Разделы сайта
Выбор редакции:
- К чему снятся грибы во сне женщине
- Икра кабачковая обжаренная Как сделать кабачковую икру на сковороде
- Расстрел толкование сонника Весть о расстреле мужа сонник
- Как потушить рыбу в сковороде
- Домашние алкогольные напитки из ягод и фруктов
- Религия христианство, её основы и суть Стадия актуальной эсхатологии
- Именины у федора по церковному
- Рецепт ткемали из сливы и алычи: классический способ и адаптированные варианты
- Морковный пп торт-чизкейк без муки, масла и сахара Низкокалорийный морковный пирог рецепт
- Секреты классификации бренди XO и VSOP
Реклама
Русская банька - интересные факты и важные правила. Чем отличалась баня по-белому от баньки по-чёрному |
Примечательным является то, что цари на Руси мылись совершенно не так, как это происходило в первых общественных банях, которые появились впервые в Древней Греции. Греки уделяли культуре тела большое внимание, значение физического состояния тела было наравне с государственными делами. Имеющие популярность спортивные школы гимнастики «палестры» – подразумевали не только возможность обмыться после занятий спортом, но и имели бани. Именно в них после тренировок собирались греческие атлеты, отдыхали, мылись, и часами проводили время за дружескими беседами, наслаждаясь ароматами . В России первые общественные бани (не царские) коллективного использования были построены в 17 веке. Историки утверждают, что сделал это согласно указу царь Алексей Михайлович. Конечно, они сильно отличались от римских (греческих бань) своей простотой. Да и климат, не мог не сказаться на конструкции бань и способе мытья в них. Сооружались бани по берегам рек, не далеко от водоемов и в своем большинстве были одноэтажные. О том как цари строили бани на Руси читайте с юмором (ссылка-картинка справа
). Как и , которую мы планируем на странице блога, они имели всего три помещения: мыльную комнату, и комнату для отдыха (для переодевания). В бане мылись целыми семьями по субботам. — смешанное мытье мужчин и женщин. Только при царице Екатерине Великой русские бани стали делиться на женские и мужские. Именно тогда они стали общественными и разделяться по половому признаку. Из русских царей Петр Первый уделял чистоте большое внимание. Известный своими частыми обучениями у европейской знати, во время заграничных поездок, он старался соблюдать этикет и приучал к нему своих придворных. А к простолюдинам у него было особое отношение: «…должон холоп во всем походить на царя — и протоколы ассамблеи (публичного мероприятия) соблюдать во всем.» Вот и появился на свет такой документ (а может его юморные историки сочинили?!). Как знать? Но смысл и веселье в нем — порадуют любого славянина.
Да, ничего не скажешь: Хороши правила царские и для русской бани и для застолья. Соблюдай приличия и хорошо пахни! — тогда и царь тебе не помеха. А были или нет золотые царские бани ? — решать Вам.
Ещё с древних времён человек посещал баню с целью поддержания гигиены и оздоровления своего организма. Но сегодня сложно найти конкретные факты того, что подтолкнуло древних людей создать баню. Может, это была капля, упавшая на раскалённую печь и превратившаяся в маленький клубок пара. А может, это была продуманная идея древних учёных. Но вне зависимости от этого, о парной человеку известно с древних времён, о чем свидетельствуют археологические находки. Баня во все времена была для русского человека не банальным помещением для купания, а сакральным местом, где очищалось и тело и душа. Ведь духовное состояние для русского народа важнее, чем физическая форма. Люди, впервые побывавшие в парной, восторгались полученными ощущениями и утверждали, что заново родились, помолодев на несколько лет душой и телом. Первое упоминание о русской баниПервые парные начали появляться в древней Греции. Но уже в те далёкие времена их основным предназначением являлось не банальное принятие водных процедур. Для греков баня являлась местом, где они с пользой проводили свободное время. Здесь люди отдыхали и общались со знакомыми и даже занимались физкультурой. Древняя баня чем-то напоминала клуб людей по интересам. Но уже тогда человек подмечал уникальные лечебные и профилактические свойства парной. Да и своё название баня получила не просто так. В переводе с древнегреческого языка слово «баня» трактуется как «изгнание боли и грусти». История возникновения русской бани на Руси началась позже, чем в европейских странах. Но и наш народ использовал её не только для помывки. Испокон веков она являлась местом, где проводились разные лечебные процедуры, которые наполняли человека здоровьем и хорошим настоянием. По историческим данным врачеванием на Руси занимались церковнослужители, и это подвигло великого князя Владимира издать указ о передачи бани во владение церкви. Что представляла собой первая русская парная?История появления деревенской бани началась с маленькой и очень низкой деревянной постройки, которая быстро нагревается и долго держит внутри тепло. Частично стены парной погружались под землю или осыпались грунтом. Это помогало удерживать в помещении тепло, достаточно длительное время без подтопки. В постройке первых бань применялся самый доступный и дешёвый на то время материал — древесина. Обычно использовался берёзовый или липовый сруб, обладающий приятным ароматом и стойкостью к воздействию влаги. Строительством конструктивно простого деревянного сооружения занимались опытные плотники, передававшие секреты своим детям. И это превращалось в семейную традицию. Самая первая «чёрная баня» имела простейшую конструкцию, и состояла из двух отдельных помещений. Моечно-парное помещение являлось основным и в нем сооружали топку, где с одной стороны размещался резервуар для воды, а с другой раскладывались дикие камни, которые после прогрева являлись основным тепловым источником. Парная оснащалась специальным инвентарём и имела следующие особенности:
Дополнительно в бане обустраивался предбанник - маленькое помещение, где люди оставляли свою одежду и другие вещи, которые нельзя мочить. Здесь переводили дух после принятия водных процедур. В предбаннике устанавливали чан наполненный квасом, пивом или другим, исконно русским напитком, без которого визит в баню утрачивал смысл. Квас, использовали не только для питья, а и подливали на камни или запаривали в нём веники. Для удобства на полу в предбаннике всегда расстилали грубый войлочный материал или сено. Чем отличалась баня по-белому от баньки по-чёрному?Создание русской бани по-белому, на Руси произошло позже парной по-чёрному, но благодаря её удобству она постепенно вытеснила предшественницу. Первые парные не имели дымохода, через который выводится дым, а свежий воздух запускался через периодически открывающуюся дверь. В такой парной дым скапливаться внутри помещения, что создавало массу неприятностей. Позже появилась баня по-белому, где в качестве теплового источника выступала каменка, оборудованная дымоходом для отвода отработанных газов от сгорания дров. Для протопки бани по-чёрному людям приходилось делать массу малоприятных вещей:
Баня, по-чёрному, очень неудобная в топке и её не получится подтапливать во время мытья. Но зато едкий дым устраняет любой запах от предыдущих посетителей чего нельзя достичь в современных парных. Такую особенность очень любили и ценили наши предки. Кроме бани по-чёрному в те давние времена был ещё один любопытный способ попариться прямо в русской печи, которая была в каждом деревенском доме. Печь хорошенько протапливалась, а на дно расстилалась солома. После этого человек влезал внутрь, взяв с собой таз с водой, которой обдавались раскалённые печные стенки. Приняв паровую ванну, человек выходил и обливался ледяной водой. Такое странное удовольствие могли себе позволить даже престарелые люди, которых вдвигали внутрь печки на специально подготовленной доске. Баня - это способ жизни и дань традициямИстория и традиции русской бани - это образ жизни, который сопровождал русских людей со дня их рождения и до дня их смерти. Ни одна другая мировая культура не приняла баню, как это сделали на Руси. Она стала обязательным культом, который проводили с регулярной периодичностью.
История происхождения русской бани в России нашла своё отражение в народном творчестве и задокументирована в летописях. Ещё великий русский историк занимающийся исследованием обычаев и традиций народов древней Руси - Н.И. Костомаров многократно писал в своих письменных творениях о том, что люди ежедневно ходили в парную не чтобы попариться или поправить здоровье, а ради своего удовольствия. Он же писал, что парится в парной для русского народа - это оригинальный обряд, который никогда не нарушался ни детьми, ни взрослыми. Русская баня завоевала ЕвропуШирокому распространению традиции париться на Руси поспособствовал Петр Первый. Им был издан указ, который освобождал владельцев парной от уплаты пошлины. В период правления Петра великого в Москве и Петербурге появилось просто огромное количество общественных русских бань, где люди собирались для приятного времяпрепровождения. Они предназначались для Купцов, интеллигенции и знати. Сегодня в Москве сохранилась уникальная Сандуновская парная возрастом более двух столетий. Иностранцы, посещавшие древнюю Русь, с изумлением отмечали, что русские привыкли часто мыться, что не присуще народам других стран. В реальности существовала традиция мыться каждую неделю в субботу. Но иностранцы, которые редко принимали водные процедуры, считали, что русские все время посещают парную. Известным немецким путешественником писалось, что в России нет ни одного населённого пункта, будь то большой город или маленькая деревушка, где нет бани. В европейских странах обычай париться, начал возрождаться благодаря Петру Первому и его армии, наводившей ужас на французов тем, что солдаты парились в бане, после чего ныряли в прорубь, несмотря, что на улице стоял сильный мороз. А когда в 1718 году Пётр Первый отдал приказ построить на берегу роскошной реки Сены первую парную, парижане были просто в ужасе. А само строительство бани вызывало интерес зевак, которые приходили поглазеть на это чудо. В чем секрет популярности русской бани?По мнению большинства исследователей российской истории и её традиций, секрет бани очень простой: она очищает дух и тело, наполняя их чистыми помыслами и здоровьем. А архитектура незамысловатого строения - это стандартное помещение из дерева, в котором размещается печка-каменка, что позволяет иметь парную людям с любым уровнем достатка, как богатому дворянину, так и простому бедному земледельцу. Рассматривая особую привязанность к бане и востребованность ритуала париться на протяжении всей истории, можно с уверенностью утверждать, что русские стремились быть чистыми, опрятными, здоровыми и с ясным умом. И баня им в этом помогала. Традиция ходить в баню, напоминает простое бытовое явление и при этом является культурой и даже образом жизни русских людей. Этот обычай передавался и будет дальше передаваться из поколения в поколение, оставаясь признаком принадлежности к русскому народу. Читаю Указы Петра I... Бесподобное ощущение! Советую - весело так - и руководству страны почитать! С этой целью только и цитирую лучшие, которые есть в интернете... УКАЗ "О ДОСТОИНСТВЕ ГОСТЕВОМ, НА АССАМБЛЕЯХ БЫТЬ ИМЕЮЩЕМ" Перед появлением многонародным гостю надлежит быть: 1. Мыту старательно, без пропускания оных мест. За сим, с Богом, вперёд!!! Сию заповедь применять постоянно, а не вспоминать какой пункт, стоя чурбаном посреди веселья. У К А З Нами замечено, что по Невской першпективе и в ассамблеях недоросли отцов именитых в нарушение этикету и регламенту штиля, в гишпанских камзолах и панталонах с мишурою щеголяют предерзко. Господину полицмейстеру Санкт-Петербурга указываю впредь оных щеголей с рвением великим вылавливать, сводить в Литейную часть и бить кнутом, пока от гишпанских панталон зело похабный вид не окажется. На звание и именитость не взирать, тако же на вопли наказуемых. У К А З Замечено, что жены и девицы на ассамблеях являются не зная политесу и правил одежды иностранной, яко кикиморы одеты бывают. Одев робы и фижмы из атласу белого на грязное исподнее, потеют гораздо, отчего зело гнусных запах распространяется, приводя в смятение гостей иностранных. Указываю впредь, перед ассамблеей мыться с мылом в бане со тщением и не токмо за чистотой верхней робы, но и за исподним такожды следить усердно, дабы гнусным видом своим не позорить жен российских. У К А З Сим повелеваем отныне и впредь на военные корабли баб не брать, а ежели и брать, от токмо по числу команды, дабы не было бл..ства У К А З Штурманов в кабаки не пущать, ибо они, отродье хамское, не замедля напиваются и дебош устраивают У К А З Торговля - дело воровское, а посему им жалованье мизерное назначить, и вешать по одному в год, дабы другим не повадно было. У К А З Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство. У К А З Впредь указую господам сенаторам речь в присутствии держать не по писанному, а токмо своими словами, дабы дурь каждого видна была всякому И таких указов Петра Великого полно! Уважение появляется, когда читаешь их! И не только читаешь, а и знаешь, крут был действительно Петька: и отлавливал, и порол, и мыться принуждал... А какой человеколюбец был! Как выдал! Если увидешь его на ассамблее духом, мол, не падай, рот не разевай, но и не высовывайся - услужить вряд ли сможешь, а досадить спьяну втройне против обычного можешь... Заботлив до невозможности был, чертяка... Кстати, вопросы появляются по прочтению. А что б он сегодня написал?! Небось выдал бы что-то типа: Нами замечено, что по Невской першпективе, а в Москве - повсеместно, недоросли отцов именитых в нарушение регламенту штиля, что перед простым людом держать надо, в заморских «Порше», «Мерседесах», «БМВ» и других дорогих каретах щеголяют предерзко. Господам губернаторам Санкт-Петербурга и Москвы указываю впредь оных щеголей с рвением вылавливать, свозить в Литейную часть в Петербурге и на Петровку в Москве и бить кнутами, а машины – ломами, пока и от тех, и от других зело похабный вид не окажется. На звание и именитость не взирать, тако же и на вопли наказуемых. Замечено также, что мужи, жены и девицы в ассамблеи и театры являются одетые в непристойное, а то и без оного, а в метро и на общественном транспорте из-за роб и фижм, на грязное исподнее одетых, снова потеют гораздо, отчего зело необычный запах в вагонах распространяется, приводя в смятение гостей иностранных. Указываю впредь, перед походом в обчество мыться с мылом со тщением и за исподним такожды следить усердно, дабы гнусным видом своим не позорить жен русских. Сим повелеваем отныне и впредь в военное ведомство баб не брать, а и брать, то по числу генералов, дабы не случился конфуз как в Министерстве обороны, где не сии генералы департаментами командуют уже, а их 30-летние девицы! Программистов, коих развелось несчитанно, в кабаки не пущать, ибо они, закончив писать программы свои, отродье хамское, не замедля напиваются и дебош в кабаках на аглицком языке устраивают. Руководство на местах - дело нешутошное, воровское, а посему чинам на местах жалованье не класть! А для острастки вешать по одному в градах, дабы другим не повадно красть было. Раз за 300 лет не поумнели, то указую господам сенаторам речи в присутствии запретить вообче! Чтобы дурь их не видна была всякому. Фантазии, конечно... Улыбаюсь... Хотя веселым был Петр! Опять чего-нибудь учудил бы! Хуже не было б... Веселые советы... Как узнать свой темперамент... - Веселые истории... Крым... Ехать ли в Саки... - ОТКЛИКИ ДРУЗЕЙ Давно так не смеялась! Умница был Петр 1!!! Как его не хватает сегодня!!! Прочитав оное, боярину Анатолию благодарение имею и низкий поклон учиняю, ибо рассмешил он меня преизрядно, а многих, особливо недорослей, и задуматься гораздо заставил... Здрав буди, боярин! И вдругорядь измышлениями своими нас потешь! Инна Анатольева дочь Кожевникова, И еще нужен один Указ 2012: "Недорослей и особливо девиц, выражающихся в местах общественных матом непотребным, доставлять в полицейское присутствие и держать с бомжами, позволяя тем вольности с ними, пока матерщина из уст их не выветрится, и они не заговорят языком, достоинству человеческому приличествующему. По выходе из присутствия давать памятку о неотвратимости бомжетерапии при рецидивах матерщины, дабы приличное общество ценили и предпочитали". Анатолий, спасибо за отличные, весёлые и забавные указы! Срочно в жизнь! Поддерживаем! С улыбкой и уважением, Спасибо! Эти указы новые надо бы рассмотреть в Думе... и устроить прямую трансляцию на страну) Спасибо, Анатолий потешил-повеселил)))) Давно порядок надо навести... молодь распоясалась... Пьют пиво, курят и крушат все вокруг! Да, уж, сейчас бы он выдумал что-нибудь эдакое, весёленькое и мало бы не показалось!Правитель был знатный! С теплом, Восхищён! Поклон за знания! Здоровья! Виктор Александрович Погорелов Смешные указы Петра I, с современной точки зрения, во времена правления этого императора воспринимались вполне серьезно, тем более что наказанием за их нарушение являлись крупные штрафы, тюрьма или смертная казнь. Абсолютное большинство «веселых» указов появились после его путешествия по Европе и направлялись на европеизацию России. Доходило до того, что император облекал в форму указов и правил многие свои мысли и дела: Быт подданныхОгромным изменениям подверглась бытовая жизнь в империи, которой коснулись и некоторые не очень «серьезные» указы: Армия и флотКоснулись «смешные» императорские указы и дисциплинарных вопросов военной службы: К реформам можно относиться по-разному, однакомногие его распоряжения получили название «смешные указы Петра I», но только для нашего времени, современники должны были к ним относиться вполне серьезно. Остается только вопрос – все ли приписываемое Петру I на самом деле ему принадлежит? Очень многое из фраз и выдержек из указов, которое относят к императору, по стилю напоминают высказывания Козьмы Пруткова.
История русской бани летописно ведется с 11 века нашей эры. Понятно, что и до исторических записей жажда русских к горячему пару была исконной. Так как слово «баня» известно с того же времени, то в более ранних источниках ее называли «мовня», «мывня» или «мовь». Более того, на Руси баня была не привилегией богатых и знатных, а возможностью для простого люда помыться и оздоровиться. В бане были все равны. Соответственно этому складывались и банные традиции и обычаи.
Банные обычаи Древней Руси Так как на Руси парились до пробора в кости, то необходимо было остужаться, поэтому баня чаще всего строилась на берегу водоема. В целях ускорения процесса растопки парной строились исключительно одноэтажные бревенчатые строения. Обязательно баня состояла из трех комнатенок: предбанника, помывочной и парной. Русская баня была настолько в чести у своего народа, что с ней связывали все важные события семьи: выдавали невесту замуж из бани, обязательно гостей встречали и баньки топили. Многие иностранные послы были обескуражены подготовленной для них парной и обычаем париться с помощью веника из веток какого-нибудь дерева. Сохранился этот обычай и в наше время: многие бизнесмены заключают договора в парной и отмечают там же завершение удачных сделок. В 1649 году вышел указ, который разрешал всем строить бани на собственных огородах поодаль от жилых домов. Однако не все могли позволить себе построить отдельную баню. Многим крестьянам приходилось париться в собственной печи после того как ее погасят перед сном. В связи с печным законом долго сохранялся обычай париться по-черному. Дымохода в строении не было и вся гарь и тепло оставались в помещении и вываливали через окна и двери. Собственные бани разрешалось топить один раз в неделю, и, естественно, люди перед воскресной службой мылись. Поэтому суббота надолго закрепилась как банный день. Банные обычаи Государства Российского Повсеместно распространил бани на Руси и за рубежом Петр1. Император был любителем хорошей баньки и велел построить во многих крупных городах большие бани. Кроме собственной страны Петр создал банный бум и в Европе. Когда он ездил учиться корабельному делу, то сам выстроил баню около верфи. Парился сам и привлекал туда голландских своих учителей. Первой переняла обычай строить бани Великобритания, а после Великой Отечественной Войны 1812 года бани стали распространяться во Франции, Германии, Швейцарии и Польше. Екатерина II смогла наконец-то разделить бани на мужские и женские и ввести понятия мужской и женский день, следуя европейским нравам. Многие обычаи и традиции русской бани сохранились до сих пор и их можно найти в бани СПб. Одни как экзотические причуды, а другие трансформировались и приспособились к современной жизни. Обряд рождения ребенка В старину считали, что только, что родившегося младенца нужно обязательно облить и вымыть водой, тем самым очищая от греха при рождении. Роды принимали в банях, где было и тепло и вода, а также дым, который обладал дезинфицирующими свойствами. Истинно русской традицией считалось париться в бане всем, и мужчинам, и женщинам, даже беременным, как бы указывая будущему ребенку «правильную, чистую» дорогу. В России женщины, в особенности из простого бедного народа, выходили на работу до последнего своего дня и часа беременности, не обращая на нее внимание. Если рожали летом, бабки принимали роды в хлеву, после чего в обязательном порядке топили горячо баню и обмывались. Бывали случаи, что роды застигали не у себя дома, а где-нибудь в пути, на поле, в лесу, тогда баню топили там, где она попадалась в первую очередь. Женщин, которые принимали роды, называли повивальными бабками, гог-бабами, а по-другому пуповая баба. Обычно это были в возрасте женщины, которые знали множество молитв, различных примет, умели помогать в случаях трудных родов. Чаще всего их звали после рождения ребенка, но и призывали перед родами. Сколько нужно было роженице времени, столько с ней и была повивальная бабка. Беременную женщину перед родами освобождали от всех узлов на ее одежде, снимали пояс, распускали волосы. Считалось, что все это благоприятно сказывалось на родах, делало их легкими и быстрыми. Тем временем бабка готовила заговоренную воду, от уродства. Брали воду из речки и всегда по течению реки. Читали молитву и спускали ее по руке роженицы через локоть, которая стекала в приготовленную емкость. Заговор читали особый: «Как вода на локте не держится, так и пусть на рабе Божией (имя женщины) ни уроки, ни призоры не держались бы». Затем в воду кидали 3 раскаленных на огне уголька. Бабка брала эту жидкость правой рукой и бросала через левый локоть 3 раза на камни горячей печки, 3 раза на дверную скобу, все приговаривая: «Как на этой каменке (или скобе) вода не держится, так на рабе Божьей (назвать имя) ни уроки, ни призоры не держатся». Роженица вставала лицом к востоку, если не могла стоять, ее сажали на порог. Повитуха брызгала 3 раза в лицо заговоренную воду, а другой рукой ловила стекающие капли и кидала на каменку со словами: «Как вода на лице не держится, так пусть на рабе Божией (имя беременной) ни уроки, ни призоры не держитесь». Оставшуюся воду лили ей на голову. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Икра кабачковая обжаренная Как сделать кабачковую икру на сковороде
- Расстрел толкование сонника Весть о расстреле мужа сонник
- Как потушить рыбу в сковороде
- Домашние алкогольные напитки из ягод и фруктов
- Религия христианство, её основы и суть Стадия актуальной эсхатологии
- Именины у федора по церковному
- Рецепт ткемали из сливы и алычи: классический способ и адаптированные варианты
- Морковный пп торт-чизкейк без муки, масла и сахара Низкокалорийный морковный пирог рецепт
- Секреты классификации бренди XO и VSOP
- Самые скверные и стервозные знаки зодиака