Главная - Интерьер маленькой кухни
Акриды или чем питался иоанн креститель в пустыне. Босх


В библейской традиции образ Иоанна Предтечи тесно связан с воздержанностью, немногословностью и духовной силой. Всю свою сознательную земную жизнь он делал добро, избавляя людей от самых тяжких грехов священными ритуалами омовений. Кому же мешал проповедник, и что послужило причиной его трагической и ужасающей своей жестокостью гибели?

1. О рождении Иоанна известил ангел


Иоанн появился на свет, когда его родители – священник Захария и Елисавета – достигли уже преклонного возраста. Предвестником рождения мальчика стал архангел Гавриил, который явился Захарию во время службы в храме и сообщил радостную новость. Но будущий отец был повергнут в замешательство, и потерял дар речи вплоть до рождения сына. Имя ему решено было все-таки дать по наказу Гавриила.

Мальчика нарекли Иоанном, что шло вразрез с принято традицией называть малышей в честь предков рода. Раньше у евреев считалось, что если пара бездетна – это кара за грехи. Поэтому рождение Иоанна было двойным чудом для родителей. Благодаря предзнаменованию Захарий знал, что его сыну уготована мессия пророка, и он будет Предтечею Спасителя. Так и случилось: Иоанн родился ровно на 6 месяцев раньше Иисуса.

2. Юный Иоанн один выжил в пустыне


Правивший в то время царь Ирод, испугавшись вести о рождении нового царя Израильского, приказал убить всех младенцев. Настала страшная ночь резни вифлеемских младенцев. Елисавета, чтобы спасти единственного сына, бежала с ним в пустыню. А отец Захарий был убит во время службы. После долгих скитаний по пустыни Елисавета скончалась.

Юный отрок так и остался жить на просторах бескрайней пустыни. Более того – он сам избрал себе участь пещерного существования изгоем, где неустанно молился и жил в полном одиночестве до 30 лет. В быту был крайне воздержан: носил грубую одежду из верблюжьей шерсти, питался исключительно скромной растительной пищей.

3. Предтеча, но не Мессия


Прознав о чудодейственной силе Иоанна, народ Израилев стал приходить к нему на проповеди. Люди думали, что он и есть Мессия. Однако Иоанн говорил, что он только готовит их к приходу Спасителя. Предтеча стал крестить жителей Иерусалима и омывать их в водах Иордана, которые способны избавить от грехов. Перед крещением он призывал покаяться и только потом погрузиться в реку. Круг его последователей неустанно рос, несмотря на то, что Иоанн был крайне суров и строг к любым порокам.


Однажды на берегах Иордана появился Иисус Христос, чтобы послушать проповеди Предтечи. Иоанн провозгласил Иисуса Мессией и приступил к обряду крещения Сына Господа. Во время омовения появился голубь, который и был Духом Святым, и подтвердил истинность предназначения. Именно крещение Иисуса и стало эпохальным завершением праведного служения Иоанна Крестителя.

4. Насильственная смерть за правду

Иоанн призывал народ жить по божьим законам и не впадать в грех. Он был грозным обличителем как простых обывателей, так и сильных мира сего. За что и пострадал. Незаконное сожительство царя Ирода со своей племянницей Иродиадой, которая была к тому же супругой его брата, Иоанн подверг жесткому порицанию. За неугодные для царя речи Иоанна схватили и заточили в темницу. Отбывание в камере завершилось страшным финалом.


Себялюбивый Ирод отмечал свое день рождение. На праздничном пир дочь Иродиады Саломия исполнила для царя «откровенный и провокационный» танец, чем вскружила голову государю. И он пообещал исполнить для нее все, что она пожелает. Саломия, которую подговорила мать, попросила подать ей на блюде голову пророка. Ирод был обескуражен прошением, но, чтобы исполнить данное обещание, приказал исполнить эту «прихоть».


Стражник, охранявший проповедника, отсек ему голову и преподнес «трофей» Саломии, которая отдала его Иродиаде. Страшная в своем безумии кровосмесительница стала в бешенстве колоть язык святого и затем выбросила голову. Погребение тела Иоанна состоялось в Севастии.


5. Обретение мощей

Мощи праведника долго находились в Константинополе вплоть до турецкого нашествия, а затем были перевезены в Петербург. Глава святого была захоронена в сосуде на Елеонской горе, где впоследствии воздвигли храм.

Возмездие


Царь Ирод за свое злодеяние был наказан: его войско было разбито, а сам он сослан в заточение по приказу Калигулы. Гибель Саломии точь-в-точь повторила насильственную смерть пророка. Она переходила зимой реку по льду, неожиданно лёд треснул и Саломия упала. Льдины сомкнулись у нее на шее, обезглавив её.


ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ В ПУСТЫНЕ

(Лука, 1:80)

(80) Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.

(Лк. 1:80)

Приведенная выше цитата из Луки - это все, что евангелист говорит о детстве и дальнейшей жизни Иоанна до явления его на проповедь покаяния. Когда бы по хронологии евангельского рассказа ни произошло избиение младенцев - сразу по рождении Иисуса или год спустя (Дмитрий Ростовский в житии Захарии говорит о том, что Иоанну в то время было полтора года, а он, как известно, на полгода был старше Иисуса), - Иоанн, это малое дитя, рано остался без отца. Произошло это так (согласно более поздней традиции, основанной на рассказе Протоевангелия; Церковь - как Западная, так и Восточная - не признает достоверности этого рассказа): Ирод, знавший о необыкновенном рождении Иоанна (см. БЛАГОВЕСТИЕ ЗАХАРИИ , а также РОЖДЕНИЕ И НАРЕЧЕНИЕ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ), пона­чалу не придал этому должного значения. Но когда в Иерусалим пришли волхвы с востока и спросили о родившемся Мессии, он вспомнил об Иоанне и послал убийц, чтобы уничтожить и его. Захария, отец Иоанна, священник, служил в тот момент в храме. Воины, искавшие Младенца Иисуса, чтобы погубить Его, согласно приказу Ирода, явились также в Юту, чтобы здесь уничтожить также и этого младенца. Елисавета с малолетним сыном бежала, чтобы спасти его. Ирод же послал своих людей в храм допросить Захарию, где скрыл он своего сына? Захария ответил: «Я слуга Бога, нахожусь в храме и не ведаю, где сын мой. И слуги пришли и рассказали это Ироду. И Ирод в гневе сказал: Сын его будет царем Израиля. И отправил к нему опять слуг, говоря: Скажи правду, где сын твой? Ибо знай, что твоя жизнь в моей власти. И Захария ответил: Я мученик Божий; если прольешь кровь мою, Господь примет душу мою, ибо неповинную кровь ты прольешь перед храмом. И перед рассветом Захария был убит, а сыны Израиля не знали, что его убили» (Протоевангелие, 23). О Елисавете, матери Иоанна Крестителя, в последний раз в Евангелии упоминается в связи с посещением ее Девой Марией (см. ПОСЕЩЕНИЕ ДЕВОЙ МАРИЕЙ ЕЛИСАВЕТЫ) . Когда она умерла - не известно. Можно с большой долей вероятности предположить, что Иоанн отправился жить в пустыню, когда остался сиротой.

Пустынническая жизнь Иоанна изображается разными способами: 1) он поки­дает родителей и отправляется в места своей отшельнической жизни; ведет его туда Ангел; 2) Иоанн один на фоне лесистого пейзажа; у его ног ягненок - символ Агнца Божиего (Бассано); ягненок часто с нимбом (Гертген тот Синт Янc ).

Гертген тот Синт Янс. Иоанн Креститель в пустыне. (Конец XV века). Берлин-Далем. Картинная галерея Государственного музея.

Что касается проводов Иоанна родителями, то из приведенных выше обсто­ятельств, а именно смерти Захарии, когда Иоанну было всего полтора года, ясно, что уходить в пустыню провожаемым отцом он не мог. Но тот факт, что он ушел в пустыню, по-видимому, в ранней юности, оправдывает пристрастие художников, особенно итальянских и испанских мастеров XVI - XVII веков, изображать Иоанна очаровательным ребенком или миловидным юношей. Так, только Караваджо создал пять или шесть вариантов этого сюжета - юный Иоанн Креститель с ягненком или без него: три из этих картин находятся в Риме (галерея Дориа-Памфили, Капитолийский музей и. галерея Боргезе), четвертая, очень красивая по цвету, но с другой композицией, хранится в Базеле (Городской музей), пятая - возможно, копия - в соборе в Толедо, шестая - в Канзас-Сити (Галерея Нельсона).

Караваджо. Иоанн Креститель (конец XVI века). Базель. Художественный музей

Описание внешнего облика Иоанна Крестителя дают лишь Матфей и Марк: «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед» (Мф. 3:4). В зрелом возрасте Иоанн изображается изможденным, запущенного вида, облаченным в тунику из звериной шкуры, с кожаным поясом. Он может держать медовые соты (указание на то, чем он питался в пустыне).

Атрибутом Иоанна Крестителя является тростниковый крест, иногда он держит купель - символ его миссии Крестителя. Еще одним его атрибутом является Агнец, у которого в ранних изображениях может быть крестообразный нимб. Надпись, которая очень часто фигурирует в изображениях Иоанна, - слова, произнесенные им, когда он увидел идущего к нему Иисуса: «Уссу Фптгы Вуш (лат. - «Вот Агнец Божий») (Ин. 1:3) (Караваджо, базельская картина). Как правило, Иоанн в пустыне предстает в состоянии глубокого раздумья (Бассано, Гертген тот Синт Янс ) или молитвы.

ПРИМЕРЫ И ИЛЛЮСТРАЦИИ:

Донателло. Иоанн Креститель. Берлин. Музей императора Фридриха.

Гертген тот Синт Янс. Иоанн Креститель в пустыне. (Конец XV века). Берлин-Далем. Картинная галерея Государственного музея.

Якопо Бассано. Иоанн Креститель в пустыне. (Середина XVI века). Бассано. Городской музей.

Караваджо. Иоанн Креститель (1597-1598). Рим. Капитолийский музей.

Караваджо. Иоанн Креститель (конец XVI века). Базель. Художественный музей.

©сандр МАЙКАПАР

Иоанн Креститель - сын священника Захарии и жены его Елисаветы, родственницы Пресвятой Девы Марии (Лук. 1, ст. 36). Местом его рождения, на основании раввинского предания, считают обыкновенно священнический город Хеврон, один из знаменитейших городов нагорной Иудеи. Мнение же, что Иоанн родился в Иутте, где св. Еленою, материю Константина Великого, построен храм в память рождения Предтечи, основывается не на предании, а на том, что под градом Иудовым (Лук. 1, 39), куда ходила Пресвятая Дева для свидания с Елисаветою, некоторые (Реланд, Вьель и Ренан) несправедливо разумели этот незначительный городок, который никак не мог быть назван «градом Иудовым», разумеется, в смысле знаменитого города .

I. Д е тство и юношеские годы Иоанна Крестителя . Сведения об этом периоде жизни передает нам один св. Лука, который, надобно заметить, даже и начинает свое Евангелие с Иоанна Крестителя, как предтечи Господня. В первых стихах первой главы он подробно говорит о явлении Ангела Захарии с радостною вестью о том, что престарелая жена его Елисавета родит ему сына, которого он назовет Иоанном (с еврейского «милость Божия») и который будет велик пред Господом. От чрева матери он исполнится Духа Святого, обратит многих из сынов Израилевых ко Господу Богу их, предидет пред Ним (Спасителем) в духе и силе Илии, чтобы приготовить Ему путь (Лук. 1, ст. 5-17). Также подробно говорит он потом о его рождении и обрезании (ст. 57-66), при чем приводит хвалебную песнь Захарии, в которой он (Захария) прославляет величие нашего спасения чрез обетованного Мессию и указывает назначение сына своего быть предтечею Господа (ст. 67-79). Повествование оканчивается хотя и кратким, но весьма важным замечанием Евангелиста о развитии и жизни Иоанна до времени общественного служения его в качестве предтечи Господня: отроча же растлите и кр е пляшеся духом: иб о в пустынях, до дне явления своего ко Израилю (ст. 80). Из этих слов видно, что жизнь и развитие Иоанна шли необычным путем: он жил в пустынях. Но где же были эти пустыни? Когда Иоанн поселился в них и не находился ли он там под чьим-либо влиянием?

Известно, что недалеко от Хеврона, на всем протяжении с западной стороны от Мертвого моря, вся местность представляет сплошную пустыню (Мф. 3, ст. 1); только горные хребты и небольшие ручьи, скатывающиеся по глубоким впадинам в Мертвое море, разделяют ее как бы на несколько отдельных пустынь (И. Нав. 15, ст. 61-62; 21, ст. 11; 1 Цар. 25, ст. 1-2). Вот в этих-то пустынях, богатых пещерами, служившими издавна убежищами для всяких отшельников, поселился Иоанн Предтеча. Место, где жил он, приготовляя к своему высокому призванию, находится, по преданию (см. у Норова в I томе стр. 325 по изд. 1838 г.), на самом обрыве одного горного хребта; тут виднеются теперь развалины небольшой церкви, а под нею в скале пещера, в которой уединялся юный подвижник; ниже этой пещеры журчит живописный источник. На аскетический образ жизни Иоанна мы находим ясные указания и в Евангелиях. Матфей и Марк согласно говорят, что Иоанн носил одежду из власяницы, опоясывался кожаным поясом, а питался акридами и диким медом (Мф. 3, ст. 4 и Мр. 1, ст. 6). Под акридами обыкновенно разумеют род большой саранчи, которою питаются на востоке бедные люди, но едва ли это верно. По мнению еп. Порфирия (см. «Книга бытия моего» том V), акриды это род растения. «Они походят на зеленые деревца величиною с обычный куст нашей сирени и имеют кругловатые солоноватые на вкус листочки, которые можно есть как салат и как приварок; ими-то, по словам преосв. Порфирия, и питался Иоанн Предтеча, а не саранчою, называемою акриды».

Когда Иоанн удалился в пустыню, ничего нельзя сказать определенно. Ориген (hom. 11), Амвросий и другие относят это к самому раннему детству. Никифор Каллист (Церк. Ист. 14, ст. 1) и Бароний сообщают, будто Елисавета бежала в пустыню с Иоанном от преследования Ирода ; но ни эти старинные писатели, ни позднейшие ученые исследователи не придают этому легендарному преданию никакого значения. Что же касается того мнения, будто Иоанн сблизился с жившими в этой пустыне (Plin. Hist. nat. 5, 17) ессеями и учился у них (Paulus Exeg. Handb. I, 136; Gfrörer, Gesch. d. Urclirist. III; Haupt; Meyer) то это мнение прямо опровергается евангельским текстом, по которому духовное развитие Предтечи исключительно приписывается непосредственному воздействию на него Самого Бога. Но если даже и допустить правдивость такого мнения, все-таки надобно будет согласиться, что он ничему от них не научился, потому что представляет собою совершенную противоположность ессеям. Последние, как известно, не верили в пришествие Мессии, между тем жизнь и душу Иоанновы учения составляло ожидание Мессии и приготовление людей к принятию Его. На тело ессеи смотрели, как на темницу души и причину всякого греха: Иоанн же своим призывом к покаянию ясно даст видеть, что причина греха в злой воле человека. Ессеи держались платоновских идей (см. Иосифа Флавия , О войне иуд. 2, 8); у Иоанна все иудейское. Ессеи жили вдали от человеческих обществ и предавались мечтательности; Иоанн смело идет в народ и до самого конца деятельности своей проводит жизнь среди него. Аскетическая жизнь св. Иоанна всего ближе и естественнее объясняется тем, что он был назорей, от чрева матери своей посвященный Богу (Лук. 1, ст. 15), а не из ессейства. По близости места обитания св. Иоанну только не могла быть неизвестною уединенная жизнь ессеев, их обычаи, точно так же, как неизвестны ему были и другие религиозные иудейские толки с их особенностями; но он ни от кого и ничего не заимствовал. Промыслу угодно было, чтобы он возрос вдали от мира, вне всякого влияния. Покорный одному водительству промысла Божия, Иоанн провел юные годы свои в пустыне до дня явления своего Израилю (Лук. 1, ст. 80), дабы свидетельство его о Христе, как Агнце Божьем, было подобно благовестию Ангела и было принято народом за откровение свыше, каковым оно и оказывалось в действительности, по словам самого же Иоанна (Ин. 1, ст. 31-34).

II. Общественное служение Иоанна Крестителя . В пятнадцатый год правления Тиверия Кесаря, при Понтии Пилате, Иоанн, согласно предсказанию пророческому (Мал. 3, ст. 1 и Исаия 40, ст. 3), выступил на служение в качестве Предтечи Мессии (Мф. 3, ст. 1-3; Мр. 1, ст. 1-4 и Лук. 3, ст. 1-6). Местом явления его был пустынный берег Иордана . Сюда нередко, особенно в начале нового года (в сентябре месяце), пред праздником очищения (Лев. 23, ст. 24-27; Числа 29, ст. 1-7), целыми толпами приходил народ для религиозных омовений. И вот в то самое время, когда собравшиеся на реку спешили совершать омовения законные, не думая о нравственной чистоте, об исправлении своей жизни, Иоанн обращается к ним с проповедью о крещении покаяния во оставление гр е хов . Момент был самый удобный не только для того, чтобы призвать всех к крещению в покаяние, но и указать причину такого призыва: покайтеся , говорил он им, приближебося Царство Небесное (Мф. 3, ст. 2). В этих немногих словах заключается вся сущность проповеди Иоанна Предтечи, приготовлявшего путь Господу в сердцах человеческих. Остановимся на них. Прежде всего, что значит крещение покаяния ? Преосв. Филарет, митрополит Московский, говорит в одной проповеди (том III, стр. 319 по 1877 г.): «крещение покаяния , как бы и толковали сие выражение, дает разуметь, что покаяние в учении Иоанна составляло главную черту, необходимую потребность»... Иоанн как бы так говорил: не внешнее омовение важно, а внутреннее очищение души покаянием. Вот почему никто не мог получить от Иоанна крещения (βάπτισμα), т.е. погружения в воду, до тех пор, пока не доказал своего намерения переменить свою жизнь смиренным и всенародным исповеданием своих грехов (Мф. 3, ст. 6; Мр. 1, ст. 5). Вот это-то очищение души и есть крещение покаяния или крещение в покаяние , как он сам объяснил себя в другом месте (Мф. 3, ст. 11). Некоторые из новейших экзегетов (Лайтфут, Бенгель и др.) думают, что крещение Иоанново есть не что иное, как прозелитское крещение; но это мнение не имеет исторического основания. Ни в книгах Ветхого Завета, ни в книгах Нового Завета, ни у Филона, ни у древнейших таргумистов нет данных на то, чтобы для принятия иудейства непременно всегда и от всех требовалось крещение, как особый самостоятельный обряд. Да и сами иудеи того времени были убеждены, что право крестить будет иметь собственно Мессия, когда придет, и предтеча Его Илия, или другой какой-либо пророк (Ин. 1, ст. 25). Крещение прозелитов, в смысле особого обряда, известно в употреблении не ранее, как в третьем столетии (см. Библ. археол. Кейля в русск. перев. I, Киев 1871, стр. 399). Если это так, то, естественно, нельзя выводить из него ни крещения Иоаннова, ни крещения христианского. Скорее, наоборот, иудеи после уничтожения их храмового культа могли заимствовать от христианского крещения повод к тому, чтобы употреблявшееся у них дотоле простое очищение купанием, которое совершал сам очищаемый, преобразовать в формальное крещение, как обряд принятия в религиозное общение. Не имеет ничего общего Иоанново крещение и с омовениями, которых требовал закон Моисеев. Иудейские омовения были большею частью действиями, имеющими целью удалить телесные осквернения и могли повторяться столько раз, сколько требовалось новыми осквернениями. Но крещение должно было совершаться только однажды и те, которые искали его, могли получить его только от Иоанна. Таким образом, крещение Иоанново было совершенно новым, неизвестным в ветхозаветной практике обрядом и представляет совершенную противоположность омовениям и очищениям, предписанным законом (И. Нав. 3, ст. 5; 1 Дар. 16, ст. 5 и многие другие).

Но, будучи вполне самостоятельным по отношению к иудейским омовениям, крещение Иоанново не имело само по себе оправдывающего значения для человека; оно выражало собою только общий смысл всего служения Предтечи и как цель последнего состояла в том, чтобы нравственно приготовить людей к принятию грядущего Искупителя, так и крещение имело только приготовительное нравственное значение, приводя людей к другому высшему духовному крещению Христову. Предтеча должен был только начать то совершение и окончание чего принадлежало уже Иисусу Христу (Mф. 3, ст. 11). Так как в крещении Иоанна недоставало возрождающей силы Духа Святого, то в параллель с ним может быть справедливо поставлено крещение учеников Господа (Ин. 4, ст. 1-2) до установления Им таинства; или же его можно уподобить христианским оглашениям, предваряющим таинство крещения: как чрез эти оглашения верующие убеждаются в своей нравственной нечистоте и необходимости благодатного возрождения для нравственно-доброй жизни, так и в крещении Иоанновом человек глубоко сознавал свою греховность и желал нравственного исправления. Вот почему отцы и учители церкви, рассуждая о силе и значении крещения Иоаннова, называют его вообще приготовительным крещением - βάπτισμα "εισαγώγικον (блж. Августин, Contra Donat. 5, 10; св. Кирилл ал. in Johan. 2, 57; св. Иоанн Златоуст в 24-й беседе). Проповедь Иоанна о крещении покаяния составляла только начало проповеди, лучше сказать, одну сторону ее. Самое же главное в его проповеди - это учение о приближении царства Божия, Царства Небесного (Мф. 3, ст. 2). Иудеи давно уже ожидали восстановления теократии, давно уже хотели видеть на престоле Давидовом царя-освободителя от ига иноземного, царя-завоевателя, с которым они думали господствовать над всем миром. Они надеялись видеть в Мессии земного царя. Иоанн, как бы отвечая на эти думы, взывает к покаянию и побуждает переменить мысли земные на небесные, потому что приблизилось Царство Небесное, царство духовное, а отнюдь не земное. Иудеи думали, что для вступления в Царство Мессии достаточно одного происхождения от Авраама. Иоанн разрушает и эту гордую мысль (Мф. 3, ст. 9-10).

Властное, запечатленное вышечеловеческим достоинством слово Предтечи, его новое, отвечающее на самые святые запросы души учение, в соединении с внешним его необычайным видом и самою безыскусственною простотой проповеди производили до такой степени сильное впечатление на народ, что многие недоумевали и размышляли в себе, не это ли и есть Мессия, обещанный Израилю. Но строго верный своему призванию, не желая не принадлежащей себе славы, Иоанн предупреждает возможность такого крайнего увлечения и разъясняет недоумевающим людям в кратких, но сильных выражениях истинный смысл своего служения и своего отношения к Мессии. «Аз убо крещаю вы водою в покаяние, грядый же по мне, крепли мене ест, ему же несмь достоин отрешити ремень сапогу его: той вы крестит Духом Святым и огнем» (Мф. 3, ст. 11 и Лук. 3, ст. 16).

И вот в то самое время, когда путь Господу был уже уготован, когда ожидание Мессии достигло самой высшей степени, среди множества народа приходит на Иордан креститься от Иоанна и Иисус из Назарета.

Крещение Господа ознаменовалось необыкновенными чудесными знамениями - гласом с неба Бога Отца и сошествием на Крещаемого Духа Святого в виде голубя (Мф. 3, ст. 16-17; Мр. 1, ст. 9-11 и Лук. 3, ст. 22). Эти чудесные знамения служили для Иоанна неопровержимым доказательством, что Иисус Христос есть действительно обещанный Богом Мессия, Спаситель мира. И аз не ведех его , говорил он народу после уже крещения Христа, и аз не в е д е х Его, но пославый мя крестити водою, той мн е рече: над негоже узриши Духа сходяща и пребывающа на нем, той есть крестяй Духом Святым. И аз вид е х и свид е телствовах, яко сей есть Сын Божий (Ин. 1, ст. 33-34). Евангелист Иоанн, ближайший ученик Предтечи и очевидец всего, передает нам в своем Евангелии четыре таких свидетельства, в которых Иоанн ясно и определенно указал всем на Христа, как ожидаемого Мессию. В первый раз он свидетельствовал пред посланными к нему от синедриона священниками и левитами, которым он не повинуясь объявил, что Христос уже явился, но они Его не знают (Ин. 1, ст. 26-27). На другой день Иоанн снова свидетельствовал о Христе и лично указал на него всему народу, возгласив: «ce Агнец Божий, вземляй грехи мира» (Ин. 1, ст. 29). При том, что особенно замечательно, Иоанн объяснил народу, что он для того и пришел крестить в воде, да явится Он (Христос) Израилю (ст. 31), т. е. чтобы чрез него Он сделался известным, чтобы все узнали Его. На следующий день то же свидетельство и опять в присутствии Самого Христа Иоанн повторил пред учениками (ст. 36), причем двое отделились от него и последовали за Христом (ст. 37). Последнее, четвертое свидетельство, Иоанн высказал по такому поводу: ученики его стали завидовать увеличивавшейся славе Христа (Ин. 3, ст. 26), а он в ответ на это сказал: «вы сами свидетельствуете, яко рех: несмь аз Христос, но яко послан есмь пред Ним» (ст. 26-28) и затем трогательно сравнил свое отношение ко Христу с отношением друга к жениху после обручения его с невестой. Иоанн, как друг жениха-Христа, в таинственном союзе Его с церковью является ближайшим и довереннейшим Его служителем и посредником. Все обязанности его заключались только в том, чтобы приготовить невесту-общество Израильтян и привести ее к жениху. Ныне невеста приведена; жених признал ее и принял. Что же остается делать другу жениха? Теперь миссия его окончена; ему остается только радостью радоваться, что он удостоился такой чести и совершил с успехом свое дело. Продолжая свое сравнение со Христом, Иоанн говорит: оному подобает расти, мн е же молитися (ст. 30). Без сомнения, св. Иоанн не умалялся ни в сообщенных ему дарах благодати, ни в своих добродетелях, но постепенно возрастал в них. Меркла только слава его пред славою Христа. Христос, со Своей стороны, не мог возрастать Сам в Себе благодатью и добродетелями: Ему предстояло возрастать в очах людей чрез Свое учение и чудеса, чрез благоговение, которое день ото дня более и более проявлялось в сердцах Его слушателей. И не только чрез учение и чудеса подобало возрастать Христу, но и чрез самую крестную смерть, воскресение и вознесение на небо. Всем этим Он приобрел Себе имя паче всякого имени: да о име ни Иисусов е , как говорит Апостол Павел, всяко кол е но поклонится небесных и земных и преисподних (Филип. 2, ст. 9-10). Показывая далее своим ученикам, почему расположение народа к Иисусу Христу, доверие к Нему и слава Его возрастает, Иоанн Креститель поучает, что Он по природе Своей неизмеримо выше всех людей, что Он не просто человек, но принявший природу нашу Сын Божий и что поэтому вера в Иисуса Христа, как истинного Бога, есть необходимое условие и единственный путь нашего спасения: «веруяй в Сына имать живот вечный: а иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем» (ст. 36).

Такое значение Иоанна Крестителя подтверждается и свидетельствами Самого Христа, Который в Своих беседах с учениками не раз говорил о нем, как о посланнике Божьем (Mф. 11, ст. 10), пророке, большем в рожденных женами (ст. 11), и, наконец, как самом блестящем светильнике (Ин. 5, ст. 35), который, однако, подобно утренней звезде, недолго горел и скоро угас.

III. Заключение Иоанна Крестителя Иродом Антипой в темницу и его мученическая смерть . Св. Иоанн был заключен Иродом Антипою в темницу за то, что он обличал его за незаконные поступки и особенно за то, что он завладел женою брата своего Филиппа (Мр. 6, ст. 18). Погубить Иоанна Ирод, однако, боялся, потому что все считали его пророком (Мф. 14, ст. 5), да и сам Ирод, как ни был испорчен и развращен, не мог отрешиться от благоговейного страха пред ним, как мужем праведным и святым (Мр. 6, ст. 20). Примешивалось к этому и воспоминание прежнего, когда Ирод пользовался советами и в сладость слушал его (Мр. 6, ст. 20). Все это взятое вместе удерживало Ирода от убийства Иоанна, и он долго томил его в темнице (Мр. 6, ст. 20).

Пребывание Иоанна Предтечи в темнице не осталось бесследным. Евангелист Матфей передает нам один факт, который заслуживает особенного внимания. По его словам, Иоанн, слыша во узилище о делах Христа, послал к Нему двух учеников с вопросом: ты ли еси грядый, или иною чаем (Мф. 11, ст. 2-3)? Многих экзегетов крайне смущает этот вопрос. Многим кажется, что Иоанн, находясь в темнице, поколебался в своей вере во Христа (Годе и Кейль). Но такое мнение совершенно ложно. Призвание Иоанна, небесные знамения, которых он был свидетелем при крещении Иисуса Христа, и наконец вся история его жизни и деятельности служат ручательством, что он никогда не мог поколебаться в своей вере во Христа. Если же он обратился теперь к Нему с таким вопросом, то не для того, чтобы самому увериться, а для того, чтобы укрепить в вере своих еще колеблющихся учеников (Мф. 11, ст. 6). Можно, пожалуй, к этому прибавить что, в виду приближающейся кончины, он еще раз хотел внутренне пережить впечатление от божественной личности Христа, хотел прочувствовать возвышеннейшую сладость непосредственного свидетельства Спасителя о Себе. Эта цель достигалась вместе с первою.

После этого, надобно думать, Иоанн не долго уже жил. Ирод, как мы видели выше, благоговел пред Иоанном и потому не решался лишить его жизни. Но достаточно было одного с его стороны необдуманного обещания, чтобы это препятствие утратило свое значение. Ирод Антипа по случаю дня своего рождения давал пир своим вельможам. Во время пира дочь Иродиады , Саломия, вышла и плясала и так угодила Ироду и возлежавшим с ним, что он с клятвою обещался дать ей все, чего бы она ни попросила, даже до полцарства своего, а она по научению матери стала просить только головы Иоанна Крестителя и голова его оказалась на блюде (Мф. 14, ст. 6-12). Так кончил жизнь свою величайший из всех рожденных женами славнейший пророк Предтеча и Креститель Господень - Иоанн. Ученики Иоанна с честью погребли тело своего любимого учителя и затем пошли и возвестили Господу об этом скорбном событии (Мф. 14, ст. 12). Жизнь кончилась насильственно, но был уже выполнен весь провиденциальный ее подвиг. Сущность последнего верно выражается и наименованием Иоанна «Предтечею». Однако нужно заметить, что название ό πρόδρομος , применяемое в Евр. 6, ст. 20 к Христу Иисусу, для Крестителя является не библейским; в этом смысле оно впервые встречается у гностика Гераклеона (см. The Fragments of Heracleon by A. E. Brooke в Texts and Studies: Contributions to Biblical and Patristic Literature ed. by J. Armitage Robinson I, 4, Edinburgh 1891, p. 63: τά Όπίδω μου έρχόμενος το πρόδρομον είναι τόν Ίωάννην του Χριστοΰ δηλοΐ ), потом было принято Климентом Алекс. (Protr. 1) и Оригеном (in Joh. VI, 23), а затем уже быстро достигло широкого распространения и даже преобладания в церковном употреблении греков, откуда перешло к славянам с начала христианства. - Η. Η. Г.

Праздники в честь Иоанна Крестителя : 23 сентября в день его зачатия, 24 июня в день его рождения, 29 августа в день усекновения его главы, 7 января на другой день крещения Господня, 24 февраля в память первого и второго обретения его главы, 25 мая в память третьего обретения его главы, 12 октября в память перенесения с острова Мальты в Гатчину, в 1799 г., его правой руки.

Литература . На русском языке см. сочинение прот. С. Вишнякова, Св. великий пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн (Москва 1879); [о посольстве Крестителя ко Христу из темницы у проф. М. Д. Муретова в «Прав. Обозрении» 1883 г. т. III; экзотический обзор у проф. М. И. Богословского в диссертации: Детство Господа нашего Иисуса Христа и Его Предтечи (Казань 1893), а равно в «Прав. Собеседнике» 1894 г. № 12, 1897 г. № 1, 1900 г. № 2. См. также y М. В. Барсова, Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия (т. I во 2-м изд. Спб. 1893). Иностранная литература указывается и в статьях о Крестителе библейских словарей и энциклопедий на немецком языке у Herzog-Hauck, по-французски у Vigouroux, по-английски у W. Smith"а, Cheyne and Black и Hastings"a, конечно, и в экзегетических трудах].

Примечания:

. [Мнение об Иутте или (по терминологии на карте Палестины в издании Императорского Православного Палестинского Общества; ср. и И. Нав. 15, ст. 55) Юте, введенное «пионером новейшей географии Св. Земли» Реландом и утвержденное «героем позднейшего географического изучения» Робинсоном, подвергается сомнениям и со многих других сторон, но самый последний его критик Dr. Conrad Schick высказался в том смысле, что местом рождения Предтечи был Айн-Карим, ныне деревушка, всего лишь в 12 часах пути к западу от Иерусалима: см. «Quarterly Statement» в «The Palestine Exploration Fund» за январь, от 1905 г. и см. «The Expository Times» XVII, 6 (March 1905), p. 245-246] - Η. Η. Г.

. [Специально о месте (местах) крещения Иоанном Предтечей см. из новейшего времени Dr. Carl Mommert, Ritter des heil. Grabes und Pfarrer zu Schweinitz (в прусской Силезии), Аеnon und Bethania, die Taufstatte des Täufers, nebst einer Abhandlung über Salem, die Königsstadt des Melchisedek, Lpzg 1903; cp. еще разъяснения в «Theologische Revue» 1905, Nr. 3, Sp. 86-87] - Η. Η. Г..

* Михаил Иванович Богословский,
доктор богословия, заслуженный орд.
профессор Казанской духовной академии.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 6, стлб. 800. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1905 г. Орфография современная.

Иероним Босх Святой Иоанн Креститель в пустыне

Иероним Босх
Святой Иоанн Креститель в пустыне


Тема разнузданных земных наслаждений, вопреки расхожему мнению, не была главенствующей у Босха. Не менее часто художник обращался с темам святости и молитвы, медитации и аскезы.

Как пример праведно прожитой жизни, в творчестве Иеронима Босха чаще всего фигурируют отшельники – те, кто удалился от мира, лежащего во зле, чтобы, оставшись наедине с собой и Богом, каяться и молиться.

Таковы родоначальник отшельнического монашества святой Антоний, молящийся в пустыне книжник Иероним и евангельский Иоанн Креститель.


1489, 48.540.5 см Масло, Дерево


Иоанн Креститель

Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча) – последний по времени из библейских пророков, прямой предшественник Иисуса Христа, чьей задачей было «подготовить Ему путь».

Иоанн призывал народ Израиля к покаянию и крестил водой, объясняя, что Идущий за ним будет крестить святым духом.

Если Иисуса Христа фарисеи могли упрекнуть в том, что Он не постится, а напротив, не гнушается есть и пить с мытарями и грешниками, то Иоанн Креститель – это образ совершенного аскета, жившего в пустыне, носившего грубую шерстяную накидку и питавшегося «акридами (саранчой) и диким мёдом».

У современного зрителя может возникнуть закономерный вопрос: почему место, куда удалился Иоанн Креститель, на картине Босха так мало напоминает пустыню?

Действительно, вокруг зеленеют деревья и кустарники, рядом с Предтечей зреет экзотический плод, а трава – настолько зелёная и сочная, что лежащий неподалёку от Иоанна ягнёнок наверняка не испытывает голода.

Дело в том, что во времена Босха слово «пустыня» в нидерландском языке не ассоциировалось с бесплодными песками.

Скорее, речь шла о безлюдной местности. В том же десятилетии, что и картина Босха, был написан «Иоанн Креститель» другого художника из Нидерландов, Гертгена тот Синт Янса.

На ней «пустыня» также состоит из зеленых холмов, перерезанных ручьями, и красивых деревьев.

Искусствоведы усматривают в картине Босха «Иоанн Креститель» влияние Синт Янса. Но если у последнего пейзаж целиком реалистичен, то Босх остаётся Босхом, когда изображает характерное фантастическое растение с колючками, изысканно изгибающимся стеблем и роскошным перезревшим плодом (подобные можно встретить и на других его картинах), олицетворяющим всю сладость земных искушений и соблазнов.

Почти всегда такие плоды у Босха имеют великолепную оболочку, напоминающую яркий, ароматный и спелый фрукт, но с гнилым нутром и смертельными семенами.

Чтобы в этом не оставалось сомнений, художник пишет трёх птиц: одна из них сидит на бутоне у верхнего края картины (она не клюёт плод порока, поэтому ей ничего не угрожает), вторая выклёвывает середину созревшего плода, а третья, очевидно, недавно насытившаяся той же пищей, уже лежит мёртвая кверху лапками внизу, на плите, на которую опирается Иоанн.

Листья растения напоминают чертополох – символ первородного греха. На духовные опасности и соблазны указывает и скала с причудливыми очертаниями на дальнем плане, напоминающая «фонтаны жизни» из «Сада земных наслаждений».

Примостившийся под обломком скалы белый ягнёнок символизирует Иисуса Христа, в соответствии с евангельской Его трактовкой как безгрешного агнца, который приносится в жертву во искупление человеческих грехов.

Иоанн у Босха указывает на ягнёнка пальцем. Этот жест – прямая живописная параллель к словам, которые произносит Креститель в Евангелии от Иоанна.

В Евангелии от Матфея сказано — Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед (Матф.3:4)

Акриды это насекомые, которые представляют собой некоторую разновидность саранчи, похожей на наших кузнечиков. Следует так же отметить, что эта еда в те времени была не экзотична, а скорее представляла собой самый низший класс пищи. Кстати, акриды до сих пор употребляются в пищу в Недже и .

В лавках с саранчой она продается мерами. Приготовляя ее в пищу, бросают ее живою в кипяток, который хорошо просаливают; через несколько времени саранча вынимается и просушивается на солнце.

Англичанин доктор Томсон, проживший в Палестине много лет и написавший очень хорошую о ней , говорит: «саранчу не ест в Сирии никто, кроме бедуинов на крайних границах, и о ней постоянно говорят, как о низшем сорте пищи, смотрят на нее большею частью с отвращением, так как эта пища выносится только низшими классами народа. Иоанн Креститель, однако, и принадлежал именно к этому классу, все равно - по необходимости или по выбору. Он также жил в пустыне, где такая пища и теперь употребляется; и потому в Евангелии излагается простая истина. Обыкновенной пищей Крестителя была саранча, вероятно, поджаренная в масле и смешанная с медом, как это и теперь бывает».

Саранча дозволена была в пищу еврейским законом — сих ешьте из них: саранчу с ее породою, солам с ее породою, харгол с ее породою и хагаб с ее породою. (Лев.11:22)

Под диким медом в Евангелии одни разумеют сок из пальм, смоковниц и других деревьев или же так называемую персидскую манну. Основание для такого мнения находят в том, что мед по-гречески называется просто meli, без прибавления agrion (дикий). В подтверждение того же мнения ссылаются на Плиния историка и Диодора Сицилийского, который говорит, что у набатейцев «растет много меда (meli), называемого диким (agrion), которым они пользуются в виде питья, смешанного с водою». Но другие принимают, что «дикий мед» есть обыкновенный пчелиный мед, который пчелы заносят в дуплах деревьев и отверстиях скал.

По словам Тристрама диких пчел в Палестине гораздо больше ульевых, и мед, продающийся в южных местностях, получается от диких роев. Действительно, говорит Тристрам, мало мест, которые были бы так пригодны для пчел, как Палестина. А в пустыне Иудейской пчелы многочисленнее, чем в какой-либо другой части Палестины, и мед до настоящего времени служит домашней пищей бедуинов, которые выжимают его из сотов и сохраняют в мехах. Нельзя не согласиться, что такое понимание слов «дикий мед» естественнее предыдущего.

Но есть и духовная составляющая этой пищи. Святой Феофилакт Болгарский

 


Читайте:



» «Наша Масленица, ты широкая, в детский сад к нам пришла и весну принесла!

» «Наша Масленица, ты широкая, в детский сад к нам пришла и весну принесла!

Оксана Перерва Сценарий развлечения «Масленица» в старшей группе Цель : продолжать знакомить детей с народными праздниками, создать бодрое...

Значение слова стрешневы в краткой биографической энциклопедии

Значение слова стрешневы в краткой биографической энциклопедии

СТРЕШНЕВ МАКСИМ ФЕДОРОВИЧ. Ум. в 1657. Был несколько лет воеводой в Верхотурье. В 1629 приобрел у Поместного приказа находившиеся к югу от Москвы...

Мужчина-крыса - женщина-тигр

Мужчина-крыса - женщина-тигр

В этой теме: Характер рожденных в Год Тигра Это сильные личности, бунтари или руководители. Их трудно заставить подчиняться, зато руководят они...

Договор банковского вклада для физических лиц

Договор банковского вклада для физических лиц

Договор депозитного вклада (для физических лиц) гор.__________________ " "_________________20___г. Коммерческий банк "_______" (условно),...

feed-image RSS