформления программы . Стиль изложения ОПДО – официально-деловой, ясный четкий. В программе должны присутствовать : Современность и обоснованность использования педагогической технологии Оптимальность объема программы ; Четкая структура и логика изложения. При написании не допускается использование фраз, имеющих многозначное толкование, а также пространственных предложений со сложной структурой. 5. Нормативная база. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012; Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 .10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования »; Концепция развития дополнительного образования детей , утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. № 1726-р. ; Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 .08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования »; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам "; Примерные требования к содержанию и оформлению (письмо Министерства образования РФ от 11 .12.2006г. № 06-1844); «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций . СанПиН 2.4.4.3172-14» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41); Устав МБДОУ. 6. Оформление титульного листа . 1) Наименование образовательной программы . 2) Где когда и кем утверждена и принята дополнительная образовательная программа . (Принимается педсоветом и утверждается заведующим) . 3) Название дополнительной программы . 4) Срок реализации . 5) Название города и год создания программы . 7. Структура образовательной программы дополнительного образования . 7.1. Пояснительная записка. Включает в себя : Введение (вступление, нормативные документы и т. д.) Направленность ОПДО. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность . Цели и задачи ОПДП. Отличительные особенности данной программы от уже существующих . Сроки реализации программы . Формы и режим занятий. Ожидаемые результаты и способы их проверки. Формы подведения итогов реализации ОПДО (выставки, мероприятия, конкурсы и т. д.) . 7.2. Учебный план. Документ, определяющий перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов. 7.3. Календарный учебный график. Составная часть ОПДО. Это комплекс основных характеристик образования и определяет количество учебных недель и количество учебных дней, начало и окончание занятий и учебного года. 7.4. Рабочие программы . Составляются в соответствии с требованиями, указанными в письме Министерства РФ от 11.12.2006г. № 06-1844 «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей » 1. Титульный лист 2. Пояснительная записка 3. Учебно-тематический план 5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы 6. Список литературы 7.5. Методические материалы. Разработки планов занятий, игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов и т. д. ; Методические разработки и пособия; Дидактические пособия (карточки, раздаточный материал, рабочие тетради и т. д.) ; Описание приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса; Техническое оснащение; Тематическая подборка материалов, текстов песен, стихов, сценариев, игр и т. д. Публикации по теме: Методические рекомендации по написанию рабочей программы педагога ДОУ В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ устанавливается значение рабочей программы педагога. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей «Волшебный мир лепки» IV. Методическое обеспечение программы В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: труд, познание, учение, общение,. Образовательная программа дополнительного образования детей «Цветные ладошки» В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения. Образовательная программа дополнительного образования детей «Хочу все знать» Современный образовательный процесс – это поиск новых более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей. Образовательная программа дополнительного образования детей «Музыкальный театр Домисолька» Пояснительная записка Ведёт по жизни музыка! Да, да, конечно, музыка! Прекраснейшая музыка! Обычные семь нот. Дополнительная образовательная. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Икра кабачковая обжаренная Как сделать кабачковую икру на сковороде
- Расстрел толкование сонника Весть о расстреле мужа сонник
- Как потушить рыбу в сковороде
- Домашние алкогольные напитки из ягод и фруктов
- Религия христианство, её основы и суть Стадия актуальной эсхатологии
- Именины у федора по церковному
- Рецепт ткемали из сливы и алычи: классический способ и адаптированные варианты
- Морковный пп торт-чизкейк без муки, масла и сахара Низкокалорийный морковный пирог рецепт
- Секреты классификации бренди XO и VSOP
- Самые скверные и стервозные знаки зодиака