Главная - Декор маленьких площадей
Расчеты по ущербу и иным доходам. Расчеты по ущербу и иным доходам Счета-фактуры по операциям, не облагаемым НДС

А.Ю. Шихов,
редактор-эксперт Издательского Дома "Советник бухгалтера"

В конце ноября уходящего года Минфин России издал приказ, которым внес изменения сразу во все инструкции по учету и отчетности. Такого оригинального "подарка" бухгалтерам государственных и муниципальных учреждений в истории современного бухгалтерского (бюджетного) учета еще не было. Внесенные изменения нужно будет учесть как в отчетном 2016 году, так и при формировании учетной политики в 2017 году.

Одним ударом - семерых

На сайте Минфина России, в разделе "Документы", 25 ноября размещен приказ ведомства от 16.11.2016 № 209н (далее - Приказ № 209н), которым внесены изменения в следующие инструкции, регламентирующие бухгалтерский (бюджетный) учет и отчетность государственных и муниципальных учреждений, согласно приказам:
- от 01.12.2010 № 157н (Инструкция к Единому плану счетов);
- от 06.12.2010 № 162н (Инструкция к Плану счетов бюджетного учета);
- от 23.12.2010 № 183н (Инструкция к Плану счетов бухгалтерского учета автономных учреждений);
- от 16.12.2010 № 174н (Инструкция к Плану счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений);
- от 28.12.2010 № 191н (Инструкция по отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ);
- от 25.03.2011 № 33н (Инструкция по отчетности для бюджетных и автономных учреждений);
- от 30.03.2015 № 52н (Методические указания по применению форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета).
В момент подготовки этого номера журнала Приказ № 209н был направлен на государственную регистрацию в Минюст России.
За исключением отдельных положений, Приказ № 209н применяется при формировании показателей бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности за 2016 год.

Вслед уходящему году

Сразу заметим, что изменения в учет и отчетность, внесенные Приказом № 209н , достаточно важные. Однако они все согласуются с позицией Минфина России по тем или иным вопросам, которые высказывались ведомством в письмах в течение всего 2016 года и развивают их. При этом каких-то неожиданных и революционных изменений Приказ № 209н не привнес. Кроме того, часть изменений носит редакционный и технический характер.

Единый план

Уже при составлении отчетности за 2016 год бухгалтерам государственных и муниципальных учреждений необходимо учесть следующие изменения в Едином плане счетов:

- введены новые счета:

Комментарий

По подстатье 174 КОСГУ отражается финансовый результат от уменьшения (списания) суммы начисленных доходов в соответствии с законодательством. Например, постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 № 190 в 2016 г. заказчикам разрешалось списывать начисленные суммы неустоек (штрафов, пеней), если соблюдались определенные условия.

Для отражения кассовых поступлений и выбытий подстатья 174 КОСГУ не применяется. Иными словами, код 174 используется только для определения финансового результата от указанных операций в целях бюджетного учета:

Дебет КДБ 1 401 10 174 Кредит КДБ 1 205 ХХ 660, КДБ 1 209 ХХ 660 – уменьшены суммы начисленных доходов (в т.ч. денежных взысканий – штрафов, пеней, неустоек) при принятии решения в соответствии с законодательством о предоставлении скидок (льгот), списании (п. 120 Инструкции № 162н в новой редакции). Исключение составляет списание нереальной к взысканию задолженности.

В Отчете о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) данные по счету 1 401 10 174 отдельно не показываются. Вместе с тем они формируют итоговый результат по строке 090 (п. 96 Инструкции № 191н в новой редакции).

Для приведения в соответствие с Единым планом счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, план счетов бюджетного учета дополнен забалансовыми счетами 40 "Активы в управляющих компаниях", 42 "Бюджетные инвестиции, реализуемые организациями" (об изменениях, внесенных в Инструкцию № 157н , читайте ).

Перемещение должно быть обусловлено изменениями характеристик объекта. Примерами могут служить перевод помещения из жилого в нежилое по решению уполномоченного органа власти, перевод объекта из особо ценного в состав иного движимого имущества или наоборот.

Корреспонденции счетов в этом случае выглядят следующим образом:

№ п/п Содержание операции Корреспонденция счетов
дебет счета кредит счета
1 Отражено выбытие объекта основных средств из группы и (или) вида имущества по первоначальной стоимости КДБ 1 401 10 172 КРБ 1 101 ХХ 310
2 Списана амортизация, начисленная на объект основных средств КРБ 1 104 ХХ 410 КДБ 1 401 10 172
3 Принято на учет основное средство в состав соответствующей группы (вида) имущества КРБ 1 101 ХХ 310 КДБ 1 401 10 172
4 Принята к учету ранее начисленная по объекту амортизация КДБ 1 401 10 172 КРБ 1 104 ХХ 410

Обратите внимание, приведенные корреспонденции не предназначены для исправления ошибок, допущенных ранее в учете, например, когда имущество было отнесено к материальным запасам, но по своим критериям является основным средством.

В случае разукомплектации или частичной ликвидации основного средства его стоимость списывается с учета – в разрядах 24 – 26 номера счета аналитического учета счета 0 101 00 000 указывается код 410 КОСГУ (п. 10 Инструкции № 162н в новой редакции):

№ п/п Содержание операции Корреспонденция счетов
дебет счета кредит счета
1 Списана первоначальная стоимость основного средства в случае его разукомплектации КДБ 1 401 10 172 КРБ 1 101 ХХ 410
2 Списана начисленная амортизация при разукомплектации объекта основных средств КРБ 1 104 ХХ 410 КДБ 1 401 10 172
3 Принято на учет основное средство, полученное в результате разукомплектации КРБ 1 101 ХХ 310 КДБ 1 401 10 172
4 Принята к учету амортизация по объекту, полученному в результате разукомплектации КДБ 1 401 10 172 КРБ 1 104 ХХ 410
5 Списана остаточная стоимость части основного средства, подлежащая ликвидации КДБ 1 401 10 172 КРБ 1 101 ХХ 410
6 Списана амортизация ликвидируемой части основного средства КРБ 1 104 ХХ 410 КРБ 1 101 ХХ 410

Амортизация, ранее начисленная по разукомплектованному имуществу, распределяется между вновь принимаемыми к учету объектами. Решение о таком распределении принимает комиссия по поступлению и выбытию активов. Метод распределения устанавливается в учетной политике.

Материальные запасы, полученные в результате разукомплектации объектов нефинансовых активов, также следует принимать к учету в корреспонденции со счетом 1 401 10 172, а не 1 401 10 180, как было ранее. Соответствующие изменения внесены в п. 23 Инструкции № 162н .

Непроизведенные активы

Суммы задолженности по компенсации расходов учреждения в связи с реализацией требований законодательства отражаются по дебету счета 1 209 30 560 "Расчеты по компенсации затрат" и кредиту счета 1 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг" (п. 86 Инструкции № 162н в новой редакции). Обратите внимание, согласно изменениям, внесенным в приложение 2 к Инструкции № 162н, в разрядах 1 – 17 номера счета 1 209 30 000 в таких случаях указывается код КРБ.

Если контрагент не вернул аванс, а контракт (соглашение) с ним расторгнут, суммы финансовых требований по компенсации затрат государства к получателю авансовых платежей должны быть переведены в дебет счета 1 209 30 560 в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счетов 1 206 00 660, 1 208 00 660.

Расчеты по НДС

Счет 210 10 "Расчеты по налоговым вычетам по НДС" дополнен новым счетом аналитического учета 210 13 "Расчеты по НДС по авансам уплаченным". Дело в том, что в соответствии с п. 12 ст. 171 НК РФ у налогоплательщика, перечислившего аванс, предъявленные продавцом суммы НДС подлежат вычетам. В дальнейшем на момент отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) покупатель обязан восстановить в бюджет НДС, принятый к вычету с предоплаты (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Счет 42 применяют финансовые органы и органы по управлению имуществом, которые отражают расходы на предоставление бюджетных инвестиций по элементам видов расходов подгруппы 450 "Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам".

Финансовый результат

  • в случае превышения возврата доходов прошлых лет над суммой поступлений доходов отчетного финансового года (с учетом их возвратов), отражаемых по счету 17, соответствующие показатели по коду строки 171 показываются со знаком "минус";
  • в случае превышения возврата расходов текущего года, произведенных в кассу, над суммой выплат расходов в отчетном финансовом году, отражаемых по счету 18, соответствующие показатели по коду строки 181 показываются со знаком "минус".

Кроме того, Справка в составе Баланса дополнена строками для отражения данных по забалансовым счетам 40, 42 (строки 300, 310).

). В графе 1 разд. 1 указываются номера аналитических счетов, по которым на начало, на конец отчетного периода, на конец аналогичного периода прошлого финансового года отражены остатки и (или) обороты по увеличению (уменьшению) задолженности в отчетном периоде.

Дебиторская и кредиторская задолженность, которая числится на счетах бюджетного учета, отражается в Сведениях (ф. 0503169) по следующим правилам:

Показатели по счету 1 304 06 000 в Сведениях (ф. 0503169) по итогам финансового года отражаются после проведенных при завершении финансового года заключительных оборотов по счетам бюджетного учета.

Инструкция № 191н была дополнена новыми разделами:

  • VII – порядок представления бюджетной отчетности получателями, главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета;
  • VIII – порядок представления сводной (консолидированной) бюджетной отчетности органами управления государственными внебюджетными фондами;
  • IX – порядок представления органами, уполномоченными на формирование отчетности об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда консолидированной бюджетной отчетности.

Установлено, что получатели средств федерального бюджета представляют отчетность в вышестоящее учреждение средствами подсистемы "Учет и отчетность" государственной интегрированной информационной системы управления государственными финансами "Электронный бюджет". Определены также сроки представления отчетности.

На сайте Минфина России, в разделе «Документы», 25 ноября размещен приказ ведомства от 16.11.2016 № 209н , которым внесены изменения в следующие инструкции, регламентирующие бухгалтерский (бюджетный) учет и отчетность государственных и муниципальных учреждений, согласно приказам:

От 01.12.2010 № 157н (Инструкция к Единому плану счетов);

От 06.12.2010 № 162н (Инструкция к Плану счетов бюджетного учета);

От 23.12.2010 № 183н (Инструкция к Плану счетов бухгалтерского учета автономных учреждений);

От 16.12.2010 № 174н (Инструкция к Плану счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений);

От 28.12.2010 № 191н (Инструкция по отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ);

От 25.03.2011 № 33н (Инструкция по отчетности для бюджетных и автономных учреждений);

От 30.03.2015 № 52н (Методические указания по применению форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета).

В момент подготовки этого номера журнала Приказ № 209н был направлен на государственную регистрацию в Минюст России.

За исключением отдельных положений Приказ № 209н применяется при формировании показателей бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности за 2016 год.

О применении обновленной классификации ОС с 2017 года

Минфин России в письмах от 06.10.2016 № 03-05-05-01/58129 , от 08.11.2016 № 03-03-РЗ/65124 напомнил, что с 1 января 2017 года Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, будет действовать в новой редакции с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 № 640.

Внесение изменений в Классификацию основных средств не является основанием для изменения налогоплательщиком срока полезного использования введенных в эксплуатацию объектов основных средств.

Таким образом, в отношении основных средств, введенных в эксплуатацию до 1 января 2017 года, применяется срок полезного использования, определенный на дату принятия к налоговому учету амортизируемого имущества.

Коды по новому ОКВЭД2 в 2017 году

ФНС России в письме от 09.11.2016 № СД-4-3/21206@ напомнила, что 1 января заканчивается переходный период, в течение которого можно досрочно начать применять новый Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст), а старый ОКВЭД ОК 029-2001 с этой даты утратит силу.

Таким образом, в титульных листах налоговых деклараций и сведений за 2016 год, которые будут представляться в налоговый орган в 2017 году, необходимо указывать код по новому ОКВЭД2.

Если сотрудник заболел в отпуске и перенес его

В силу ч. 1 ст. 124 ТК РФ ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в случае его временной нетрудоспособности.

Таким образом, как отмечается в письме Минтруда России от 20.09.2016 № 14-2/В-899, в случае наступления страхового случая в период нахождения работника в ежегодном оплачиваемом отпуске выданный ему на этот период листок нетрудоспособности подлежит оплате в общеустановленном порядке.

Новая декларация по налогу на прибыль

ФНС России приказом от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@ утвердила новую форму декларации по налогу на прибыль, которая вводится в действие с 28 декабря 2016 года. Это означает, что начиная с отчетности за 2016 год все организации должны представлять декларацию по новой форме.

Новая форма расчета по страховым взносам за I квартал 2017 года

ФНС России приказом от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@ в целях реализации положений новой главы 34 «Страховые взносы» НК РФ утвердила форму расчета по страховым взносам, которая применяется с представления расчета по страховым взносам за I квартал 2017 года. Указанная форма будет применяться для всех страховых взносов, кроме взносов на травматизм, для которых утверждена отдельная форма, которая пока не применяется.

Когда спецоценка условий труда не нужна

Если при реорганизации работодателя или его структурных подразделений, сопровождающейся в том числе изменением штатного расписания, состава и наименований структурных подразделений, а также рабочих мест и профессий (должностей) работников, занятых на данных рабочих местах, новые рабочие места не вводились, а условия труда на существующих рабочих местах не изменились, внеплановую специальную оценку условий труда можно не проводить. Таково мнение специалистов Минтруда России в письме от 02.11.2016 № 15-1/ООГ-3847.

ФНС России о возможностях налогоплательщика

ФНС России в письме от 28.10.2016 № СА-16-9/216@ рассказала о появившейся у налогоплательщиков возможности приостановить исполнение решения ИФНС о доначислении налогов.

Также ведомство напомнило, что у налогоплательщиков есть возможность направить жалобу (апелляционную жалобу) и получить ответ по ней в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Счета-фактуры по операциям, не облагаемым НДС

По мнению Минфина России, высказанному в письме от 07.11.2016 № 03-07-14/64908 , составление счетов-фактур с отметкой «Без налога (НДС)» при реализации товаров (работ, услуг), освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии со статьей 149 НК РФ, не противоречит законодательству.

Изменение в план-график закупок

В случае если размещение извещения не требуется, внесение изменений в план-график закупок по каждому объекту закупки осуществляется не позднее чем за 10 дней до даты заключения контракта. Таким образом, по мнению Минэкономразвития России, изложенному в письме от 21.09.2016 № Д28и-2477 , соответствующий срок исчисляется в календарных днях, не включает в себя день внесения изменений в план-график (в том числе внесения новых позиций) и включает день размещения извещения (заключения контракта).

Резерв на оплату отпусков

Налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.

При этом, как подчеркивает Минфин России в письме от 25.10.2016 № 03-03-06/2/62147 , процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.

О печати в трудовой книжке

Минтруд России приказом от 31.10.2016 № 589н разъяснил применение Правил ведения и хранения трудовых книжек, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225. Указано, что проставление печати на первой странице трудовой книжки, вкладыше в нее осуществляется при наличии печати у организации. Если у организации ее нет, записи, внесенные в трудовую книжку сотрудника, заверяются подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек.

Контроль за соблюдением прав и интересов работников

Утверждены Рекомендации по осуществлению организациями Профсоюза работников здравоохранения РФ контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также за выполнением условий коллективных договоров, соглашений.

Рекомендации утверждены постановлением Президиума ЦК Профсоюза работников здравоохранения РФ от 04.10.2016 № 5-3 и подготовлены с целью выявления и предупреждения нарушений прав и законных интересов работников, обеспечения защиты их социально-трудовых прав.

Учет бюджетным учреждением расходов при исчислении налога на прибыль

К расходам, не учитываемым бюджетными учреждениями при определении налоговой базы по налогу на прибыль, относятся фактически осуществленные расходы, рассчитанные исходя из нормативов, которые должны покрываться за счет средств целевого финансирования в виде субсидий. Что касается расходов, произведенных сверх нормативных затрат, при условии, что данные расходы относятся и к деятельности, приносящей доход, и к уставной бюджетной деятельности, они подлежат распределению в соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ (письмо Минфина России от 13.10.2016 № 03-03-10/59757) .

Документы для получения страхового обеспечения

Минтруд России от 28.10.2016 № 585н скорректировал перечень документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом ФСС России о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 № 951н).

Указано, что если страхователь обратится в территориальный орган ФСС России за возмещением расходов на пособия по больничному и в связи с материнством за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, то нужно подавать форму 4-ФСС. Аналогичным образом возмещаются расходы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Округление в пользу работника

Минтруд России в письме от 18.10.2016 № 14-2/В-1045 разъяснил, что дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных условиях должен предоставляться в сроки, установленные для каждого работника графиком отпусков, а его продолжительность должна быть пропорциональна фактически отработанному во вредных условиях времени.

Дополнительный отпуск предоставляется работнику в полном объеме, если в данном рабочем году он фактически проработал во вредных условиях не менее 11 месяцев. Если отработано менее 11 месяцев, то дополнительный отпуск ему предоставляется пропорционально отработанному времени.

При определении количества календарных дней при предоставлении ему указанного отпуска за работу во вредных условиях количество календарных дней дополнительного отпуска округляется в пользу работника.

Изменения в порядок доведения ЛБО

Минфин России приказом от 28.10.2016 № 196н внес изменения в свой же приказ от 11.06.2009 № 51н, которым утвержден порядок доведения лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований. Приказ № 196н зарегистрирован в Минюсте России 22 ноября 2016 года за № 44391 и вступил в силу 4 декабря.

Формирование перечня ФГУ, оказывающих ВМП

Правительство РФ постановлением от 12.11.2016 № 1160 утвердило порядок формирования перечня федеральных государственных учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования, гражданам России.

Учреждение, претендующее на включение в него, представляет в ведомство заявку и необходимые документы не позднее 1 июня года, предшествующего году, на который он формируется.

Персональные данные в Справке 2-НДФЛ

Раздел 2 Справки по форме 2-НДФЛ «Данные о физическом лице - получателе дохода» должен быть заполнен налоговым агентом на основании данных документа, удостоверяющего личность налогоплательщика.

Подача сведений о доходах физического лица с указанием некорректных данных грозит работодателю штрафом по 500 руб. за каждую неправильную справку (ст. 126.1 НК РФ). Про это напомнила ФНС России в письме от 01.11.2016 № БС-4-11/20817.

Изменился порядок санкционирования расходов

Минфин России приказом от 07.10.2016 № 176н внес изменения в утвержденный приказом ведомства от 16.07.2010 № 72н Порядок санкционирования расходов федеральных бюджетных и автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных ОФК, и источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 и п. 1 ст. 78.2 Бюджетного кодекса РФ.

Приказом Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н (далее – Приказ Минфина РФ № 209н) внесены изменения в следующие нормативные акты (укажем лишь те, которые актуальны для автономных учреждений):

  • Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденную Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н (далее – Инструкция № 183н);
  • Инструкцию о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденную Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н (далее – Инструкция № 33н);
  • Инструкцию по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденную Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н);
  • Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (далее – Приказ Минфина РФ № 52н).

Автономные учреждения применяют новшества при формировании показателей бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности за 2016 год, за исключением отдельных положений. Положения, которые начнут применяться с 2017 года, поименованы в п. 8 Приказа Минфина РФ № 209н.

Расскажем об изменениях внесенных приказом в Инструкцию № 183н, которые представляют наибольший интерес для бухгалтеров автономных учреждений.

Изменения в Инструкции № 183н

Новшества, которые внесены Приказом Минфина РФ № 209 в Инструкцию № 183н, содержатся в приложении 1 к данному приказу. Они применяются автономными учреждениями при формировании показателей бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности за 2016 год. Рассмотрим их.

Структура номера счета

Пункт 3 Инструкции № 183н дополнен положением об отражении информации в 1 – 17‑м, 5 – 17‑м и 15 – 17‑м разрядах номеров отдельных аналитических счетов. Рассмотрим дополнение, внесенное в этот пункт:

Номер счета

Разряд номера счета

Информация, отражаемая в разрядах счета

Счет 0 100 00 000 «Нефинансовые активы» (за исключением счетов аналитического учета счетов 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы», 0 107 00 000 «Нефинансовые активы в пути», 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»), а также счет 0 201 35 000 «Денежные документы» и корреспондирующие с ними счета 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта» (0 401 20 241, 0 401 20 242, 0 401 20 270)

Отражаются нули (если иное не пре­дусмотрено целевым назначением имущества и (или) средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества)

Счет 4 210 06 000 «Расчеты с учредителем» и корреспондирующий с ним счет 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами»

Отражаются нули

Счет 0 207 00 000 «Расчеты по кредитам, зай­мам (ссудам)», отражающий сумму основного долга по кредитам, займам (ссудам)

Отражаются нули

Счет 0 301 00 000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам», отражающий сумму основного долга по кредитам, займам (ссудам)

Отражается аналитический код выбытия

Счет 0 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение»

Отражаются нули

Для получения дополнительной информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, а также в соответствии с требованиями органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющего в отношении автономного учреждения функции и полномочия учредителя, финансового органа публично-правового образования, из бюджета которого автономному учреждению предоставляются субсидии, в целях управленческого учета автономное учреждение в 1–17‑м разрядах номера счета, в котором Инструкцией № 183н предусмотрены нули, отражает в порядке, установленном его учетной политикой, соответствующие аналитические коды поступления (выбытия).

Изменение кадастровой стоимости земельного участка

Изменение кадастровой стоимости имущества земельного участка, ранее принятого к бухгалтерскому учету, отражается по дебету счета 0 103 11 000 в корреспонденции с кредитом счета 0 401 10 180 (в случае увеличения кадастровой стоимости земельного участка) (запись введена в п. 20 Инструкции № 183н). Если кадастровая стоимость земельного участка уменьшена, то корректировка стоимости производится той же бухгалтерской записью, только по методу «красное сторно» (записью со знаком «минус»).

Списание себестоимости услуги, работы, готовой продукции

Пункт 67 Инструкции № 183н дополнен бухгалтерской записью, устанавливающей отнесение фактической себестоимости выполненных работ, оказанных услуг на уменьшение финансового результата текущего финансового года (дебет счета 0 401 10 130 в корреспонденции с кредитом счета 0 109 60 000). Эта бухгалтерская запись применяется при формировании себестоимости услуги в рамках иной приносящей доход деятельности, в том числе медицинских услуг, предоставляемых застрахованным лицам в рамках базовой программы ОМС, медицинских услуг, предоставляемых женщинам в период беременности, женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период. В прежней редакции Инструкции № 183н п. 181 предусматривал отнесение себестоимости работ, услуг на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта» (0 401 20 211 – 0 401 20 213, 0 401 20 221 – 0 401 20 226, 0 401 20 271, 0 401 20 272, 0 401 20 290). Приказом Минфина РФ № 209н в п. 181 Инструкции № 183н счет 0 401 20 200 заменен на счет 0 401 10 130.

Доходы, получаемые учреждением в форме субсидий

В апреле 2016 года Минфин выпустил письмо (от 01.04.2016 № 02‑06‑07/19436), в котором разъяснил порядок отражения в учете бюджетных и автономных учреждений сумм доходов в форме субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в случае заключения соглашения о предоставлении такой субсидии в конце текущего финансового года на следующий год (соглашение о выделении субсидии на 2017 год заключено в декабре 2016 года). В этом же письме дана корреспонденция счетов по возврату остатков сумм субсидий (целевых субсидий и субсидий, выделенных учреждению на выполнение задания учредителя) в доход бюджета. Пункты 96, 97, 178, 180 Инструкции № 183н дополнены следующими корреспонденциями счетов:

Начисление доходов в сумме субсидий, предоставляемых в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, заключенными в текущем финансовом году между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и автономными учреждениями

Начисление доходов будущих периодов в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, предоставляемых в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным), в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, заключенными в текущем финансовом году между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и автономными учреждениями, в том числе в рамках отражения событий после отчетной даты

Признание доходами текущего (отчетного) периода ранее начисленных доходов будущих периодов в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания

Отражение задолженности автономного учреждения по возврату в доход бюджета неиспользованных остатков целевых субсидий прошлых лет в части остатков, потребность в которых подтверждена учредителем

Возврат неиспользованного остатка субсидии на иные цели (бюджетных инвестиций) прошлых лет

Начисление задолженности автономного учреждения по возврату в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ остатков субсидий, предоставленных на выполнение государственного (муниципального) задания, образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ)

Начисление задолженности автономного учреждения по возврату в доход бюджета остатков неиспользованных субсидий на иные цели, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, в случае выявления по результатам последующего государственного (муниципального) финансового контроля нарушений порядка использования указанных субсидий

Уменьшение суммы начисленных доходов, в том числе денежных взысканий (штрафов, пеней, неустоек), при принятии решения в соответствии с законодательством РФ об их уменьшении (списании, предоставлении скидок, льгот)

Абзац 12 п. 112 Инструкции № 183н дополнен основаниями, когда учреждения применяют корреспонденцию счетов: дебет счета 0 209 30 000 и кредит счетов 0 206 00 000, 0 208 00 000. Согласно новой редакции данный пункт следует применять при начислении задолженности по требованиям компенсации расходов учреждения получателями авансовых платежей (подотчетных сумм) в отношении произведенных предварительных оплат в рамках договоров (соглашений), а также по иным основаниям согласно законодательству РФ, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договора (соглашения), в том числе по результатам претензионной работы (решению суда).

Кроме того, данный пункт дополнен абзацем, устанавливающим, что суммы задолженности по компенсации расходов, понесенных автономным учреждением в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ, отражаются по дебету счета 0 209 30 000 в корреспонденции с кредитом счета 0 401 10 130.

Расчеты по НДС по уплаченным авансам

Пункт 115 Инструкции № 183н дополнен бухгалтерской записью, отражающей зачет суммы НДС, принятой к вычету по авансам (предварительным оплатам), перечисленным в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. Такая операция отражается по дебету счета 0 210 13 000 (счет введен в план счетов Приказом Минфина РФ № 209н и называется «Расчеты по НДС по авансам уплаченным») в корреспонденции с кредитом счета 0 210 12 000. Соответственно, уменьшение суммы НДС, подлежащей оплате в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ, на сумму налога по перечисленным предварительным оплатам в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, предъявленную продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, отражается по дебету счета 0 303 04 000 в корреспонденции с кредитом счета 0 210 13 000.

Изменения в Инструкции № 157н

Изменения в Инструкции № 157н приведены в приложении 5 к Приказу Минфина РФ № 209н. Пункт 8 данного приказа устанавливает, что новшества начинают применяться при формировании бухгалтерского учета и отчетности за 2016 год, за исключением п. 1.2, 2.18 – 2.28 приложения 5 к Приказу Минфина РФ № 209, которые вступают в силу при формировании учетной политики начиная с 2017 года.

События, наступившие после отчетной даты

Пункт 3 Инструкции № 157н дополнен новым абзацем, устанавливающим, что для соблюдения сроков представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) в связи с поздним поступлением первичных учетных документов информация о событии после отчетной даты не используется при формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности, информация об указанном событии и его оценке в денежном выражении раскрывается при представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности в пояснительной записке.

Кроме того, на сайте Минфина размещен проект Приказа «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «События после отчетной даты», из текста которого следует, что данный стандарт будет применяться государственными (муниципальными) учреждениями с 1 января 2018 года. В нем же сказано, что применение стандарта раньше этого срока допускается по согласованию с Минфином. Если стандарт используется при подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности за период, начавшийся до 1 января 2018 года, этот факт раскрывается в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности (то есть в пояснительной записке (ф. 0503760 или ф. 0503160)).

Учреждения могут воспользоваться проектом стандарта и привести порядок отражения событий после отчетной даты, установленной в учетной политике, в соответствие со стандартом.

Организация документооборота при ведении бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией

С целью минимизации расходов все больше и больше бюджетных учреждений передают ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии или сторонней организации. На ведение бухгалтерского учета заключается договор (соглашение). В соответствии с нормами п. 9 Инструкции № 157н лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг (соглашение о передаче полномочий) по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни. Положения этого пункта дополнены абзацем, устанавливающим, что правила ведения документооборота, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов, должны соответствовать утвержденному графику ведения документооборота для отражения в бухгалтерском учете. Технология обработки (представления (обмена)) учетной информации при условии ведения бухгалтерского учета и (или) составления на его основе отчетности по договору (соглашению) иным учреждением, организацией (централизованной бухгалтерией) устанавливается в порядке, предусмотренном договором (соглашением). То есть учреждение, заключая договор на ведение бухгалтерского учета со сторонней организацией, централизованной бухгалтерией, должно установить в нем:

  • правила документооборота (порядок и сроки передачи документов между сторонами договора (соглашения));
  • порядок обмена учетной информацией между сторонами договора (соглашения).

Исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бухгалтерского учета

В пункт 18 Инструкции № 157н добавлен новый абзац, устанавливающий, что по решению органа, осуществляющего в отношении государственного (муниципального) учреждения функции и полномочия учредителя, ошибка, обнаруженная до утверждения представленной этому органу бухгалтерской (финансовой) отчетности и требующая внесения изменений в регистры бухгалтерского учета (журналы операций), в зависимости от ее характера отражается субъектом учета последним днем отчетного периода:

  • дополнительной бухгалтерской записью;
  • бухгалтерской записью, оформленной по способу «красное сторно», и (или) дополнительной бухгалтерской записью.

Информация об указанных бухгалтерских записях и об изменении показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежит раскрытию в пояснительной записке (ф. 0503760), представляемой в составе уточненной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Здесь же отметим, что на сайте Минфина размещен проект Приказа «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Из текста проекта следует, что данный стандарт начнет применяться с 1 января 2018 года. Стандартом определен подробный порядок исправления в бухгалтерском учете и отчетности следующих ошибок:

  • ошибки отчетного периода, выявленной в ходе осуществления внутреннего контроля после даты подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности, но до предельной даты ее представления;
  • ошибки отчетного периода, выявленной в ходе камеральной проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности после предельной даты ее представления, но до даты ее принятия уполномоченным органом;
  • ошибки отчетного периода, выявленной в ходе осуществления внутреннего финансового контроля, внешнего финансового контроля, а также внутреннего контроля или внутреннего финансового аудита после даты принятия бухгалтерской (финансовой) отчетности, но до даты ее утверждения;
  • ошибки отчетного периода, выявленной после даты утверждения квартальной бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • ошибки отчетного периода, выявленной после даты утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств

Пунктом 20 Инструкции № 157н установлено, что инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится субъектом учета в предусмотренном им в рамках формирования учетной политики порядке с учетом положений законодательства РФ. Разрабатывая и устанавливая в учетной политике порядок проведения инвентаризации, учреждения руководствуются Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (далее – Методические указания).

Приказом Минфина РФ № 209н п. 20 дополнен положениями, устанавливающими случаи, когда проведение инвентаризации обязательно. Из пункта 2.7 Инструкции № 157н следует, что проведение инвентаризации обязательно (напомним, подобный перечень содержится в п. 1.5 Методических указаний и должен быть определен в учетной политике учреждения):

  • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
  • в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при смене материально ответственных лиц (на день приема-передачи дел);
  • при передаче имущества организации в аренду, управление, безвозмездное пользовании, а также выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);
  • в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или иными нормативными правовыми актами РФ.

Кроме того, в данном пункте теперь указано, когда в учете и отчетности отражаются результаты инвентаризации. Установлено, что результаты инвентаризации отражаются в учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация. Результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражаются в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Результаты инвентаризации реорганизуемого (ликвидируемого) субъекта учета отражаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляемой на дату его реорганизации, ликвидации учреждения, упразднения государственного органа (органа местного самоуправления).

Маркировка предметов мягкого инвентаря

Как установлено п. 118 Инструкции № 157н, предметы мягкого инвентаря маркируются материально ответственным лицом в присутствии руководителя учреждения или его заместителя и работника бухгалтерии специальным штампом несмываемой краской без порчи внешнего вида предмета с указанием наименования учреждения. А при выдаче предметов в эксплуатацию производится дополнительная маркировка с указанием года и месяца выдачи их со склада. Маркировочные штампы должны храниться у руководителя учреждения или его заместителя. Приказом Минфина РФ № 209н в этот пункт внесено дополнение, устанавливающее, что нет необходимости маркировать одежду и обувь для всех групп воспитанников организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Расчеты по ущербу и иным доходам

Расчеты по ущербу и иным доходам отражаются с помощью счета 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам». Согласно нормам п. 220 Инструкции № 157н данный счет предназначен для учета расчетов:

  • по суммам выявленных недостач, хищений денежных средств, иных ценностей, по суммам потерь от порчи материальных ценностей, других сумм причинного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами в установленном законодательством РФ порядке;
  • по суммам предварительных оплат не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда;
  • по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенных (не удержанных из заработной платы);
  • по суммам задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • по суммам излишне произведенных выплат;
  • по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ, при возникновении страховых случаев;
  • по суммам ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации.

Приказом Минфина РФ № 209 слова «по суммам ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации» заменены словами «по суммам ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации, а также по суммам компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ». То есть перечень случаев, для отражения которых применяется счет 0 209 00 000, дополнен новой ситуацией. В Пункт 220 Инструкции № 157н также добавлено положение о том, что счет 0 209 00 000 применяется в том числе при отражении компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ.

Расчеты по НДС

Пункт 224 Инструкции № 157н дополнен новым счетом 0 210 13 «Расчеты по НДС по авансам уплаченным». Посредством этого счета отражаются расчеты по суммам НДС, по перечисленным предварительным оплатам в счет предстоящих поставок товаров (выполненных работ, оказанных услуг), по передаче имущественных прав.

Санкционирование расходов

Единый план счетов бухгалтерского учета дополнен новыми счетами:

  • 0 502 03 000 «Принятые авансовые денежные обязательства»;
  • 0 502 04 000 «Авансовые денежные обязательства к исполнению»;
  • 0 502 05 000 «Исполненные денежные обязательства».

Они применяются с 1 января 2017 года. Несмотря на то, что Приказом Минфина РФ № 209н эти счета не внесены в План счетов бухгалтерского учета автономного учреждения, они применяются автономными учреждениями при отражении операций по санкционированию расходов. Здесь же отметим, что инструкции № 157н и 183н не содержат бухгалтерских записей для отражения операций по этим счетам. Мы предполагаем, что они должны быть такими:

В единой информационной системе размещено извещение о проведении закупки оборудования

Приняты расходные обязательства при заключении контракта

Уточнены суммы расходных обязательств при заключении контракта по результатам конкурсных процедур

Приняты к учету авансовые денежные обязательства

Приняты к исполнению авансовые денежные обязательства

Исполнены денежные обязательства

Приняты денежные обязательства в сумме окончательной оплаты по контракту

Исполнены денежные обязательства по контракту

Кроме новых счетов, в Инструкцию № 157н добавлены и новые понятия (п. 308 Инструкции № 157н):

  • авансовые денежные обязательства – обязанность учреждения уплатить в порядке предварительной оплаты (аванса) юридическому или физическому лицу определенные денежные средства в соответствии с условиями гражданско-правовой сделки до осуществления поставки необходимых товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • отложенные обязательства – обязательства учреждения, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов.

Учет отложенных обязательств ведется на счете 0 502 09 000, а отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода) учитываются на счете 0 502 99 000. Кредитовый показатель по счету 0 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)» отражает сумму отложенных обязательств автономных учреждений, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете автономных учреждений по данным обязательствам резерва предстоящих расходов (отложенных обязательств) (норма введена в п. 195 Инструкции № 183н).

Кроме того, интерес представляет и дополнение, внесенное в п. 312 Инструкции № 157н. Новым абзацем этого пункта установлено, что показатели (остатки) обязательств текущего финансового года (за исключением исполненных денежных обязательств), сформированные по результатам отчетного финансового года при завершении текущего финансового года, подлежат перерегистрации в году, следующем за отчетным финансовым годом.

Изменения в Инструкции № 33н

Приказом Минфина РФ № 209н внесены изменения в порядок заполнения справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах, отчеты (ф. 0503737, ф. 0503721, ф. 0503723) и сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769). Кроме того, положения Инструкции № 33н дополнены п. 8.1, которым установлен порядок исправления ошибок, обнаруженных учреждением, сообщения учредителем об ошибках, обнаруженных в ходе проведения камеральной проверки отчетности.

Ниже приведем обзор изменений, внесенных Приказом Минфина РФ № 209н в каждую из названных выше форм отчетности.

В справку о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах внесены изменения в части порядка заполнения строк 170 – 173 и 180 – 183 (п. 21 Инструкции № 33н). Напомним, что в этих строках отражаются показатели по забалансовым счетам 17 и 18. Изменения, внесенные в п. 21 Инструкции № 33н, соответствуют поправкам, внесенным Приказом Минфина РФ № 209н в п. 365 и 367 Инструкции № 157н. Они касаются отражения по забалансовым счетам 17 и 18 сумм возвратов расходов текущего года и прошлых отчетных периодов. Так, забалансовый счет 17 предназначен:

  • для аналитического учета поступлений денежных средств (за исключением поступлений от возврата расходов текущего финансового года) (отражаются по строке 170 справки);
  • для учета возврата излишне полученных доходов (доходов от авансов) (за исключением возврата субъектом учета остатков не использованных им субсидий (грантов) прошлых лет) (отражаются по строкам 172 и 173 справки). В случае превышения возвратов доходов прошлых лет над суммой поступлений доходов отчетного финансового года (с учетом их возвратов), отраженных по этому забалансовому счету, показатели отражаются по строке 171 со знаком «минус».

Забалансовый счет 18 предназначен:

  • для аналитического учета выбытий денежных средств (за исключением выбытий, которые отражаются по забалансовому счету 17) (указываются в строке 180, при этом выбытия по возврату остатков субсидий (грантов) прошлых лет отражаются по строке 181 справки);
  • для учета возврата расходов (излишне произведенных перечислений) текущего года с банковских счетов субъекта учета, с лицевого счета, открытого ему органом Федерального казначейства (финансовым органом), со счета операций с наличными денежными средствами, а также из кассы субъекта учета (отражаются по строкам 182 и 183 справки).

Операции по возврату расходов (выплат источников финансирования дефицита бюджета, за исключением денежных средств) текущего года, учтенных на соответствующих счетах аналитического учета счета 18 «Выбытия денежных средств», отражаются со знаком «минус».

В отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) Приказом Минфина РФ № 209н п. 42, 43, 44 Инструкции № 33н дополнены информацией об отражении в разделах формы сумм возвратов, в том числе возврата остатков сумм субсидий (грантов). Так, данные по кассовым поступлениям доходов (с учетом их возврата, за исключением возврата остатков субсидий (грантов) прошлых лет) отражаются по графе 5 («Исполнено плановых назначений через лицевые счета учреждения») разд. 1 «Доходы учреждения». Возврат остатков субсидий (грантов) прошлых лет отражается в разд. 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» по строке 592 и в разд. 4 «Сведения о возвратах остатков субсидий и расходов прошлых лет» по строке 910.

Кроме того, порядок заполнения графы 6 «Исполнено плановых назначений через банковские счета» разд. «Источники финансирования дефицита средств учреждения» дополнен информацией о том, что по этой графе приводятся данные по счету 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам».

В отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503721) внесены изменения, касающиеся формирования показателя по строке 090 «Доходы от операций с активами». По ней отражается сумма данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 401 10 170 «Доходы по операциям с активами» (0 401 10 171 – 0 401 10 174) (новые положения п. 53 Инструкции № 33н). В действующей редакции Инструкции № 33н эта строка определяется как сумма строк 091, 092 и 099.

Приказом Минфина РФ № 209н скорректированы сроки составления отчета о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723). Начиная со следующего года отчет будет формироваться по состоянию на 1 июля и 1 января года, следующего за отчетным (то есть будет включаться в состав годовой и полугодовой отчетности). Кроме того, порядок заполнения данной формы дополнен следующей информацией:

  • по строке 122 отражаются доходы в виде грантов, при этом возврат остатков грантов прошлых лет при формировании показателя строки не учитывается;
  • по строкам 501 и 502 не учитываются обороты по счету 0 201 22 000 «Денежные средства учреждения, размещенные на депозиты в кредитной организации».

Изменения, внесенные Приказом Минфина РФ № 209н в Инструкцию № 33н, в основном касаются порядка заполнения разд. 1 таблицы пояснительной записки (ф. 0503760) «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769)» (далее – сведения (ф. 0503760)). При этом разд. 3 «Аналитическая информация о движении просроченной дебиторской, кредиторской задолженности» исключен из формы. В разделе 1 сведений (ф. 0503760) изменены наименования граф 5 – 8 формы, уточнено понятие «неденежные расчеты», применяемое для заполнения этой таблицы, а также внесена дополнительная информация в порядок заполнения граф разд. 1.

Автономные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера, №1, 2017 год

Расчеты по ущербу и иным доходам

Источник: Журнал "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение"

В хозяйственной деятельности учреждений порой имеют место быть факты хищения, недостач и иного ущерба. В соответствии с Инструкцией № 157н они подлежат отражению на счете 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам». Приказом Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н внесены изменения в данную инструкцию, которые коснулись в том числе указанного счета. В статье рассмотрим, какие именно факты хозяйственной жизни государственных (муниципальных) учреждений и в каком порядке следует отражать с помощью данного счета.

Общий порядок учета по ущербу

Вследствие принятых изменений в Инструкцию № 157н счет 209  00 «Расчеты по ущербу и иным доходам» стал иметь более широкое применение. Так, кроме учета на нем расчетов по суммам выявленных недостач, хищений иных ценностей, по суммам потерь от порчи материальных ценностей, других сумм причиненного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами в законодательством РФ порядке, на данном счете подлежат учету расчеты (п. 220 Инструкции №  157н ):

  • по суммам предварительных оплат, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда;
  • по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенным (не удержанным из заработной платы);
  • по суммам задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • по суммам излишне произведенных выплат;
  • по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ, при возникновении случаев;
  • по суммам ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации.

Ранее при определении размера ущерба, причиненного недостачами, хищениями, исходили из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под рыночной стоимостью понималась сумма денежных средств, которая могла быть получена в результате продажи указанных активов.

Теперь для определения размера ущерба применяется текущая восстановительная стоимость, под которой понимается сумма денежных средств, необходимая для восстановления утраченных активов.

Факты выявленных недостач, хищений и иного ущерба могут быть сразу отнесены на счет виновных лиц, если они установлены и признают их. На суммы ущерба, не признанные виновными лицами к возмещению, оформленные в установленном порядке материалы передаются для предъявления гражданского иска либо возбуждения в установленном порядке уголовного дела. Суммы предъявленного к возмещению ущерба уточняются в соответствии с решением суда, исполнительным листом, либо по иным основаниям согласно законодательству РФ.

Во всех случаях выявленные недостачи и ущерб подтверждаются результатами инвентаризации (п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и обязательств , утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 №  49 ).

К счету 209  00 открыты аналитические группы синтетического счета объекта учета:

  • 30 «Расчеты по компенсации затрат»;
  • 40 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»;
  • 70 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам»;
  • 80 «Расчеты по иным доходам».

Рассмотрим, какие расчеты отражаются на каждом из них. Для этого воспользуемся также проектами изменений в инструкции №  162н , 174н и 183н , которые размещены на сайте Минфина.

На счете 209  30  000 «Расчеты по компенсации затрат» отражаются:

  • суммы ущерба по произведенным предварительным оплатам в рамках государственных (муниципальных) договоров на нужды учреждения, иным соглашениям, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, ведении претензионной работы;
  • суммы ущерба по задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний;
  • суммы ущерба в виде задолженности бывших работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • суммы ущерба, подлежащего возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, оплата судебных издержек).

На счете 209  40  000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия» следует отражать:

  • суммы ущерба в виде начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения;
  • суммы расходов, связанных с судопроизводством.

Расчеты по ущербу имуществу государственных (муниципальных) учреждений отражаются на счетах:

- 209  71  000 «Расчеты по ущербу основным средствам»;

- 209  72  000 «Расчеты по ущербу нематериальным активам»;

- 209  73  000 «Расчеты по ущербу непроизведенным активам»;

- 209  74  000 «Расчеты по ущербу материальным запасам».

Расчеты по прочему ущербу иному имуществу учреждений отражаются на счетах:

- 209  81  000 «Расчеты по недостачам денежных средств»;

- 209  82  000 «Расчеты по недостачам иных финансовых активов»;

- 209  83  000 «Расчеты по иным доходам».

Следует пояснить, что на счете 209  83  000 подлежат учету расчеты по иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на счетах расчетов 205  00 «Расчеты по доходам».

Согласно п. 222 Инструкции №  157н аналитический учет по счету 209  00 ведется в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе лиц, за возмещение причиненного ущерба (виновных лиц), виду имущества, и (или) сумм ущерба, в том числе по выявленным хищениям, недостачам.

Для отражения ущерба предлагаются следующие корреспонденции счетов:

Казенное учреждение

(Инструкция № 162н)

Бюджетное учреждение

(Инструкция № 174н)

Автономное учреждение

(Инструкция № 183н)

Начисление задолженности по ущербу в части компенсации затрат

1 209 30 560

1 401 10 130

0 209 30 560

0 401 10 130

0 209 30 000

0 401 10 130

Начисление задолженности по ущербу в части сумм принудительного изъятия

1 209 40 560

1 401 10 140

0 209 40 560

0 401 10 140

0 209 40 000

0 401 10 140

Начисление задолженности по недостачам (хищениям) основных средств

1 209 71 560

1 401 10 172

0 209 71 560

0 401 10 172

0 209 71 000

0 401 10 172

Начисление задолженности по недостачам (хищениям) нематериальных активов

1 209 72 560

1 401 10 172

0 209 72 560

0 401 10 172

0 209 72 000

0 401 10 172

Начисление задолженности по недостачам (хищениям) непроизведенных активов

1 209 73 560

1 401 10 172

0 209 73 560

0 401 10 172

0 209 73 000

0 401 10 172

Начисление задолженности по недостачам (хищениям) материальных запасов

1 209 74 560

1 401 10 172

0 209 74 560

0 401 10 172

0 209 74 000

0 401 10 172

Начисление задолженности по недостачам (хищениям) денежных средств в кассе

1 209 81 560

1 201 34 610

0 209 81 560

0 201 34 610

0 209 81 000

0 201 34 000

Начисление задолженности по недостачам (хищениям) денежных средств в со счета в организации

1 209 81 560

1 201 27 610

0 209 81 560

0 201 27 610

0 209 81 000

0 201 27 000

Начисление задолженности по недостачам (хищениям) денежных документов, иных финансовых активов

1 209 82 560

1 401 10 172

0 209 82 560

0 401 10 172

0 209 82 000

0 401 10 172

Начисление задолженности по иным доходам, не отраженным по счету 205 00*

1 209 83 560

1 401 10 180

0 209 83 560

0 401 10 180

0 209 83 000

0 401 10 180

Начисление восстановленной задолженности неплатежеспособных дебиторов по выявленным недостачам, хищениям, потерям, ранее списанным на забалансовый учет

1 209 30 560

1 209 40 560

1 209 70 560

1 209 80 560

1 401 10 173

0 209 30 560

0 209 40 560

0 209 70 560

0 209 80 560

0 401 10 173

0 209 30 000

0 209 40 000

0 209 70 000

0 209 80 000

0 401 10 173

Одновременно списывается восстановленная задолженность с забалансового счета

* На момент написания статьи в проектах изменений инструкций № 162н, 174н, 183н, размещенных на сайте Минфина, корреспонденций со счетом 209  83  000 не пре­дусмотрено.

Возмещение ущерба, причиненного учреждению, отражается в учете следующим образом:

Казенное учреждение

(Инструкция № 162н)

Бюджетное учреждение

(Инструкция № 174н)

Автономное учреждение

(Инструкция № 183н)

Поступление денежных средств от виновных лиц в возмещение ущерба

1 201 34 510

1 210 02 000

1 303 05 830

1 201 21 510

1 209 30 660

1 209 40 660

1 209 70 660

1 209 80 660

0 201 34 510

0 201 11 510

0 209 30 660

0 209 40 660

0 209 70 660

0 209 80 660

0 201 34 000

0 201 11 000

0 201 21 000

0 209 30 000

0 209 40 000

0 209 70 000

0 209 80 000

Возмещение ущерба виновными лицами в натуральной форме

1 401 10 172

1 209 70 660

1 209 82 660

0 401 10 172

0 209 70 660

0 209 82 660

0 401 10 172

0 209 70 000

0 209 82 000

Возмещение ущерба виновным лицом путем удержания из заработной платы (иных выплат)

1 304 03 830

1 209 30 660

1 209 40 660

1 209 70 660

1 209 80 660

0 304 03 830

0 209 30 660

0 209 40 660

0 209 70 660

0 209 80 660

0 304 03 000

0 209 30 000

0 209 40 000

0 209 70 000

0 209 80 000

Списание задолженности по ущербу с баланса в связи с неустановлением виновных лиц

1 401 10 172

1 209 30 660

1 209 40 660

1 209 70 660

1 209 80 660

0 401 10 172

0 209 30 660

0 209 40 660

0 209 70 660

0 209 80 660

0 401 10 172

0 209 30 000

0 209 40 000

0 209 70 000

0 209 80 000

Списание задолженности по ущербу с баланса в связи с приостановлением предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания, признанием виновного лица неплатежеспособным

1 401 10 173

1 209 30 660

1 209 40 660

1 209 70 660

1 209 80 660

0 401 10 173

0 209 30 660

0 209 40 660

0 209 70 660

0 209 80 660

0 401 10 173

0 209 30 000

0 209 40 000

0 209 70 000

0 209 80 000

Одновременно задолженность по ущербу отражается по забалансовому счету

Причинение ущерба учреждению культуры

Для большинства учреждений культуры сохранность имущества имеет особое значение и в некоторых случаях его утрата может стать невосполнимой потерей (утрата музейных ценностей, редких экземпляров книг и т. п.). Но стоит отметить, что объекты имущества, включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, Архивного фонда РФ или национального библиотечного фонда, не являются собственным имуществом учреждений культуры (ст. 16 Федерального закона №  54‑ФЗ ). Они закрепляются за государственными музеями, иными государственными учреждениями на праве оперативного управления.

В бухгалтерском учете они не отражаются, хотя эти учреждения обязаны обеспечить:

  • физическую сохранность и безопасность музейных предметов и музейных коллекций;
  • ведение и сохранность учетной документации, связанной с этими музейными предметами и музейными коллекциями;
  • использование музейных предметов и музейных коллекций в научных, культурных, образовательных, творческо-производственных целях.

Рассмотрим, как отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете ситуации, когда причиняется ущерб имуществу самого учреждения. Особенности учета будут связаны с тем, установлено или нет виновное в причинении ущерба лицо.

В бюджетном учреждении Доме культуры обнаружили пропажу музыкальной аппаратуры балансовой стоимостью 120 000 руб. Ее остаточная стоимость 60 000 руб. Она включена в состав особо ценного учреждения по основной деятельности. Лицо, причинившее ущерб, в настоящий момент не установлено. По факту кражи ведется следствие и окончательное процессуальное решение еще не принято. учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых активов восстановительная стоимость утраченного имущества установлена в размере 140 000 руб.

Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минфина РФ от 18.10.2012 № 02‑06‑10/4354 , доходы от возмещения ущерба являются собственными доходами бюджетного учреждения и учитываются по коду вида деятельности 2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения).

Данные обстоятельства в учете бюджетного учреждения будут отражены следующим образом:

Сумма, руб.

Списана музыкальная аппаратура

в сумме начисленной амортизации

4 104 24 410

4 101 24 410

в сумме остаточной стоимости

4 401 10 172

4 101 24 410

Отражена сумма причиненного ущерба

2 209 71 560

2 401 10 172

Списана задолженность по ущербу с баланса в связи с неустановлением виновных лиц с одновременным отнесением на забалансовый учет

2 401 10 172

2 209 71 660

Сотрудник автономного учреждения культуры подал заявление об увольнении с 17 ноября 2014 года. Перед этим им был получен аванс за первую половину месяца. В сентябре данному сотруднику был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск, но им не был отработан весь год и часть отпуска ему была предоставлена и оплачена авансом. При проведении окончательного расчета с данным сотрудником установлено, что из‑за выплаты отпускных авансом за ним образовалась задолженность в размере 5 000 руб. Удержать из окончательного расчета данную сумму не возможно, так как аванс уже получен. Заработная плата выплачивалась за счет средств от приносящей доход деятельности. Задолженность возмещена бывшим работником путем внесения наличных денежных средств в кассу учреждения.

Данные операции могут быть отражены следующим образом:

Отражение в отчетности расчетов по ущербу

Согласно п. 56 Инструкции №  33н сведения о задолженности по ущербу, причиненному имуществу, представляются в составе пояснительной записки к годовой отчетности по форме 0503776. В составе годовой бюджетной отчетности представляются сведения о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей по форме 0503176 (п. 152 Инструкции №  191н ).

Порядок отражения показателей в данных формах идентичный. В них представляются обобщенные за отчетный период аналитические данные об объемах ущерба и хищений имущества учреждения на основании соответствующих аналитических счетов счета 0  209  00  000 «Расчеты по ущербу и иным доходам».

Показатели, отраженные в данных формах, должны быть подтверждены соответствующими регистрами бухгалтерского учета.

В них представляется информация о наличии задолженности на начало года, установлении и уменьшении ущерба в течение года и остаток задолженности на конец года.

В графе 3 указываются итоговые данные по изменениям расчетов по ущербу имуществу.

В графах 4, 5 формы 0503776 указываются данные по изменениям расчетов по ущербу имуществу (по деятельности с целевыми средствами, деятельности по оказанию услуг (работ) соответственно).

В графах 4, 5 формы 0503176 указываются данные по изменениям расчетов по ущербу имуществу в разрезе бюджетной деятельности и средств, полученных во временное распоряжение.

Кроме этого, показатели граф 4, 5 по строке 010 формы 0503776 должны соответствовать показателям граф 3, 4 по строке 320 баланса (ф. 0503730), а показатели граф 4, 5 по строке 060 формы 0503776 должны соответствовать показателям граф 7, 8 по строке 320 баланса (ф. 0503730) (п. 73 Инструкции №  33н ).

Показатели, отраженные в графах 4, 5 по строке 010 формы 0503176, должны соответствовать идентичным показателям, отраженным в соответствующих графах «На начало года» по строке 320 баланса (ф. 0503130).

Показатели, отраженные в графе 4, 5 по строке 060 формы 0503176, должны соответствовать идентичным показателям, отраженным в соответствующих графах «На конец отчетного периода» по строке 320 баланса (ф. 0503130) (п. 171 Инструкции №  191н ).

Различные виды ущерба, причиненного учреждению, отражаются на счете 209  00 «Расчеты по ущербу и иным доходам». С внесением изменений в Инструкцию № 157н данный счет может применяться для более широкого круга операций, но особенности такого применения в инструкциях № 162н, 174н и 183н еще не утверждены. Автором предложены корреспонденции счетов из проектов названных инструкций, размещенных на сайте Минфина. Расчеты по ущербу подлежат отражению в годовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Федеральный закон от 26.05.1996 № 54‑ФЗ «О музейном фонде Российской федерации и музеях Российской Федерации».

Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об бюджетной системы РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12. 2010 № 191н.

 


Читайте:



» «Наша Масленица, ты широкая, в детский сад к нам пришла и весну принесла!

» «Наша Масленица, ты широкая, в детский сад к нам пришла и весну принесла!

Оксана Перерва Сценарий развлечения «Масленица» в старшей группе Цель : продолжать знакомить детей с народными праздниками, создать бодрое...

Значение слова стрешневы в краткой биографической энциклопедии

Значение слова стрешневы в краткой биографической энциклопедии

СТРЕШНЕВ МАКСИМ ФЕДОРОВИЧ. Ум. в 1657. Был несколько лет воеводой в Верхотурье. В 1629 приобрел у Поместного приказа находившиеся к югу от Москвы...

Мужчина-крыса - женщина-тигр

Мужчина-крыса - женщина-тигр

В этой теме: Характер рожденных в Год Тигра Это сильные личности, бунтари или руководители. Их трудно заставить подчиняться, зато руководят они...

Договор банковского вклада для физических лиц

Договор банковского вклада для физических лиц

Договор депозитного вклада (для физических лиц) гор.__________________ " "_________________20___г. Коммерческий банк "_______" (условно),...

feed-image RSS