Разделы сайта
Выбор редакции:
- К чему снятся грибы во сне женщине
- Икра кабачковая обжаренная Как сделать кабачковую икру на сковороде
- Расстрел толкование сонника Весть о расстреле мужа сонник
- Как потушить рыбу в сковороде
- Домашние алкогольные напитки из ягод и фруктов
- Религия христианство, её основы и суть Стадия актуальной эсхатологии
- Именины у федора по церковному
- Рецепт ткемали из сливы и алычи: классический способ и адаптированные варианты
- Морковный пп торт-чизкейк без муки, масла и сахара Низкокалорийный морковный пирог рецепт
- Секреты классификации бренди XO и VSOP
Реклама
Планировка и застройка городских и сельских поселений. СП42.13330.2011 Градостроительство |
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* Издание официальное Москва 2011 СП 42.13330.2011 Предисловие Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила разработки - постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил». Сведения о своде правил 1 ИСПОЛНИТЕЛИ: ЦНИИП градостроительства, ОАО «Институт общественных зданий», ГИПРОНИЗДРАВ, ОАО «Гипрогор» 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации (ТК 465) «Строительство» 3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной политики 4 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 28 декабря 2010 г. № 820 и введен в действие с 20 мая 2011 г. 5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 42.13330.2010 Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минрегион России) в сети Интернет © Минрегион России, 2010 Настоящий нормативный документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания на территории Российской Федерации без разрешения Минрегиона России СП 42.13330.2011 Введение……………………………………………………………….IV 1 Область применения……………………………………………........1 3 Термины и определения……………………………………………..2 4 Концепция развития и общая организация территории городских и сельских поселений………………………………........2 5 Жилые зоны…………………………………………………………..7 6 Общественно-деловые зоны………………………………………..10 7 Параметры застройки жилых и общественно-деловых зон……...12 8 Производственные зоны, зоны транспортной и инженерной инфраструктур…...……………………………………………….…15 9 Зоны рекреационного назначения. Зоны особо охраняемых территорий……………………………………………….………….21 10 Учреждения и предприятия обслуживания……….……………...28 11 Транспорт и улично-дорожная сеть………………….…………...31 12 Инженерное оборудование……………………………….………..41 13 Инженерная подготовка и защита территории……………….….51 14 Охрана окружающей среды…………………………………….…53 15 Противопожарные требования…………………………….……....61 Приложение А (обязательное) Перечень законодательных и нормативных документов…….….62 Приложение Б (обязательное) Термины и определения…..………..66 Приложение В (рекомендуемое) Нормативные показатели малоэтажной жилой застройки….70 Приложение Г (обязательное) Нормативные показатели плотности застройки территориальных зон…...71 Приложение Д (рекомендуемое) Размеры приусадебных и приквартирных земельных участков……...............73 и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков………………………….76 Библиография………………………………………………………..108 СП 42.13330.2011 Введение Настоящий свод правил составлен с целью повышения уровня безопасности людей в зданиях и сооружениях и сохранности материальных ценностей в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», выполнения требований Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», повышения уровня гармонизации нормативных требований с европейскими нормативными документами, применения единых методов определения эксплуатационных характеристик и методов оценки. Учитывались также требования Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и сводов правил системы противопожарной защиты. Работа выполнена авторским коллективом: руководитель темы - П.Н. Давиденко , канд. архит., чл.-корр. РААСН; Л.Я. Герцберг , д-р техн. наук, чл.-корр. РААСН; Б.В. Черепанов , канд. техн. наук, советник РААСН; Н.С. Краснощекова , канд. с/х наук, советник РААСН; Н.Б. Воронина ; Г.Н. Воронова , советник РААСН; В.А. Гутников , канд. техн. наук, советник РААСН; Э.В. Сарнацкий , чл.-корр. РААСН; З.К. Петрова , канд. архит.; С.К. Регаме , О.С. Семенова , канд. техн. наук, советник РААСН; С.Б. Чистякова , академик РААСН; с участием ОАО «Институт общественных зданий»: А.М. Базилевич , канд. архит.; А.М. Гарнец , канд. архит.; ГИПРОНИЗДРАВ: Л.Ф. Сидоркова, канд. архит., М.В. Толмачева ; ОАО «Гипрогор»: А.С. Кривов , канд. архит.; И.М. Шнайдер . СП 42.13330.2011 СВОД ПРАВИЛ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ Urban development. Urban and rural planning and development Дата введения 2011-05-20 1 Область применения 1.1 Настоящий документ распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включает основные требования к их планировке и застройке. Конкретизацию этих требований следует осуществлять при разработке региональных и местных нормативов градостроительного проектирования. 1.2 Настоящий свод правил направлен на обеспечение градостроительными средствами безопасности и устойчивости развития поселений, охрану здоровья населения, рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды, сохранение памятников истории и культуры, защиту территорий поселений от неблагоприятных воздействий природного и техногенного характера, а также на создание условий для реализации определенных законодательством Российской Федерации социальных гарантий граждан, включая маломобильные группы населения, в части обеспечения объектами социального и культурно-бытового обслуживания, инженерной и транспортной инфраструктуры и благоустройства. 1.3 Требования настоящего документа с момента его ввода в действие предъявляются к вновь разрабатываемой градостроительной и проектной документации, а также к иным видам деятельности, приводящим к изменению сложившегося состояния территории, недвижимости и среды проживания. Поселки городского типа (городские, рабочие, курортные) следует проектировать по нормам, установленным для малых городов с такой же расчетной численностью населения. 1.4 Поселки при находящихся вне городов предприятиях и объектах, не имеющие статуса поселков городского типа, следует проектировать по ведомственным нормативным документам, а при их отсутствии - по нормам, установленным для сельских поселений с такой же расчетной численностью населения. П р и м е ч а н и е - При проектировании городских и сельских поселений следует предусматривать мероприятия по гражданской обороне в соответствии с требованиями специальных нормативных документов. В настоящем своде правил использованы ссылки на нормативные, правовые, нормативно-технические документы и стандарты Российской Федерации, которые включены в перечень законодательных и нормативных документов, приведенный в справочном приложении А. П р и м е ч а н и е – При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный материал отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. Издание официальное СП 42.13330.2011 3 Термины и определения Основные термины и определения, примененные в настоящем СП, приведены в приложении Б. 4 Концепция развития и общая организация территории городских и сельских поселений 4.1 Городские и сельские поселения необходимо проектировать на основе документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований. При планировке и застройке городских и сельских поселений необходимо руководствоваться законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законодательными и нормативными актами субъектов Российской Федерации. 4.2 Городские и сельские поселения следует проектировать как элементы системы расселения Российской Федерации и входящих в нее республик, краев, областей, муниципальных районов и муниципальных образований. При этом территориальное планирование должно быть направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения учета интересов граждан и их объединений Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. 4.3 В проектах планировки и застройки городских и сельских поселений необходимо предусматривать рациональную очередность их развития. При этом необходимо определять перспективы развития поселений за пределами расчетного срока, включая принципиальные решения по территориальному развитию, функциональному зонированию, планировочной структуре, инженерно-транспортной инфраструктуре, рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды. Как правило, расчетный срок должен быть до 20 лет, а градостроительный прогноз может охватывать 30-40 лет. 4.4 Города и сельские населенные пункты в зависимости от проектной численности населения на расчетный срок подразделяются на группы в соответствии с таблицей 1. Т а б л и ц а 1
СП 42.13330.2011 4.5 Численность населения на расчетный срок следует определять на основе данных о перспективах развития поселения в системе расселения с учетом демографического прогноза естественного и механического прироста населения и маятниковых миграций. Перспективы развития сельского населенного пункта должны быть определены на основе схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений в увязке с формированием агропромышленного и рекреационного комплексов, а также с учетом размещения подсобных сельских хозяйств предприятий, организаций и учреждений. 4.6 Территорию для развития городов необходимо выбирать с учетом возможности ее рационального функционального использования на основе сравнения вариантов архитектурно-планировочных решений, технико-экономических, санитарногигиенических показателей, топливно-энергетических, водных, территориальных ресурсов, состояния окружающей среды с учетом прогноза изменения на перспективу природных и других условий. При этом необходимо учитывать предельно допустимые нагрузки на окружающую природную среду на основе определения ее потенциальных возможностей, режима рационального использования территориальных и природных ресурсов с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населению, недопущения разрушения естественных экологических систем и необратимых изменений в окружающей природной среде. 4.7 При разработке генеральных планов городов и сельских населенных пунктов необходимо исходить из оценки их экономико-географического, социального, производственного, историко-архитектурного и природного потенциала. При этом следует: учитывать административный статус городов и сельских поселений, прогнозируемую численность населения, экономическую базу, местоположение и роль в системе расселения (агломерации), а также природно-климатические, социальнодемографические, национально-бытовые и другие местные особенности; исходить из комплексной оценки и зонирования территории города и пригородной зоны, их рационального использования, имеющихся ресурсов (природных, водных, энергетических, трудовых, рекреационных), прогнозов изменения экономической базы, состояния окружающей среды и ее влияния на условия жизни и здоровья населения, социально-демографической ситуации, включая межгосударственную и межрегиональную миграцию населения; предусматривать улучшение экологического и санитарно-гигиенического состояния окружающей среды поселений и прилегающих к ним территорий, сохранение историко-культурного наследия; определять рациональные пути развития поселений с выделением первоочередных (приоритетных) и перспективных социальных, экономических и экологических проблем; учитывать перспективы развития рынка недвижимости, возможность освоения территорий через привлечение негосударственных инвестиций и продажу гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территории городских и сельских поселений, или права их аренды. 4.8 При планировке и застройке городов и других поселений необходимо зонировать их территорию с установлением видов преимущественного функционального использования, а также других ограничений на использование территории для осуществления градостроительной деятельности. СП 42.13330.2011 Перечень функциональных зон документов территориального планирования может включать зоны преимущественно жилой застройки, смешанной и общественноделовой застройки, общественно-деловой застройки, производственной застройки, смешанной застройки, инженерной и транспортной инфраструктур, рекреационные зоны, зоны сельскохозяйственного использования, зоны специального назначения, в том числе зоны размещения военных и иных режимных объектов, зоны кладбищ, прочие зоны специального назначения. 4.9 Границы территориальных зон устанавливаются при подготовке правил землепользования и застройки с учетом: а) возможности сочетания в пределах одной зоны различных видов существующего и планируемого использования территории; б) функциональных зон и параметров их планировочного развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; в) сложившейся планировки территории и существующего землепользования; г) планируемых изменений границ земель различных категорий в соответствии с строительства. 4.10 Границы территориальных зон могут устанавливаться по: а) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений; б) красным линиям; в) границам земельных участков; г) границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований; д) границам муниципальных образований, в том числе внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; е) естественным границам природных объектов; ж) иным границам. 4.11 Границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон. В исторических городах следует выделять зоны (районы) исторической застройки. 4.12 Состав территориальных зон, а также особенности использования их земельных участков определяются градостроительным регламентом, правилами застройки с учетом ограничений, установленных градостроительным, земельным, природоохранным, санитарным, иным специальным законодательством, настоящими нормами, а также специальными нормами. В составе территориальных зон могут выделяться земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами, предназначенными для удовлетворения общественных интересов населения. Порядок использования земель общего пользования определяется органами местного самоуправления. 4.13 При выделении территориальных зон и установлении регламентов их использования необходимо учитывать также ограничения на градостроительную СП 42.13330.2011 деятельность, обусловленные установленными зонами особого регулирования. В их числе: зоны исторической застройки, историко-культурных заповедников; зоны охраны памятников истории и культуры; зоны особо охраняемых природных территорий, в том числе округа санитарной и горно-санитарной охраны; санитарно-защитные зоны; водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы; зоны залегания полезных ископаемых; зоны, имеющие ограничения для размещения застройки в связи с неблагоприятным воздействием природного и техногенного характера (сейсмика, сход лавин, затопление и подтопление, просадочные грунты, подрабатываемые территории и др.). 4.14 Санитарно-защитные зоны производственных и других объектов, выполняющие средозащитные функции, включаются в состав тех территориальных зон, в которых размещаются эти объекты. Допустимый режим использования и застройки санитарно-защитных зон необходимо принимать в соответствии с действующим законодательством, настоящими нормами и правилами, санитарными правилами, приведенными в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200, а также по согласованию с местными органами санитарно-эпидемиологического надзора. В районах, подверженных опасному воздействию природных и техногенных факторов, при зонировании территории поселений необходимо учитывать приведенные в настоящих нормах ограничения на размещение зданий и сооружений, связанные с длительным пребыванием большой численности людей. В районах сейсмичностью 7, 8 и 9 баллов зонирование территории поселений следует предусматривать с учетом сейсмического микрорайонирования. При этом под зоны жилой застройки следует использовать земельные участки с меньшей сейсмичностью. В районах, подверженных радиационному загрязнению территорий поселений, при зонировании необходимо учитывать возможность поэтапного изменения режима использования этих территорий после проведения необходимых мероприятий по дезактивации почвы и объектов недвижимости. 4.15 При составлении баланса существующего и проектного использования территории поселения за основу необходимо принимать зонирование территории, определяемое 4.6 настоящих норм, указывая в составе выделяемых территориальных зон соответствующие категории земель, установленные земельным законодательством Российской Федерации. В составе баланса существующего и проектного использования земель поселений необходимо выделять земли государственной собственности (федерального значения, субъектов Российской Федерации), муниципальной собственности, частной и иной собственности в увязке с данными градостроительного и земельного кадастров. 4.16 Планировочную структуру городских и сельских поселений следует формировать, предусматривая: Компактное размещение и взаимосвязь территориальных зон с учетом их допустимой совместимости; Зонирование и структурное членение территории в увязке с системой общественных центров, транспортной и инженерной инфраструктурой; Эффективное использование территорий в зависимости от ее градостроительной ценности, допустимой плотности застройки, размеров земельных участков; Комплексный учет архитектурно-градостроительных традиций, природноклиматических, историко-культурных, этнографических и других местных особенностей; СП 42.13330.2011 - эффективное функционирование и развитие систем жизнеобеспечения, экономию топливно-энергетических и водных ресурсов; - охрану окружающей среды, памятников истории и культуры; - охрану недр и рациональное использование природных ресурсов; - условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в соответствии с требованиями нормативных документов. В районах сейсмичностью 7, 8 и 9 баллов необходимо предусматривать расчлененную планировочную структуру городов, а также рассредоточенное размещение объектов с большой концентрацией населения и имеющих повышенную пожарную и взрывопожарную опасность. В исторических городах следует обеспечивать сохранение их исторической планировочной структуры и архитектурного облика, предусматривая разработку и осуществление программ и проектов комплексной реконструкции и регенерации исторических зон с учетом требований раздела 14. Организацию территории сельского поселения необходимо предусматривать в увязке с функциональной и планировочной организацией территории сельских муниципальных образований. 4.17 В крупнейших и крупных городах необходимо предусматривать комплексное использование подземного пространства для размещения в нем сооружений транспорта, предприятий торговли, общественного питания и коммунально-бытового обслуживания, зрелищных и спортивных сооружений, подсобно-вспомогательных помещений, сооружений инженерного оборудования, производственных и коммунально-складских объектов различного назначения. Размещение объектов в подземном пространстве допускается во всех территориальных зонах при выполнении санитарно-гигиенических, экологических и противопожарных требований, предъявляемых к данным объектам. 4.18 В районах, подверженных действию опасных и катастрофических природных явлений (землетрясения, цунами, сели, наводнения, оползни и обвалы), зонирование территории поселений следует предусматривать с учетом уменьшения степени риска и обеспечения устойчивости функционирования. В зонах с наибольшей степенью риска следует размещать парки, сады, открытые спортивные площадки и другие свободные от застройки элементы. В сейсмических районах функциональное зонирование территории следует предусматривать на основе микрорайонирования по условиям сейсмичности. При этом под застройку следует использовать участки с меньшей сейсмичностью в соответствии с требованиями СП 14.13330. В районах со сложными инженерно-геологическими условиями под застройку необходимо использовать участки, требующие меньших затрат на инженерную подготовку, строительство и эксплуатацию зданий и сооружений. 4.19 Планировочную структуру городских и сельских поселений следует формировать, обеспечивая компактное размещение и взаимосвязь функциональных зон; рациональное районирование территории в увязке с системой общественных центров, инженерно-транспортной инфраструктурой; эффективное использование территории в зависимости от ее градостроительной ценности; комплексный учет архитектурно-градостроительных традиций, природно-климатических, ландшафтных, национально-бытовых и других местных особенностей; охрану окружающей среды, памятников истории и культуры. СП 30-102-99 СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ТЕРРИТОРИЙ МАЛОЭТАЖНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА PLANING AND OCCUPATION OF TERRITORIES OF LITTLE-STOREY HOUSE-BUILDINGS Дата введения 2000-01-01 ПРЕДИСЛОВИЕ 1 РАЗРАБОТАН ЦНИИЭПгражданстроем 2 РАССМОТРЕН И ОДОБРЕН Управлением градостроительства, инфраструктуры и территориального развития Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (протокол N 01-НС-15/8 от 17 августа 1999 г. совместного заседания секций "Градостроительство" и "Архитектура" НТС Госстроя России и Экспертного совета Главгосэкспертизы России) 3 ПРИНЯТ Госстроем России (постановление от 30.12.99 N 94) 4 ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ (приказ ЦНИИЭПгражданстроя от 24 ноября 1999 г., N 80 Т) с 1 января 2000 г. 5 ВВОДИТСЯ ВПЕРВЫЕ 1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1 Настоящий нормативный документ системы устанавливает требования к застройке территорий малоэтажного жилищного строительства как части, так и самостоятельной планировочной структуры городских, сельских и других поселений, разрабатываемой в соответствии с действующими нормами и утвержденными генеральными планами поселений. 2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ2.1 Использованы ссылки на следующие нормативные документы: РДС 30-201-98 . Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации 3 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ3.1 В настоящем Своде правил применены термины в соответствии с приложением В. 4 ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ТЕРРИТОРИЙ МАЛОЭТАЖНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА4.1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ4.1.1 Градостроительные характеристики территорий малоэтажного жилищного строительства (величина, этажность застройки, размеры приквартирного участка и др.) должны определяться местом размещения территории в планировочной и функциональной структуре городских, сельских и других поселений, типы которых определены ст.5 Градостроительного кодекса РФ . Исключение составляют поселения, упомянутые в п.4 ст.6 Кодекса , требующие особого регулирования градостроительной деятельности, в первую очередь, в Москве и Санкт-Петербурге. 4.1.2 При решении генерального плана малоэтажной застройки по природным показателям следует различать территории: 4.1.3 Классифицировать территории малоэтажного жилищного строительства следует в соответствии с табл.1. 4.1.4 При размещении и планировочной организации территории малоэтажного жилищного строительства должны соблюдаться требования по: 4.1.5 Комплексные мероприятия по охране природы и оздоровлению окружающей среды от вредных воздействий, связанных с хозяйственной и иной деятельностью, следует предусматривать в соответствии с нормативными актами, регулирующими природоохранную деятельность. 4.1.6 Инсоляция территорий и помещений малоэтажной застройки должна обеспечивать непрерывную 3-часовую продолжительность в весенне-летний период или суммарную 3,5-часовую продолжительность. 4.1.7 Мусороудаление территорий малоэтажной жилой застройки, как правило, следует проводить путем вывозки бытового мусора от площадок с контейнерами, расстояние от которых до границ участков жилых домов, детских учреждений, озелененных площадок следует устанавливать не менее 50, но не более 100 м. 4.1.8 Для обеспечения пожаротушения отдельных зданий на территориях малоэтажного жилищного строительства следует предусматривать гидранты. 4.1.9 При невозможности или нецелесообразности обеспечения пожаротушения отдельных зданий от гидрантов допускается предусмотреть его из резервуаров или водоемов в соответствии с примечанием 1 к п.2.11 СНиП 2.04.02 . 4.1.10 Минимальные противопожарные расстояния между зданиями (а также между крайними строениями и группами строений на приквартирных участках) принимать по табл.1, прил.1 СНиП 2.07.01 . 4.2 УЛИЧНО-ДОРОЖНАЯ СЕТЬ4.2.1 Улично-дорожную сеть территорий малоэтажного жилищного строительства следует формировать во взаимоувязке с системой улиц и дорог, предусмотренной генеральным планом поселений. 4.2.2 При проектировании и организации улично-дорожной сети территорий малоэтажной жилой застройки необходимо учитывать: Таблица 1- Классификация территорий малоэтажной жилой застройки домами с приквартирными участками
4.2.3 Планировочное решение малоэтажной жилой застройки должно обеспечивать проезд автотранспорта ко всем зданиям и сооружениям, в том числе к домам, расположенным на приквартирных участках. 4.2.4 Число полос движения на жилых улицах и проездах должно приниматься: 4.2.5 На проездах следует предусматривать разъездные площадки длиной не менее 15 м и шириной не менее 7 м, включая ширину проезжей части. 4.2.6 На территории малоэтажной жилой застройки, как правило, следует предусматривать 100-процентную обеспеченность машино-местами для хранения и парковки легковых автомобилей и других транспортных средств. 4.2.7 На территории с застройкой жилыми домами с приквартирными участками (одно-двухквартирными и многоквартирными блокированными) стоянки следует размещать в пределах отведенного участка. 4.2.8 Гаражи-стоянки, обслуживающие многоквартирные дома различной планировочной структуры, размещаемые на общественных территориях, следует принимать в соответствии с табл.10* СНиП 2.07.01 . 4.3 ИНЖЕНЕРНЫЕ СЕТИ И СООРУЖЕНИЯ4.3.1 Выбор проектных инженерных решений должен производиться в соответствии с техническими условиями на инженерное обеспечение территории, выдаваемыми соответствующими органами, ответственными за эксплуатацию местных инженерных сетей. 4.3.2 Тепловые и газовые сети, трубопроводы водопровода и канализации, как правило, должны прокладываться за пределами проезжей части дорог с целью исключения возможных разрытий в зоне проезжей части. В отдельных случаях допускается их прокладка по территории приквартирных участков при согласии их владельцев. Прокладка газовых сетей высокого давления по территории малоэтажной застройки не допускается. 4.3.3 Теплогазоснабжение малоэтажной жилой застройки допускается предусматривать как децентрализованным - от поквартирных генераторов автономного типа, так и централизованным - от существующих или вновь проектируемых котельных (ГРП), с соответствующими инженерными коммуникациями. 4.3.4 Водоснабжение малоэтажной застройки следует производить от централизованных систем для многоквартирных домов в соответствии с требованиями СНиП 2.04.02 и допускается устраивать автономно - для одно-двухквартирных домов от шахтных и мелкотрубчатых колодцев, каптажей, родников в соответствии с проектом. 4.3.5 Ввод водопровода в одно-двухквартирные дома допускается при наличии подключения к централизованной системе канализации или при наличии местной канализации. 4.3.6 Допускается предусматривать для одно-двухквартирных жилых домов устройство локальных очистных сооружений с расходом стоков не более 3 м/сут. 4.3.7 Расход воды на полив приквартирных участков малоэтажной застройки должен приниматься до 10 л/м в сутки; при этом на водозаборных устройствах следует предусматривать установку счетчиков. 4.3.8. Электроснабжение малоэтажной застройки следует проектировать в соответствии с ПУЭ (Правила устройства электроустановок) и РД 34.20.185 . 4.3.9. Мощность трансформаторов ТП для электроснабжения малоэтажной застройки следует принимать по расчету. 4.3.10 Сеть 0,38 кВ следует выполнять воздушными (ВЛ) или кабельными (КЛ) линиями, как правило, по разомкнутой разветвленной схеме или петлевой схеме в разомкнутом режиме с однотрансформаторными ТП. 4.3.11 Трассы ВЛ и КЛ 0,38 кВ должны проходить вне пределов приквартирных участков, быть доступными для подъезда к опорам ВЛ обслуживающего автотранспорта и позволять беспрепятственно проводить раскопку КЛ. 4.3.12 Ответвления от линии 0,38 кВ к зданию могут выполняться: 4.3.13 Вводно-распределительный щиток (ВРЩ) должен устанавливаться внутри многоквартирного жилого здания в соответствии с гл.7.1 ПУЭ . Допускается по согласованию с энергоснабжающей организацией установка ВРЩ на территории приквартирного участка в соответствующем климатическом и вандалозащитном исполнении. 4.3.14 На территориях малоэтажной застройки следует предусматривать: телефонную связь, трехпрограммное радиовещание, телевизионное вещание, централизованные системы пожарной и охранной сигнализации, автоматизированную систему диспетчерского контроля. 4.4 ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА ТЕРРИТОРИЙ4.4.1 Мероприятия по инженерной подготовке и защите территорий должны быть обусловлены генеральным планом и связаны с природными условиями, а также должны регулироваться выбором планировочных, конструктивных и инженерно-технических решений застройки. 4.4.2 Для устранения или уменьшения техногенного воздействия малоэтажной застройки на природные условия нужно предусматривать предупредительные меры: 4.4.3 К территориям, на которых не допускается малоэтажное жилищное строительство, относятся зоны активного проявления геологических процессов (оползни, осыпи, карсты, лавины, сели и др.). 5 ЖИЛЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ5.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ5.1.1 Малоэтажной жилой застройкой принята застройка домами высотой до 3-х этажей включительно. 5.1.2 Жилые образования территорий малоэтажного жилищного строительства должны состоять, как правило, из жилых домов одноквартирных и блокированных (с приквартирными участками). 5.2 ТИПЫ ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ5.2.1 В индивидуальном строительстве основной тип дома - одноквартирный. Помимо одноквартирных, применяются дома блокированные, в том числе двухквартирные, с приквартирными участками при каждой квартире. 5.2.2 Основными типами жилища для муниципального строительства следует принимать дома многоквартирные блокированные, секционного типа с приквартирными участками или двориками перед частью квартир. 5.2.3 По уровню проживания проектируемое жилище следует подразделять на две основные категории: 5.2.4 В городских, пригородных и сельских поселениях для семей, ведущих индивидуальную трудовую деятельность, следует применять жилые дома с местом приложения труда (дом врача, дом ремесленника, дом продавца товаров повседневного спроса, дом фермера и др.). 5.2.5 Потребности населения в жилье должны быть обеспечены не только путем нового строительства, но и с помощью модернизации и реконструкции малоэтажных жилых зданий, сохранивших свою материальную ценность (см. табл.1, сноски). 5.3 ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ПРИКВАРТИРНЫХ УЧАСТКОВ5.3.1 Предельные размеры земельных участков для усадебных, одно-двухквартирных и многоквартирных блокированных жилых домов устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с территориальными строительными нормами в зависимости от типа дома и других местных особенностей. 5.3.2 Усадебный, одно-двухквартирный дом должен отстоять от красной линии улиц не менее чем на 5 м, от красной линии проездов - не менее чем на 3 м. Расстояние от хозяйственных построек до красных линий улиц и проездов должно быть не менее 5 м. 5.3.3 В сельских поселениях и на территориях малоэтажной застройки городов и пригородных поселений (на которых разрешено содержание скота) допускается предусматривать на приквартирных земельных участках хозяйственные постройки для содержания скота и птицы, хранения кормов, инвентаря, топлива и других хозяйственных нужд, бани, а также - хозяйственные подъезды и скотопрогоны. Состав и площади хозяйственных построек и построек для индивидуальной трудовой деятельности принимаются в соответствии с региональными особенностями и заданием на проектирование. 5.3.4 До границы соседнего приквартирного участка расстояния по санитарно-бытовым условиям должны быть не менее: от усадебного, одно- двухквартирного и блокированного дома - 3 м с учетом требований п.4.1.5 настоящего Свода правил; от постройки для содержания скота и птицы - 4 м; от других построек (бани, гаража и др.) - 1 м; от стволов высокорослых деревьев - 4 м; среднерослых - 2 м; от кустарника - 1 м. 5.3.5 Постройки для содержания скота и птицы допускается пристраивать только к усадебным одно-двухквартирным домам при изоляции их от жилых комнат не менее чем тремя подсобными помещениями; при этом помещения для скота и птицы должны иметь изолированный наружный вход, расположенный не ближе 7 м от входа в дом. 5.3.6 При устройстве гаражей (в том числе пристроенных) в цокольном, подвальном этажах одно-двухэтажных усадебных, одноквартирных и блокированных домов (в усадебных, одно-двухквартирных домах и в первом этаже) допускается их проектирование без соблюдения нормативов на проектирование предприятий по обслуживанию автомобилей. 5.3.7 В сельских поселениях и на территориях малоэтажной застройки пригородной зоны для жителей многоквартирных домов хозяйственные постройки для скота и птицы могут выделяться за пределами жилых образований. Для многоквартирных домов допускается устройство встроенных или отдельно стоящих коллективных хранилищ сельскохозяйственных продуктов, площадь которых определяется заданием на проектирование. 5.3.8 На территориях с застройкой усадебными, одно-двухквартирными домами расстояние от окон жилых комнат до стен соседнего дома и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, должно быть не менее 6 м. 6 УЧРЕЖДЕНИЯ И ПРЕДПРИЯТИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ6.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ6.1.1 Учреждения и предприятия обслуживания населения на территориях малоэтажной застройки в городских, пригородных и сельских поселениях следует размещать с учетом типа поселения, численности обслуживаемого населения и общей градостроительной ситуации, включая близость других объектов обслуживания и организацию транспортных связей, предусматривая, как правило, формирование общественных центров, в увязке с сетью улиц, дорог и пешеходных путей. 6.2 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИЯХ МАЛОЭТАЖНОЙ ЗАСТРОЙКИ В ПОСЕЛЕНИЯХ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ6.2.1 В соответствии с классификацией территорий (см. табл.1) малоэтажное строительство размещается в виде отдельных жилых образований в структуре городов - от больших до крупнейших, а также в жилых образованиях малых, средних и больших городов, пригородных и сельских поселений, что определяет различия в организации обслуживания их населения. 6.2.2 При расчете числа и вместимости учреждений и предприятий обслуживания и их размещении следует исходить из необходимости удовлетворения потребностей различных социально-демографических групп населения. 6.2.3 Размещение учреждений и предприятий обслуживания на территориях малоэтажной жилой застройки следует осуществлять: а) в городах и пригородных поселениях - с учетом радиусов доступности не более указанных в табл.2. Таблица 2 - Радиусы пешеходной доступности объектов обслуживания
б) в сельской местности обеспечение жителей каждого поселения услугами первой необходимости должно осуществляться в пределах пешеходной доступности не более 30 мин (2-2,5 км); при этом размещение учреждений более высокого уровня обслуживания, в том числе периодического, необходимо предусматривать в пределах границ муниципальных образований с пешеходно-транспортной доступностью не более 60 мин. 6.2.4 Расстояния от зданий и границ земельных участков в части детских дошкольных учреждений и общеобразовательных школ следует принимать по п.5.5 СНиП 2.07.01 . 6.3 ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЦЕНТРОВ6.3.1 Общественный центр территории малоэтажного жилищного строительства предназначен для размещения преимущественно объектов культуры, торгово-бытового обслуживания, административных, физкультурно-оздоровительных и досуговых зданий и сооружений. 6.3.2 В малых городах и пригородных поселениях на территориях малоэтажной жилой застройки допускается применение малых предприятий, размещение которых согласовывается с органами государственного надзора. В сельских поселениях допускается размещать малые предприятия, в том числе совмещающие обслуживание и производство услуг, не требующие устройства санитарно-защитных зон размером более 50 м. 6.3.3 Застройку общественного центра территории малоэтажного строительства возможно формировать как отдельно стоящими зданиями, так и учреждениями и предприятиями, образующими в совокупности благодаря приемам кооперирования и блокирования многофункциональные комплексы общественного обслуживания, а также объектами, входящими в структуру жилого дома. 6.3.4 По сравнению с отдельно стоящими общественными зданиями следует уменьшать расчетные показатели площади участка для зданий: пристроенных на 25%, встроенно-пристроенных - до 50% (за исключением дошкольных учреждений). 6.3.5 Для организации обслуживания на территориях малоэтажного жилищного строительства разрешается размещение учреждений и предприятий с использованием индивидуальной формы деятельности - детского сада, магазина, кафе, физкультурно-оздоровительного и досугового комплекса, парикмахерской, фотоателье и т.п., встроенными в малоэтажные жилые дома, с размещением преимущественно в 1-м и цокольном этажах. При этом общая площадь встроенных учреждений не должна превышать 150 м. Упомянутые учреждения и предприятия могут иметь центроформирующее значение и размещаться в центральной части поселения или жилого образования. При устройстве встроенных мастерских по ремонту и прокату автомобилей, ремонту бытовой техники, а также помещений ритуальных услуг такие объекты следует размещать на окраине поселения. Устройство встроенных предприятий, вредных для здоровья населения (рентгеноустановок, магазинов стройматериалов, москательно-химических и т.п.), в условиях малоэтажной застройки не допускается. 6.3.6 Потребности населения в обслуживании должны обеспечиваться путем как нового строительства, так и реконструкции существующего фонда, особенно в сельской местности и в пригородных поселениях.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (рекомендуемое). ПЕРЕЧЕНЬ И ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ И РАЗМЕРЫ ИХ УЧАСТКОВ НА ТЕРРИТОРИЯХ МАЛОЭТАЖНОЙ ЗАСТРОЙКИ В ГОРОДАХ И ПРИГОРОДНЫХ ПОСЕЛЕНИЯХ
ПРИЛОЖЕНИЕ В (обязательное). ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯПРИЛОЖЕНИЕ В Базовые объекты
- учреждения и предприятия, организующие и обеспечивающие периодическое обслуживание группы поселений в границах территории местного самоуправления.
Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса. 1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой. 2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос. 3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно. 4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение. 5. Электронное обращение не рассматривается при:
6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы. 7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных. 8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов» ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* Издание официальное Москва 2011 СП 42.13330.2011 Предисловие Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила разработки - постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил». Сведения о своде правил 1 ИСПОЛНИТЕЛИ: ЦНИИП градостроительства, ОАО «Институт общественных зданий», ГИПРОНИЗДРАВ, ОАО «Гипрогор» 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации (ТК 465) «Строительство» 3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной политики 4 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 28 декабря 2010 г. № 820 и введен в действие с 20 мая 2011 г. 5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 42.13330.2010 Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минрегион России) в сети Интернет © Минрегион России, 2010 Настоящий нормативный документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания на территории Российской Федерации без разрешения Минрегиона России СП 42.13330.2011 Введение……………………………………………………………….IV 1 Область применения……………………………………………........1 3 Термины и определения……………………………………………..2 4 Концепция развития и общая организация территории городских и сельских поселений………………………………........2 5 Жилые зоны…………………………………………………………..7 6 Общественно-деловые зоны………………………………………..10 7 Параметры застройки жилых и общественно-деловых зон……...12 8 Производственные зоны, зоны транспортной и инженерной инфраструктур…...……………………………………………….…15 9 Зоны рекреационного назначения. Зоны особо охраняемых территорий……………………………………………….………….21 10 Учреждения и предприятия обслуживания……….……………...28 11 Транспорт и улично-дорожная сеть………………….…………...31 12 Инженерное оборудование……………………………….………..41 13 Инженерная подготовка и защита территории……………….….51 14 Охрана окружающей среды…………………………………….…53 15 Противопожарные требования…………………………….……....61 Приложение А (обязательное) Перечень законодательных и нормативных документов…….….62 Приложение Б (обязательное) Термины и определения…..………..66 Приложение В (рекомендуемое) Нормативные показатели малоэтажной жилой застройки….70 Приложение Г (обязательное) Нормативные показатели плотности застройки территориальных зон…...71 Приложение Д (рекомендуемое) Размеры приусадебных и приквартирных земельных участков……...............73 и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков………………………….76 Библиография………………………………………………………..108 СП 42.13330.2011 Введение Настоящий свод правил составлен с целью повышения уровня безопасности людей в зданиях и сооружениях и сохранности материальных ценностей в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», выполнения требований Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», повышения уровня гармонизации нормативных требований с европейскими нормативными документами, применения единых методов определения эксплуатационных характеристик и методов оценки. Учитывались также требования Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и сводов правил системы противопожарной защиты. Работа выполнена авторским коллективом: руководитель темы - П.Н. Давиденко , канд. архит., чл.-корр. РААСН; Л.Я. Герцберг , д-р техн. наук, чл.-корр. РААСН; Б.В. Черепанов , канд. техн. наук, советник РААСН; Н.С. Краснощекова , канд. с/х наук, советник РААСН; Н.Б. Воронина ; Г.Н. Воронова , советник РААСН; В.А. Гутников , канд. техн. наук, советник РААСН; Э.В. Сарнацкий , чл.-корр. РААСН; З.К. Петрова , канд. архит.; С.К. Регаме , О.С. Семенова , канд. техн. наук, советник РААСН; С.Б. Чистякова , академик РААСН; с участием ОАО «Институт общественных зданий»: А.М. Базилевич , канд. архит.; А.М. Гарнец , канд. архит.; ГИПРОНИЗДРАВ: Л.Ф. Сидоркова, канд. архит., М.В. Толмачева ; ОАО «Гипрогор»: А.С. Кривов , канд. архит.; И.М. Шнайдер . СП 42.13330.2011 СВОД ПРАВИЛ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ Urban development. Urban and rural planning and development Дата введения 2011-05-20 1 Область применения 1.1 Настоящий документ распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включает основные требования к их планировке и застройке. Конкретизацию этих требований следует осуществлять при разработке региональных и местных нормативов градостроительного проектирования. 1.2 Настоящий свод правил направлен на обеспечение градостроительными средствами безопасности и устойчивости развития поселений, охрану здоровья населения, рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды, сохранение памятников истории и культуры, защиту территорий поселений от неблагоприятных воздействий природного и техногенного характера, а также на создание условий для реализации определенных законодательством Российской Федерации социальных гарантий граждан, включая маломобильные группы населения, в части обеспечения объектами социального и культурно-бытового обслуживания, инженерной и транспортной инфраструктуры и благоустройства. 1.3 Требования настоящего документа с момента его ввода в действие предъявляются к вновь разрабатываемой градостроительной и проектной документации, а также к иным видам деятельности, приводящим к изменению сложившегося состояния территории, недвижимости и среды проживания. Поселки городского типа (городские, рабочие, курортные) следует проектировать по нормам, установленным для малых городов с такой же расчетной численностью населения. 1.4 Поселки при находящихся вне городов предприятиях и объектах, не имеющие статуса поселков городского типа, следует проектировать по ведомственным нормативным документам, а при их отсутствии - по нормам, установленным для сельских поселений с такой же расчетной численностью населения. П р и м е ч а н и е - При проектировании городских и сельских поселений следует предусматривать мероприятия по гражданской обороне в соответствии с требованиями специальных нормативных документов. В настоящем своде правил использованы ссылки на нормативные, правовые, нормативно-технические документы и стандарты Российской Федерации, которые включены в перечень законодательных и нормативных документов, приведенный в справочном приложении А. П р и м е ч а н и е – При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный материал отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. Издание официальное СП 42.13330.2011 3 Термины и определения Основные термины и определения, примененные в настоящем СП, приведены в приложении Б. 4 Концепция развития и общая организация территории городских и сельских поселений 4.1 Городские и сельские поселения необходимо проектировать на основе документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований. При планировке и застройке городских и сельских поселений необходимо руководствоваться законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законодательными и нормативными актами субъектов Российской Федерации. 4.2 Городские и сельские поселения следует проектировать как элементы системы расселения Российской Федерации и входящих в нее республик, краев, областей, муниципальных районов и муниципальных образований. При этом территориальное планирование должно быть направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения учета интересов граждан и их объединений Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. 4.3 В проектах планировки и застройки городских и сельских поселений необходимо предусматривать рациональную очередность их развития. При этом необходимо определять перспективы развития поселений за пределами расчетного срока, включая принципиальные решения по территориальному развитию, функциональному зонированию, планировочной структуре, инженерно-транспортной инфраструктуре, рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды. Как правило, расчетный срок должен быть до 20 лет, а градостроительный прогноз может охватывать 30-40 лет. 4.4 Города и сельские населенные пункты в зависимости от проектной численности населения на расчетный срок подразделяются на группы в соответствии с таблицей 1. Т а б л и ц а 1
СП 42.13330.2011 4.5 Численность населения на расчетный срок следует определять на основе данных о перспективах развития поселения в системе расселения с учетом демографического прогноза естественного и механического прироста населения и маятниковых миграций. Перспективы развития сельского населенного пункта должны быть определены на основе схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений в увязке с формированием агропромышленного и рекреационного комплексов, а также с учетом размещения подсобных сельских хозяйств предприятий, организаций и учреждений. 4.6 Территорию для развития городов необходимо выбирать с учетом возможности ее рационального функционального использования на основе сравнения вариантов архитектурно-планировочных решений, технико-экономических, санитарногигиенических показателей, топливно-энергетических, водных, территориальных ресурсов, состояния окружающей среды с учетом прогноза изменения на перспективу природных и других условий. При этом необходимо учитывать предельно допустимые нагрузки на окружающую природную среду на основе определения ее потенциальных возможностей, режима рационального использования территориальных и природных ресурсов с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населению, недопущения разрушения естественных экологических систем и необратимых изменений в окружающей природной среде. 4.7 При разработке генеральных планов городов и сельских населенных пунктов необходимо исходить из оценки их экономико-географического, социального, производственного, историко-архитектурного и природного потенциала. При этом следует: учитывать административный статус городов и сельских поселений, прогнозируемую численность населения, экономическую базу, местоположение и роль в системе расселения (агломерации), а также природно-климатические, социальнодемографические, национально-бытовые и другие местные особенности; исходить из комплексной оценки и зонирования территории города и пригородной зоны, их рационального использования, имеющихся ресурсов (природных, водных, энергетических, трудовых, рекреационных), прогнозов изменения экономической базы, состояния окружающей среды и ее влияния на условия жизни и здоровья населения, социально-демографической ситуации, включая межгосударственную и межрегиональную миграцию населения; предусматривать улучшение экологического и санитарно-гигиенического состояния окружающей среды поселений и прилегающих к ним территорий, сохранение историко-культурного наследия; определять рациональные пути развития поселений с выделением первоочередных (приоритетных) и перспективных социальных, экономических и экологических проблем; учитывать перспективы развития рынка недвижимости, возможность освоения территорий через привлечение негосударственных инвестиций и продажу гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территории городских и сельских поселений, или права их аренды. 4.8 При планировке и застройке городов и других поселений необходимо зонировать их территорию с установлением видов преимущественного функционального использования, а также других ограничений на использование территории для осуществления градостроительной деятельности. СП 42.13330.2011 Перечень функциональных зон документов территориального планирования может включать зоны преимущественно жилой застройки, смешанной и общественноделовой застройки, общественно-деловой застройки, производственной застройки, смешанной застройки, инженерной и транспортной инфраструктур, рекреационные зоны, зоны сельскохозяйственного использования, зоны специального назначения, в том числе зоны размещения военных и иных режимных объектов, зоны кладбищ, прочие зоны специального назначения. 4.9 Границы территориальных зон устанавливаются при подготовке правил землепользования и застройки с учетом: а) возможности сочетания в пределах одной зоны различных видов существующего и планируемого использования территории; б) функциональных зон и параметров их планировочного развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; в) сложившейся планировки территории и существующего землепользования; г) планируемых изменений границ земель различных категорий в соответствии с строительства. 4.10 Границы территориальных зон могут устанавливаться по: а) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений; б) красным линиям; в) границам земельных участков; г) границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований; д) границам муниципальных образований, в том числе внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; е) естественным границам природных объектов; ж) иным границам. 4.11 Границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон. В исторических городах следует выделять зоны (районы) исторической застройки. 4.12 Состав территориальных зон, а также особенности использования их земельных участков определяются градостроительным регламентом, правилами застройки с учетом ограничений, установленных градостроительным, земельным, природоохранным, санитарным, иным специальным законодательством, настоящими нормами, а также специальными нормами. В составе территориальных зон могут выделяться земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами, предназначенными для удовлетворения общественных интересов населения. Порядок использования земель общего пользования определяется органами местного самоуправления. 4.13 При выделении территориальных зон и установлении регламентов их использования необходимо учитывать также ограничения на градостроительную СП 42.13330.2011 деятельность, обусловленные установленными зонами особого регулирования. В их числе: зоны исторической застройки, историко-культурных заповедников; зоны охраны памятников истории и культуры; зоны особо охраняемых природных территорий, в том числе округа санитарной и горно-санитарной охраны; санитарно-защитные зоны; водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы; зоны залегания полезных ископаемых; зоны, имеющие ограничения для размещения застройки в связи с неблагоприятным воздействием природного и техногенного характера (сейсмика, сход лавин, затопление и подтопление, просадочные грунты, подрабатываемые территории и др.). 4.14 Санитарно-защитные зоны производственных и других объектов, выполняющие средозащитные функции, включаются в состав тех территориальных зон, в которых размещаются эти объекты. Допустимый режим использования и застройки санитарно-защитных зон необходимо принимать в соответствии с действующим законодательством, настоящими нормами и правилами, санитарными правилами, приведенными в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200, а также по согласованию с местными органами санитарно-эпидемиологического надзора. В районах, подверженных опасному воздействию природных и техногенных факторов, при зонировании территории поселений необходимо учитывать приведенные в настоящих нормах ограничения на размещение зданий и сооружений, связанные с длительным пребыванием большой численности людей. В районах сейсмичностью 7, 8 и 9 баллов зонирование территории поселений следует предусматривать с учетом сейсмического микрорайонирования. При этом под зоны жилой застройки следует использовать земельные участки с меньшей сейсмичностью. В районах, подверженных радиационному загрязнению территорий поселений, при зонировании необходимо учитывать возможность поэтапного изменения режима использования этих территорий после проведения необходимых мероприятий по дезактивации почвы и объектов недвижимости. 4.15 При составлении баланса существующего и проектного использования территории поселения за основу необходимо принимать зонирование территории, определяемое 4.6 настоящих норм, указывая в составе выделяемых территориальных зон соответствующие категории земель, установленные земельным законодательством Российской Федерации. В составе баланса существующего и проектного использования земель поселений необходимо выделять земли государственной собственности (федерального значения, субъектов Российской Федерации), муниципальной собственности, частной и иной собственности в увязке с данными градостроительного и земельного кадастров. 4.16 Планировочную структуру городских и сельских поселений следует формировать, предусматривая: Компактное размещение и взаимосвязь территориальных зон с учетом их допустимой совместимости; Зонирование и структурное членение территории в увязке с системой общественных центров, транспортной и инженерной инфраструктурой; Эффективное использование территорий в зависимости от ее градостроительной ценности, допустимой плотности застройки, размеров земельных участков; Комплексный учет архитектурно-градостроительных традиций, природноклиматических, историко-культурных, этнографических и других местных особенностей; СП 42.13330.2011 - эффективное функционирование и развитие систем жизнеобеспечения, экономию топливно-энергетических и водных ресурсов; - охрану окружающей среды, памятников истории и культуры; - охрану недр и рациональное использование природных ресурсов; - условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в соответствии с требованиями нормативных документов. В районах сейсмичностью 7, 8 и 9 баллов необходимо предусматривать расчлененную планировочную структуру городов, а также рассредоточенное размещение объектов с большой концентрацией населения и имеющих повышенную пожарную и взрывопожарную опасность. В исторических городах следует обеспечивать сохранение их исторической планировочной структуры и архитектурного облика, предусматривая разработку и осуществление программ и проектов комплексной реконструкции и регенерации исторических зон с учетом требований раздела 14. Организацию территории сельского поселения необходимо предусматривать в увязке с функциональной и планировочной организацией территории сельских муниципальных образований. 4.17 В крупнейших и крупных городах необходимо предусматривать комплексное использование подземного пространства для размещения в нем сооружений транспорта, предприятий торговли, общественного питания и коммунально-бытового обслуживания, зрелищных и спортивных сооружений, подсобно-вспомогательных помещений, сооружений инженерного оборудования, производственных и коммунально-складских объектов различного назначения. Размещение объектов в подземном пространстве допускается во всех территориальных зонах при выполнении санитарно-гигиенических, экологических и противопожарных требований, предъявляемых к данным объектам. 4.18 В районах, подверженных действию опасных и катастрофических природных явлений (землетрясения, цунами, сели, наводнения, оползни и обвалы), зонирование территории поселений следует предусматривать с учетом уменьшения степени риска и обеспечения устойчивости функционирования. В зонах с наибольшей степенью риска следует размещать парки, сады, открытые спортивные площадки и другие свободные от застройки элементы. В сейсмических районах функциональное зонирование территории следует предусматривать на основе микрорайонирования по условиям сейсмичности. При этом под застройку следует использовать участки с меньшей сейсмичностью в соответствии с требованиями СП 14.13330. В районах со сложными инженерно-геологическими условиями под застройку необходимо использовать участки, требующие меньших затрат на инженерную подготовку, строительство и эксплуатацию зданий и сооружений. 4.19 Планировочную структуру городских и сельских поселений следует формировать, обеспечивая компактное размещение и взаимосвязь функциональных зон; рациональное районирование территории в увязке с системой общественных центров, инженерно-транспортной инфраструктурой; эффективное использование территории в зависимости от ее градостроительной ценности; комплексный учет архитектурно-градостроительных традиций, природно-климатических, ландшафтных, национально-бытовых и других местных особенностей; охрану окружающей среды, памятников истории и культуры. Краткая аннотация от разработчика Актуализация и гармонизация с Еврокодами СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» Головной исполнитель – ЦНИИП градостроительства РААСН Целью актуализации СНиП 2.07.01-89* является приведение устаревших положений СНиП в соответствие с современными условиями, рыночным характером отношений субъектов градостроительной деятельности, с действующим законодательством РФ, включая «Градостроительный кодекс РФ» (ГК РФ), а также ФЗ «О техническом регулировании». Градостроительные нормативы направлены на улучшение качества городской среды, экономию материальных и энергетических ресурсов, обеспечение социальных гарантий для населения, включая доступность среды для маломобильных групп населения и инвалидов. Изменения, внесенные СНиП Введены новые разделы: 1. «Область применения»; 2. «Определения»; 3. «Нормативные ссылки». Раздел 4. «Концепция развития и общая организация территории городских и сельских поселений» Раздел откорректирован с учетом нового подхода к градостроительному зонированию, приведенному в ГК РФ. Исключены понятия и требования к формированию пригородных зон и зеленых зон городов в связи с отсутствием этих понятий в ГК РФ. В противном случае нормативный документ противоречил бы действующему федеральному закону. Раздел 5. «Жилые зоны» Раздел коренным образом переработан, начиная с названия. Термин «селитебная территория» исключен в ГК РФ. Введено новое понятие «жилая зона». Учитывая значительное социальное расслоение населения, при определении объемов и типов жилой застройки предлагается учитывать сложившуюся и прогнозируемую социально-демографическую ситуацию в регионе и отдельном городе. С учетом реально складывающихся экономических возможностей населения предлагаются разные по комфортности типы жилищ на первую очередь строительства и расчетный период. Рекомендуемые расчетные нормативы: для социального жилища – 20 м 2 /чел., для средних слоев населения – 30 м 2 /чел., для богатых слоев населения – 40 м 2 /чел., для очень богатых – 60 м 2 /чел. и выше. Приведенные средние показатели могут отличаться по субъектам РФ, а также муниципальным образованиям, и в расчетах следует применять уточненные показатели с учетом реального расслоения общества. Эти вопросы могут быть предметом разработки региональных градостроительных нормативов, а усредненные показатели на федеральном уровне могут рассматриваться как определенные ориентиры. Выбор типов жилой застройки также должен производиться с учетом социальных запросов и платежеспособности разных социальных слоев населения, демографии и состава семей, и определяться в региональных градостроительных нормативах. Выбор типов жилой застройки определяется наличием и качеством территориальных ресурсов для развития поселений, местными строительными материалами, покупательной способностью и социальными запросами различных групп населения. Дешевое социальное жилище должно быть многоэтажным и плотным, а жилище, предназначенное для других социальных групп населения, должно быть преимущественно малоэтажным, особенно в малых городских поселениях. Внесены уточнения по конкретным показателям и исключен тип «элитного» жилья. Таблица 2. Структура жилищного фонда, дифференцированного по уровню комфорта
Раздел 6. «Общественно-деловые зоны» (новый) В разделе приведены требования к формированию общественно-деловых зон в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. Раздел 7. «Параметры застройки жилых, общественно-деловых зон» (новый) В данном разделе привычные удельные нормы территории на 1 чел. (площадь озелененной территории микрорайона, размеры площадок различного функционального назначения) заменены на процент площади этих территорий от общей площади микрорайона (квартала). Это обусловлено тем, что в условиях дифференциации нормы жилищной обеспеченности на 1 чел., учета расслоения населения по уровням доходов, а соответственно и типов жилой застройки, реальное количество проживающего населения будет постоянно меняться. Поэтому процент незастроенных территорий как минимальный показатель будет гарантировать сохранение необходимого количества озелененных территорий в жилой зоне в процессе, так называемого доуплотнения («штучного» размещения жилых зданий в сложившейся застройке.) Данный подход связан и с новой концепцией нормирования плотности застройки, приведенной в Приложении 4. Впервые введены нормативы плотности «не более» . Приведенные показатели плотности согласованы с Госсанэпиднадзором РФ. При этом сохраняется предельная нормативная плотность населения микрорайона 450 чел./га (СНиП 2.07.01-89*) при расчетной жилищной обеспеченности 20 м 2 /чел. Раздел 8. «Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур» Данный раздел по названию и содержанию приведен в соответствие с Градостроительным кодексом РФ, а также учтены действующие санитарные нормы и правила. Раздел 9. «Зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий» Состав зон рекреационного назначения приведен в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. На наш взгляд, исключение из Градостроительного кодекса понятий «пригородная зона» и особенно «зеленая зона города» является ошибочным и может привести в будущем к серьезным последствиям. Раздел 10. «Учреждения и предприятия обслуживания» Введены новые расчетные показатели по размещению общеобразовательных школ, в том числе размещаемых в сельской местности. В Приложение 7 включен более расширенный состав учреждений медико-социального обслуживания, ориентированных на лиц старшей возрастной группы (ЛСВГ) и инвалидов, впервые сделана попытка ввести нормы размещения культовых учреждений (храмов). Более детальные нормативы должны быть разработаны на региональном и местном уровнях в соответствии с ГК РФ. Раздел 11. «Транспорт и улично-дорожная сеть» Уровень автомобилизации повышен до 350 автомобилей на 1000 чел. По отдельным регионам эти нормативы должны уточняться в региональных нормативных документах. Для крупнейших городов (свыше 1 млн. чел.) важной задачей является внедрение внеуличных видов скоростного транспорта облегченного типа (типа «легкого метро»). Изменен принцип расчета мест хранения автотранспорта. Введены новые расчетные показатели по размещению мест хранения автотранспорта – в зонах жилой застройки рекомендовано рассчитывать число машино-мест в зависимости от категории жилого фонда, определяя необходимое число по числу квартир. Введен обязательный минимум мест для подземного хранения автотранспорта для крупных и крупнейших городов.Определены максимальные расстояния пешеходных подходов от стоянок для временного хранения легковых автомобилей.Определено, что места для хранения автомобилей должны быть предусмотрены в границах земельных участков жилых домов. Раздел 12. «Инженерное оборудование» Введен новый подраздел «Дождевая канализация». Эта проблема является актуальной для многих городов, особенно подверженных периодическому затоплению и подтоплению (города Приморского края и др.). В целом действующие нормы соответствуют решению современных задач. Главной направленностью в совершенствовании инженерной инфраструктуры является обеспечение комплексного развития всей отрасли и внедрение новых технологий. Увеличены нормы накопления бытовых отходов. Раздел 14. «Охрана окружающей среды, памятников истории и культур ы» Корректировка раздела в основном касается приведения терминологии в соответствие с законодательными и нормативными документами, в том числе с Градостроительным кодексом РФ, ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Ряд поправок внесен по предложению Госсанэпиднадзора РФ, Министерства природных ресурсов РФ. Раздел 15. «Противопожарные требования» (новый) |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Икра кабачковая обжаренная Как сделать кабачковую икру на сковороде
- Расстрел толкование сонника Весть о расстреле мужа сонник
- Как потушить рыбу в сковороде
- Домашние алкогольные напитки из ягод и фруктов
- Религия христианство, её основы и суть Стадия актуальной эсхатологии
- Именины у федора по церковному
- Рецепт ткемали из сливы и алычи: классический способ и адаптированные варианты
- Морковный пп торт-чизкейк без муки, масла и сахара Низкокалорийный морковный пирог рецепт
- Секреты классификации бренди XO и VSOP
- Самые скверные и стервозные знаки зодиака