Главная - Квартира-студия
Культурный переворот петровской эпохи. Петровская эпоха и хронология XVIII века 18 век петровская эпоха

Петровская эпоха

(первая половина XVIII века)

Миротворческая миссия Татищева

Новый этап в истории географических исследований нашей страны по праву связывают с именем Петра I (рис. 1).

При нем в России впервые появляются оригинальные карты, основанные на точных съемках, а не на расспросах, и положенные на градусную сетку. Начиная с 1717 года, Петр I специальными указами отправлял в разные концы страны геодезистов «для сочинения ландкарт». В 1720 году такой отряд был снаряжен и в Астраханскую губернию, в которую в то время входила и территория современной Самарской области.

Геодезические работы в Поволжье и на Урале продолжались и после смерти первого российского императора. А при царице Анне Иоанновне все они были объединены под названием Оренбургской физической экспедиции. В 1734 году ее штаб обосновался в Самаре, где работами руководил обер-секретарь Сената Иван Кирилов,
серьезный ученый и крупнейший организатор науки (рис. 2).

Но в 1737 году он неожиданно скончался от туберкулеза и был похоронен в Самаре при одной из местных церквей, располагавшейся в районе современной Хлебной площади. Точное место этого захоронения, к сожалению, ныне утеряно.

Новым руководителем всех геодезических работ был назначен крупный государственный деятель Василий Никитич Татищев, который продолжил работы Кирилова. Считается, что в Самару с Урала он переведен после ссоры с Эрнстом Бироном, фаворитом императрицы Анны Иоанновны.

Василий Никитич Татищев (рис. 3) родился 19 (по новому стилю 29 апреля) 1686 года в Псковской губернии. Он происходил из обедневшего дворянского рода, который вряд ли смог подняться, если бы при Петре I Василий не получил хорошее образование в Германии. Затем благодаря своим личным качествам молодой выпускник сумел быстро сделать служебную карьеру. Император уже вскоре обратил внимание на широкие познания Татищева в горном деле, и в 1719 году по рекомендации главы Берг-коллегии Якова Брюса ему поручили проведение исследований в восточных регионах России. В первую очередь Татищев должен был искать месторождения металлов «на Урале и в Сибирской губернии, а где обыщутся удобные места, то построить там заводы, и из руд железо, серебро и медь плавить».

С изучением Уральского хребта и основанием целого ряда горно-металлургических предприятий в разных точках этого региона оказались тесно связаны следующие 15 лет жизни Василия Татищева. По его распоряжению при самых крупных заводах началось строительство рабочих городков, куда со всей страны в массе свозили крепостных крестьян. В числе прочих в 1723 году Татищевым были основаны поселения Екатеринбург и Пермь, которые уже вскоре стали быстро растущими городами.

Работа царского назначенца на Урале продолжалась вплоть до 1737 года, когда у него случился упомянутый выше конфликт с Бироном. Дело в том, что фаворит царицы имел давнее желание передать в собственность своим немецким родственникам ряд здешних горных заводов. Татищев же пытался раскрыть глаза императрицы на коварные планы Бирона, но в итоге оказался в самарском захолустье.

Именно в этом время, в 1737 - 1739 годах, по поручению Татищева английский топограф Джон Илтон составил первую карту Самарской Луки, «о кривизне (которой)… в ланд-карты нигде подлинно внесено не было». До этих съемок Волгу в ее среднем течении на картах изображали либо совершенно прямой, либо слегка изогнутой коленом около города Самары, и остается лишь удивляться, что огромная излучина Самарской Луки была выявлена как географический объект лишь в тридцатых годах XVIII века.

Но в то же время важнейшей задачей, в этот период возложенной Сенатом на Татищева, стало урегулирование отношений с калмыцкими племенами, которые в первой половине XVII века поселились на Нижней Волге. Калмыки тогда признали над собой приоритетную власть Российского государства,
продолжая в то же время пользоваться полной автономией в решении своих внутренних вопросов (рис. 5).

А отношения между отдельными калмыцкими племенами в то время оставались сложными. Периодически в их среде вспыхивали междоусобные войны, при которых гибли тысячи человек. Мирить враждующих приходилось опять же русским представителям. Поэтому для лучшего управления полудикими кочевниками правительство избрало путь поощрения их землями и скотом, но только в случае принятия ими православия и перехода к оседлому
образу жизни (рис. 6).

В начале 1737 года к Анне Иоанновне обратилась калмыцкая княгиня Анна Тайшина (рис. 7), супруг которой, выходец из ханского рода Петр Тайшин, ранее уже принял православие.

Анна обещала царице окреститься и сама, а также привести на крещение 2400 своих подданных, но с одним условием: власти должны подыскать место для строительства калмыцкого поселения на границе леса и степи, и желательно подальше от ее воинственных соплеменников. Осенью императрица подписала жалованную грамоту Анне Тайшиной на выделение ей казенных земель для строительства города крещеных калмыков в окрестностях Самары.
Исполнение царского указа было возложено на главу Оренбургской физической экспедиции (рис. 8).


С приездом Татищева в наш город связан один курьезный случай. Здесь при одной из церквей служил протопоп Антип Мартинианов, сильно злоупотреблявший спиртным, от чего у него периодически случались приступы безумства (по-современному - белой горячки). Говорят, во время обострения болезни к священнослужителю в бреду даже приходил сам сатана, который «его искушал, но своего так и не добился».

Вот как об инциденте с Антипом Мартиниановым пишет в своей книге «Самара во все времена» (2008 год) Александр Завальный, главный библиограф Самарской областной научной библиотеки:

Протопоп был известен чрезвычайно буйным нравом - то он баню в своем безумстве разворотит, то чужую жену возжелает, обидев и словом, и делом. Не выдержав его разгулов, Татищев однажды распорядился посадить протопопа на цепь. Проспавшись, тот покаялся, и некоторое время вел себя смирно. Однако после очередной пьянки Антип вновь ввязался в драку, и изрядно был бит казаками. Разобидевшись, протопоп написал на Татищева донос на имя императрицы Анны Иоанновны. В своем объяснении на этот счет, почему он сажал на цепь лицо духовного звания, Татищев писал, что «когда протопоп напьется, то редко без драки проходит, о чем здесь всем известно. А ежели дать ему волю, то опасно большого между чужестранцами стыда».

Но главным для Татищева все же было не наведение порядка в Самаре, а исполнение царского указа по поиску места для калмыцкого поселения (рис. 9). Он несколько раз лично выезжал вверх по течению Волги с целью осмотра окрестностей. По итогам трехмесячных поездок самым лучшим он признал место на берегу Куньей воложки, примерно в 80 верстах выше Самары.
По свидетельству местных жителей, Куньей эту волжскую протоку назвали «по причине множества черно-бурых куниц в здешних местах встречающихся, коих мех идет на знатные воротники и при большом промысле на душегрейки». Конечно же, посланник императрицы, выбрав это место, вряд ли мог предполагать, насколько сложной и порой парадоксальной окажется судьба его детища.

В своем донесении в Коллегию иностранных дел от 24 сентября 1737 года Татищев сообщил, что место для поселения крещеных калмыков найдено, «и в ознаменование сего оставлен там закладной камень». В этом же документе исполнитель царского указа выдвинул предложение символически проименовать новый город «Епифания», что по-гречески означает «Просвещение», однако государыне это слово не понравилось. В итоге он получил название «Ставрополь», в переводе - «Город креста». Основное строительство здесь развернулось в 1738 году. Сам же Татищев после падения Бирона в 1741 году по решению Сената для продолжения службы был переведен в Астраханскую губернию.

Но через много лет, в августе 1964 году город Ставрополь-на-Волге был переименован в Тольятти в честь умершего незадолго до того лидера итальянских коммунистов Пальмиро Тольятти.

И хотя в постперестроечное время неоднократно были попытки ряда инициативных групп вернуть городу его прежнее имя через всенародный референдум, эти планы так и не смогли набрать в свою пользу необходимого большинства голосов. Правда, активисты общественных организаций в поддержку Ставрополя по сей день не теряют надежды на свой успех. Они по-прежнему полны решимости убрать с карты страны фамилию
бывшего лидера итальянских коммунистов, попавшую сюда, как они считают, отнюдь не по причине каких-то его выдающихся заслуг, а лишь по удивительной прихоти истории.

Тем не менее тольяттинцы смогли увековечили память об основателе своего города. На берегу Волги близ Порт-Поселка 2 сентября 1998 года был открыт памятник Василию Татищеву. Создателем конной скульптуры стал народный художник России Александр Рукавишников, и при этом сам автор и вся его творческая группа из чувства патриотизма отказалась от оплаты за свою работу. А основными средствами, пошедшими на возведение памятника, стали пожертвования горожан и взносы 300 с лишним общественных организаций (рис. 10).

Самарский герб

С 1741 года Оренбургскую экспедицию возглавил ученик Кирилова Петр Иванович Рычков. Под его руководством в 1743 году было закончено составление генеральной карты и атласа края. Однако работы по их уточнению продолжались. В 1755 году в Академию наук был отправлен комплект значительно улучшенных карт; их составил под руководством Рычкова геодезист Иван Красильников. Как приложение к ним в 1762 году Рычков выпустил первую крупную географическую работу о Заволжье – «Топографию Оренбургской губернии».

Книга эта впервые познакомила ученый мир с огромными просторами Заволжских степей - с их географией, животным и растительным миром, населением и хозяйством. Для многих географических объектов она явилась первым их подробным описанием, например, для уникального степного соснового леса - Бузулукского бора. Крепость Борская, как сообщает Рычков, получила свое название от этого «немалого соснового бора, какого при всех линейных крепостях не находится…»

В те же годы ученые впервые с большой точностью нанесли на карту от истоков и до устья реки Большой Черемшан, Большой Иргиз, Шешма, Большой Кинель. Также впервые Красильников четко изобразил Бугульминско-Белебеевскую возвышенность, и, кроме того, гораздо более подробно, чем за двадцать лет до него Петр Чичагов, он показал Общий Сырт,
Сокские и Кинельские яры, Сокольи горы. Вот так благодаря огромному труду отрядов Оренбургской экспедиции, возглавляемой Иваном Кириловым, Василием Татищевым и Петром Рычковым, география Юго-Восточной Европы претерпела небывалый до того времени подъем. Впервые оказалась положенной на подробную географическую карту значительная часть территории между Волгой и Уралом.

При этом необходимо отметить, что в течение XVIII века Самара неоднократно меняла свою административную подчиненность. В 1708 году она стала значиться уездным городом Казанской губернии, в 1717 году Самару вновь перевели в подчинение Астрахани, а в 1718 году включили уже во вновь учрежденную Симбирскую провинцию Казанской губернии. При образовании в 1744 году Оренбургской губернии в нее вошла и Самара, к тому моменту из-за сокращения численности населения потерявшая статус уездного города. В составе этой губернии Самара в течение двух десятков лет административно подчинялась уездному городу Ставрополю, а с 1764 года – уездному городу Сызрани. Лишь в 1780 году по указу Екатерины II вновь был образован Самарский уезд Симбирского наместничества, в котором тогда в общей сложности было 13 уездов.

Интересна история обретения герба уездным городом Самарой, в котором по всем законам геральдики присутствуют природные символы нашего края. В «Полном своде законов Российской империи» указывается, что 22 декабря 1780 года императрица Екатерина II утвердила ныне ставшее классическим изображение самарского герба с белой козой на лазоревом поле. Однако при этом не следует забывать, что впервые герб у нашего города появился за полвека до екатерининского указа, когда на российский престол вступила новая царица Анна Иоанновна.

Как известно, 19 января 1730 года скончался от оспы 14-летний государь Петр Второй. В течение последующего месяца Верховный тайный совет Российской Империи решал, кого из представителей династии Романовых следует призвать на освободившийся трон огромного государства. Выбор пал на жившую в тот момент в Курляндии 37-летнюю дочь Ивана V Анну Иоанновну. В итоге 27 февраля избранница прибыла в Москву и в тот же день была коронована. А одним из ее первых распоряжений, последовавшим уже через несколько дней после восшествия на престол, был указ об укреплении военных гарнизонов, находящихся на окраинах Российского государства.

В числе множества городов, где в соответствии с императорским указом должен был разместиться один из пехотных полков, была названа и Самара, которая в 1730 году была лишь небольшим населенным пунктом с деревянными домами и населением в несколько тысяч человек. Но тут вышла загвоздка: каков должен быть рисунок знамени самарского полка?
Ведь, согласно существовавшему положению, на полотнище следовало поместить герб того города, где дислоцировалась воинская часть. Однако официально утвержденного герба у Самары в 1730 году еще не было.

О том, как был найден выход из затруднительной ситуации, существует красивая легенда. Согласно ей, чиновник, готовивший царский указ к подписи, поручил своим клеркам разыскать любого офицера или хотя бы солдата, который был бы уроженцем тех мест. Вскоре был найден некий прапорщик, который до Москвы долго служил на Волге, в том числе и в Самаре. Клерки стали его расспрашивать, какие животные встречаются в окрестностях этого города, и прапорщик вспомнил, что и он, и его приятели под Самарой не раз охотились на диких коз. В итоге придворный художник с его слов быстро набросал ныне хорошо нам известный эскиз, в котором появилась «дикая коза белая, стоящая на траве в лазоревом поле». Так или иначе, но подготовленный рисунок понравился императрице, и уже 8 марта 1730 года Анна Иоанновна подписала указ об утверждении описанного выше герба Самары (рис. 12).

Как мы уже знаем, через полвека после этого события другая императрица, Екатерина Вторая, проводила реформу административного управления Российской империи, в рамках которой она и подписала упомянутый выше указ об утверждении рисунка герба Самары в качестве уездного города.
В нем мало что изменилось по сравнению с тем геральдическим изображением, которое в 1730 году понравилось Анне Иоанновне,
разве что классическая коза стала больше походить на оленя-косулю с разветвленными, а не прямыми, как раньше, рогами (рис. 13).

С того времени белая коза на лазоревом поле так и осталось символом Самары. Более того: когда в 1851 году в соответствии с указом императора Николая Первого в России появилась Самарская губерния, изображение этого животного тут же перекочевало с городского герба на губернский. Теперь к геральдическому щиту добавилась обрамление из дубовых ветвей и листьев, обвивающих его справа, слева и снизу. А последнее изменение самарского губернского герба произошло после указа императора Александра Второго от 5 июля 1878 года. Вот его описание: «В лазоревом щите серебряный дикий козел, с золотыми рогами, червлеными глазами и языком и черными копытами. Щит увенчан Императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевскою лентою» (рис. 14).


В советское время «козлиный» герб Самары никто официально не отменял, однако по каким-то не совсем понятным причинам его изображение популярностью у властей не пользовалось. Известно, что властями предпринимались неоднократные попытки создать новый, «индустриальный» герб нашего города, в котором совмещались бы символы его промышленного развития и силуэты памятников и зданий советской эпохи.

В частности, на различных вариантах самарских гербов появлялись памятник Чапаеву, монумент Славы (прозванный в народе «Паниковским»), здания драматического и оперного театров, и так далее. Эти изображения авторы – «геральдисты» чаще всего обрамляли хлебными колосьями и стилизованными шестеренками, которые должны были символизировать успехи нашего края в развитии промышленности и сельского хозяйства. Однако в итоге ни один из «новых» гербов Самары за все 73 года советской власти у нас так и не прижился – им оказалось не под силу соперничать с классическим изображением дикой белой козы…

Так или иначе, но к моменту обретения Самарой в 1730 году собственного герба и образования впоследствии Самарского уезда на его территории насчитывалось 127 селений, в которых проживало 17 тысяч человек. Самара в то время представляла собой типичный провинциальный городишко, где шла тихая и размеренная жизнь.

Интенсивный рост русской культуры в XVIII веке в огромной мере был обусловлен крупными преобразованиями во всех областях жизни русского общества, осуществленными в эпоху Петра I.

Петровские преобразования в корне изменили весь строй культурной и общественной жизни России. Рушатся старые "домостроевские" обычаи средневекового церковно-схоластического мировоззрения.

Политические и культурные достижения петровской эпохи содействовали укреплению в народе чувства национальной гордости, сознания величия и мощи Русского государства.

Неоценимый вклад в развитие русской культуры XVIII века внесли русские музыканты - композиторы, исполнители, оперные артисты, в большинстве своём вышедшие из народной среды. Перед ними стояли задачи огромной трудности, в течение нескольких десятилетий они должны были освоить веками накопленные богатства западноевропейской музыки.

Новыми явления в культуре Петровского времени стали:

  • 1. "Сумасброднейший, всешутейший, всепьянейший Собор" - создан Петром I в 1691 году. Все участники носили шутовские наряды. "Собор" собирался от случая к случаю и непременно по праздникам, устраивая пиры.
  • 2. Сооружение триумфальных арок и торжественные процессии. 30 сентября 1696 года в Москве сооружены триумфальные ворота по образцу древнеклассических. С 1702 г. триумфы праздновались ежегодно.
  • 3. Бритье бород (1698-1699). Население страны, исключая духовенства и крестьянства обязано было брить усы и бороды. Православные рассматривали насильственное брадобритие как притеснение и покушение на старые устои жизни.
  • 4. Юлианский календарь и празднование Нового года с 1 января - принято в 1700 году, ранее Новый год праздновался с 1 сентября.
  • 5. Введение европейской одежды в 1700 году. Указ обязывал думских дворян, приказных и служебных чинов, торговых людей носить в Москве и в городах платье немецкое и венгерское, за исключением духовных лиц, извозчиков, пахотных крестьян.
  • 6. Постройка в Москве общедоступного театра в 1702 году. Представления в театре давала два раза в неделю немецкая труппа И. Кунста. Репертуар состоял из немецких, французских, испанских пьес. С 1705 г. представления шли на русском языке.
  • 7. Первая газета "Ведомости" в 1702 году. Первая периодическая газета с тиражом от 100 до 2500 тысяч экземпляров.
  • 8. Введение арабских цифр в 1703 году. Впервые арабские цифры были употреблены в учебнике математики Леонтия Магницкого "Арифметика, сиречь наука числительная…"
  • 9. Первая частная типография в Москве в 1705 году. Типография создана жителем посада В. О. Киприановым.
  • 10. Частные библиотеки.
  • 11. Переход на гражданский шрифт в 1708 году. Изменен алфавитный состав, исчезли ненужные для передачи русской речи буквы (, введены новые буквы е, я, э, упрощено правописание, исчезли знаки ударений.
  • 12. Создание "Модель-камеры". Впоследствии она составит основу Военно-морского музея.
  • 13. Первая публичная библиотека в 1714 году. В состав библиотеки вошли книжные собрания русских царей, издания, подаренные герцогами Голштинским и Курляндским, книги отдельных бояр.
  • 14. Первый ботанический сад в 1714 году.
  • 15. Ассамблеи в 1718 году. Ассамблеи - светская форма развлечений при Петре I, когда собирались представители разных сословий. Ассамблеи положили начало утверждению в среде русского дворянства "правил хорошего тона" и "благородного поведения в обществе", и разговора на иностранном, преимущественно французском языке.
  • 16. В 1719 году открыта Кунсткамера. Коллекции состояли из минералов, скелетов животных, анатомических аномалий, оружия, произведений искусств. Начало музейного дела.
  • 17. Публичные праздники. Многие события отмечались публичными гуляниями (фейерверками, праздничными и карнавальными шествиями, маскарадами). Ежегодно отмечались дни побед при Полтаве и Гангуте.
  • 18. Открытие Академии наук в 1725 году. Указ об открытии был подписан Петром I в 1724 году, но она была открыта после смерти императора.

Реформы Петра I в разных сферах вызывали потребность в квалифицированных военных, технических, чиновничьих специалистах, для подготовки которых необходимо было создать систему образования.

Путешествие по Западной Европе убедило Петра I в том, что развитие промышленности и торговли зависело от уровня образования.

Одной из основных задач государственной политики в области просвещения стало создание светской системы образования. В основу системы положен принцип обязательного обучения дворянства, причем учеба приравнивалась к государственной службе.

Петровская школа создавалась как техническая школа, среди дисциплин преобладали точные науки, богословские предметы вытеснялись из школы.

Церковные школы приобретали четко выраженный профессионально-сословный характер и готовили священников, способных выполнять функции, возложенные на церковь государством.

Была создана система государственного образования и разработаны основы светского обучения и воспитания. Возникло около 150 школ различного типа. Образованием охвачено 0,5 % населения. "В первые полвека реформы русское дворянство очень медленно входило во вкус европейской культуры".

Развитие научных знаний велось большими темпами:

1) Техника, механика

Подъем техники был тесно связан с развитием промышленности, строительством кораблей, созданием армии. По техническому оборудованию русские мануфактуры не отличались от западноевропейских.

Известный изобретатель А. К. Нартов в 1712 г. создал токарный станок с использованием самоходного механического держателя резца. Нартов изобрел машину для сверления дул у пушек, разработал технологию и механизацию производства монет.

2) Геология

Положено начало изучению производительных сил страны. В 1700 году создана государственная горно-разведочная служба. Было открыто месторождение медных руд на Урале, каменного угля на Дону, угольные запасы Кузбасса.

3) Астрономия

В переводе Я. Брюса появилась популярная книга известного физика и астронома Х.Гюйгенса "Книга мировоззрения, или Мнение о небесно-земных глобусах и их украшениях", посвященная обоснованию гелиоцентрической системы Н. Коперника. С 1725 г. в Петербурге начались систематические метеорологические наблюдения.

4) Медицина

В Москве и Петербурге созданы госпитали и медицинские школы, открыты аптеки. С 1718 г. в Петербурге начато изготовление медицинских инструментов.

5) География

Большие успехи достигнуты в картографии. Ф. Соймонов и К. Верден описали и нанесли на карту Каспийское море. Впервые на карте появилось Аральское море. Созданы карты Балтийского, Азовского морей, Придонья, Поволжья, Сибири, Камчатки, Курильских островов.

Общественно-политическая и экономическая мысль Петровского времени непременно влияла на все остальные сферы жизни общества. В общественное сознание внедрялась идея верховенства государства. Горячая вера в силу разума, рационализм. Народное благосостояние связывалось с распространением просвещения и научных знаний. Жесткая регламентация общественной и частной жизни. За невыполнение законов и указов строжайшие наказания.

Неотъемлемой частью российского общества стал процесс европеизации. Литература сохранила связи с устным народным творчеством, с древнерусской литературой, развивала патриотические и гражданские мотивы, свойственные ей. Но наряду с этим в Россию проникали идеи западноевропейской литературы, и существовавшие литературные формы и жанры постепенно вытеснялись новыми.

В литературе утверждались идеи просвещенного абсолютизма, проявился интерес к античности, усилилась публицистичность. Произошел переход от церковной литературы к светской.

В ходе смешения церковно-славянского и разговорного русского языка возник новый литературный язык, шло формирование единого национального языка. Наряду с рукописной все чаще появлялась печатная литература, наряду с анонимной - авторская.

Литература этого периода, сохранив связи с древнерусской литературой, подготовила дальнейшее развитие русского классицизма и определила его национальное своеобразие.

Развитие архитектуры при Петре I характеризовалось большим скачком. Начало перехода к регулярной застройке новых городов (Санкт-Петербург, Азов, Таганрог) улицами, пересекающимися под прямыми углами и с выносом фасадов по линии улиц.

Строительство государственных, военных, производственных и гражданских зданий симметрично. Высокие шпили венчали важнейшие городские здания.

В гражданском правительстве Петербурга широко используется камень. Уделялось внимание освещению, мощению и уборке улиц, проводилось озеленение.

Создано централизованное управление по архитектурно-строительному делу - комиссия по строению в Санкт-Петербурге. В Россию были приглашены иностранные архитекторы, что способствовало слиянию западноевропейской культуры с русским зодчеством и формированию архитектурного стиля - петровского барокко. Новым явлением в архитектуры стало сооружение триумфальных арок.

Черты петровского барокко:

  • · Симметрия фасадов, состоящих из трех выступов-ризалитов, одного центрального и двух боковых. Высокое парадное крыльцо.
  • · Высокие крыши с переломами, шпилями, башнями или башенками. Линия кровли усложнялась полукруглыми фронтонами, заполненными декоративным рельефом. Волнообразные или изломанные карнизы.
  • · Вертикальные "лопатки" - ребра-выступы заменяли пилястры и колонны.
  • · Углы зданий либо первые этажи оформлялись "рустом" - имитацией крупных выступающих камней.
  • · Ритмическое расположение проемов, разные формы окон, обрамленных белыми наличниками.
  • · Отштукатуренный фасад окрашивался в два цвета, чаще всего в сочетании красного и белого.
  • · Внутренне убранство решалось по принципу анфилады - ряда примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси, что создавало сквозную перспективу.

Церковная архитектура

В первой четверти XVIII века было построено 22 храма. В строительстве церковных зданий произошло сочетание элементов ордерной системы (колонны, портики, фронтоны) с новомосковским барокко. Храмы были просторными, светлыми, в них присутствовало стремление к высотности, ярусности, использовалась скульптура. Богатый орнамент и башни-колокольни были характерным признаком. Возникли храмы центрической композиции, устремленные ввысь.

Развивалось деревянное зодчество. Всемирную славу получила Преображенская церковь на острове Кижи. Светское начало в архитектуре получило преобладание над церковным.

Архитекторы

Основные сооружения и проекты

Доменико Андреа Трезини

По проектам архитектора заложены Кронштадт, Александро-Невская лавра, начата постройка Петропавловской крепости в камне, выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова, выстроены Летний дворец Петра I, Петровские ворота Петропавловской церкви, здание Двенадцати коллегий, Галерная гавань, Благовещенская церковь Александро-Невской лавры.

Георг Иоганн Маттарнови

Начал постройку Кунсткамеры, Партикулярной верфи, составил проект второго Зимнего дворца. Умер в 1719 г. и достройку заложенных зданий осуществил Н. Ф. Гербель. Достройка Кунсткамеры завершена в 1734 г. при участии архитекторов Г. Киявери и М. Г. Земцова.

Н. Ф. Гербель

Конюшенный двор.

Готфрид Шедель

Дворец А. Д. Меншикова на Васильевском острове, при участии Д. Фонтана. Ораниенбаумский дворец А. Д. Меншикова, церковь Ораниенбаумского дворца.

И. П. Зарудный

Церковь Иоанна Воина на Якиманке, церковь архангела Гавриила на Чистых прудах, или Меншикова башня, иконостас Петропавловского собора в Петербурге.

Изобразительное искусство первой четверти XVIII века охарактеризовалось следующими чертами:

  • · Живопись по характеру стала преимущественно светской.
  • · Художники отходят от иконописной манеры письма и стремятся передать объем предметов и глубину окружающего их пространства; освоение светотени и линейной перспективы.
  • · Началось формирование жанров: батальный, исторический, бытовой, портрет, пейзаж. Самым распространенным стал жанр портрета.
  • · Бурное развитие гравюрного искусства.

Художники

Основные произведения

Иван Никитич Никитин

"Портрет Петра I", "Петр I на смертном ложе", "Портрет Натальи Алексеевны", "Напольный гетман", "портрет канцлера Г. И. Головкина"

Андрей Матвеевич Матвеев

"Автопортрет с женой", портреты И. А. и А. П. Голицыных, участвовал в росписи купола и подкупольного пространства Петропавловского собора.

Алексей Федорович Зубов

"Васильевский остров", "Панорама Петербурга", "Вид Петербурга"

Скульпторы

Основные произведения

Карло Бартоломео Растрелли

Бюст А. Д. Меншикова, бюст Петра I, конный монумент Петра I, скульптурная группа "Анна Иоанновна с арапчонком", "Нептун". Участвовал в отделке интерьеров дворца "Монплезир" и в создании Большого каскада и фонтанов в Петергофе.

Театр и музыка при Петре I продолжили своё развитие.

  • 1701 г. - школьные театральные представления в Славяно-греко-латинской академии.
  • 1702 г. - первые представления в Москве немецкой труппы И. Кунста и русских актеров, определенных в ученики.
  • 1702-1707 г. - постройка в Москве на Красной площади публичного театра.
  • 1705 г. - студенты Киево-Могилянской академии поставили трагикомедию Ф. Прокоповича "Владимир", первую отечественную пьесу, посвященную борьбе киевского князя с язычниками.
  • 1721 г. - создание в Москве Синодального хора. Выступления в Петербурге оркестра герцога Голштинского.

Итоги преобразований Петра I: в культурной сфере произошел подъем просвещения, науки и культуры.

Упрочились научно-технические и культурные связи России с другими странами.

Изменения в быту, вытеснение церковного мировоззрения способствовали проникновению просветительских взглядов. Вместе с тем Петровские реформы не затронули глубинных слоев населения, возник разрыв между европеизированной верхушкой и остальным обществом.

«Явился Пётр… Он сквозь бурю и волны
устремился к своей цели, Достиг – и всё
переменилось!..
Сильною рукою дано новое движение
России,
Мы уже не возвратимся к старине!..»
Н.М. Карамзин

Актуализация

«Пётр – великий
государственный
деятель, создатель
могущественной
империи, человек,
благодаря которому
Россия пошла по пути
мировой
цивилизации».
В. Татищев
«Пётр - разрушитель
русских национальных
устоев, а его реформы
были «блестящей
ошибкой».
М. Щербатов

Тема урока:

История России, 8 класс
Тема урока:
«Российское общество в
петровскую эпоху»

Домашнее задание:

Параграф 7
пересказ

1. Дворянское сословие.

Дворянское сословие

Дворяне -70 тысяч
человек:
600 - богатые
Остальные – это
90%
мелкопоместные
Обязаны служить и
учиться

Дворянское сословие

При Петре I молодые
дворяне, как и прежде,
должны были с 16-17 лет
нести пожизненную
службу. В первой половине
XVIII в. они часто служили
рядовыми в пехотных и
драгунских полках или
матросами на кораблях -
вместе со вчерашними
крестьянами и посадскими.

Дворянское сословие
Служба и в XVII в. была
нелёгкой. Но теперь, помимо
обычных боевых и походных
тягот, дворянину надо было
облачаться в «немецкий» мундир,
усваивать приёмы «полкового
строя» по новому уставу,
заниматься ротным и полковым
хозяйством, учить солдат. Самим
им нужно было учиться
артиллерийскому или
инженерному делу и в
соответствии с царскими указами
стараться дать образование своим
детям.

Дворянское сословие
Учиться же дворянину
Петровской эпохи было
очень трудно - не было ни
системы преподавания, ни
профессиональных
учителей, ни учебников.
Юному недорослю
приходилось сталкиваться с
«премудростью» на
невразумительном научном
языке, терпеть порки, холод
в неотапливаемых
помещениях и голод,
поскольку копеечное
жалованье выдавалось
нерегулярно.

Дворянское сословие
Дежурившие в классах
Морской академии
гвардейские солдаты за
нарушение порядка
били воспитанников
независимо от их
происхождения.
Отправлявшиеся по
приказу Петра за
границу дворянские
отпрыски должны были
(умея лишь читать и
писать по-русски)
изучать математику или
«навигацию» на чужом
языке.
Петр I экзаменует учеников,
вернувшихся из-за границы.

Дворянское сословие
«Отставка» - по
болезни или по
ранению - при
Петре I и его
преемниках не
означала вольной
жизни в имении.
Дворянин увольнялся
с военной службы и
тут же назначался на
«статскую» -
воеводой в
провинциальный
город, чиновником в
новое учреждение
или сборщиком
подушной подати.

Дворянское сословие
Покоя не было и дома. Надо
было носить «немецкий»
кафтан и брить бороду -
царский указ запрещал даже
отставным дворянам под
страхом штрафа и битья
батогами ходить «с бородами
и в старинном платье». А ещё
надо было отмечать новые
праздники, являться на
маскарад, обучаться манерам.

Дворянское сословие
Новые культурные
запросы обходились
дорого: чтобы жить
«по-европейски»
(иметь хороший дом,
модную одежду,
карету, учителей для
детей), нужно было
иметь не менее 100
крепостных душ.

Дворянское сословие

Указ о
единонаследии
(1714 г.) и Табель о
рангах (1722 г.)
изменили правовое
положение
дворянства.

Дворянское сословие
Указ о единонаследии 1714 года.
«Мы, Петр первый, царь и самодержец всероссийский …
Понеже разделением имений после отцов детям недвижимых
великой есть вред в государстве нашем,
как интересам государственным, так и подданным и
самим фамилиям падение»
Поместья признавались равными с
боярскими вотчинами.
Российская знать получила равные
права.
Лишившись наследства, дворяне были
вынуждены были служить на военной
и гражданской службе.

Задание

Какие различия между вотчиной и
поместье были упразднены в 1714 г.? Для
чего, по вашему мнению, это было
сделано?

Указ 1714 г. о единонаследии
приравнивал поместье к
вотчине и вводил принцип
майората: поместье должен
был наследовать старший
сын. Таким образом Пётр I
предотвратил дробление
крупной земельной
собственности и обеспечил
армию и государственный
аппарат пополнением за счёт
дворянских детей.

Дворянское сословие
Автоматическое присвоение
личного дворянства с
получением чина низшего
класса по «Табелю» позволяло
интегрировать в
господствующее сословие
наиболее способных выходцев
из других слоев общества. Не
случайно именно это
достижение Петра I в сфере
социальной политики
просуществовало до падения
Российской империи.

Дворянское сословие
Давая возможность, хотя и
ограниченную, «одворяниваться»
отдельным представителям других
сословий, «Табель о рангах»
укреплял монолитность дворянства
и его социальную и политическую
роль в государстве. Среди
выдающихся государственных
деятелей первой четверти XVIII в.
встречаются лица незнатного
происхождения: Меншиков,
Ягужинский, Курбатов, Ершов и
др.

Дворянское сословие

В то же время были введены
по иностранным образцам
знаки отличия за усердную
или продолжительную
службу - ордена: святого
Андрея Первозванного и
святой Екатерины. С
Петра I вводится также
высочайшее пожалование за
выдающуюся служебную
деятельность высших чинов
в графы, князья и бароны.

Дворянское сословие
дворяне
Новые критерии
службы
Завершение процесса формирования дворянского
сословия
Введение обязательной службы
Новое деление на 14 классов по Табели о рангах
(1722)
Учреждение майората, т.е. принципа отмены
деления имения при наследовании. Окончательное
правовое слияние поместий и вотчин

К концу XVII века дворянское сословие окончательно оформилось, объединив бояр, помещиков и боярских детей.

Дворянство

благородное
сословие

Изменения в сословиях

В 1722 г. принята Табель о рангах.
Основным критерием продвижения по
служебной лестнице становится выслуга.
Упразднено сословие бояр.
Ликвидировано различие между вотчинным
и поместным землевладением.
Усилена крепостная зависимость крестьян.

2. Города и горожане.

Города и горожане

Города и горожане

Городская реформа (1699-1720)
Приведение к единообразию социальной структуры
города
Внедрение западноевропейских социально-городских
институтов в русских городах (посадах)
Разделение жителей по
профессиональному
признаку на цеха и
гильдии
Управление городом через
ратушу и магистраты

Города и горожане
По замыслу Петра I города России должны были стать
центрами торговли, промышленности, финансов, как в
Европе, превратиться в важнейший источник доходов
государственной казны.
1720 г. создан Главный
магистрат.
В 1721 г. был издан регламент
Главного магистрата: исполнял
государственные указы,
контролировал сбор податей,
выполнял функции суда.
Под управлением Главного
магистрата учреждались
Городовые магистраты.

Города и горожане
Жители городов во
многом походили на
крестьян. Они жили в
усадьбах - замкнутых
мирках, окружённых
забором. Горожане
держали лошадей,
коров, свиней, птицу;
обрабатывали свои
огороды; гуляли на
Рождество и
Масленицу, водили
хороводы на Троицу и
развлекались
кулачными боями.

Города и горожане
Регламент Главного
магистрата (1721 г.)
оформил сословную
дифференциацию
городского населения. Все
население делилось на две
категории: регулярных и
нерегулярных. Духовные
лица, дворяне и крестьяне,
жившие в городах, в состав
городского общества не
входили и магистрату не
подчинялись.

Города и горожане
Регулярные состояли из Нерегулярные (или как
тогда они назывались
двух гильдий. В состав
«подлые») состояли из
первой гильдии входили
низших слоев посадских
крупные купцы и
и работных людей. Эти
промышленники, а также
люди были лишены прав
художники и ученые; в
выборов в магистрат, они
состав второй гильдии
могли выбирать из своей
- мелкие торговцы и
среды только старост,
ремесленники
которые ходатайствовали
(делившиеся по своим
за них перед членами
производствам на особые
магистрата.
разряды или «цехи»).

3. Положение крестьян.

Положение крестьян

Крестьянство, составлявшее
более 90% всего населения
страны, регламентирующими
актами государства
превращалось в источник
дешевой рабочей силы, не
имевшей каких-либо прав. В
1721 г. впервые официально
было разрешено торговать
крестьянами (определенным
ограничением стала только
правительственная
рекомендация не продавать
крестьян в одиночку).

Положение крестьян

Своеобразным итогом социальной политики правительства
стало деление крестьян на шесть разрядов:
1) государственные (подчиненные казне и считавшиеся
лично свободными) - 19% всего земледельческого
населения страны;
2) дворцовые (принадлежавшие царю и лицам царской
фамилии) - около 7,5%;
3) церковные и монастырские - около 11%;
4) помещичьи (частновладельческие) - более 50% всех
крестьян;
5) посессионные (прикупленные для работы на заводах);
6) однодворцы (бывшее сословие служилых людей по
прибору, обязанных теперь платить подушную подать, но
сохранивших право личного землепользования).

Положение крестьян
Государственные
Однодворцы Юга,
черносошные
крестьяне Севера,
ясачные
крестьяне
Поволжья и
Сибири.
Тягловый
принцип
Помещичьи
(крепостные)
холопы
Введение новой системы
налогообложения -подушной
подати (1718-1724)
Основной прямой налог в России,взимаемый в равном или
почти равном количестве со всех лиц мужского пола

Крестьяне

Положение
крестьян
Крестьяне
Сборы: запросные, драгунские, корабельные.
Налог на бани, бороды, серые глаза
Возить казенные грузы, строить каналы и крепости
Рекрутская повинность

1718 – 1724 гг. – проведена перепись населения (ревизия) 1724 г. – введен подушный налог

Положение крестьян
1718 – 1724 гг. – проведена перепись населения (ревизия)
1724 г. – введен подушный налог
Подушный налог
платили все
мужчины, от
младенца до
старика.
Сумма налога:
деревня – 74 коп.,
город – 1 р.14 коп.

Положение крестьян

Для учёта налогоплательщиков
в 1718-1724 гг. была
проведена подушная
перепись, на основе которой
был установлен размер подати.
Кроме подушной подати,
источниками пополнения
бюджета стали многочисленные
новые налоги: банная, рыбная,
медовая, конская подати, налог
на бороды. К концу правления
Петра I насчитывалось до 40
косвенных сборов.

Положение крестьян

В 1714-1719 годах были введены «проезжие письма»
(«пашпорта») для всех свободных жителей, отъезжающих в
другие местности страны. В 1724 г. была введена паспортная
система для крестьян, которые уходили на заработки дальше
чем на 30
вёрст от
места
жительства
(письменное
разрешение
от помещика
с указанием
срока
возвращения)

Положение крестьян

Преобразования
коснулись и холопов. Они
слились в единое сословие
с крестьянами. В 17191724 гг. холопы были
поименно переписаны и
положены в подушный
оклад. Утратив признак
бестяглости, холопы
стали разновидностью
крепостных крестьян,
потеряв какое бы то ни
было право на свободу.

Положение крестьян

Деревенская
жизнь, в отличие
от дворянской,
шла, как и прежде,
согласно вековым
обычаям и
повторявшемуся
из года в год кругу
земледельческих
работ.

Положение крестьян

Россия продолжала оставаться аграрной страной.
Большинство населения по-прежнему занимались сельским
хозяйством, которое развивалось на экстенсивной основе,
т.е. главным образом за счёт расширения запашки.

Вывод

В целом реформы Петра I значительно укрепили
существующий феодально-крепостнический строй в
России, тем самым углубив и продолжив ставшее уже
хроническим отставание страны (в хозяйственном,
технологическом, социальном, правовом и др.
отношениях) от более передовых стран Западной
Европы. Проблема ликвидации этого отставания
станет отныне одной из глобальных проблем как
высшего руководства российского государства, так и
самого российского общества.

Запоминаем новые слова
Гильдии - купеческие, политические, религиозные
объединения, защищавшие права своих членов. В России с
XVIII в. существовали купеческие гильдии.
Магистрат - сословный орган городского управления в России
с 1720 по 1864 г. Первоначально имел административносудебные, а с 1775 г. - преимущественно судебные функции.
Прибыльщик - государственный чиновник с 1704 г., в задачу
которого входило изыскание источника дохода для государства.
Ревизия - перепись населения (главным образом податного) в
России в XVIII - первой половине XIX в.

Русское искусство 1-ой трети 18 в. (“петровская эпоха”): архитектура Трезини, портретная живопись И. Никитина, А. Матвеева .

Реформы Петра 1 касались всех сторон русской жизни, с осбой наглядностью проявились они в изобразительном искусстве и архитектуре. Главные тенденции – переход от средневековья к новому времени, прозападная и светская ориентация, ускоренное развитие. Еще в 17 веке появились ростки новой культуры (парсуна, лубок, круглая пластика), шло нарастание реалистических черт, усилились контакты с Западом. Но только благодаря прогрессивным деяниям Петра они получили разитие и привели полному обновлению художественной культуры.

Реформы касались всех видов и жанров искусства, всех сторон художественной жизни. Пока молодые русские художники (“пенсионеры”) учились за границей, в России работали приглашенные западные мастера. Одним из них был архитектор Д. Трезини . Его постройки (Петропавловский собор (1712 - 1733) и Петровские ворота в Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий (1722-1742), Гостиный двор (1723- 1735, находился недалеко от здания Двенадцати коллегий, не сохранился) Летний дворец,) . решены в стиле сдержанного северного, петровского барокко, напоминающего голландскую архитектуру. Французский мастер Ж.-Б. Леблон разрабатывал план застройки Санкт-Петербурга , а также типовые проекты жилых домов . Вводились новые строительные материалы, композиционные приемы, соответствующие западно-европейским архитектурным традициям.

Общая направленность строительства середины XVIII века принципиально другая, чем в начале столетия. В эти годы подъема дворянской культуры определяющими были дворцовые и церковные сооружения. Крупнейшим архитектором того времени был Франческо-Бартоломео Растрелли (1700-1771), сына известного скульптора. Самыми характерными его постройками стали три больших комплекса - Екатерининский дворец (1752 - 1756) в Царском Селе, Зимний дворец (1754-1762) и Смольный монастырь (1748-1764) в Петербурге, представляющие собой как бы три типа дворцов: загородного, городского и дворца-монастыря.

Подобные процессы шли и в изобразительном искусстве. Самыми оригинальными живописцами были “пенсионеры” Никитин (учился в Италии, п-ты Петра 1, цесаревны Анны Петровны, “Напольного гетмана” ) и Матвеев (учился во Фландрии и Голландии, автопортрет с женой, п-т Голицыной ). Оба работали в портретном жанре, в барочном стиле, который эволюционировал в сторону реализма. Матвеев первым из русских мастеров возглавил “живописную команду” Канцелярии от строений, которая вела все монументально-декоративные работы в столице.

В скульптуре этого времени заметный след оставил Растрелли -отец, приглашенный из Италии для создания конного памятника Петра 1 . Помимо которого он сделал множество эффектных барочных портретов, заложил основы русской светской скульптуры (бюст Петра 1, “Анна Иоанновна с арапчонком”).

Русское искусство первой половины XVIII века принято разделять на три временных этапа: Петровская эпоха (первая четверть XVIII века), конец 1720-х - начало 1740-х и 1740-е - 1750-е годы. Первый этап характеризуется, развитием светских форм изобразительного искусства, созданием новой системы художественного образования, решением градостроительных задач. Второй этап - время, когда петровские реформы приносят ощутимые плоды в области архитектуры и изобразительного искусства, когда возвращаются из-за границы и начинают работать многие петровские пенсионеры, закладываются основы развития искусства середины XVIII столетия. Третий этап представляет собой период дальнейшего подъема национальной художественной культуры, определенный возврат к традициям искусства Древней Руси, расцвет архитектуры барокко.

Трезини. Петропавловский собор.


Трезини. Петровские ворота в Петропавловской крепости.

Трезини. Гостиный двор.

Трезини. Гостиный двор.

Трезини. здание Двенадцати коллегий.

Франческо-Бартоломео Растрелли. Екатерининский дворец.

Франческо-Бартоломео Растрелли. Зимний дворец.

Франческо-Бартоломео Растрелли. Смольный монастырь.

— Александр Борисович, вы уже на протяжении долгих лет занимаетесь изучением истории Российского государства XVIII века. Прежде чем мы перейдем к более детальным вопросам, можете ли вы сфокусироваться на той роли, значении, которые данная эпоха имеет в нашей истории и памяти? С чем помимо Петра I данная эпоха ассоциируется у общества?

— Это достаточно сложный вопрос. Никто специально не занимался вопросом, какое место в исторической памяти занимает XVIII век. Правильнее, наверное, говорить о каких-то отдельных эпизодах, персонажах, событиях XVIII века, которые так или иначе занимают какое-то место в исторической памяти. Вы правы в том отношении, что, вероятно, XVIII век ассоциируется в массовом сознании, конечно, прежде всего с Петром I, но отношение к Петру I и восприятие его личности тоже, по моим представлениям, за последние 25 лет претерпело определенные изменения. Социологические опросы четверть века назад показывали, что когда людей спрашивали, кто, по их мнению, был наиболее значимым правителем в истории России, то Петр I всегда был на первом месте, а потом со временем отошел на другие позиции.

Вероятно, это было связано с тем, что Петр I ассоциируется с понятиями реформ, преобразований и эти понятия были, если так можно выразиться, скомпрометированы в массовом представлении.

— Совсем недавно, 9 июня, у императора Петра I был день рождения. Громких празднований не наблюдалось не только в обеих столицах, но и по России в целом. Как вам кажется, на каком уровне сейчас находится восприятие, оценка масштаба личности Петра I и как оценивается эта выдающаяся личность сегодня в России?

— Я думаю, что те ключевые понятия — реформы и преобразования, которые ассоциируются с Петром I, — за последние 25 лет в массовом сознании потеряли те позитивные коннотации, которые были свойственны периоду перестройки. Поэтому Петр I отошел на более дальние позиции. Но все равно Петр Алексеевич остается одним из героев русской истории.

Наше русское сознание с точки зрения выделения кумиров и героев устроено по типу модели, которую в советское время воспроизводила тогдашняя политическая система во главе с Политбюро.

Был генеральный секретарь, потом вслед за ним шли секретари ЦК. Если мы посмотрим, как это иерархия устроена на других примерах, то мы можем заметить сходства. Например, опять же в массовом сознании, самый великий русский ученый М.В. Ломоносов, который выступает в качестве «генерального секретаря», а дальше идут, например, академик И.П. Павлов, Д.И. Менделеев — они выступают в роли «членов Политбюро». Например, самый главный наш художник — И.Е. Репин, а передвижники опять же «члены Политбюро». Самый главный композитор — П.И. Чайковский. В этом смысле одно время Петр I являлся «генеральным секретарем», а теперь стал «членом Политбюро» — «понижен в должности».

— Когда мы говорим о российском XVIII веке, то первое, что приходит на ум, — это Петр I и Екатерина II. Нет сомнений в величии данных правителей, но разве совсем мало было сделано Екатериной I, Анной Иоанновной, Елизаветой Петровной, Петром III? Как бы вы оценили их роль и вклад в развитие России тогда, в то время, когда они правили, и как бы смогли охарактеризовать то место в памяти и истории, которое данные персонажи занимают сегодня?

— Без сомнений, каждый из правителей России сыграл определенную роль в развитии Российского государства. Очевидно, что не существует такого измерительного прибора, с помощью которого можно было бы в процентах измерить вклад каждого. Стоит лучше говорить о том, что при преемниках Петра I вопреки мнению, которое долго существовало в научной историографии, развитие страны, исторический процесс не останавливались — они продолжались. В этом смысле преемники Петра I — та же Екатерина I или Петр II — реально играли очень незначительную роль в управлении страной, но при этом они и не тормозили развитие в отличие от некоторых правителей XIX века, таких как Николай I или Александр III. Так что среди перечисленных вами правителей было больше позитивного, нежели обратного.

— Елизавета Петровна правила Российской империей 20 лет. Это огромный срок для нашей истории. Но складывается впечатление, что вокруг Елизаветы Петровны сложилось множество штампов, клише, которые с действительностью имеют мало сходства. Так ли это? И что в целом нам известно сегодня об этой правительнице?

— Ваш вопрос распадается на две части. Первая — это вопрос об историографии и о состоянии изученности личности Елизаветы Петровны в исторической науке. За последнее время появились некоторые новые работы по елизаветинской эпохе, посвященные и личности самой императрицы.

Елизавета Петровна на самом деле представляет некую загадку для историков, потому что степень ее личного участия в процессах управления не документирована.

У нас пока не обнаружено источников, по которым мы могли бы сделать выводы относительно ее участия в управлении страной. Также стоит учесть, что монарх необязательно должен участвовать непосредственно в управлении, как это, например, делали Петр I или Екатерина Великая. Монарх может создавать определенную атмосферу, определенный стиль, при котором принимаются те или иные решения. Елизаветинское время было временем стабилизации политической и социальной жизни, когда Россия уже вышла из того тяжелого кризиса, в котором она была после смерти Петра I. Также этот период, который принято обозначать как послепетровское время, завершается, в системе управления возникают какие-то новые тенденции, стоящие у власти люди не только пытаются что-то исправить, не только принимают какие-то сиюминутные решения, но и пытаются принимать какие-то стратегические решения, направленные на совершенствование какой-то сферы, на создание чего-то нового. И наконец, стоит еще отметить по поводу елизаветинской эпохи, что

в это время на авансцену политической жизни выходит новое поколение людей, которое является продуктом петровских преобразований.

Также в этот период начинает формироваться новая русская национальная культура.

— Одними из ваших главных работ являются монографии, посвященные реформам XVIII века и модернизации, которая происходила в стране в то время. Можно ли утверждать, что тот опыт реформ и системной модернизации, который имела Российская империя в XVIII веке, применяется в России сегодня? Технология реформ и модернизации осталась прежней или кардинально поменялась?

— Я бы сказал, что слово «уроки» применительно к тому, о чем вы сказали, было бы самым адекватным, потому что никакой, конечно, опыт XVIII века нельзя взять и перенести в XXI век. Мы живем абсолютно в другом обществе, другой стране, в другой политической системе, в другой исторической эпохе, в конце концов. Но определенные уроки, связанные не только с XVIII, но и с XIX веком, например, из истории реформ в России мы можем взять, выделив также при этом несколько моделей реформирования, и на их примере постараться посмотреть, почему в одном случае что-то работает (и как работает), а в другом — не работает. В конце этого года выйдет четырехтомник по истории реформ в России, охватывающий весь период, включая даже XX век. В нем можно будет прочесть и узнать об этих самых уроках.

— Можно ли назвать XVIII век ключевым, поворотным в российской истории? Понятно, что, наверное, так можно сказать о любой эпохе, но такого радикального коренного перелома российская история не знала, пожалуй, никогда, даже в XX веке. «Окно в Европу», европеизация, дворцовые перевороты, непрекращающееся реформирование, выигранные войны — заложили ли эти процессы тот самый «имперский синдром», синдром величия и победителя, с которым Россия до сих пор живет сегодня?

— И да и нет. Во-первых, процесс формирования империи начинается раньше. Во-вторых, в это время — в течение XVIII века — с одной стороны, уже завершается процесс формирования империи, возникают в связи с этим все проблемы, характерные для империи, прежде всего касающиеся управления большим территориальным пространством, отношения центра и периферии. Но одновременно с этим именно XVIII век был временем, на протяжении которого шел процесс формирования того, что можно назвать национальным сознанием.

Таким образом получается, что национальное самосознание формируется в условиях империи, и это противоречие порождает, в свою очередь, массу других противоречий, которые, как вы правильно заметили, ощущаются сегодня. Это очень сложные и комплексные процессы. Национальное самосознание формируется, процесс идет, но в условиях империи никакого национального государства не возникает и не может возникнуть в принципе.

Некоторые историки говорят о том, что к концу XVIII века можно говорить о зарождении — подчеркиваю, не о появлении, а о зарождении — того, что потом назовут русским национализмом.

И этот феномен будет иметь большое значение для XIX — начала XX века. И, как мы знаем, любой национализм стремится к созданию национального государства, но здесь, в случае с российским XVIII веком, мы имеем империю — и вот это ключевое противоречие. В связи с этим русское национальное самосознание становится весьма своеобразным: оно сочетает в себе присущие национализму черты, а с другой стороны — черты, присущие имперскому сознанию. При этом Российская империя была не морской, а континентальной империей, у нее не было четкого представления о метрополии и колониях, не было четкого представления о русском народе как о народе метрополии. В силу этого образовавшееся самосознание было очень противоречиво и отличалось запоздавшим характером своего становления и развития, в то время как в европейских странах этот процесс уже прошел.

— Можете ли вы назвать несколько распространенных мифов по поводу XVIII века, которые охотно принимает общество, но с реальной исторической действительности не имеющих ничего общего?

— Как и любая другая эпоха русской истории, в массовом сознании она наполнена мифами, часть которых восходит к представлениям, которые сложились еще в ту эпоху, а часть имеет рукотворное происхождение. Можно в качестве примера привести

миф о засилье иностранцев, о бироновщине во времена Анны Иоанновны; можно вспомнить более мелкие сюжеты, такие как сгоревшие платья Елизаветы Петровны, которых насчитывают десятками тысяч, но на самом деле их было гораздо меньше.

Также было множество легендарных вещей, например слова, которые Петр Великий произносит на полтавском поле, обращаясь к солдатам, или после битвы, когда он вроде как поднимает кубок за шведских генералов как учителей. Это легенды, но они вошли в литературу. Или легенда, связанная с основанием Санкт-Петербурга 16 мая 1703 года, хотя известно, что да, в этот день было принято данное решение на военном совете, но Петр Великий в этом совете не участвовал.

— Не могли бы вы посоветовать нашим читателям пару книг, интересных работ, которые помогут им погрузиться в мир XVIII века?

— У нас огромный выбор в этом отношении. Если говорить о книгах для массового читателя, то книги Е.В. Анисимова и И.В. Курукина будут очень полезными. Эти книги выходили в серии «Жизнь замечательных людей», работы об Анне Иоанновне, Елизавете Петровне, Бироне например.

 


Читайте:



» «Наша Масленица, ты широкая, в детский сад к нам пришла и весну принесла!

» «Наша Масленица, ты широкая, в детский сад к нам пришла и весну принесла!

Оксана Перерва Сценарий развлечения «Масленица» в старшей группе Цель : продолжать знакомить детей с народными праздниками, создать бодрое...

Значение слова стрешневы в краткой биографической энциклопедии

Значение слова стрешневы в краткой биографической энциклопедии

СТРЕШНЕВ МАКСИМ ФЕДОРОВИЧ. Ум. в 1657. Был несколько лет воеводой в Верхотурье. В 1629 приобрел у Поместного приказа находившиеся к югу от Москвы...

Мужчина-крыса - женщина-тигр

Мужчина-крыса - женщина-тигр

В этой теме: Характер рожденных в Год Тигра Это сильные личности, бунтари или руководители. Их трудно заставить подчиняться, зато руководят они...

Договор банковского вклада для физических лиц

Договор банковского вклада для физических лиц

Договор депозитного вклада (для физических лиц) гор.__________________ " "_________________20___г. Коммерческий банк "_______" (условно),...

feed-image RSS